Целью данной статьи является представление результатов экспериментальной работы (ЭР) по организации продуктивного взаимодействия с подростками на занятиях в детской художественной школе (ДХШ).
В рамках нашего исследования были разработаны теоретическая модель и система занятий, направленные на организацию продуктивного взаимодействия с подростками, что позволило перейти к их реализации в экспериментальной работе [1].
Для оценки динамики продуктивного взаимодействия на занятиях с подростками были выделены критерии и показатели продуктивного взаимодействия, которые в большей степени проявляются в рамках специфики ДХШ.
В качестве критериев продуктивного взаимодействия в ДХШ мы выделили: познавательный [5], ценностно-мотивационный [2], творчески-ориентированный, а так же их показатели, которые представлены в табл.1.
Оценка результативности происходящих изменений проводилась при помощи комплекса диагностических методик. Были разработаны специальные задания на выполнение творческой композиции, задания на технику художественного мастерства, соответствующие возрасту и уровню обучения подростков. Использовались тест креативности Э. Торранса «Диагностика творческого мышления» [4], тест В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей»[3, стр. 486], методика «Диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса [3, стр. 626].
ЭР была проведена на художественном отделении школы искусств № 6 г. Владивостока в 2014-2016 годах и состояла из трех этапов.
На первом – констатирующем - этапе были выявлены творческие и технические возможности учащихся, уровень креативного мышления, начальный уровень эмпатии и мотивации достижения успеха, значимые для выстраивания продуктивного взаимодействия [1].
На втором – формирующем - этапе был апробирован разработанный комплекс занятий, направленный на:
- групповую работу, работу в малых группах для повышения уровня эмпатии;
- работу, связанную с целеполаганием учащихся, для определения своего отношения к учебе в ДХШ, цели данной учебной деятельности;
- работу, способствующую повышению художественного мастерства, через осмысление основных законов и принципов изобразительной деятельности, развитие способности к оценке и самооценке выполненных учебных и творческих работ.
На третьем – контрольном – этапе был проведен анализ изменения уровня продуктивного взаимодействия с подростками на занятиях в ДХШ.
Количественно-качественный анализ полученных данных показал, что у учащихся вырос мотив достижения успеха, расширился круг творческих возможностей, ярче стали проявляться эмпатические способности, подростки стали чаще задумываться о том, для чего они занимаются художественной деятельностью (рис.1).
Рис. 1 Графическое представление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента по выявлению уровня продуктивного взаимодействия.
Диаграмма показывает значительный рост по всем показателям. Все показатели, кроме эмпатии, «вышли» на средний уровень. Показатель эмпатии остался в пределах низкого уровня, однако относительно показателя на констатирующем этапе, уровень эмпатии вырос в два раза. Такой результат связан с тем, что развитие эмпатических способностей подростков требует продолжительной работы, а временные рамки эксперимента могут лишь показать динамику развития.
Анализ результатов мотивации достижения успеха у учащихся на констатирующем этапе позволяет говорить о том, что мотивация достижения успеха в начале обучения в ДХШ является одним из движущих факторов выбора данной деятельности. Организация занятий в направлении продуктивного взаимодействия способствует дальнейшему росту мотивации, в противовес традиционной форме занятий, когда мотивация снижается. На контрольном этапе уровень мотивации был средний – 7,15 баллов, но относительно остальных показателей он был самым высоким. На констатирующем этапе мотивация успеха повысилась до 7,9 баллов и практически достигла высокого уровня.
Результаты тестов на определение креативного мышления так же показали значительный рост последнего – 6,7 баллов (по сравнению с 4,2 на контрольном этапе).
Следствием повышения уровня креативного мышления стало увеличение показателя творческой продуктивности - одного из значимых для ДХШ показателей - до 6,6 баллов (по сравнению с 2,5 на констатирующем этапе). Это позволяет сделать вывод о том, что изменилось качество творческих работ, проявляющееся в способности сделать задуманное на высоком уровне. На констатирующем этапе учащиеся выполнили творческие работы на низком уровне.
Проиллюстрируем сказанное. Ребятам было дано задание за ограниченный период времени придумать эскиз к творческой композиции на свободную тему. В дальнейшем каждый эскиз оценивался по разработанной нами шкале, включающей в себя основные композиционные законы. Большинство эскизов имеют правильною компоновку, но при этом они отличаются примитивным выбором темы и сюжета, акцент делается на внешней картинности, используются стереотипные символы (рис. 2, А).
Рис. 2. Образцы эскизов к творческой композиции на констатирующем (А) и контрольном (Б) этапах.
Эскизы, выполненные учащимися на контрольном этапе, в своем содержании отражают поиск внутреннего смысла сюжета, определенную идею или концепцию. Это говорит о том, что появляется субъективная позиция в художественно-творческой работе, хотя еще и в «зачаточном» состоянии. В деталях проявляется индивидуальный стиль, предпочтение собственных символических элементов (рис.2, Б).
Уровень специальных знаний учащихся вырос до среднего показателя. Учащимся было предложено выполнить этюд простого натюрморта за ограниченный период времени. Оценивание этюдов так же проходило по разработанной нами шкале. В работах отчетливо стало проявляться изменение мыслительного процесса на контрольном этапе эксперимента.
На констатирующем этапе видно желание закончить работу в ущерб качеству: отсутствуют, либо слабо выражены живописные рефлексы, нарушены пропорции, тональные отношения, компоновка в листе не выдерживается (рис. 3, А).
Рис. 3. Образцы этюдов к простому натюрморту на констатирующем (А) и контрольном (Б) этапах.
На контрольном этапе проявляется желание учащихся выполнить качественную работу, хотя при этом многие рисунки остались незаконченными: присутствуют рефлексы, компоновка в листе правильная, выдерживаются пропорции, соблюдается техника акварельной живописи (рис. 3, Б).
Оценка хода ЭР, динамика позитивных изменений в продуктивности организованного взаимодействия позволили определить такие формы и методы организации взаимодействия, которые будут способствовать увеличению продуктивности в деятельности учащихся:
- целеполагание учащихся и выработка индивидуального маршрута в овладении художественно-творческой деятельностью;
- диалогические беседы, обсуждения при выборе тем для творческих работ, при знакомстве с основными художественными терминами и принципами;
- рефлексия, как способ осознания учащимися необходимости обучения в ДХШ, своего жизненного выбора.
Таким образом, проведенная ЭР по организации продуктивного взаимодействия с подростками на занятиях в ДХШ, показала свою результативность. Критериально-диагностический аппарат, подобранный для нашего исследования, может служить основой мониторинга и оценки эффективности работы по организации продуктивного взаимодействия в ДХШ.
1. Кучер И.В. Целеполагание учащихся как условие продуктивного взаимодействия с подростками на занятиях в детской художественной школе [Текст] / И. В. Кучер, М. Н. Туктагулова // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (6). – С. 328–332.
2. Полосухина И. А. Представления современных подростков о ценности художественного творчества (тестирование 2011 г.) [Электронный ресурс]/ Полосухина И.А.// Научный журнал Педагогика искусства [Электронный ресурс]. - 2012 г. - № 1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/predstavleniya-sovremennyh-podrostkov-o-cennosti-hudozhestvennogo-tvorchestva (дата обращения 25.06.2016 г.)
3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский // Учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М». - 2001.
4. Торранс Э. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс] / http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya#ixzz3UB3BRsBU. (дата обращения 25.06.2016).
5. Торшилова Е.М Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика[Текст] / Е.М. Торшилова. Дубна: Феникс. - 2007.