Обучение технологии реновации художественного кружева студентов факультета традиционного прикладного искусства как фактор сохранения национального культурного наследия

Лончинская Татьяна Евгеньевна

Аспирант ГОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт) (ВШНИ), кафедра художественного кружевоплетения
 

Аннотация: 
Статья посвящена научно-исследовательской деятельности студентов по реновации технологии исполнения художественного кружева. Раскрываются основные аспекты реновации произведений декоративно-прикладного искусства: освоение культурного наследия, изучение исторического периода, постижение технологических и технических традиций, анализ композиционных решений, изучение технологии и материала, усвоение опыта предшествующих художников, использование коллективного характера труда, полное сохранение духовности народной художественной традиции и как результат – воспитание в художественном русском кружевоплетении художника – носителя этого вида искусства.

Культурное наследие – это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющая исключительную важность для сохранения культурного генофонда и дальнейшего культурного развития общества. Э. Баллер, освещая проблему преемственности культуры, дает определение культурного наследия, под которым понимает в широком смысле слова «совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох», а в более узком смысле слова – «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса» 1.
Освоение культурных ценностей предусматривает знакомство с историей их происхождения и создания. Любое произведение искусства, любое художественное событие определяется прежде всего во времени и в пространстве. Мы говорим: «Кружево-край. Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин», «Всероссийская кустарная выставка, 1913 г., Петроград». Для нас важен общественный, культурный, художественный пространственно-временной континуум, в котором «ключом служит этническая отнесенность памятника; условия его возникновения схватываются как момент социокультурной и художественной эволюции этнической общности» 2.
Работа, выполненная древним художником, неизвестным мастером или просто ремесленником, представляет для нас особый интерес и ценность. На любом произведении древнего искусства в той или иной мере лежит печать его возраста. Немой свидетель прошлых веков, памятник подвергается разрушительному действию беспощадного времени. К сожалению далеки от идеала способы борьбы, которую ведут с губительной и неизбежной силой возраста реставраторы. «Тем значительнее становится работа художников-копиистов, стремящихся воспроизвести в своих произведениях исчезающие черты памятников искусства» 3.
Произведения народного искусства – предметы материальной культуры – являются выразителями духовной жизни народа. «Та духовно-содержательная сторона произведений народного искусства, которая составляет их сущность и аккумулирует многовековой эстетический опыт народа, сохраняет свое непреходящее значение. Именно она – духовная содержательность – составляет своеобразие и определяет художественное качество изделий народных художественных промыслов» 4. Но произведения народного искусства являются также и материальным свидетельством творческого дарования и
таланта предшествующих поколений русских мастериц, самобытной сферой национальной художественной культуры. Каждый образец русского кружева ценен и уникален. На подлинных творческих работах народного искусства будущие художники изучают приемы и технику кружевоплетения, приобщаются к художественному видению мира старых кружевниц, постигают традиции народного искусства. Русскому художнику Н.Н. Ге принадлежит высказывание: «Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа: оно дает жизнь, оно совершенствует человека» 5.
Русское плетеное кружево знаменует собой значительное и самобытное явление декоративно-прикладного искусства. В музейных собраниях хранятся памятники народного искусства, обладающие богатым художественным содержанием, являющиеся прекрасным подлинным материалом для воссоздания полной всесторонней картины народной художественной культуры в области кружевоплетения. Музейные коллекции сохраняют историю русского кружева во всей его жизненной полноте и цельности. Согласно мнению В.С. Воронова, «собрания представляют возможность судить о тех вершинах народного творчества, по которым может быть измерена исследуемая художественная культура в целом. … Исследователю необходимо обратиться к самому существу художественно-бытового предмета крестьянской жизни, … и в анализе форм, технике выполнения и стиле предмета найти характерные признаки, определяющие его художественное своеобразие и ценность» 6.
Музейные коллекции кружев, с которыми знакомятся студенты, являются культурным наследием прошлого и богатством сегодняшнего дня. В них отражаются традиции и преемственность поколений, осваивающих культурный опыт предков, их ценности и достижения.
