Современность требует развития новых подходов в традиционной сфере гуманитарного пространства. Формат интернет-ресурсов для гуманитарных дисциплин находится в процессе формирования, и Веб- обсерватория ЮНЕСКО представляет собой один их таких вариантов. В статье рассматриваются потенциальные возможности развития взаимодействия сфер художественного образования разных стран, поскольку в сложившихся обстоятельствах доминирования виртуального пространства и визуальной культуры необходим современный ресурс для консолидации специалистов этой сферы. Состояние современного мирового образовательного пространства в сфере эстетического воспитания и художественного образования находится в критическом положении. Несмотря на то что множество профессий требует креативного подхода, нетривиальных решений, оригинальных идей, преподавание искусства всё больше сходит на нет, о чём с сожалением пишут специалисты разных стран. В последнее время всё большее внимание уделяется важности развития творчества и воображения: “Беспокойство по поводу креативности волнует все сферы общества. На рабочем месте творчество и воображение становятся всё более и более востребованными как ключевое качество в рабочем процессе 21-го века. Родители хотят быть уверенными, что их дети смогут развить необходимые навыки, чтобы влиться в экономику будущего. Эти запросы должны создавать особое образовательное пространство для развития креативности и способности к новаторству как приоритеты современного образования” [10]. Однако реальная учебная ситуация оставляет желать лучшего. В Российской Федерации предметы художественного цикла вынесены за рамки общего образования и включены в список специальных гуманитарных. Предметы эстетического цикла вытесняются из высшего и среднего гуманитарного образования. Так, например, из программы хореографических училищ исключён предмет “Основы эстетических знаний”. В США за последние пять лет резко сокращено количество часов преподавания изобразительного искусства в школах, а такие предметы, как музыка, исключены из программы из-за нехватки часов. Это объясняется многими причинами – в частности, необходимостью подготовки к “серьёзным” экзаменам, таким как математика, языки, естественные науки. Очевидно, что сокращение часов преподавания искусства является общей тенденцией во всём мире. Это не может не тревожить как работников сферы художественного образования, так и родителей, которые пытаются восполнить недостаток гуманитарной и художественной деятельности вне школы. В России большую нагрузку несут в этой сфере учреждения дополнительного образования: центры детского творчества, художественные и музыкальные школы. В США это происходит путем создания внешкольных учебных заведений на добровольных началах, частных студий, а также тематических лагерей сезонного характера. Важную систематизирующую роль в процессе эстетического воспитания играют музеи. Анализ методических и практических материалов в сфере педагогики искусства (задания, уроки, занятия в музеях, педагогические стандарты) показывает, что деятельность современных музеев позволяет расширить спектр эстетического воспитания и художественного образования современных школьников и студентов. Деятельность современных музеев демонстрирует изменение функций не только музейного, но и гуманитарного образовательного пространства, развитие новых сфер, таких как образовательно-методическая, информативная, развлекательная, интерактивно- диалогическая, виртуальная. Используя виртуальное пространство и технологии, сайты художественных музеев позволяют заглянуть в залы и познакомиться с коллекциями дистанционно. Также материалы, представленные на сайтах, имеют очень широкий диапазон: от разработок уроков и справочных материалов по теории, истории искусства, биографических данных о художниках, поэтах, музыкантах до блогов преподавателей и студентов и игр по искусству. Например, сайты Лувра или Гетти музея [8; 7]. Более подробно этот вопрос освещен в статье “Сайты мировых музеев как электронные ресурсы художественного образования” [4, 428–432]. Современность требует развития новых подходов в традиционной сфере гуманитарного пространства, и формат интернет-ресурсов для гуманитарных дисциплин, как уже отмечалось, находится в процессе формирования. Если рассмотреть аналоги сайтов в сфере педагогики искусства, сходных по тематике и задачам с Веб-обсерваторией ЮНЕСКО, то следует отметить следующие особенности. Сайты профессиональных гуманитарных сообществ, например сайт NAEA (профессиональный союз учителей и преподавателей изобразительного искусства США) узко специализированы и направлены на работу со сферой одного