Общие требования к профессиональной подготовке художника-мастера для ювелирной промышленности

Дронов Дмитрий Сергеевич

Заведующий кафедрой «Ювелирное искусство» Высшей Школы народных искусств, аспирант Института художественного образования РАО 
 

Аннотация: 
На основе анализа общих требований к профессиональной подготовке ювелиров, изучения существующего состояния и перспективных изменений в ювелирной отрасли как в России, так и за рубежом построена прогностическая модель квалифицированного специалиста в области ювелирного искусства.

Задача моделирования образовательного процесса в ювелирном искусстве состоит в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми к подготовке специалистов в учебном заведении, и фактическим объемом профессиональных знаний и умений, получаемым выпускником учебного заведения. В связи с этим встает вопрос о прогнозировании эталонных требований к выпускнику учебного заведения. Прогностическая модель квалифицированного специалиста в области ювелирного искусства построена в результате анализа общих требований к профессиональной подготовке ювелиров, изучения существующего состояния и перспективных изменений в ювелирной отрасли как в России, так и за рубежом. В соответствии с изученными материалами, установлено, что ювелир - специалист в области художественного проектирования ювелирных украшений, основанных на традициях культуры изготовления ювелирных изделий. Он должен:
-иметь специфическое мировоззрение, нацеленное на художественное проектирование и изготовление современных украшений с учетом всего комплекса требований потребителей, как эстетических, так и технологических; -обладать развитым композиционным мышлением, способностью творчески использовать весь арсенал имеющихся материалов для создания конкурентоспособного ювелирного изделия. -уметь органично вживаться в поставленные проектные ситуации, вести целенаправленный поиск нестандартных решений с использованием целостного сочетания наиболее эффектных в данном случае как традиционных, так и новаторских средств и технологий и материалов; -владеть творческим методом проектирования ювелирных изделий, художественно-композиционными навыками, технологией изготовления и моделирования и выражения проектных идей на разных этапах работы.
Общеизвестно, что квалификация специалиста рассматривается как уровень профессиональной подготовленности человека к выполнению того или иного вида трудовой деятельности. На сегодняшний день в области образования в ювелирном искусстве, определены следующие профессиональные уровни: начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Каждому из этих уровней соответствует свой фундамент под то будущее здание профессиональной подготовки специалиста, который предполагает тот или иной человек или иной выпускник учебного заведения получить в перспективе. В концепции ступенчатости образования в ювелирном искусстве выделяется четыре квалификационных уровня профессиональной подготовки:
1 уровень — специалист рабочей квалификации - «мастер-исполнитель»; 2 уровень — специалист среднего звена «художник-мастер»; 3 уровень — специалист высшей квалификации «художник декоративно-прикладного искусства»; 4 уровень - специалисты высшей квалификации «художник-педагог».
Цель четырех - уровневой градации интегративного процесса обучения в ювелирном искусстве состоит в том, чтобы учащиеся не только овладели профессий, но развили свой интеллект и творческие способности. Соответственно содержание полихудожественной подготовки, имеющей целью формирование у студентов готовности к ориентации в сфере ювелирного искусства, должно включать особенности функционирования ювелирной отрасли, опыт ориентации в сфере
проектирования ювелирных изделий, изготовления и реализации ювелирных украшений, опыт эмоционально-ценностного отношения к внешним условиям социальной среды и результату профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. Использование деятельностного подхода к созданию модели профессионального образования в ювелирном искусстве определяется с учетом принципа профессиональной мобильности и предусматривает способность человека быстро осваивать умения и навыки, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Общеизвестно, что мобильность, творческий характер труда зависят от широты кругозора, осмысления и решения тех проблем, которые человек имеет в своей практике, а также видение и понимание перспектив развития ювелирного производства и своего личностного роста. Поэтому необходимо учитывать не только то, что знает учащийся сегодня, но и то, что он сможет и сумеет узнать завтра.
Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в сфере ювелирного искусства как в области дизайна, так и в области развития новых технологий и в то же время использовать лучшие традиции в области русского ювелирного искусства. Критериями отбора и интеграции полихудожественных знаний при проектировании и изготовлении ювелирного изделии должны служить технологичность конструкций, перспективность разработанных коллекций, новизна идей, использование новых технологий и материалов.
Изменения в содержании учебных предметов или в содержании процесса обучения ювелирному искусству в Высшей школе народных искусств можно отнести к интегративным процессам в области профессионального образования в ювелирном искусстве. Программы общих художественных дисциплин при обучении ювелиров составлены таким образом, что в них, в определенной степени, решается проблема соединения станковой системы обучения с приобщением студентов к декоративному видению натуры. Кроме того, стало возможным установить более тесные межпредметные связи между общими и специальными художественными предметами, в частности, благодаря взаимодействию художественных дисциплин (рисунка, живописи, цветоведения) как основы творческого проектирования художественных изделий с занятиями специальной композицией, а также теснейшую связь рисунка, живописи и проектирования с обучением мастерству.
Особенностью учебных заведений, работающих в области традиционного прикладного искусства, является то, что на каждой специальности обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану и учебным программам, а преподавателями являются художники высокого уровня, являющиеся создателями уникальных методик. Опыт работы со студентами старших курсов доказал, что педагогическая взаимосвязь предметов «мастерство» и «проектирование» является необходимым условием подготовки высокообразованного специалиста в области ювелирного искусства.
Самостоятельное ведение творческого поиска дает опыт, помогающий приобрести новые знания, осуществлять на высоком уровне практическую профессиональную деятельность художника традиционного прикладного искусства.
Наглядные материалы, используемые на уроках проектирования, посещение выставок и музеев помогают студентам, познакомившись с другими работами, расширить свои представления об ювелирном искусстве. Опираясь на наглядные материалы, студенты получают стимул к формированию новых идей, проектов, в которых проявляется богатство их фантазии. Наглядные материалы служат для них примером того, какой должна быть их работа, направляют их по правильному пути.
Дипломное проектирование ставит задачу подведения итогов пройденного за все годы обучения. На дипломное проектирование студенту предлагается выполнить проект комплекта, состоящего из двух ювелирных украшений. Выбор ассортимента комплекта ювелирных изделий — это выбор изделий из того ассортимента, проектирование которого студенты освоили за весь период обучения. Разработанные параметры оценки дипломных работ ювелиров учитывают: степень осознанности замысла; изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения, желательно с аргументацией со стороны учащихся; степень концентрированности выражения главной мысли — символические и гиперболические приемы и др.; соответствие композиционного решения технологичности выполнения в материале. Именно последний параметр одновременно легко проверяется на практике и играет огромную роль в воспитании чувства реальности выполнения изделия, когда каждый учащийся в процессе воплощения в
материале им же задуманного творческого решения проверяет технологичность и практичность своей идеи через собственный творческий ручной труд.
Рекомендуемая литература:
1.Борисов В.Д., Буданов А.С., Спирина М.Ю. Мастерство./ Программа курса по специальности 05.23.00. - М: МШХР, 2002.
2.Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000.
3.Севрюкова Н.В. Методика преподавания композиции в подготовке художников-ювелиров //Традиционное прикладное искусство и образование : материалы 11 межд. науч.-практ. коф. – СПб: ВШНИ, 2005.
4.Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М.: Изд. центр , 2003.
5.Федотова О.В. Институт традиционного прикладного искусства: образовательная среда и система непрерывного художественного образования //Традиционное прикладное искусство и образование : материалы 14 межд. науч.-практ. коф. – М: ИПТИ, 2008.
6.Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. - М.: Высшая школа, 1981.
7.Холина О.Н. Комплексное развитие образного восприятия в мотивации к творческой деятельности при подготовке художников декоративно-прикладного искусства// Традиционное прикладное искусство и образование: материалы 14 международной научно-практической конференции, декабрь 2008 г . – М.: ИПТИ, 2008.