В современном обществе обрядовая культура инициации затрагивает многие сферы общественной жизни. Особенно интересны для исследования обряды посвящения среди молодежи (студенчества), так как они находятся в стадии постоянного поиска и эксперимента.
Студенчество, как отдельная субкультура, занимает особое, значимое место в современном обществе. В период студенчества перед человеком ставится важная задача самоопределения, формирования гражданской позиции, мировоззрения и идеологии. Естественно, что в этом процессе любое происходящее вокруг действие играет решающую роль. Так, на протяжении студенческих лет большое значение приобретают разного рода празднества, сопровождающие их обычаи и традиции, оказывающие воздействие на воспитание мировоззрения и ценностных ориентиров среди молодежи. Таким образом, необходимость изучения обрядового оформления студенческих праздников становится очевидной.
Праздники и обряды, как и вообще театрализованные формы досуговой деятельности, представляют собой вид духовно-практической и предметно-прикладной деятельности, который «опредмечивает» конкретные идеи общества, систему его социальных ценностей. В ходе обряда личностью познаются внешние законы и правила социума, устанавливаются определенные рамки поведения, выявляется система авторитетов, налаживаются коммуникации на основе принятой социальной иерархии, определяется отношение к руководству, организации, другим членам группам.
Кроме того, обрядовая составляющая инициации часто способствует формированию чувства коллективизма, организационной культуры, определению ориентиров взаимоотношений с группой, социального статуса, необходимых для учебы/творчества/работы личностных качеств и профессиональных навыков.
Для аудитории более старшего возраста в ходе посвятительных церемоний зачастую определяются такие понятия, как «будущее» (планирование), «настоящее» (приоритеты, необходимые здесь и сейчас), «прошлое» (уважение к возрасту, потребность в рационализации последовательных действий), «частное» (уважение личных владений и частной собственности) и др.
Обряды инициации являются важным фактором социализации личности. Одним из важных этапов реализации одной из фаз социализации является обучение в вузе, где происходит подготовка индивида к самостоятельной профессиональной деятельности.
Учащиеся высших учебных заведений отмечают, что процесс адаптации достаточно труден и длителен. Известно, что студенческая жизнь включает в себя не только учебный процесс, но и вхождение в новый коллектив, большую самостоятельность, новую социальную роль, часто – новые условия жизни (например, проживание в общежитии).
Высшие учебные заведения организовывают и проводят различные мероприятия, нацеленные на сплочение и раскрепощение студенческого коллектива. Почетное место в студенческом праздничном календаре занимают Дни первокурсника, Дни студенческой науки, торжества, посвященные государственным праздникам, конкурсные программы, лекции о введении в профессию и т.д. Большое значение для формирования чувства коллективизма среди студенческой молодежи имеют обряды (чаще традиции), связанные с профессиональными праздниками. В вузах соответствующей направленности данные праздники находят глубокий эмоциональный отклик среди студенческой аудитории.
Но самым первым, а потому и главным студенческим обрядом, безусловно, является посвящение в студенты. Каждое образовательное учреждение находит свой оригинальный способ проведения этого торжества, выбирает разные праздничные формы и художественные приемы для реализации замысла. В разных учреждениях праздник включает в себя несколько основных этапов:
1. Посвящаемых в студенты пространственно выделяют из всего остального коллектива (садят на отдельные ряды в зрительном зале, выводят из зрительного зала в фойе и т.д.);
2. Посвящаемым предлагается выполнить задание (выпить/съесть какой-либо символический продукт, ответить на задаваемые вопросы, подготовить самопрезентацию в творческой форме и т.д.);
3. Посвящаемым предлагается выполнить обрядовое действие (произнести существующую в учреждении клятву, исполнить гимн студенчества/вуза/кафедры, принять от старшекурсников какой-либо символический предмет и т.д.)
4. Прошедшим посвящение молодым людям официально присваивается звание «студент». Подтверждением того, что инициация пройдена успешно, может служить получение студенческих билетов, повязанные галстуки с символикой вуза/кафедры, проведение экскурсии по учебным аудиториям и пр. [6].
Каждый вуз старается найти оригинальный подход к реализации вышеперечисленных этапов на практике. Хабаровский государственный институт культуры – не исключение. За 50-лет существования в институте сложились свои традиции празднования ведущего студенческого торжества.
