ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ: К ВОПРОСУ СЕМАНТИКИ ЦВЕТА

Копцева Татьяна Анатольевна (1), Бобыкина Наталья Юрьевна (2)

(1) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) стажер ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», руководитель текстильной мастерской Творческого центра культуры и искусства «Артмосфера», Москва

Аннотация: 
В данной статье описываются некоторые аспекты изучения значения цвета в искусстве древних народов и его символики, отмечается, что особый интерес представляет преобладание красного цвета в вышивках XVI-XIX вв., осуществляется «палеонтологическое» исследование слова «красный» и его связь со словами «образ», «красота» и др. Делается вывод о том, что потеря смыслов красного цвета вышивки способствует потере вековых традиций народов России в части символической основы декоративно-прикладного искусства. На основе выводов проведенного естественного эксперимента и анкетирования выявляется необходимость создания благоприятных педагогических условий с целью сохранения традиций и возможности использования индивидуальной цветовой палитры вышивальщика, соответствующего предпочтениям самого вышивальщика, без ущерба бытующей в этом регионе цветовой символической традиции.

Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания 2019 года  (номер для публикаций 27.7394.2017/8.9)

 

Учитывая, что современное художественное образование вовлечено в процессы глобализации и цифровизации, сохранение отечественных традиций, уходящих своими корнями в народное декоративно-прикладное искусство, является важной задачей системы образовательных отношений [1]. В данной статье мы хотели бы рассмотреть исторические особенности развития цветовых предпочтений разных народов и их влияние на продукты художественной деятельности (в нашем случае – это искусство вышивки). Цель данной статьи заключается в выявлении особенностей традиции выбора цветовой гаммы народной вышивки, обоснование возможностей использования этих знаний на курсах обучения традиционной народной вышивке, что в свою очередь будет способствовать модернизации профессионального художественного образования, дальнейшей разработке эффективных образовательных технологий.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Определить значение красного цвета в культуре древних народов.

2. Выявить необходимость использования красного цвета при обучении  традиционной народной вышивке в настоящее время.

3. Рассмотреть вопрос использования других оттенков цветового спектра для вышивания традиционных народных узоров России и сохранения сложившихся традиций обучения.

Исследователями традиционной народной вышивки было давно отмечено интенсивное использование красного цвета в вышивках и народных костюмах народов России, в том числе русских, татар, украинцев, белорусов, удмуртов, чувашей и др. [4; 11]. Анализ исторической литературы позволил понять, почему выбор пал на красный цвет и какова его символика в искусстве древних народов, в искусстве игрушки, народного костюма, в том числе и в вышиваемом узорочье.

В истории искусства известны архетипические цвета, которые человек «подчинил» себе, сначала в ритуальном декоре, в живописи, а затем и повседневной жизни [9]. Красный или пурпурный цвет считался цветом знати в древнем искусстве Египта, Греции, Китае, Индии, Римской империи и др. Лазутина Т.В. отмечает, что в искусстве Древнего Египта «цвету  принадлежит важная роль – выступать в качестве символа» [5, с. 274]. По мнению исследователя, красный цвет у египтян использовался при создании образов, передающих яркие эмоциональные переживания и олицетворял дихотомическое – двойственное эмоциональное действие на человека, две непересекающиеся части бытия: добро и зло, любовь и агрессию и др.  Дихотомия (греч. – dichotomia, dicha – две части и tome – сечение) – это деление на две части, несовместимые друг с другом [13]. Использование символики цвета в древнем искусстве – это олицетворение четырех природных стихий (что можно отметить при обучении детей), – вода, воздух, земля, огонь, – символы которых позволяют постичь невидимое, божественное и визуализировать его в конкретные образы [6, с. 171].

Изучением цвета занимались такие известные философы, как Пифагор, Аристотель и др. В период христианства, а особенно в эпоху Возрождения, цвет стал рассматриваться как «проявление метафизического света», воплощенного в природе [5]. В эпоху Нового времени к вопросу исследования символики цвета обращались такие известные философы, как Ф. Бэкон, И.Кант, Дж. Локк, Д. Юм и др., позднее этот вопрос изучался поэтами и художниками, такими как И.В. Гёте, В.В. Кандинский, М.К. Чюрлёнис и др.

При обучении взрослых важно подчеркнуть, что символ – это «идейно-образная конструкция», «определенная форма знаний человека или для человека при помощи образа или стилизованного знака» [14, с. 386]. Цвет в этом вопросе играет важную роль для человека, обеспечивая «возможность общения с богами» [14, с. 386], при визуализации невидимых божественных сил обозначая тем или иным цветом части природы, иерархию божеств и человеческого общества, формируя для себя особые цветовые каноны. В буддизме определено пять важных цветов: белый, красный, желтый, зеленый, синий, как элементов космической системы мироздания, имеющих возможность вместе представить полную его модель. Среди основных цветов древнего Египта особое место было определено белому и красному цветам. Белый, как божественный цвет, противопоставлялся красному, как атрибуту воплощенного на земле бога – фараона [14, с. 387]. Значит, в этом случае белый и красный – это пара, обозначающая взаимодействие божественного с земным.

