Определение педагогических условий становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов на занятиях вокальной подготовкой в вузе

Сокерина Ирина Владимировна

Соискатель ГОУ ВПО МГПУ,
старший преподаватель кафедры пения
и хорового дирижирования музыкально-педагогического
факультета ГОУ ВПО МГПУ, г. Москва

Аннотация: 
Определение педагогических условий становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов на занятиях вокальной подготовкой в вузе

Всякая система, в том числе и педагогическая, может успешно существовать и развиваться в определенных, необходимых именно ей условиях. Философский энциклопедический словарь трактует условие как категорию отношения предмета с окружающим миром, без которого он не может существовать [2]. Учеными установлено, что именно педагогические условия, их комплекс способствуют эффективному формированию того или иного качества личности учащихся [1; 4].
На основании изучения педагогической, психологической и методической литературы, а также в процессе анализа практических занятий в классах вокальной подготовки на музыкально-педагогических факультетах крупнейших отечественных вузов было установлено, что процесс становления личностно-профессиональных качеств педагога-музыканта отличается сложностью и многосоставностью, а его изучение является востребованной современной проблемой. Данный процесс может быть организован на основе актуализации творческого потенциала в процессе творческой деятельности, что позволит формировать осмысленное и спектрально богатое отношение учащихся к миру.
Отмечено, что действие педагогического воображения как необходимой составляющей профессиональной состоятельности педагога-музыканта детерминируется творческим отношением и общей творческой атмосферой педагогического процесса.
Для сознательной и свободной профессиональной деятельности человеку необходимо сформированное представление о ценностях, которые направляли бы его действия, так как ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве [5].
Показано, что результативность педагогических действий связана с учетом конкретных условий, индивидуальных особенностей объекта коммуникации, что исключает принятие стандартных решений, то есть предполагает творческий подход
Педагогические условия определяются исследователями как педагогически комфортная среда (А. С. Белкин, Л. П. Качалова), комплекс мер в учебно-воспитательном процессе, который обеспечивает достижение тех или иных качеств учащихся (Е. В. Коротаева, Н. М. Яковлева), наличие необходимых для развития учащихся обстоятельств (Т. В. Минакова) и т. п. Всѐ разнообразие условий может быть структурировано и объединено в три крупные группы:
- когнитивные условия, при которых интенсифицируется сам процесс усвоения знаний;
- аксиологические условия, при которых стимулируются мотивационные механизмы обучения, активно формируется ценностное отношение и установка на саморазвитие;
- Практикоориентированные условия, направленные на создание учебно-развивающих моделей профессиональной (в данном случае – вокально-исполнительской) деятельности, актуализацию учебного сотрудничества, развитие коммуникативной свободы.
На музыкально-педагогический факультет поступают молодые люди, имеющие профессиональную подготовку различного уровня в зависимости от того, где они учились в период, предшествующий поступлению в вуз. Данное обстоятельство диктует организацию дифференцированного подхода к занятиям вокальной подготовки в вузе на музыкально-педагогическом факультете.
Отметим, что основным направлением подготовки специалистов в классе вокальной подготовки является собственно вокал, который должен обеспечить следующие качества будущего специалиста:
- достижение профессионального уровня вокальной подготовки – ровного звучания голоса на всем протяжении голосового регистра, присущего данному студенту;
- легкость и «незаметность» в преодолении интонационных и ритмических сложностей музыкального материала;
- четкость артикуляции;
- способность к рациональному распределению дыхания;
- способность к передаче стилистических особенностей вокального произведения в характере звучания и т. п.
Особая организация работы организма человека в процессе красивого, «завораживающего» своим звучанием пения требует от педагога системы знаний в области физиологии, психологии, педагогики и ряда других областей научного знания. Необходимо также отметить, что в начале ХХI века – во время бурного научно-технического прогресса – наряду с обращением к проверенным временем, традиционным методикам обучения сольному пению представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.
Экспериментальные исследования в области педагогики вокальной подготовки так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной педагогики и, соответственно, на уровень исполнительской культуры музыкантов-вокалистов.
В процессе занятий вокальной подготовкой необходимо создание таких педагогических условий, которые способствовали бы осуществлению следующего:
- общая разминка психофизического аппарата;
- развитая способность памяти физических действий;
- способность к диалогу;
- стремление к творческому самовыражению;
- главенствующая роль творческих задач при подчиненном положении личных проблем и трудностей.
Проведение занятий, направленных на достижение перечисленных задач, наиболее продуктивно в условиях сочетания индивидуальных занятий и занятий в малых группах, что способствует развитию коммуникативной сферы, артистизма, свободы самовыражения.
Результатом является развитие конгруэнтности – достижения баланса между внутренним состоянием, самоощущением и внешними проявлениями личности, так как навык сольного пения важен в процессе становления и воспитания профессионала – педагога-музыканта не просто как одно из обязательных для специалиста данного профиля умений. «Навык сольного пения необходим для профессиональной подготовки будущего учителя музыки еще и потому, что вокальное проявление наиболее полно задействует органику взаимосвязи между исполнением, замыслом и выражением внутреннего ощущения и мысли, моделируя максимально доступные, эмоционально-благоприятные и доходчивые предпосылки для восприятия самой разнообразной аудитории» [3].
