Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год
В XXI веке творческое развитие личности в условиях коллективного музицирования является актуальной проблемой и важным условием реализации инновационных методов обучения в общей школе и дополнительном образовании, с учетом сохранения лучших традиций общекультурного и художественного развития детей.
В настоящее время педагогика искусства акцентирует внимание на коллективном музицировании, при котором содержание образования рассматривается как система, педагогически ориентированная на условия реализации музыкально-творческой деятельности детей. Приоритетной областью исследований, определяющих доминантность задач музыкального образования в творческом развитии детей являются работы научных сотрудников Института художественного образования и культурологии РАО: Е.М. Акишиной, Л.Л. Алексеевой, Е.Ф. Командышко, И.М. Красильникова, В.О. Усачевой и других. Важно отметить, что коллективное творчество все больше понимается как процесс социального взаимодействия, направленный на производство новых идей, признанных группой или обществом в целом. Эта новая ориентация предлагает целостный, углубленный подход к развитию детей, который должен учитывать не только индивидуальные, но и коллективные, познавательные, эмоциональные и культурные его составляющие.
По мнению исследователей О.Ф. Антипиной, Н.Г. Куприной, внедрение активного музицирования в процесс музыкального воспитания рассматривается как эффективный путь наиболее естественного и оптимального вхождения обучающихся в мир музыки. Однако нужно учитывать, что организация такой музыкальной деятельности обучающихся сложна именно на начальном этапе обучения, когда детям предлагают освоение музыкальных инструментов [3, с.10].
С появлением «свирели Э. Смеловой» и разработанным ею методом игры в 1980- 90 гг. появилась возможность обучения младших школьников практическому музицированию на элементарном музыкальном инструменте, то есть появилась возможность «включения» детей в непосредственное коллективное музицирование. Методика игры на свирели, предлагаемая Э. Смеловой - это возможность быстрого освоения инструмента и получения результата, что вносит искреннюю радость школьникам в процесс коллективного общения и музыкальной деятельности. На «свирели Э. Смеловой» можно исполнять разные произведения, включая русские народные попевки и классические произведения. Музыкальный репертуар для 1 и 2 года обучения включает исполнение народных песен: «Как под горкой под горой», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «На горе-то калина», «Ах вы сени», «Светит месяц», «А я по лугу», «Коробейники» и др. В программу обучения на «свирели Э. Смеловой» включены произведения композиторов-песенников (Е. Крылатов «Колыбельная Умки», М. Тиличеева «Маленький вальс», А. Новиков «Эх, дороги» и др.) и несложные композиции композиторов-классиков (М. Глинка «Ты соловушка, умолкни», Л. Бетховен «Сурок», А. Варламов «Красный сарафан» и др.).
В подключении младших школьникок игре на «свирели Э.Смеловой» следует применять цифровую систему обучения, основа которой заключается в самой структуре инструмента. Это дает возможность исполнять знакомые с детства мелодии песен и попевок уже на первых уроках музыки. Через определенное время (2 или 3 месяца) школьник сможет исполнить репертуар, состоящий из 15 – 25 мелодий. Процесс обучения игре на «свирели Э. Смеловой» включает два основных этапа: донотный (освоение инструмента детьми, еще не знающими нот, игра в ансамбле); нотный – освоение музыкальной грамоты, совершенствование исполнительских навыков, игра в оркестре и в ансамбле, расширение музыкального репертуара.
Отличительная особенность программы заключается, прежде всего, в цифровой методике обучения игре на детской свирели, что позволяет ребенку начать музицировать на детской свирели с первого занятия и дает ему возможность достичь значительных результатов за короткий срок. Дети, постепенно приобретая исполнительский опыт, легче переходят к изучению нотной грамоты и к системе нотной записи (через звуки к нотному знаку, а не наоборот). Следует отметить, что методика игры на «свирели Э. Смеловой» рассчитана на обучение детей в условиях класса–оркестра, что, в первую очередь, объединяет индивидуальную и коллективную формы обучения [5, с.173].
Коллективное музицирование (включая игру в оркестре и ансамбле) позволяет решать многие педагогические проблемы, касающиеся общения в классе как творческом коллективе. Ученики проявляют терпение, относятся с уважением к педагогу и концертмейстеру, проявляют выдержку и взаимопонимание. Следует учитывать, что ребенок изначально участвует в общественных отношениях с детьми и взрослыми. Он учится взаимодействовать с людьми, быть в коллективе, понимать правила игры и человеческих взаимоотношений.