В традиционной народной вышивке России наблюдается та же иерархия символов и цветов, но особое отношение проявляется к красному цвету, о чем необходимо говорить обучающимся разного возраста. По мнению Н.П. Гринковой слово «красный» имеет корень рас-, который объединяет его со словами «украсы», «красота» и имеет в русском языке обозначение «превосходный», «хороший», «лучший» [3, с. 185]. К ним относятся такие словосочетания, как «красная изба», «красный угол», «красное крыльцо», «красный поезд» и др., определяющие чистоту, святость, торжественность, важность названных мест. В таком случае глагол «красить» и существительные «краски» и «красный» определенно происходят от одного слова и непосредственно связаны со словами «красота», «украсы» и «украшение». С корнем ras || raz связано и другое слово «образ», которое по словарю И.И. Срезневского обозначает в том числе «икону», «знак», «символ» [13]. Такой «палеонтологический» анализ значения красного цвета позволил Н.П. Гринковой сделать вывод о том, что красный цвет в вышивке является символом проявления божественного образа на земном уровне. Вышивание или ткачество красного узора на белом полотне – это проявление на белом свете (божественном, светлом) красного (земного) воплощения модели космической системы мироздания. Знакомство детей и взрослых с этимологией и символикой цвета в дальнейшем способствовала зарождению у них интереса к искусству, осуществлению учащимися поисковых работ.

Интересна этимология и слова «узор». Его происхождение Н.П. Гринкова ведет от слова «взор», объясняя это общим корнем «зор», восходящим к эпохе раннего феодализма. Слова «узор» и «узорочье» связаны с такими словами, как «заря», «жар», «солнце», «небо» (горний мир, -зор -гор) и являются их символами и знаками [3, с. 183]. Узорочье обязательно связывалось с традиционными обрядами, часто играло роль даров и жертвоприношений.

Красный цвет распознается быстрее, чем другие цвета, в связи с его самой большой длиной волны (620-760 нм) и попаданием первым в поле зрения человеческого глаза [10, с. 7-8]. Эта психофизиологическая «активность» красного цвета, скорее всего, определила выбор красного цвета, как основного в русской традиционной вышивке. При формировании образовательной стратегии обучения народной вышивке в прошлом и ныне семантике этого цвета уделяется особое значение. Многие образовательные программы по декоративному и народному искусству включают такие учебные разделы как «Цвет и образ», «Цвет и символ».

На выразительные качества красного цвета указывали многие исследователи, подчеркивая его символическое значение в произведении. Природные ассоциации красного цвета, как цвета закатного солнца, крови и огня, оказывали влияние на вышивальщицу, в старину она осознанно отдавала именно этому цвету предпочтение. Каковы предпочтения современных вышивальщиц? Оказывает ли на их предпочтения тенденции современного искусства, изобилие и дешевизна современных синтетических красителей нитей?

В результате проведенного естественного эксперимента, опроса на тему «Твой любимый цвет» и педагогических наблюдений удалось определить цветовые предпочтения современных детей и взрослых к выбору цвета на занятиях традиционной народной вышивки. Была использована проективная методика «Домики» О.А. Ореховой [8], которая показала, что многие дети отдают предпочтение черному, фиолетовому и разным оттенкам сиреневого и розового цветов. У взрослых любимый цвет определялся при выборе цвета вышиваемых изделий на практических занятиях, среди которых преобладали зеленый, сиреневый и коричневый цвета.

Социокультурная среда XX-XXI вв. привнесла в человеческое общество атеистическое мышление и изменила отношение к цвету предметов искусства. Вышитые узоры стали украшением, а не связью с божественным миром. На первый план вышло не сакральное значение узора, а мастерство художника, его знания по цветоведению и умение показать цветовой гаммой свою историю восприятия внешнего мира. В этой связи перед руководителем курсов по традиционной народной вышивке встает вопрос, какой цвет выбирать при обучении вышивке, если традиционный красный цвет не воспринимается самими обучающимися как предпочтительный.

Имющийся опыт изучения и обучения вышивке в Балашихинском центре искусств и ремесел и творческом клубе «Светлица» при Балашихинской картинной галерее, обучения вышивки на уроках технологии и внеурочных занятиях в общеобразовательных школах г.о. Балашиха Московской области (2018-2019 гг.), занятиях со взрослыми группами в Творческом центре культуры и искусства «Артмосфера» г. Москвы (2017-2019 гг.) показал, что все чаще и чаще обучающиеся на курсах традиционной народной вышивки выбирают для вышивания зеленый, синий, коричневый и многочисленные оттенки фиолетового и сиреневого тонов, отказываясь от традиционного красного цвета. На выбор цвета вышивки оказывает влияние внешней среды, повсеместное использование ярких фиолетовых и сиреневых цветов в сувенирах, рекламе, мультипликационных фильмах русского и иностранного производства, что, несомненно, изменяет отношение к традиционному красному цвету, уводя его на второстепенный план.

