ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ПОИСКА И РАЗВИТИЯ ТАЛАНТОВ В НОВОСИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

Морозова Ольга Владимировна (1), Бабарыкин Евгений Юрьевич (2)

(1) кандидат архитектуры, доцент кафедры ОАПИАиГ, и.о. директора НОЦ НГУАДИ

(2) ассистент ФГБОУ ВО «НГУАДИ»

1-2. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств»

Аннотация: 
Статья посвящена анализу современных подходов и методов поиска одаренных детей и молодежи, а также развития их способностей и талантов в архитектурно-художественном образовании. Задача поиска и развития талантов сегодня стала приоритетной в построении социально-экономической политики нашей страны. На примере опыта Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств рассмотрены основные механизмы решения этой задачи, такие как непрерывное образование, проведение олимпиад и конкурсов, мониторинг динамики развития творческих художественных и проектных компетенций, профориентационная работа. Результаты этой деятельности находят отражение в уровне подготовки абитуриентов НГУАДИ.

Человеческий капитал – главная и решающая часть национального богатства любой страны и любого государства. «В каждом человеке – Солнце, только дайте ему светить», — утверждал древнегреческий философ Сократ. Это значит, что в каждом человеке, сосредоточено неисчислимое богатство — это его скрытые или явные таланты и способности, которым необходимо помочь прорасти и развиться. Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению потенциала технологических инноваций, цифровой экономики, вопросам производительности труда и конкурентоспособности. Однако планы на экономический и технологический прорыв нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала [10]. По мнению специалистов, Россия уже оказалась в ситуации, когда не деньги, не природные ресурсы, не территория, а именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью [9].

Актуальнее всего этот тезис звучит в отношении детей и молодежи, поскольку именно они будущее любой страны и любой нации. Они являются центром и ключом всех сфер современной жизни. Издавна этот факт является очевидным, однако только относительно недавно начали появляться организации и программы для поддержки одаренной и талантливой молодежи. В 1977 году, благодаря деятельности известного британского педагога Генри Колинса, который работал с талантливой и одаренной молодежью, возник Всемирный Совет по Одаренным и Талантливым Детям (WCGTC). Тема одаренности и талантливости детей и молодежи является предметом изучения педагогов всего мира. Среди отечественных исследователей вопросами концептуальных подходов к выявлению и развитию талантов у детей можно назвать профессора Фондового университета Хильдесхайма (Германия), доктора наук Ольгу Грауманн [4], В.П. Игнатьева, Е.А. Барахсанову и других. Изучением проблем выявления молодых талантов, а также разновидностями работы с одаренными детьми и молодежью занимаются такие специалисты, как М.П. Федоров, Е.А. Селиванова, М.А. Тропова, С.Н. Осипова и другие. Вопросом региональной инфраструктуры развития и поддержки талантливой молодежи занимается М.В. Груздев, Н.М. Филимонова и другие исследователи.

В качестве специального объекта в области исследования детской одаренности и талантливости многие специалисты выделяют художественную одаренность, поскольку её выявление является наиболее трудновыполнимой задачей для педагога. «Современная психология, объективно оценивая свои возможности и природу данного феномена, занимает разумную позицию: отказывается выносить ему окончательный вердикт, даже располагая, казалось бы, неоспоримыми данными о наличии одаренности у ребенка, осторожно ограничиваясь характеристикой – “ребенок с признаками одаренности”. Эта характеристика есть результат понимания сложности и окончательной непостижимости данного феномена, который является интегративным личностным образованием и не статичным, а динамичным, постоянно меняющимся в зависимости от внешних и внутренних факторов. Детская художественная одаренность находится в движении и может либо набирать силу, либо угасать или исчезать безвозвратно; ее очень трудно “ухватить” как постоянную величину для того, чтобы “измерить” стандартными психологическими тестами. Художественная одаренность к тому же еще и многолика, отличается удивительным многообразием форм выражения, объясняющимся особенностями интеграции и своеобразия ее компонентов в их количественном и качественном проявлении» [7], – отмечает доктор педагогических наук Алексей Алексеевич Никитин. Вопросам детской художественной одаренности также посвящены работы: Е.Л. Кудриной, Л.В. Мальцевой, Н.Л. Хижняк и других.