из видов искусства (в случае с NAEA – изобразительное искусство) [9]. Сайты исследовательских институтов, например Института художественного образования Российской академии образования, предлагают широкий спектр профессиональных ресурсов. Это могут быть электронные издания книг и журналов, рассказ о работе данной организации, внутренние и профессиональные новости. Как правило, подобные сайты не содержат нормативных документов и выполняют прежде всего информативную роль [1]. Сайты художественных музеев представляют коллекцию, описание шедевров собрания, информацию о работе с посетителями. Особенностями современной музейной педагогики является интерактивность коммуникации между музеем (его персоналом как представителями визуальной культуры) и посетителями различного уровня, от неискушенных зрителей до профессионалов. Сайты современных музеев, как отмечалось выше, предоставляют широкий спектр информации и услуг. Тем не менее, несмотря на то что многие музеи предоставляют на своих сайтах ссылки на внешние ресурсы, основной объем сведений посвящен работе самого музея, что вполне обосновано форматом ресурса. Проблема использования и восприятия продуктов Интернета и цифровых технологий в настоящее время активно изучается и определяется как развитие поисковой и коммуникативной деятельности при пользовании сайтами. Основное место в исследованиях отводится принципам организации восприятия электронного пространства в целом и художественных произведений в частности [5, 252–258]. Источники информации, размещенные в Интернете, требуют осторожного обращения и тщательной проверки их надежности и валидности. Вопросы систематизации, оценки и анализа должны быть приоритетными для современных педагогов, методистов, разработчиков. Инициатива по созданию виртуальной обсерватории как единого электронного пространства для профессионального общения создает уникальную среду для межгосударственного общения профессионалов с учетом особенностей современности. Неотъемлемыми признаками современного социокультурного процесса глобализации называются “системность, виртуальность и мультикультуральность” [3, 427], и в этом контексте формат Виртуальной обсерватории, предлагаемый ЮНЕСКО и развиваемый при активном участии ученых ИХО РАО, разрабатывает практически все сферы современного образовательного пространства с позиций особенностей современной культуры. Важно создание системного информационного пространства с широким спектром возможностей: наличие единой информационной базы в виртуальном пространстве существенно изменяет возможности распространения медиа ресурсов. Открытие Обсерватории позволяет консолидировать потенциал художественного образования стран СНГ во взаимодействии мультикультурных компонентов. Особенностями виртуальной обсерватории ЮНЕСКО с точки зрения развития электронных ресурсов различных профессиональных сообществ в сфере педагогики искусства являются широкие возможности профессионального общения. Структура материалов Веб-обсерватории такова, что появляется возможность сравнивать различные аспекты художественного образования стран-участников: достаточно открыть раздел интересующей посетителя страны. Появляется возможность сравнить концепции художественного образования, их основополагающие принципы, регулирование и структуру (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/rossijskaya-federatsiya/sistemakhudozhestvennogo-obrazovaniya) [2]. Содержание материалов не ограничивается документами официального формата. Помимо нормативных положений, есть возможность ознакомиться с последними публикациями, новостями культуры и педагогики искусства. Раздел экспертов знакомит с региональными представителями художественного образования. Таким образом, информационное поле не ограничивается публикацией нормативных документов и научных статей: на сайте можно найти актуальные новости педагогики искусства, от юбилейных статей, например Д. И. Кабалевского или Института художественного образования, до материалов проектов детских рисунков (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/novosti/379-opublikovana-publikatsiyastrategicheskie-orientiry-razvitiya-khudozhestvennogo-obrazovaniya-v-stranakh-sng) [2]. Технологическая грамотность участников проекта демонстрирует вариативность и постоянное обновление сайта: материалы обновляются каждый месяц. Такой подход позволяет посетителям Обсерватории быть в курсе новинок профессиональной среды. Подобный подход реализует различные функции современного гуманитарного сайта (что наиболее полно сформировано на сайтах художественных музеев): информативную, образовательно-методическую, интерактивно-диалогическую, виртуальную. Безусловно, удельный