1.История изобретения бумаги
На протяжении долгого времени люди cчитали, что в Восточной династии Хань во время господства императора Хе. (89–105г) изобрёл бумагу Цай Лунь, который был мелким чиновником и управлял хозяйством дворца. Однако в результате того, что в 1957–ом году была найдена древнейшая бумага в могиле Западной династии Хань, расположена в городе Сиань провинции Шанси, теперь учёные предполагают, что бумага была изобретена в начале Западной династии Хань (202 до н. э.–8) в столице Западной династии Хань Чан Ан (теперь этот город называется Сиань), но изобретатель не известен [1]. В связи с этим Цай Лунь не настоящий изобретатель бумаги, он просто усовершенствовал технологию производства бумаги, чтобы она подходила для написания на ней и стала популярной.
Древние китайцы писали на таких дорогих материалах, как бамбуковые дощечки и шёлковые ткани. Спрос на материалы для письма рос. И поэтому люди стремились сделать бумагу из таких дешёвых материалов, как растительные волокна. Анализируя технологию производства бумаги, можно прийти к выводу, что самая ранняя бумага возникла в процессе производства шёлковой ваты. Чтобы сделать некачественные шелковичные коконы мягкой шёлковой ватой, их налущили (отделяли), пропитывали водой и неоднократно били их на бамбуковой циновке. Такой процесс производства называется “промывание шёлковой ваты”. В этом процессе производства многие шёлковые волокна остаются на циновке из бамбука, а после сушки они образовали тонкий лист, который можно использовать в качества бумаги. Как следует из исторической записи, самая ранняя бумага, найденная до настоящего времени, была произведена из растительных волокон [2].
2.Первое появление обоев
Бумага – замечательное изобретение древнего Китая, и изготовление обоев неотделимо от истории бумаги. Западные учёные обычно считают, что обои изобрели в Китае, но из–за отсутствия данного факта в начальной литературе мы мало знаем о происхождении и истории развития китайских обоев.
Традиционные китайские дома, обычно разделенные деревянными досками или стенами из извести, просты и красивы, даже без дополнительной отделки. Литерные источники свидетельствуют, что богатые люди использовали шёлк для украшения стен. Часто во дворцах и храмах для украшения стен использовались фрески. Однако их создание требовало изысканного мастерства. Они не были доступны для обычных людей. Всё вышеназванное послужило причиной возникновения обоев.
Изначально бумага была дорогой и широко не применялась. В династии Тан (618–907) люди начали широко применять бумагу в связи с многократным улучшением технологии её производства. Большинство литераторов в то время писали на лубяной бумаге, которая была более плотной и не такой хрупкой, как раньше. Бросовую бумагу для черновых записей литераторов использовали для оклеивания стен или заклеивания окон. Это был прототип обоев.
Официально признано появление обоев гораздо позднее, но в основном это была белая бумага, и изредка окрашенная бумага. В связи с недостатком материалов о появлении обоев мы не знаем их точной истории.
В династии Мин (1368–1644) только в специальной литературе отражено наличие обоев на стенах жилищ. В период династии Мин была развита бумажная промышленность и полиграфия. Производство активно развивалось, достигая очень высокого уровня, и появилось множество обоев с изысканным и красивым дизайном. В то время люди использовали обои по многим причинам. Например, стены в домах из таких материалов, как кирпич, камень, дерево и грунт, кажутся грубыми и неопрятными. Стена, покрытая бумагой, выглядит хорошо и утепляет помещение. Обои играли свою роль в украшении домов, так как их было легко заменить на новое.
3. Обои в истории древнейших цивилизации
3.1Материал и способ приготовления обоев.
Как известно, самая ранняя бумага для стен это, бумага из мела, общий размер 0,33 квадратных метра. Способ приготовления состоит в том, чтобы нанести известковый песок (меловой грунт) на бумагу, подождать, пока бумага высохнет. И поместить её на стену. [3] Этот метод не только создаёт чистые обои, но и позволяет создать обои с разнообразными яркими полосами. Если люди хотят получить яркую полоску, нужно покрасить это место несколько раз, тогда полоски с узорами станут более яркими, а полоски без узоров станут более тёмными.