Детские и взрослые группы обучения вышивке становятся невосприимчивыми к красному цвету, где-то даже отрицательно относящимися к нему. Тем интереснее становится опыт вышивания традиционно красных образцов другим цветом или даже несколькими цветами. В этом случае получаются предметы искусства, целиком откликающиеся на спектральную чувствительность глаз вышивальщика и выражающие ее отношение к внешнему миру и цвету характера самого человека (по М. Люшеру, [7]). Дети 8-12 лет выбирают чаще всего черный или сиреневый цвета, взрослые используют вместо красного розовый, фиолетовый и сиреневый цвет вышивальных ниток. Если следовать концепции структуры цвета М. Люшера [7] и его понимания 4-х цветного характера человека, то становится понятным выбор цвета современными вышивальщиками. Но это, к сожалению, отдаляет нас от традиции.

В истории развития крестьянской и городской вышивки, можно увидеть, что в некоторых областях России, где в доступе находится цветовое многообразие вышивальных нитей, используются нехарактерные для русской традиции оттенки мулине [2]. Это связано еще и с тем, что вышивальщицам не хватало ниток определенного цвета и они вводили в свои узоры другие цвета ниток, которые привозились в поселения бродячими торговцами-разносчиками.

Таким образом, сегодня при преподавании вышивки на курсах дополнительного профессионального обучения, было выявлено следующее: отход от традиции красного цвета в вышивке в среде молодежи и взрослого населения; активное использование оттенков сиреневого и фиолетовых тонов; нежелание использовать чистые цвета, традиционно бытующие в народной среде России; особенность характера (по Люшеру [7] самого вышивающего человека влияет на выбор цвета вышивки.

Мы проследили традиционность использования красного цвета в вышивке прошлых веков, потерю сакральности традиционных узоров сегодня и влияние цвета характера вышивальщика (по Люшеру, [7]) на конкретный узор. Выявленная проблема требует дальнейшего изучения вопроса сохранения традиционности в выборе цвета вышивки. Начатые исследования будут продолжены в процессе проведения занятий по традиционной народной вышивке среди молодежи и взрослого населения.

 

Авторы выражают благодарность за поддержку работы и полезные рекомендации:

Илькевичу Борису Владимировичу, доктору педагогических наук, профессору, академику международной академии наук педагогического образования;

Фоминой Наталье Николаевне, доктору педагогический наук, члену-корреспонденту Российской академии образования, заведующей лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина, Е.М. Возможности современных педагогических технологий в непрерывном художественном образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. – 2018. – № 2. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-14.pdf. - Дата обращения: 18.11.2019г.
  2. Бобыкина, Н.Ю. Происхождение вышитых орнаментов [Текст] / Н. Ю. Бобыкина. – М.: ИП Скороходов В.А., 2014. – 208 с.
  3. Гринкова, Н.П. Термины вышивания в русских диалектах [Текст] / Н.П. Гринкова // Учен. зап. ЛГПИ. –  Ленинград, 1939. – Т. ХХ. – С. 173-191.
  4. Кашекова, И.Э. Национальные особенности русского искусства в современных авторских произведениях народных мастеров: развивающий потенциал игрушек [Текст] / И.Э. Кашекова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 01.11.2018. – Том 7. – № 4. – С. 778-789.
  5. Лазутина, Т.В. Символика цвета в искусстве Древнего Египта [Текст] / Т.В. Лазутина // Теория и практика общественного развития, 2015. – № 18. – С. 273-275.
  6.  Лазутина, Т.В. Символика цвета в языке дизайна [Текст] / Т.В. Лазутина // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 17. – С. 170-172.
  7. Люшер, М. Цвет вашего характера [Электронный ресурс] / М. Люшер. – М. Вече, 1997. – URL: https://avidreaders.ru/book/cvet-vashego-haraktera.html. (дата обращения: 08.09.2019).
  8. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Моногра­фия. – СПб.: Речь; – М.: Сфера, 2008. – 176 с.
  9. Пастуро, М. Красный. История цвета; пер. с фр. Нины Кулиш [Текст]  / М. Пастуро. – М.: Новое литературное обозрение, 2019. – 160 с. (Серия Библиотека журнала «Теория моды»).
  10. Прокопенко, В.Т. Психология зрительного восприятия [Электронный ресурс] / В.Т. Прокопенко, В.А. Трофимов, Л.П. Шарок // Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2006. – 73 с. – URL: https://avidreaders.ru/book/cvet-vashego-haraktera.html.(дата обращения: 08.09.2019).
  11. Севрюкова, Н.В. Отражение народных художественных традиций в духовно-нравственном воспитании учащихся [Текст] / Н.В. Севрюкова // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2018. – Том 7. – № 4. – С. 731-741.
  12. Срезневский, И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И.И. Срезневский. – СПб.: Издание Отделения русского языка и словесности Императорской АН, 1893. – Т. 1. – 1420 с.
  13. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL:  https://terme.ru/termin/dihotomija.html. (дата обращения: 07.09.2019). 
  14. Шалимова, Л.А. Социокультурные категории цветовой символики [Текст] / Л.А. Шалимова  //  Мир науки, культуры, образования. –  2015. – № 1 (50). – С. 385-388.