Интерес к вопросу детской художественной одаренности в истории мировой и отечественной педагогики носит волнообразный характер [6] – от повсеместного изучения советскими педагогами в начале и середине прошлого века до почти полного забвения к концу столетия. Сегодня этот вопрос вновь актуален: современные исследователи, развивая отечественные традиции, предложили ряд оригинальных концепций детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин и др.). По мнению самих исследователей данной сфере наиболее значимой работой в этой области явилась концептуальная модель одаренности [11] за авторством Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым и др., которая подчеркивает, что детская художественная одаренность – динамическая характеристика. Эту идею развивает уже ранее названный доктор педагогических наук А.А. Никитин, в своей докторской диссертации предлагая путь развития детской художественной одаренности («Третий путь»), предполагающий построение программы и методики обучения с рациональным соотношением развития общей и специальной художественной одаренности.

В современной России уделяется огромное внимание развитию талантов российских детей и молодежи со стороны государства, государственных деятелей и организаций. Еще в 2012 году на территории нашей страны была принята Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, которая была утверждена Указом Президента РФ N Пр-827 [2]. Настоящая Концепция признает, что каждый человек талантлив, определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования, в соответствии с которыми Правительством РФ были разработаны меры по её реализации, вплоть до 2020 года. Об этом также говорит президент Владимир Путин, утверждая, что по его мнению все дети талантливы. Раскрыть эти таланты и оказать поддержку одаренным детям –эта задача возложена и на семью, и на образовательные организации различных уровне. Необходимая поддержка может оказываться как в методическом и интеллектуальном плане, так и в практическом.

Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], Россия должна стать одной из стран Топ-10 по качеству образования. Это потребует усиленной работы образовательных организаций абсолютно всех уровней. Бесспорным лидером среди отечественных организаций, занимающихся развитием талантов можно с уверенностью назвать Образовательный центр «Сириус», в котором функционируют лаборатории мирового уровня, а с ребятами работают лучшие преподаватели ведущих школ и вузов страны. Однако этого недостаточно. Российская Федерация – огромная по масштабам страна, состоящая из 85 субъектов. Закономерно возникла инициатива по расширению масштабов деятельности «Сириуса» и подобных ему организаций на территории всей страны. «Сириус» выступает в роли национального методологического центра для разработки программ по развитию, а также оцениванию молодых талантов. С 2018 года началось масштабирование этой модели в российских регионах, открывая региональные центры, которые будут использовать ту же методологию для местных талантов [9]. На текущий момент охваченными данной инициативой можно назвать 34 субъекта РФ из 85, с администрациями которых были заключены соглашения. Впрочем, все еще можно сделать вывод, что необходимость в том, чтобы во всех регионах страны возникла целая сеть учреждений, подобных «Сириусу», явно существует.

Новосибирская область является одним из немногих регионов, основной спецификой которого является наука и образование. В первую очередь тут сосредоточено огромное количество научных исследовательских институтов, принадлежащих Российской академии наук, а также целый спектр высших учебных заведений – лидеров российского высшего образования, которые готовят разнопрофильных специалистов. Не уступает в развитии и сеть организаций среднего образования, школ, лицеев, гимназий. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников на встречах с представителями образовательных организаций и выпускниками новосибирских школ отмечал, что в Новосибирской области выявление, развитие и поддержка одаренных и талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности — один из приоритетов региональной политики в сфере образования. Эта задача обязательно найдет свое отражение в проекте Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года.

Выявление художественной одаренности, особенно в детском возрасте, и ее полноценное развитие, возможны лишь в условиях образовательного учреждения, специализирующегося на обучении детей художественно-творческой деятельности [8]. Этот процесс реализуют в том числе творческие вузы.

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств (далее – НГУАДИ), готовящий профессионалов в сфере архитектуры, градостроительства, а также дизайнеров и художников, уже сегодня работает в направлении повышения качества поиска, развития и подготовки одаренных детей. Это работа ведется в области художественного и проектного творчества на базе Научно-образовательно центра дополнительного образования детей и молодежи НГУАДИ (Далее – НОЦ НГУАДИ). Можно предположить, что основная ценность любого высшего учебного заведения – образованные и талантливые студенты. Мотивированные студенты, восприимчивые к профессиональному обучению, готовые к развитию и саморазвитию, имеющие желание себя реализовать как личность и как профессионала не возникает из ниоткуда. Это всегда чьи-то ученики. Их нужно искать и привлекать, а при наличии такой возможности, — участвовать в их воспитании. Для этого коллективом НОЦ НГУАДИ применяются разнообразные методы поиска талантливых детей, диагностики их способностей и технологии развития талантов у детей.

