Народная культура выражается средствами художественной литературы. Через литературу учащиеся могут приобщаться к разным аспектам художественного творчества. Мы рассмотрим воспитательное действие образов искусства на студентов-музыкантов на примере романа Д. Рубиной «Белая голубка Кордовы».
Тема искусства в художественной литературе – часть большого проекта «Потенциал современных писателей для духовно-нравственного развития студентов», разрабатываемого для учащихся 2-го курса музыкального колледжа (11 класс). Специфика преподавания литературы студентам нефилологических специальностей связана с профессиональными навыками обучаемых (применительно к студентам музыкальных специальностей можно выделить условно две группы с различным читательским опытом: 1) духовые и струнные инструменты; вокалисты, пианисты и хоровые дирижеры). Мы считаем, что для студентов творческих специальностей программу можно разнообразить, включая в нее произведения, развивающие художественный вкус, имеющие профориентационное значение (при этом, важна не профессия, а тяга к ней, вдохновение, которое испытывает главный герой, приближаясь к занятию искусством). Конечно, это можно делать с учащимися любых специальностей. Однако, именно в специализированных колледжах, где литература не является обязательным предметом и по ней не обязательно сдавать ЕГЭ, открываются разнообразные возможности для знакомства студентов, например, с образами искусства в романах Дины Рубиной или с образом «священного мусора» воспоминаний в романах Л. Улицкой.
Творчество Дины Рубиной, как нам кажется, вообще должно быть интересным будущему музыканту уже потому, что она сама имеет музыкальное образование и очень многие герои ее произведений играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют причем, профессионально. (в той же «Белой голубке Кордовы» изображен испанский танец неожиданно обретенной родственницы главного героя; в «Синдроме Петрушки» – искусство изготовления кукол-Петрушек и корни «петрушечной» традиции, разнообразные виды театральных кукол; в романе «Русская канарейка» – классические оперные арии, романсы, песни канареек).
Роман «Белая голубка Кордовы» посвящен таинствам работы художника-реставратора. Параллельно развивается детективный сюжет об убийстве Андрюшки, лучшего друга главного героя (тонкая грань между добром и злом, в которой не так легко разобраться, и которая заставляет рассматривать образ главного героя разносторонне). Детективный сюжет, некоторая доля мистики, а иногда и фантастики (выехавшая в параллельную реальность мотоциклистка в романе Д. Рубиной «Почерк Леонардо») можно рассматривать не только как коммерческий ход, но и как условие, при котором современную молодежь можно заинтересовать чтением объемной книги. Характерные для автора недомолвки, сложные переплетения сюжетных линий при одной магистральной, держат внимание читателя в напряжении. При этом книги Д. Рубиной написаны языком, близким к разговорному, насыщенным бытовыми подробностями, приметами эпохи, различными культурологическими сведениями, изложенными просто и красиво, легким росчерком пера.
О чем бы ни рассказывала Рубина в связи с профессиональными качествами своего главного героя, все это выходит у нее объемно, красиво, захватывающе. У ее героя даже воспоминания художественны: «Но его беспощадная память хранила все в незыблемом порядке, как краски и инструменты в его мастерской, и при случае снимала с неожиданных, к слову или к мысли подвернувшихся полочек то одну, то другую картину того страшного дня. И тогда – будто рука реставратора расчищала холст – перед ним возникало бледное мамино лицо…» [1, 362]. Захар не просто думает об искусстве, живет искусством, но вся его жизнь, как показывает автор, наполнена искусством и ведет его в совершенно определенном направлении – к разгадке тайны своего происхождения.
Д. Рубина погружает читателя в атмосферу профессии художника, в ее особую терминологию, в важный для художника период его учебы и становления, в технику выполнения особенно виртуозных произведений, в историю живописи, в тайны картинной галереи Ватикана и т. п. Вслед за писательницей, например, читатель отмечает художественные детали картины, которую рассматривает в итальянском кафе Захар Кордовин и размышляет, что ее можно приписать Эль-Греко: «Грязноватая тьма пожелтевшего лака у него за спиною сожрала то ли громаду скалы, то ли развалины замка. В левой руке он держал длинный жезл, навершие которого украшало что-то смутно белеющее: тряпица… цветок или птица, – это уж расчистка покажет, – как и то – почему, собственно, святой, монах или кто там он есть – обращает взгляд не вверх, к Всевышнему, а прямо сюда, к нам – будто хочет призвать к некоему свидетельству или сам свидетельствовать о чем-то)» [1, 322].
Захар Кордовин – эксперт, художник, но скрывает, что он пишет картины (делает вид, что у него артрит правой руки, чтобы никто не заподозрил, что он выдает за старинные картины свои собственные работы). Постепенно мы узнаем по сюжету, что он перестал официально писать картины после того, как его не приняли в союз художников за полотна, на которых были изображены сцены винницкой жизни (цикл «Иерусалимка») [1, 497]. Это гонимый каким-то странным роком, странной судьбой человек, который получает постоянно какие-то странные знаки (то святой на картине Эль-Греко похож на него, то внезапное перемещение в Кордову и встреча с родственницей, находка второго субботнего кубка, который был увезен братом его отца в Кордову).
Таким образом, романы Д. Рубиной могут служить воспитательным целям приобщения молодежи к искусству. Главные герои ее книг представляют собой примеры того, как человек находит себе в жизни занятие по душе, как его сама жизнь к этому подталкивает. Дина Рубина показывает, вскрывает тайные связи событий, того, как сама жизнь подталкивает героя к сознательному выбору профессии и помогает в его осуществлении. На наш взгляд, такие романы способствуют выработке у студентов серьезного взгляда на выбор профессии, на ответственность, которую этот выбор налагает на их жизнь. Кроме того, романы Д. Рубиной развивают интерес студентов к самым разным сферам культуры и искусства, которыми увлечены ее герои. А это способствует развитию у студентов духовно-нравственной культуры, связанной с национальной почвой.
ЛИТЕРАТУРА
Рубина Д. Белая голубка Кордовы. – М.: Эксмо, 2014. – 704 с.