Связь между различными историческими этапами развития кружевоплетения осуществляется на принципе преемственности. Жизнеспособность народного искусства обуславливается преемственностью развития, когда навыки ремесла закладываются в раннем детстве, в семье происходит передача информации от матери к дочери 7. Примером развития семейной традиции может служить деятельность вологодских кружевниц А.Ф. и С.П. Брянцевых, а также В.Д. и Н.В. Веселовых.
Помимо семейного ученичества, на промыслах существовало обучение ремеслу у лучших мастеров. «Творчество художников-наставников всегда служило, и будет служить важнейшей дисциплинирующей основой развития искусства всего коллектива мастеров промысла. На примере работ мастеров-наставников формируется мировоззрение не одних лишь начинающих работников, но и художников, уже давно работающих. Именно по этой причине в специализированных училищах при промыслах, прежде всего, знакомят учащихся с творческим методом выдающихся мастеров, заставляют многократно копировать в процессе обучения их работы, а начинающим работникам промысла поручают выполнять вариации образцов изделий, созданных этими же мастерами» 8. Так, выдающиеся мастера кружевоплетения К.В. Исакова, В.Н. Ельфина, М.Н. Груничева, В.Д. Веселова и др. воспитали не одно поколение кружевниц, которые сохраняют и развивают богатые традиции местных кружев.
Традиции коллективного творчества в искусстве кружевоплетения складывались столетиями и оттачивались многими поколениями мастериц. Говоря о характерных чертах народной традиции, В.С. Воронов в свое время писал: «Крестьянское искусство – коллективное искусство…. Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений; медленное накапливание перефразировок, дополнений, поправок, изменений – незаметных и родственных вариаций и отпечатков художественного вкуса и мастерства – приводило к созданию крепких, выношенных, проверенных, кристаллизовавшихся форм… Удачное и оригинальное, привнесенное в искусство индивидуальной ловкостью и острой зоркостью, прививалось, развивалось и приводилось в законченную форму; случайное, бесталанное и надуманное не выдерживало дальнейшей коллективной проверки, отпадало и исчезало» 9. Осваивая традиционные основы кружевоплетения, опытная мастерица в дальнейшем создавала свои оригинальные кружевные узоры, которые после коллективной эстетической оценки, одобренные большинством, получали свое дальнейшее развитие в творчестве других кружевниц.
Опыт соприкосновения с реальностью истории и культуры студенты приобретают в музее. Произведения прикладного искусства, которыми располагают региональные музеи, являются ценнейшими историческими источниками и позволяют изучать историю кружевоплетения отдельно взятого региона. Тем более русскому кружеву присуще наличие местных художественных особенностей, которые свидетельствуют о богатстве и многогранности национального декоративного искусства и русской культуры.
Общение студентов с произведениями народного искусства способствует развитию образного мышления, креативности; расширению эстетического, общекультурного и профессионального кругозора. Говоря об исторической значимости, эстетической, художественно-выразительной ценности произведений народного искусства, необходимо особо отметить наличие технологических традиций, составляющих особую привлекательность изделий ручного художественного труда, поскольку именно они содержат информацию об утраченных (забытых) технологических приемах кружевоплетения, о высоком мастерстве профессионального исполнения старинных узоров. Освоение традиций исполнительского искусства плетения кружев, составляющего основу творческой деятельности, непосредственно связано с развитием декоративного искусства кружевоплетения. Познание тайн ремесла в процессе реновации произведений народного искусства ведет к открытию уникальных приемов, постижению красоты рукотворного труда старых кружевниц. По мнению И.Я. Богуславской, основой художественной системы местного искусства является взаимосвязь «материала, техники его обработки и предметного существа изделий». Далее искусствовед задает вопрос: «Можно ли говорить о кружевоплетении без четырех основных элементов этого искусства – насновки, полотнянки, сетки и плетешка – и их модуляции в каждом центре кружевного дела, хотя круг самих предметов из кружева достаточно определен и един повсеместно?» 10
Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала реновация произведений декоративно-прикладного искусства. Реновация (лат. renovatio – «обновление, возобновление») в традиционном прикладном искусстве кружевоплетения – воссоздание, обновление художественных произведений при всестороннем их изучении. Реновация произведений народного искусства включает: освоение культурного наследия, изучение исторического периода, постижение технологических и технических традиций, анализ композиционных решений, изучение технологии и материала, усвоение опыта предшествующих художников, использование коллективного характера труда, полное сохранение духовности народной художественной традиции и как результат – воспитание в художественном русском кружевоплетении художника – носителя этого вида искусства.