Непрерывное образование как фактор развития творческой и креативной составляющей человеческого капитала

Таланты и способности наиболее ярко проявляются в деятельности, в первую очередь – в образовательном процессе. В НГУАДИ реализована система непрерывного образования. Идея непрерывного образования возникла в XX в., но ее истоки можно найти еще во времена древних философов. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как ее смысл заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку возможность постоянного совершенствования, творческого и профессионального развития, обновления знаний, умений, навыков и качеств на протяжении всей жизни, а значит, способствовать процветанию всего общества [5].

Для этого, помимо программ высшего профессионального образования, по которым занимаются студенты университета НГУАДИ, реализуются дополнительные образовательные программы для детей различного возраста, в том числе и дошкольников, а также программы профессиональной переподготовки в сфере архитектуры, дизайна и искусств. Дополнительные общеобразовательные программы НОЦ НГУАДИ включают в себя как традиционные для Университета предметы академического рисунка, живописи, графики, так и интегрированные программы, такие как 3D-моделирование и 3D-печать, прототипирование, предметный дизайн и другие программы, которые вписываются в приоритетные задачи Национальной технологической инициативы. Программы, связанные с развитием цифровых технологий и цифровой экономики, уже сегодня являются одними из наиболее востребованных на рынке труда. Создание 3D-моделей программными методами и с использованием дронов, виртуальная и дополненная реальность уже становятся неотъемлемой частью профессии архитектора и дизайнера. Поэтому данные направления интегрируются в программы как дополнительного, так и основного высшего образования в НГУАДИ.

Мониторинговое и оценочное сопровождение учебного процесса дополнительного образования с целью выявления талантов

В учебный процесс в НОЦ НГУАДИ внедрена система мониторинга динамики развития художественных и проектных компетенций [12], которая позволяет отслеживать результаты образовательного процесса, а также выявлять наиболее одаренных, талантливых и мотивированных учащихся. Она позволяет объективными науко-метрическими методами отслеживать успехи ребят, а также фиксировать пространство их потенциального роста. Процесс мониторинга динамики развития художественных и проектных компетенций учащихся в НОЦ НГУАДИ в течение учебного года разделен на нескольких фаз, в соответствии с которыми учащиеся регулярно выполняют срезовые работы по изучаемым ими предметам. В свою очередь преподаватели осуществляют объективную оценку полученных работ, используя специально разработанную сотрудниками Университета шкалу оценивания по общим и специальным критериям. Набор критериев был специально разработан для каждой преподаваемой дисциплины. В текущем учебном году планируется дополнить реализованную систему мониторинга профориентационным и психологическим тестированием. Все результаты мониторинга и предполагаемые точки роста потенциала таланта у учащихся ребят представляются их родителям в форме информационно-аналитической справки, которая формируется в цифровом формате в личном кабинете на сайте НОЦ НГУАДИ. Справка содержит в себе сканированные образы срезовых работ, оценки по шкале критериев, лепестковые диаграммы реализации основных компетенций, графики роста данных компетенций. Эти отчеты дают родителям наглядную, картину, поясняющую насколько успешен их ребенок в выбранном направлении дополнительного образования.

Олимпиады и творческие конкурсы

По мнению отечественных экспертов, олимпиады –  это мощнейший инструмент мотивации ребенка [13]. Основные характеристики любой олимпиады или конкурса — это охват и достоверность результатов. Помимо локальных конкурсов, в течение пяти лет в НГУАДИ проводится Сибирская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектурно-дизайнерское творчество», которая ежегодно входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством науки и высшего образования РФ. Олимпиада состоит из двух этапов: заочного и очного. Именно дистанционный, заочный этап олимпиады позволяет осуществить максимальный охват школьников Сибирского федерального округа и других регионов России. Ежегодно в первом туре Сибирской межрегиональной олимпиады участвует до 600 школьников из трех десятков субъектов РФ. В большинстве своем это регионы Сибирского федерального округа и Дальнего Востока. В свою очередь очный тур, проводимый по правилам вступительных экзаменационных испытаний при поступлении в НГУАДИ обеспечивает максимальную достоверность результатов. В ходе олимпиадных испытаний участники получают возможность проверить свой уровень подготовки, а также развивать свои проектные и художественные компетенции. Участники очного тура получают соответствующие дипломы, которые позволяют им получить дополнительные баллы при поступлении в Университет. Для победителей и призеров Олимпиады появляются весьма весомые шансы поступления на бюджет в наш и другие вузы. Для них также открываются новые перспективы и возможности, в частности возможности обучения в Образовательном центре «Сириус».