Однако непосредственная целенаправленная подготовка педагогов-музыкантов долгое время не была специальным направлением в образовании. Практически все выдающиеся педагоги-музыканты прошлого приходили к педагогической деятельности не в результате специализированного обучения, а по велению сердца, осознав свое призвание в процессе обучения музыкальному искусству и собственного творчества.
В настоящее время большинство вузов изучаемого направления обращаются к области компетентностных качеств педагогов-музыкантов, что, безусловно, отвечает требованиям современности. Однако исследования показывают, что практическая потребность в решении проблемы личностно-профессионального становления будущего учителя музыки в условиях высшего профессионального образования обостряется. Выявлено, что занятия в классе вокальной подготовки направлены в основном на формирование будущих специалистов как вокалистов-исполнителей, тогда как возможности этого вида музыкальной деятельности в плане совершенствования личностной сферы педагога-исполнителя далеко не исчерпаны.
Показано, что высокий уровень теоретических знаний и профессионально-исполнительских умений по выбранной специальности не гарантирует качества общепедагогической подготовленности, не делает автоматически данного исполнителя хорошим преподавателем. В то же время анализ трудоустройства выпускников музыкально-педагогического факультета показал, что большинство выпускников, в том числе и тех, кто достиг высокопрофессионального уровня как исполнитель, реализуют себя в педагогической деятельности, причем в процессе работы многие из них встречаются с серьезными трудностями, особенно на начальном этапе. Это связано, как правило, с неспособностью преодолеть в практической деятельности рамки усвоенных в процессе обучения профессионально-педагогических умений и навыков, самостоятельно ставить педагогические задачи и находить пути их решения.
Опираясь на практическую работу со студентами музыкально-педагогического факультета, а также на результаты наблюдений, которые осуществлялись в классах вокала ведущих вузов страны, можно утверждать, что «правильной вокальной методикой» является та, которая не диктует жесткие условия работы со студентами, а предлагает помощь в их продвижении к мастерству. «Основной принцип правильной вокальной методики в том, что она как бы обрамляет природную данность, поддерживая и выявляя ее сильные и достойные стороны и характерные особенности. Только при подобном подходе обучение студентов в классе вокальной подготовки становится развивающим и взаимодействующим процессом, обеспечивая овладение самыми разнообразными вокально-исполнительскими навыками (высокий уровень художественного исполнения, пение а capрella, самостоятельная координация голоса и инструментального сопровождения в работе над школьной песней) и естественное развитие индивидуальных свойств голосообразования» [3].
Создание на занятиях вокальной подготовкой на музыкально-педагогическом факультете вуза педагогических условий, способствующих развитию качеств, которые в своем совокупном виде определяются как конгруэнтность, предполагает:
– активизацию субъектной позиции личности педагога, развитие его мотивации;
– усвоение педагогами интегрированных теоретических, методических и практических знаний, владение умениями формирования внутреннего баланса будущего педагога-музыканта на занятиях сольным пением;
– усиление роли исследовательского элемента педагогической деятельности.
Необходимые предпосылки становления качества конгруэнтности учащихся на занятиях вокальной подготовкой в условиях музыкально-педагогического факультета:
Осознание студентами значимости качества конгруэнтности в процессе занятий, концертно-фестивальной и конкурсной деятельности.
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
- развитие потребности и мотивов достижения конгруэнтности
- сочетание контроля с самоконтролем, оценки – с самооценкой учащихся
- развития инициативы и самообразования учащихся
комплексное развитие вокально-исполнительских и общекультурных направлений в процессе занятий вокальной подготовки
- организация продуктивного общения между студентами на основе сотрудничества
- создание общей благоприятной атмосферы обучения
обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов
(теоретической, методической, практической)
Достижение необходимого баланса между внутренним состоянием студентов – будущих педагогов-музыкантов, определяемое как конгруэнтность, становится возможным в результате объединения всех направлений их развития (психофизиологического, творческого и педагогического) с основными компонентами, среди которых особо выделяются педагогические условия, механизмами развития профессионализма и личностными качествами учащихся.
Таким образом, эффективными педагогическими условиями эффективного становления личностно-профессиональных качеств педагогов-музыкантов на занятиях по вокальной подготовке являются когнитивные, аксиологические и практикоориентированные условия личностно-профессионального становления педагога-музыканта на занятиях вокальной подготовкой в условиях музыкально-педагогических факультетов вузов, способствующие развитию целостности (самосогласованности) личности.

Литература
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды.
2. Философский энциклопедический словарь /под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко. М.: Инфра, 2000.
3. Васильева О. В., Новиков С. Б., Сокерина И. В. Класс сольного пения /Программы высших педагогических учебных заведений. М.: МГПУ, 2004.
4. Ю. А. Конаржевский. Менеджмент и внутришкольное управление.
5. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и Педагогика. Изд. Академия, 2010.