Впоследствии обои раскрашиваются в разных цветах, а также цветными надписями на изображении. с чистой чертой, с гравировкой, и в сочетании с другими технологическими режимами. Методы производства гербовых обоев, описанные в литературных произведениях автора Ту Лун и «Быстрый снежный зал» автора Фэн Менчжэнь Минской династии являются такими: сначала слюдяным порошком, атрактилисом китайским и соком куркумы окрашивают бумагу так, чтобы она стала золотой и серебристо–серой и обладала металлическим блеском, затем печатной гербовой доской так прессуют бумагу, чтобы на ней возникли рельефные узорчатые орнаменты. Обои такого вида имели хождение в период Танской династии и Сунской династии. Литератор Цинской династии Ли Юй в своём произведении «Быстрый снежный зал» записал уникальный метод производства обоев. Он не довольствовался обоями, продаваемыми на рынке, и начал сам делать обои. Сначала из тёмно–коричневой бумаги делали грунтовки, потом руками рвали светло–зелёную слюдяную бумагу в мелкие клочки разной формы, наклеивать их на тёмно–коричневую основу, оставляли швы, в результате чего на стенах комнаты являлись узоры потрескавшегося льда, как красивые фарфоры Гэяо. Можно надписывать стихи и заниматься живописью на больших клочках, расположенных между маленькими клочками [4].
Некоторые образованные и воспитанные люди предпочитали прямо наклеивать произведения каллиграфии и живописи знаменитых мастеров на стену. Использовали такой метод, чтобы избежать потери картины из–за ветра, а также с целью свободно выбирать размер картин, подходящий для стены. Обои такого вида сочетали художественность фрески с практическими функциями обоев и превращались в практическое декоративное художественное украшение.
3.2. Способ оклеивания обоев
Официальный способ оклеивания бумагой стен иной, чем народный. В официальных записях было два способа. Первый метод такой: сначала нужно оклеивать полотном стену, а затем на нём клеить корейскую традиционную бумагу, поверхностный слой оклеивать красивыми бумагами.[5]
Народный метод оклеивания стен обоями был таким: была подготовлена грунтовка из джутовой бумаги, а поверхностный слой оклеивался белой бумагой или бумагой с серебряными узорами. На стенах оклеивания обычно закреплялись крест–накрест деревянными рейками, а не целыми деревянными досками в связи с тем, что доски легко растрескиваются, и это даёт трещину обоев. Простые люди часто использовали различные методы оклеивания стен в зависимости от экономических условий и материалов [6].
Древние методы производства растворов для оклеивания стен были чётко определены. Первый метод такой: ладонями сделать из муки комок теста, затем варить в воде, добавляя порошок из острых перцев, белого купороса и воска. После всплытия теста замочить его в чистой воде, пока оно не начнет пахнуть. Повторять до тех пор, пока запах не выветрится, после чего выловить его, добавить порошок блетиллы и перемешивать до состояния пасты, по возможности избегая сырости. Второй метод такой: добавлять муку и порошок блетиллы в чистую воду, через сутки выловить его и добавить порошок острых перцев, порошок белых купоросов, порошок воска и варить на печи. Третий метод такой: замачивать муку в воде, пока не завоняет, достать его, добавить порошок блетиллы и порошок белых купоросов и перемешивать, варить в чистой воде до готовности [7].
Количество муки для производства раствора для оклеивания стен чётко указано, что 30 граммов муки было использовано на каждый слой с площадью 1.024 кв. м. На 59.68 кг. муки нужно добавлять 597 грамм порошок белых купоросов [7]. Орудия для оклеивания стен – щётки, ножницы, лопата, доска для обмазывания бумаги, таз для клейстера, молоток и так далее. Щётки имеют два вида, один вид для намазывания клейстера, а другой вид для разглаживания бумаги. Ножи представлены в таких видах, как ножницы, резец, бумажный нож, которые используются для вырезки бумаги и вырезки цветов из бумаги. Используется лопата для уничтожения следов грязи.
4.Классификация обоев династии Цин
В ходе исторического развития обои династии Цин сформировались в полную систему, обои главным образом сложились в три вида такие, как народные обои, обои дворцовые, экспортные обои [8]. В то время бумага была сравнительно дешёвой, технология печати также была очень развитой, обои были достаточно доступными в пределах Китая, и рядовые люди и чиновники в дворцах предпочитали применять обои, и одновременно многие обои экспортировались в Европу.