Профориентация как инструмент для выявления талантов

Одним из ключевых направлений работы в сфере выявления талантов у детей и молодежи является профориентация, и профессиональное самоопределение школьников. Профориентацию молодежи можно рассматривать в двух основных аспектах. С одной стороны, это система подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, включающая такие структурные элементы, как профинформирование, профконсультирование, профотбор. С другой стороны, это социальный процесс выбора индивидом, в данном случае молодым человеком, профессии (специальности). Правильный выбор человеком профессии в любом обществе опирается на три основных требования: хочу, могу, надо. 

Уже два десятка лет профориентация в нашем обществе как система и социальный процесс не отвечает современным требованиям. Ярким подтверждением тому является разбалансированность рынка труда и системы подготовки профессиональных кадров. Рынок требует одних специалистов, а система профессионального образования готовит других [3].

Весной этого года президент В.В. Путин на всероссийском форуме «Наставник» отметил, что профориентационная деятельность и профессиональное самоопределение школьников заслуживает отдельного внимания педагогов и специалистов сферы образования начиная с 5-6 классов. На базе НГУАДИ, начиная именного с этого возраста, уже сегодня работают программы профориентационного тестирования и консультирования для детей и их родителей. Конечно, в первую очередь профориентация детей среднего школьного возраста нацелена на профессиональную помощь в выборе направления дополнительного образования ребенка. Однако не стоит забывать, что часто именно дополнительное образование становится первым шагом к будущей профессии. Что касается старшеклассников 10-11 классов, то для них проводится целенаправленная профориентация по принципу «Профориентация 360°» - то есть во всем спектре современных и актуальных профессий, а также профессий будущего. В качестве инструментов выступают и многогранное профориентационное тестирование, развивающие профориентационные игры, а также совместное консультирование ребенка и его родителя, поскольку именно роль родителя в профессиональном самоопределении ребенка весьма значительна.

Однако, на наш взгляд, самым плодотворным и эффективным способом к выявлению талантливой и одаренной молодежи являются занятия в форме пробы профессий, которые являются логическим продолжением профориентационной работы. Профессиональные пробы – это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Ребенок пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать собственное представление об этой профессии и её представителях.  Форма таких занятий может быть различной — ролевая игра, индивидуальное или коллективное творческое задание, творческая встреча с представителем профессии, возможность узнать о его личном опыте, возможность задать любые, даже самые личные вопросы. Методика профессиональных проб распространена во всем мире, включая и Россию. С этой целью в стенах университета с детьми работают представители разных творческих профессий и направлений. В университете знакомство с творческими профессиями происходит также органично, как и в творческих мастерских и проектных бюро.

Следует констатировать, что профессиональная и социальная жизнь в России и мире радикально изменяется. Все больше людей оказываются вовлечены в творческую деятельность в горизонтальных, глобально распределенных организациях и сообществах, а непрерывное развитие становится в них требованием и неотъемлемой частью жизни [9]. Талантливая и одаренная молодежь в таких условиях требует особого внимания. Поэтому все ранее перечисленные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуются в Новосибирском университете архитектуры, дизайна и искусств. Результаты такой работы покажут себя в долгосрочной перспективе, поскольку деятельность по выявлению талантливых детей и молодежи, а также их развитию — длительный и многоступенчатый процесс. Однако некоторые результаты этой работы можно наблюдать уже сегодня.