Безусловно, главной специфической особенностью праздника является его целевая аудитория. ХГИК – вуз творческий. Как и для других студентов институтов культуры нашей страны, для учащихся ХГИК творчество, искусство и самовыражение являются не простыми увлечениями и хобби, а основой будущей профессии. Очевидно, что профессиональная идентичность студентов творческих специальностей имеет свою специфику, обусловленную самобытностью профессий, связанных с художественной сферой, своеобразием профессиональной подготовки, а также индивидуально-личностными особенностями молодых людей, выбирающих творческую деятельность в качестве профессиональной [1] .
В процессе обучения в художественном вузе развитие творческого «Я» студентов (представление о себе как субъекте художественно-творческой деятельности) носит ярко выраженную практическую направленность, благодаря которой студенты с первых месяцев обучения активно вовлекаются в творческую деятельность.
Характерной чертой праздника посвящения в студенты в ХГИК является его семейственность. Совместные творческие проекты преподавателей и студентов различных направлений обучения (режиссура, хореография, музыкальное исполнительство, актерское мастерство и пр.) сближают творческий коллектив. Постоянная совместная репетиционная и постановочная деятельность способствуют созданию единого творческого «организма», для которого прибытие новых его элементов (праздник посвящения в студенты) становится знаковым событием.
Цель постановки праздника – вовлечение первокурсников в единый студенческий творческий процесс, создание условий для их знакомства с обучающимися, самореализации в новом коллективе. Перед режиссерско-постановочной группой стоит задача познакомить студентов со специфическими особенностями деятельности выбранной ими кафедры, заведующим кафедрой, профессорско-преподавательским составом, старшекурсниками. Основное внимание в ходе подготовки праздника уделяется изучению аспектов учебной и воспитательной деятельности той или иной кафедры, образному осмыслению идейного значения выбранной первокурсниками профессии, ее значимости для региона и страны в целом.
Очевидно значение идеологии и техники посвящения в процессе адаптации первокурсника в высшем учебном заведении, важность исполнения (пусть на первых этапах и специально придуманной, а не существующей веками) совокупности обрядов, передаваемых знаний, цель которых – радикальное изменение социального статуса посвящаемого. Праздник посвящения в студенты вводит выпускника школы в новое общество, в мир новых ценностей, знакомит с существующими в студенческой среде правилами поведения, традициями учебного заведения, тем самым делая учебный процесс освоения профессии студентами комфортным. Проблема изучения студенческих ритуалов и обрядов инициации продолжает представлять интерес, что во многом объясняется вниманием к традиции и проблемам преемственности в современном обществе, к проблемам взаимоотношения ритуала и игры в современной культуре [4]. Наличие подобных устойчивых структур в психике человека, объясняет не только универсальность механизмов ритуалов инициации, но и подтверждает идею о бессознательном стремлении человека к инициированию. Отсутствие современных институтов инициации в современном обществе приводит к индивидуальному и групповому поиску путей инициации. Современные формы праздничной культуры во многом пытаются сохранить структуру инициации, ее символы, мифологическое значение. Задача институциализации подобных переходов и ритуалов инициации связана с поиском не столько новых форм, а прежде всего понимания и овладения «кодами» культуры. Благодаря сакральному содержанию и перформативному характеру ритуалы перехода создают сообщество и формируют социальное пространство как инсценировку, а также они вносят вклад в формирование общественных областей, институций и организаций, привнося новое в культуру.
1. Гавриченко, О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза/ О.В. Гавриченко. - [Электронный ресурс] Психологические исследования: электрон.научн. журн. 2009. N 4(6). URL: http: psystudy.ru
2. Емекеев, А.А. Адаптация молодого специалиста на предприятии: проблемы и решения / А.А. Емекеев. - Регионология, № 4. — 2004, С. 171—180.
3. Мухина, Н.Г. Новые студенческие обряды / Н.Г. Мухина - [Электронный ресурс] // Наука и религия: электрон.научн. журн. 1975. N10. URL: http: ateismy.net
4. Савелова, Е.В. Миф и образование в структуре человеческого бытия и культуры: монография / Е.В. Савелова. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2010. – 348 с. – С. 194-195.
5. Нагирняк Е. В. Новые обряды и праздники/ Е. Нагирняк, В. Петрова, М. Раузен. - Москва : Сов. Россия, 1965. - 232 с.: ил., нот.; 21 см. - (Б-чка "В помощь сельскому клубному работнику"; № 5).
6. Шумов, Э. Студенческие традиции // Современный городской фольклор / под редакцией А.Ф. Белоусова и др. – М., 2003.