По литературным записям рядовые люди по–прежнему употребляли белую бумагу или белую тиснёную бумагу для оклеивания стен в связи с тем, что белые стены отвечали эстетическим воззрениям людей того времени и удобно было на них вешать или расклеивать произведения каллиграфии и живописи. Большинство бумажных обоев в традиционных особняках не сохранилось в результате того, что материалам бумаги легко портится, нужно заменять его постоянно, только обои на стенах во дворцах и некоторых аристократических резиденциях сохранились в целости.
Обои стен дворца делятся на чисто белые и цветные. Чисто белые обои представляют собой просто белые или белые тиснёные, а цветные обои делятся на такие два вида, как гербовые и нарисованные от руки. На гербовых цветных обоях обычно печатались рисунки с квадратными серийными тиснёными орнаментами, причём одним из распространённых рисунков является рисунок, который образуется тиснёными узорами в виде свастики, как 卍 и квадратными серийными зелёными орнаментами с сердцевинами в виде чашечки лотоса. Стиль обоев был простым и элегантным, такие обои должны были специально производиться для дворца. И также имеются обои с традиционным китайским орнаментом в виде стилизованных листьев и трав. Размеры вышеназванных гербовых или нарисованных обоев зависят от типа обоев, разные типы имеют разный стандарт. Обычно гербовые обои представляют собой квадратную форму с площадью в 33 cm2, некоторые были прямоугольными [3]. Орнаменты таких обоев обычно печатались вручную с помощью матриц. Метод оклеивания являлся таким же, как раньше, только в разные периоды, в различных регионах, и даже в разных комнатах имелись различные стандарты.
Другим видом обоев стен дворца являются нарисованные от руки обои. Они почти одинаковы с народными обоями по тематике изображений, но эти два вида настенных обоев сильно отличаются друг от друга использованными материалами и рисовавшими рисунки людьми. Обои стен дворца были сделаны из высококачественных материалов и для их изготовления были выбраны самые замечательные художники своего времени. Все нарисованные от руки обои стен дворца являются бесценными сокровищами в силу того, что эти рисунки создавались художниками дворца по воле императора. А рисунки народных обоев выполнялись народными художниками или ремесленниками. Хотя их рисунки тоже были интересны, но по качеству они сильно уступали обоям стен дворца.
Обои с ручной росписью главным образом создавались художниками императорского двора. Созданные ими рисунки с одной стороны отражают императорские эстетические вкусы и обладают высокой художественностью, а с другой стороны рисунки не могут полностью отображать личный художественный уровень в силу того, что их искусство в значительной степени поддавалось влиянию собственного художественного вкуса и личных увлечений императора. Об изображении и размещении обоев, как правило, император сам подавала мысль, например изготовление обоев стен дворца «Сань Си Тан». Дворец «Сань Си Тан» был местом повседневной жизни императора Цяньлун(1711—1799), император Цяньлун не только назначил 7 художников для росписи обоев, но и давал им конкретные указания о разделении их труда несмотря на то, что пространство этого места небольшое, оно занимает только около 8 квадратных метров [8].
Обои с ручной росписью, как практические декоративные художественные произведения, имеют своей целью украшение, их особенность рисования должна подчиниться их характеру украшения. Обои с ручной росписью в период династии Цин называются «Падающий стикер», то есть картины, приклеенные к комнатным стенам или утварям. Обои «Падающий стикер» являлись декоративным приёмом, который часто применялся в дворцах династии Цин [5]. Создание обоев «Падающий стикер» дворца династии Цин было похожим на творение живописного искусства. Тематики этих росписей многообразна: горы, вода, цветы, птицы, люди, сцены из жизни, события и т.д. Они включают в себя не только такие китайские традиционные манеры, как писать идею, тонкое письмо, без костей, роспись тушью, насыщенный цвет, но и западные манеры [9]. Обои с ручной росписью такого рода были в единстве и гармонии с общей атмосферой искусства картин дворца династии Цин, несмотря на их разнообразные образы и различные стили. Обои «Падающий стикер» династии Цин имеют свою оригинальную декоративную функцию, они создавались согласно различным потребностям украшения интерьеров, широко применялись в период династии Цин и стали важной частью интерьера зданий дворца.