С 2004 года в Высшей школе народных искусств (институте) на кафедре «Художественного кружевоплетения» осуществляется научно-исследовательская деятельность студентов по реновации технологии исполнения художественного кружева.
Работа по реновации произведений народного искусства в технике художественного кружевоплетения состоит из следующих этапов:
– сбор и изучение исторического материала;
– научный анализ изученного материала;
– зарисовка всего произведения и отдельных его мотивов;
– выполнение замеров, копирование, при возможности фотографирование;
– исполнение технического рисунка;
– изготовление сколка;
– подбор материала (нитей);
– проработка образцов в материале;
– исполнение в материале.
Сбор исторического материала предусматривает работу студентов с литературными и библиографическими источниками. Этап зарисовок и выполнение замеров, копирование происходит в музее, где произведение находится на хранении. Этапу исполнения технического рисунка предшествует окончательная сверка размеров и детальная прорисовка мотивов. По техническому рисунку изготавливается сколок – рабочий рисунок кружева, на котором узор нанесен точками. Точки на сколке определяют
места вкалывания булавок. Сколок служит как бы канвой для плетения кружева. Обрисовка сколка производиться тонкими линиями. Точность и аккуратность в изготовлении сколка являются залогом качества сплетаемого кружева. Этап проработки образцов необходим, поскольку в исследовательской работе мы встречаемся с утраченными технологическими приемами плетения кружева на коклюшках. В процессе реновации постигается техника произведений народного искусства. Заключительный этап исторической реновации – самый ответственный и значимый. В исследуемых нами произведениях декоративно-прикладного искусства, кружево выполнено старыми кружевницами в численной и сцепной техниках плетения.
Кружево численной техники плетения более древнее и представляет ажурный узор из плетешков и полотнянки способом перевивов нитей на коклюшках по счѐту без сколка. Булавки вкалываются только по кромкам кружева для натяжения нитей. При такой технике используется небольшое количество пар коклюшек. Сцепная техника плетения представляет собой ажурный узор, образованный узкой бесконечной полотнянкой – вилюшкой. Способ плетения кружев небольшим количеством пар коклюшек (до 10–12 пар), где фон и узор выполняются отдельно, а затем соединяются тамбурным крючком. Узор, состоящий из отдельных мотивов, дает возможность исполнения каждого мотива отдельно с последующим их соединением. Студентки исполняют, каждая свой исследованный мотив параллельно. Сборка происходит на общем сколке, где фоновая плетешковая решетка соединяет все отдельные мотивы. Здесь индивидуальная творческая работа становиться коллективной.
В собрании Русского музея хранится адрес В.В.Стасову в честь его 70-летия 11. В мае 2007 году интересующий нас адрес был представлен на выставке «Рисунок и акварель XIX века» проходящей в залах Михайловского замка (рис.1). Адрес представляет собой сложное произведение, выполненное в «русском стиле» и сочетающее приветственный текст, акварель, исполненную Елизаветой Бѐм, и орнаментальное обрамление по рисунку И. Петрова-Ропета. «Текст и 21 женская фигура …в древнерусских богатых одеждах сочинены и нарисованы в красках с золотом Е.М. Бѐм. Рамка вокруг сочинена И.П. Ропетом и состоит из шитья шелками, жемчужных нитей и русского кружева …Работы произведены г-жами воспитанницами Мариинской школы кружевниц….»12.
Передовые образованные женщины России, ценительницы искусства преподнесли оригинально оформленный в «русском стиле» подарок В.В. Стасову в знак уважения и признательности. Подписи дарителей: Н.Л. Шабельской и еѐ дочерей Н. и В. Шабельских, известных собирателей народного искусства; В.Д.Комаровой – племянницы Стасова; графини П.С. Уваровой – председателя Археологического общества; С.А. Давыдовой – организатора и попечителя Мариинской практической школы кружевниц в Петербурге; Е.Е. Новосильцевой – начальницы этой школы 13; Елиз.Бѐм – художницы, исполнившей графическую часть адреса; А.М.Калмыковой – общественного деятеля, педагога, издателя и других.