вес каждой из функций отличается от варианта, предлагаемого музеями, но в этом и заключается вклад Обсерватории в совершенствовании формата гуманитарного сайта: развитие тех направлений, которые наиболее успешно отражают потребности научно-педагогического сообщества. В аспектах научного и методико-педагогического потенциала Обсерватория уникальна: на сайте размещены нормативные документы стран СНГ в сфере педагогики искусства, к которым могут обращаться и на которые могут ссылаться исследователи, преподаватели, учителя. Значимость проекта для работы в пространстве педагогики искусства является неоспоримой прежде всего потому, что материалы Обсерватории охватывают и локальные пространства, и международный уровень. Официальными языками сайта являются как русский, так и английский. Подобная концептуальная позиция создает выход на мировую аудиторию и свободный переход от событий местного масштаба к международным новостям, что особенно ценно для исследователей в сфере художественного образования. Руководство и редактирование сайта проводится учеными ИХО РАО, специалистами высокого уровня, что обеспечивает достоверность и основательность содержания. Авторизованность документов, размещенных на сайте, предоставляет возможность ссылки на опубликованные материалы. Внутренние ссылки на внешние ресурсы по тематике каждого раздела обеспечивают широту рассмотрения темы: в пределах одного сайта возможно сравнение систем художественного образования стран СНГ. Виртуальная обсерватория реализует многогранный потенциал развития электронных ресурсов различных профессиональных сообществ в сфере педагогики искусства. Большое внимание уделяется содержанию информации, которая включает не только фактические данные, но и предлагает анализ различных аспектов состояния художественного образования: культурный контекст, национальный колорит, особенности национальной педагогики искусства. Такой подход позволяет поддерживать профессиональное общение в соответствии с разнообразными интересами посетителей сайта. В итоге хочется отметить важность гуманитаризации виртуального пространства. Авторизированные валидные источники информации, размещенные в интернете на официальных сайтах гуманитарных организаций, формируют особое информационное пространство в сфере педагогики искусства. Инициативы, подобные Веб-обсерватории ЮНЕСКО, трансформируют интернет пространство, насыщая его гуманитарным знанием не только на информационном уровне, но и на уровне развития идей и инициатив. Развитие формата информационного гуманитарного сайта с возможностью обмена мнениями, постоянным обновлением материалов, размещением новых актуальных документов предоставляет участникам педагогического процесса уникальную возможность взаимодействия в виртуальном пространстве и развивает новый аспект виртуального пространства. Несмотря на то что сайт рассчитан на русскоговорящую аудиторию, материалы переведены на английский язык. На наш взгляд, это увеличивает аудиторию Обсерватории, а также способствует распространению идей в мировом масштабе. Хотелось бы пожелать Виртуальной обсерватории ЮНЕСКО активной включенности в международную профессиональную жизнь педагогики искусства посредством развития новой сферы гуманитарного виртуального пространства.
ЛИТЕРАТУРА 1. Институт художественного образования Российской Академии образования http://www.art-education.ru/. 2. Обсерватория художественного образования государств-участников СНГ. http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/ 3. Полетаева М.А. “Глобализация как социокультурный процесс: типологические признаки” // Креативность в пространстве традиции и инновации. Материалы Третьего Российского культурологического конгресса. Санкт- Петербург, 27–29 октября 2010 г. Эйдос, 2010. 4. Полюдова Е.Н. “Сайты мировых музеев как электронные ресурсы художественного образования” // Информатизация образования 2011. Материалы международной научно-практической конференции. Елец, 2011. 5. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования в контексте Буровской научной школы. – М., ИХО РАО, 2009. – 336с. 6. Eisner, E. Art and Creation of Mind. - Yale University Press, 2002. – 280 p. 7. Getty Center for Education in the Arts. Beyond Creating: the Place for Art in American Schools. – Los Angeles, CA: Author, 1984. – 189 p. 8. Louvre. Сайт музея. – Лувр. http://www.louvre.fr/en 9. NAEA http://www.arteducators.org/ 10. O'Brien, Bill. “Lessons Learned from talking about the Nature of Creativity in the Brain” http://arts.gov/artworks/2014/lessons-learned-talking-about-nature-creativity-brain#sthash.3RNrQofC.dpuf July 31, 2014.