Экспортируемые обои очень отличались от обоев стен дворцов и народных обоев, в значительной степени для удовлетворения спроса людей с Запада. Люди с Запада впервые из путевых записок Марко Поло узнали об обоях, изготовленных и напечатанных в Китае. В середине XVI века обои Китая начали экспортироваться в Европу испанскими и голландскими торговцами. Обои с экзотическими рисунками (цветы и птицы, пейзажи, фигуры людей и т.д.) пользовались популярностью среди покупателей из таких стран, как Англия и Франция и т.д. Примерно в период с конца XVII века до середины XIX века большое количество изысканных китайских обоев было экспортировано в Европу и Соединенные Штаты Америки. Влияние китайских обоев на интерьер в Европе и Соединенных Штатах Америки продолжалось вплоть до XX века.
Некоторые западные учёные считают, что в Китае имеется привычка создания своей традиционной внутренней среды декоративными обоями, в связи с чем дизайн обоев и технологии их наклеивания Китая превосходили Европу. На самом деле в Европе также существовала традиция украшения стен фресками, стенными коврами и обоями, только из–за дороговизны они не могли широко применяться.[10] Только когда начали импортироваться обои из Китая, издержки на украшения стен значительно уменьшились. Даже в 1700 году обои всё ещё редко встречались и были очень дороги. В XVIII веке в Великобритании начали импортировать высококачественные обои, которые подходили для украшения наиболее роскошных особняков и были очень дороги. В 50–годах XVIII века китаемания постепенно рослась, китайские товаров входили во всё большое количество семей, и это стало на время модой. Во многих комнатах древней европейской архитектуры также сохранились обои из Китая или в китайском стиле в XVIII веке.
Обои, импортированные из Китая, вызвали большой интерес к китайским обоям и модное течение на Западе, и вскоре в Европе начали по образцу обоев китайского стиля массовое производство обоев для удовлетворения спроса рынка европейского. И импортированные из Китая обои, и сымитированные обои были гораздо более роскошными и изысканными, чем обои, используемые простыми китайскими семьями в целом. Ввиду далёкого расстояния между Востоком и Западом большинство европейцев не понимают Востока, снижая спрос на подлинность китайского стиля, воплощённого дизайнерами и ремесленниками в процессе создания обоев. Люди не заботились о том, каким было социальное положение династии Цин в то время, или была ли точной ситуация, изображенная на рисунках обоев. Некоторые ситуации изображались на основе их собственных домыслов. И производители китайских обоев стали очень гибкими в продаже обоев для европейских пользователей, часто им предоставляли некоторые дополнительные бумаги, рисунки с цветами и птицами на этих листах бумаги могли быть отрезаны, быть приклеены к местам повреждения и выцветания на стенах, быть приклеены к неопрятным углам или использовались только для улучшения общего эффекта украшения. На листе бумаги обоев также рисовались разнообразные птицы, павлины, белки, обезьяны, цветы, фрукты и так далее. Покупателей обоев того времени часто выставляли такие требования, чтобы на листе бумаги рисовалось больше птиц и т.д., так как обои с такими рисунками были в моде в Европе. Для удовлетворения спроса британские производители обоев выпускали обои с рисунками в восточном стиле, но художественный эффект которых очень отличается от оригиналов, сделанные в Китае. В тот период рисунок на одном из наиболее популярных видов импортируемых обоев из Китая, был таким: рисовалось большое дерево, на ветвях которого с листьями пели чудесные птицы. А другой рисунок был таким: рисовалась извилистая веранда, один домик, перед которым стояли некоторые китайцы [8].
Обои с рисунками домиков, полем и садом, горой и рекой тоже пользовались популярностью. Китайские экспортные обои были комплектными, как правило, в каждый комплект включалось 25 или 40 листов, каждый из которых был длиной примерно 12 футов (36.5 см) и шириной 3–4 фута (91 или 122 см) [10]. Этот размер, определялся в полном соответствии с состоянием комнатного пространства западного здания. Если они были прикреплены к стене, в верхней части могло быть обрамление каймой, в связи с чем обои могли полностью использоваться без излишних затрат. Обычно, когда они вешались, можно сформировать непрерывный набор изображений. Еще был один необычный способ украшения: китайские обои различных стилей и разных периодов резались в куски разных размеров, а затем вверх и вниз вперемешку клеились на стене. Китайские обои не были прикреплены непосредственно к стене, а на обратную сторону подкладывались холст или плотная бумага, которые перетягивались деревянными рейками и затем фиксировались на стене [3]. В результате этого китайские обои, установленные таким образом могли быть перемещены, бывший хозяин дома мог переселиться со своими обоями, наследник мог вешать обои, оставленные родителями, в свою комнату. В то же время обои не прямо приклеивались к стене, что предохраняло обои от влажности и от гниения.