Предметом данного исследования является кружевная кайма и мотивы, выполненные в численной и сцепной техниках плетения (рис.1) Художник И.А. Петров-Ропет сумел передать характер русского народного орнамента. Замкнутая симметричная композиция растительного орнамента, представляет собой изящный цветочный куст. В центре крупный свисающий пятилепестковый цветок, по обеим сторонам которого расположены выразительные лиственные отростки, напоминающие гребешки – они создают впечатление вращения. Им вторят изогнутые тонкие ветви цветочного куста с завитками причудливой формы, плавно поднимающиеся вверх. На ветках распускаются изящные сказочные цветы – семилистники. Льняная полотнянка создающая изобразительный мотив обогащена сканью из золотных нитей. Лепестки цветов украшены дырочками-закидками. Фоном служат нити сцепа и простая тюлевая решѐтка, переходящая в нижней части в «новоладожскую». Благодаря сквозному тюлевому фону, дырочкам-закидкам и узкой полотнянке с рельефом металлической скани кружевной узор отчетлив и выразителен. В верхней части композиции помещена полоса – прошва численной техники плетения. Тонкий, ажурный обшивочный край с отвивными петельками обрамляет нижнюю часть кружевного узора.
Сбор исторического материала и произведенный сравнительный анализ позволили выявить возможные источники заимствованной композиции: в альбоме С.А.Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» приведен кружевной узор табл. XLIII, рис.2 и аннотирован как кружево, сколочное, нитяное, старинное русское, г.Вологда. Собственность М.И. Надпорожской в СПб. 14; в альбоме «Собрание русской старины кн. В.П. Сидамон-Эристовой и Н.П. Шабельской» представлен кружевной узор табл. Х, рис.2 и аннотирован как кайма простыни. Псковская губерния 15. Сравнивая характеры узоров и технику исполнения можно отметить их близость и идентичность исследуемому нами кружеву.
Необходимо отметить и такой интересный факт: после продолжительных поисков удалось найти тождественное кружево, которым обведены зубцы края – тончайшие фестончики-петли численной техники плетения. В собрании Государственного Русского музея храниться конец полотенца с идентичным оплетом, который приведен в книге В.А. Фалеевой и аннотирован как конец полотенца, первая половина ХIХ в. Новгородская губерния, Белозерск., лѐн, шѐлк, металлическая пряденая нить 16. В альбоме С.А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» этот же конец полотенца представлен в табл.XLII, рис.1, аннотирован как кружево, XVIII в., сцепное, из белой нитки, разноцветных шѐлковых и серебряных нитей, конец полотенца, г. Белозерск, Новгородской губ. Музей кустарных изделий, Соляной городок в С.-Петербурге 17. Там же интересующий нас тонкий кружевной оплѐт, изображен в табл. XLVII, рис.2 и аннотирован как кружево, XVII в., сцепное, из белой нитки, с решетками из серебряных нитей, сканью и оплѐтом из желтого шѐлка, конец полотенца, г. Вологда. Мариинской практической школы кружевниц, в С.-Петербурге 18. Указание на принадлежность данного кружева Мариинской школе лишний раз свидетельствует об участии учениц в изготовлении адреса В.В. Стасову, изучении и воссоздании старинных технологий кружевоплетения.
В исследуемом нами кружеве-крае использовались тонкие льняные, а также золотные нити, характерные для кружева той эпохи. Колорит усиливает идейный замысел художественного произведения. Торжественный эмоциональный настрой придает кружевному узору сочетание цветов: «экрю» льняных нитей и золота нитей скани. Дополнительные цветовые акценты создают кружевные мотивы, выплетенные золотными нитями. Ясность композиции, декоративная выразительность, цветовое решение, совершенство техники исполнения – таковы достоинства этого произведения народного искусства.
В процессе технологического исследования возникла необходимость тщательной проработки образцов кружев с целью воссоздания и освоения утраченных (забытых) приѐмов и видов переплетений: дырочек – закидок с обводкой сканью сцепной техники плетения, узкого оплѐта и прошвы численной техники плетения. Применение дырочек-закидок в полотнянке – прием используемый плетеями в Вологодской, Тверской и Ярославской губерниях с конца ХVIII в. Создавая фактурное разнообразие в узоре, дырочки- закидки украшают и обогащают сцепное кружево19. В исследуемом кружеве полотнянка дополнена сканью «веревочкой» из золотных нитей, которая раздваивается и изящно окантовывает дырочки – закидки. Аналогов такого кружева выявлено не было. Основной узор выполняется полотнянкой 11-ю парами коклюшек в перевив крайних долевых пар, из которых одна пара скани. Путѐм детальной проработки, исполнив несколько образцов, удалось воссоздать утраченный технологический прием плетения (рис.2).