Для учебного заведения высшего образования основным мерилом повышения уровня их способностей детей в первую очередь является количество поступающих в Университет абитуриентов и уровень их подготовки. В НГУАДИ большая часть абитуриентов являются воспитанниками Научно-образовательного центра дополнительного образования детей и молодежи НГУАДИ, проходивших обучение до дополнительным общеобразовательным программам студии детского проектного творчества и подготовки к вступительным испытаниям. Эти абитуриенты участвовали в мониторинге динамики развития творческих художественных и проектных компетенций, а также в олимпиадах, конкурсах и профориентационных мероприятиях. Последняя приемная кампания показала, что из года в год поступать в Университет идут более подготовленные школьники, большая часть из которых – учащиеся НОЦ НГУАДИ. Количество воспитанников НОЦ НГУАДИ доминирует по всем направлениям, что отражено на Рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение первокурсников, поступивших на бюджетные места учащихся НОЦ НГУАДИ, и не проходивших подготовку к поступлению в университете

 Статистика показывает, что сегодня явно прослеживается динамика роста количества абитуриентов, которые претендуют на поступление в наш Университет. Так в 2016 году количество абитуриентов на программы бакалавриата не превышало 425 человек. Но, уже в 2018 году их количество выросло почти на 100 человек – 524 абитуриента, рост за два года составил 23% (Рисунок 2).

Рис. 2. Динамика количества абитуриентов НГУАДИ

Кроме того, выросло и количество минимальных проходных баллов, что говорит о росте подготовленности общего числа абитуриентов. Динамика роста по всем направлениям представлена на Рисунке 3.

Рис. 3. График изменения минимальных проходных баллов в НГУАДИ

В 2016 году на направления архитектуры, градостроительства, дизайна,  дизайна архитектурной среды, и монументально-декоративного искусства минимальные проходные баллы составили 285, 243, 300, 273 и 319 баллов соответственно. В 2017 году средние баллы были следующими: 280, 213, 318 280 и 291 в соответствии с ранее названными направлениями поступления. В приемной кампании 2018-2019 учебного года минимальные проходные баллы превышают фактически все показатели предыдущих лет: на направление архитектуры это 310 баллов, градостроительство – 229 баллов, дизайн – 325 баллов, дизайн архитектурной среды – 313 баллов, МДИ – 315. Направления градостроительства и МДИ в исследуемый период времени пользуются меньшей популярностью среди поступающих в связи со спецификой данных профессий и учебного процесса.

Вывод

Данная статистика даёт практическое подтверждение тому, что комплексное применение различных методов поиска и развития талантов даже на уровне одной образовательной организации даёт заметное повышение качества подготовки учащихся к следующим образовательный этапам.

Помимо методов поиска одаренных и мотивированных детей и способов развития предпофессиональных и профессиональных компетенций для увеличения уровня подготовленности учащихся большим потенциалом обладает аспект воспитательной работы и методы развития "мягких" навыков (soft-skills). Эти направления задают перспективу развития дополнительного образования детей и молодежи в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета, N 97с, 09.05.2018;
  2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) // «Администратор образования», N 11, 2012;
  3. Антипьев, А. Г. Профориентация молодёжи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль, 2012. № 2, 141-150;
  4. Грауманн, О. Исследование проблем детской одарённости в Германии // Непрерывное образование: XXI век, 2014, № 3 (7), С. 24-37;
  5. Зайцева, О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009. № 7, С. 106-109;
  6. Кудрина Е.Л., Хижняк Н.Л. Развитие художественной одаренности детей в новых социально-культурных условиях // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2015. № 31, С. 170-177;
  7. Никитин А. А. Выявление и прогнозирование детской художественной одаренности // История и культура Приамурья. – 2008. – С. 64–74;
  8. Никитин А.А. Художественная одаренность // М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2010. – 176 с.;
  9. «Образование для сложного общества» доклад Global Education Futures (авторы: Лукша П., Ниненко И. Попович М. и др.) [Электронный ресурс] // URL: https://futuref.org/educationfutures_ru (Дата обращения 11.10.2018);
  10. «Россия 2025: от кадров к талантам» – доклад The Boston Consulting Group (BCG) [Электронный ресурс] // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (Дата обращения 11.10.2018);
  11. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. [Электронный ресурс] // URL:http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (Дата обращения 11.10.2018)
  12. Морозова О.В., Бабарыкин Е.Ю., Платунова И.А. Мониторинг развития творческих художественных и проектных компетенций учащихся в системе дополнительного архитектурно-художественного образования [Электронный ресурс] // Педагогика и искусство. – 2018. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/morozova_babarykin_platunova_63-75_.pdf (Дата обращения 11.10.2018);
  13. Олимпиады – мощнейший инструмент мотивации ребенка [Электронный ресурс] // URL:http://www.edu.ru/news/education/olimpiady---eto-moshchneyshiy-instrument-motivacii/ (Дата обращения 11.10.2018).