5.Отношения между обоями и полиграфией
Развитие обоев неразрывно связано с развитием технологии изготовления бумаги и печати. Печатание с помощью матриц приобретало популярность в период династии Сун (960–1279), а обои начали распространяться в династии Мин (1368–1644) [11]. В период династии Мин бумажная и полиграфическая промышленности были достаточно развиты, появились разнообразные изысканные обои. [8] До появления полиграфии стоимость обоев была очень дорогой, и документальных записей об обоях было очень мало. Только после появления полиграфии обои действительно начали входить в жизнь многих людей. Обои обычно печатались вручную с помощью матриц, которые обычно делались из дерева.
Заключение
Бумага была изобретена в начале Западной династии Хань (202 до н. э.– 8) в столице Западной династии Хань Чан Ан. Цай Лунь в период Восточной династии Хань (25–220) усовершенствовал технологию производства бумаги, чтобы она подходила для написания на ней и стала популярной. В династии Тан (618–907) в связи с многократным улучшением технологии производства бумаги, возник прототип обоев. В период династии Мин была развита бумажная промышленность и полиграфия, и появилось множество обоев с изысканным и красивым дизайном. В ходе исторического развития обои династии Цин сформировались в полную систему, обои главным образом сложились в три вида такие, как народные обои, обои дворцовые, экспортные обои. Импортированные из Китая обои сильно влияли на жизнь европейских людей.
Обои являются одним из важнейших современных декоративных материалов, Изучение процесса изготовления древних обоев, способ оклеивания, дизайна рисунков обоев имеет определенное значение для извлечения уроков при изготовлении и дизайне современных обоев.
ЛИТЕРАТУРА
Пань Цзисин. Определение происхождения бумаги по археологическим раскопкам и анализу археологической бумаги [Текст] / Пань Цзисин // Вестник Химический. – 1999. – №1. – С. 55–56.
Ян Дунчэнь, Ян Цзяньго. Изобретение и усовершенствование технологии бумаги [Текст] / Ян Дунчэнь, Ян Цзяньго // Культурные и музейные ценности. – 2002. – № 5. – С. 45–50.
Юань Сюаньпин. Украшение стен бумагой–китайская традиционная гербовая бумага, экспортные обои и их влияние [Текст] / Юань Сюаньпин // Новое художественное искусство. – 2013. – № 4. – С. 100–107.
Не Хуа. Обои с ручной росписью и ее использование в архитектуре дворца династии Цин [Текст] / Не Хуа // Памятники культуры. – 2006. – № 11. – С. 86–94.
Сунь Дачжан. Древнекитайское архитектурное убранство – резьба, строительство, живопись, пластик [Текст] / Сунь Дачжан. – М.: Издательство China Building Industry Press, 2015. – С. 230-235.
Юань Сюаньпин. Особенные обои в период Династии Цин –– Экспортные Обои с ручной росписью [Текст] / Юань Сюаньпин // Художественный обзор. – 2006. – № 5. – С. 101–105.
Цзян Богуан, Технология и материалы оклеивания в период Минской и Цинской династиях [Текст] / Цзян Богуан // Исторические здания и садово–парковое искусство. – 1992. – № 3. – С. 12–16.
Ли Жуйцзюнь. Типы и эволюция китайских обоев в период Цинской династии [Текст] / Ли Жуйцзюнь // Исследование по художественному дизайну. – 2018. – № 2. – С. 82–88.
Чжоу Хэйкуань. Обои «Тело Хуа» на стене дворца династии Цин и их реставрация (1) [Текст] / Чжоу Хэйкуань // Художественный рынок. – 2009. – № 11. – С. 66–67.
Юань Сюаньпин. Экспортные обои Китая [Текст] / Юань Сюаньпин // Мир упаковки. – 2005. – № 3. – С. 79–83.
Джин Ван. История обоев [Текст] / Джин Ван // Hubei Papermaking. – 2001. – №3. – 28 с.
Цзинь Ван. История обоев / Цзинь Ван // Изготовление бумаги Хубэй. – 2001. – № 3. – 28 с.