Интересно проходила работа при исполнении узкого оплѐта численной техники плетения, которым произведена обводка кружевного края. Он состоит из кромки и изящных маленьких чередующихся фестонов и плетешковых дуг с отвивными петельками. Кромка кружева, выполненная в перевив крайних долевых пар, обогащена рельефной сканью «верѐвочкой» из золотных нитей. Создав технический рисунок и приступив к плетению, возникли трудности,– не удавалось исполнить фестон. Было установлено, что для исполнения фестона требуется дополнительная пара коклюшек.
Добавив пару коклюшек фестон выполнить удалось, но далее по техническому рисунку следует, как мы предполагали плетешок для которого требуется всего две пары коклюшек. Используя лишнюю третью пару и сплетая еѐ поочередно в полный заплѐт с основными парами, стало возможным исполнить требуемый шнурочек, украшенный отвивными петельками. Кружевной оплѐт выполняется 7-ю парами коклюшек из льняных нитей и золотные нити (для скани). В результате исследования удалось воссоздать ещѐ один забытый технологический приѐм плетения (рис.3).
Особо хотелось бы отметить работу по реновации кружева – прошвы численной техники плетения. Ширина прошвы составляет 20 мм. Выплетена льняными нитями. Выразительность геометрическому орнаменту придаѐт рельефная двойная скань «верѐвочка» из золотных нитей идущая по обеим сторонам кромки кружева. Динамика узора создаѐтся чередованием малых и больших форм, расположенных вдоль центральной оси симметрии. Основными элементами плетения исследуемого численного кружева-прошвы являются полотнянка малых и больших форм вдоль центральной оси и форм вдоль кромок прошвы, и плетешок. В процессе проведения поисковой работы, выявить похожего кружева не представилась возможным. Внимательное изучение зарисовок и имеющихся фотоснимков позволило воссоздать схему плетения. В процессе плетения приходилось корректировать и добавлять пары коклюшек. В конечном итоге, используя двадцать две пары коклюшек восстановить кружево-прошву удалось (рис.4).
Основной узор кружева сцепной техники плетения выполняется десятью парами полотнянкой в перевив крайних долевых пар из льняных ниток со сканью «веревочка» из золотных нитей. Мотивы выплетаются семью парами коклюшек, полотнянкой без перевива крайних долевых пар, из которых долевые пары и скань «верѐвочка» – золотные нити, ходовая пара – льняные нити серого цвета (рис.5).
Научно-исследовательская работа по реновации кружевного края адреса В.В. Стасову позволила студентам изучить, проанализировать произведение народного искусства, соприкоснуться с историей кружева, воссоздать утраченные (забытые) технологические приемы кружевоплетения, воспринять, творчески осмыслить принципы национального народного наследия. Согласно задачам, стоящим перед нашим учебным заведением, которые были сформулированы ректором В.Ф. Максимович, требуется «…«научить», «образовать» человека, постоянно доказывая студенту, что только высококачественные изделия традиционного декоративно-прикладного искусства – образцы высокой прикладной культуры способствуют жизнеспособности и перспективе развития традиционного декоративно-прикладного искусства, а значит и перспективе деятельности будущих специалистов в этой области» 20.
Работа студентов в региональных музеях России дает возможность изучить подлинные произведения народного искусства, знакомство с которыми имеет огромное воспитательное значение. О важности воспитательного воздействия на человека культурной среды указывал Д.С. Лихачев: «…ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека. И человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что, в свою очередь, нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становится своим для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми будущего» 21.
Произведение, сотворенное народным мастером, является нашим духовным достоянием, самобытной сферой национальной художественной культуры, материальным свидетельством творческого дарования и таланта, созданного предшествующими поколениями народных мастеров. Реновация произведения народного искусства позволяет будущим художникам освоить культурное наследие, познать духовную народную традицию и высоту мастерства старых кружевниц.
Литература:
1. Баллер Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: Наука, 1987. С. 52.
2. Бернштейн Б. М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и этнос» // Советское искусствознание ’78: Сб. ст. Вып. 2. М.: Советский художник, 1979. С. 276.
3. Лихачева В. Д.; Лихачев Д. С. Художественное наследие древней Руси и современность. Л.: Наука Лен. отделение, 1971. С. 44.
4. Уткин П. И. Особенности развития народных художественных промыслов на современном этапе // Народное декоративное искусство. Традиции и поиск: Сб.трудов 9 /
Под ред. Н. В. Черкасовой; М.: Научно-исследовательский институт художественной промышленности, 1979. С. 6.
5. Репин И. Е. Далекое близкое. Л.: Художник РСФСР, 1986. С. 31.
6. Воронов В. С. Источники народного творчества // Воронов В. С. и советские художественные промыслы в период становления: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В. А. Гуляева. М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, 1991. С. 68–69.
7. Лапшина Е. А. Содержание и методы профессионального образования в художественном кружевоплетении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009. С. 15.
8. Некрасова М. А. Проблемы народного искусства: Сб. ст. / Ред. М. А. Некрасова. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 109.
9. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. Избр. труды. М., 1972. С. 38.
10. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных промыслов: Сб. ст. / Сост. и науч. ред. И. Я. Богуславская. Л.: Художник РСФСР, 1981, С. 28.
11. Веселящийся Петербург / Ред. А. Лакс. СПб.: Государственный Русский музей, 1994. С. 30–31.
12. Незабвенному В. В.Стасову: Сб. воспоминаний. СПб., 1906. С. 157.
13. Сорокина М. А. Из истории русского кружева конца XIX – начала XX века //Страницы истории отечественного искусства XVI – XX века: Сб. ст. Вып. XIII. СПб., 2007. С. 140.
14. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб., 1892. Табл. XLIII. Рис. 2.
15. Собрание русской старины кн. В. П. Сидамон-Эристовой и Н. П. Шабельской. Вышивки и кружева. Вып.1. М., 1910. Табл. Х. Рис. 2.
16. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР,1983. С. 155. Ил. 140.
17. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб.,1892. Табл. XLII. Рис. 1.
18. Там же. Табл. XLVII. Рис. 2.
19. Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. Л.: Художник РСФСР,1983. С. 94. Ил. 70; С.140. Ил. 125; С.159. Ил. 144.
20. Максимович В. Ф. Общие методологические предпосылки развития учебного заведения нового типа в традиционном декоративно-прикладном искусстве. М.: Министерство Культуры Российской Федерации, Московская школа художественных ремесел 2000. С. 15.
21. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. Л.: Сов. писатель, 1989. С. 555.
Список терминов
Вилюшка – непрерывно изгибающаяся тесьма, по фактуре напоминающая ткань полотняного переплетения, образующая узор в кружеве сцепной техники плетения.
Закидка – круглое отверстие, образованное при крутых поворотах вилюшки в сцепном кружеве.
Коклюшка – деревянная палочка с шейкой (выемкой для намотки нитей). Основной инструмент при плетении кружев.
Край – мерное кружево с зубцами по одной стороне.
Оплѐт – форма кружева в виде каймы для обшивки различных предметов.
Отвивная петелька – небольшая петля в одну нитку, дополнительный элемент коклюшечного кружева; служит для украшения кружева.
Плетешок – туго сплетенный шнурок из четырех нитей, один из основных элементов коклюшечного кружева.
Полный заплет – двукратное переплетение нитей приѐмами «перевить» «сплести».
Полотнянка – плотное плетение, напоминающее по фактуре ткань полотняного переплетения, один из основных элементов коклюшечного кружева.
Решетка – фон основного узора состоящий из плетешков.
Решетка «новоладожская» – фон кружева из плетешков с ромбовидными ячейками.
Скань – толстая нить, проложенная в полотнянку коклюшечного кружева, дополнительный элемент коклюшечного кружева.
Сколок – рабочий рисунок с нанесенным на него контуром узора и местами вкалывания булавок, применяется при плетении сцепного кружева.
Сцеп – приѐм соединения деталей узора в сцепном кружеве.
Прошва – форма кружева с ровными кромками, без зубцов.