Выделим основные условия коллективного музицирования детей на «свирели Э.Смеловой»:
Условие 1. Коллективное музицирование на уроках музыки в младших классах. Организация коллективного музицирования детей на уроках музыки в основном связана с освоением новых знаний о духовых музыкальных инструментах и совместном исполнении простых народных мелодий на уроке. В данных условиях осуществляется направленность на культурно-познавательную деятельность детей и решение следующих задач:
1) изучение истории музыкального инструмента «свирель» и других народных духовых инструментов, их роли в развитии музыкальной культуры народов мира;
2) освоение навыков игры, включая приемы звукоизвлечения, звуковедения, исполнительского дыхания при определенной постановке корпуса, головы, рук и положения губ;
3) подготовка к освоению нотной грамоты.
В музыкальной деятельности на уроке, по её развертывания, творчество приобретать учащегося преобразуя в деятельности. Еще Д.Б. Кабалевский в своей новой программе по музыке для начальных классов указывал на один из важнейших методических приемов, - включение в программу небольших композиций, в исполнении которых участвуют и учитель, и учащиеся [6, с.6].
Сотрудничество и общение и по произведений музыкального искусства (на уровне эмоционального совместного исполнительства) способствуют обогащению общей культуры, развивают вкус и т.д. Безусловно, коллективное музицирование отвечает потребностям младших школьников в художественном самовыражении, реализует их творческие возможности, способствует применению игровых форм обучения, развивает увлечённость и интерес к коллективной исполнительской деятельности.
Условие 2. Коллективное музицирование в дополнительном образовании. Система дополнительного образования выступает как сфера творческого раскрытия личности, где музыкальные занятия приобретают характер целенаправленной систематической работы. Е.М. Акишина отмечает, что в учреждениях дополнительного образования детей, в отличие от основного образования, обучающиеся добровольно выбирают себе и руководителя, и сообщество сверстников, что дает возможность детям «самостоятельно проявлять интерес к реализации творческих планов» [1, с.50].
В нашем исследовании образовательная программа дополнительного образования детей «Свирель поет» направлена на осуществление музыкально-исполнительской деятельности, что предусматривает постановку следующих задач:
1) способствовать развитию музыкальных способностей, включая музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, а также формирование ценностного отношения к индивидуальному и коллективному музицированию, привлекая внимание к игре на свирели во внеурочной время;
2) осуществлять познавательную деятельность школьников в условиях освоения не только народной, но и классической музыки, подключая к коллективному музицированию на основе разнообразного музыкального репертуара и популярных современных мелодий;
3) формировать эмоциональное восприятие музыкальных произведений и готовность понимать их (в единстве формы и содержания), а также содействовать творческой и исполнительской самореализации.
Условие 3. Организация социокультурных проектов (музыкальных фестивалей и конкурсов). Проведение фестивалей изобразительного и музыкального творчества детей является одной из действенных форм социализации подрастающего поколения, формирования их индивидуального творческого потенциала, в которых реализуются педагогические инвариативные технологии.
В исследованиях Е.Ф. Командышко и Е.Б. Журовой [4, с.161] отмечается, что проектная деятельность Детской школы искусств обретает социокультурную направленность на основе структурных компонентов: образовательных, воспитательных, развивающих, коммуникативных и творческих.
В условиях организации социокультурных проектов музыкальному искусству предоставляется уникальная возможность для обогащения культурно-исторического опыта детей, что определяет разные способы социокультурных взаимосвязей в реальной жизни. Данное обстоятельство позволяет развивать коммуникативные навыки в совместной музыкальной деятельности, что в будущем поможет детям находить общие интересы, взаимодействуя со сверстниками и учителем. Такие условия важны и для развития эмоционально-познавательной деятельности, что влияет на активное включение в творческий процесс, развитие эмпатических способностей школьников, умения сопереживать, сочувствовать и понимать других.
В настоящее время наиболее перспективными формами развития интереса к музыкальной деятельности являются не только конкурсы, фестивали, но и телевизионные шоу. Применение информационно-коммуникативных технологий также значительно расширяет круг детей, активно участвующих в многочисленных выставках, экскурсиях, музыкальных конкурсах.
Исследователи Л.Л. Алексеева, В.О. Усачева рассматривают фестивально-конкурское движение как наиболее перспективный педагогический путь «популяризации художественного образования» [2, с.9]. Как правило, положение конкурса ориентировано на самые различные виды художественной деятельности (и для преподавателей, и для обучающихся), включая научно-теоретическую, исполнительскую, методическую, литературно-просветительскую и другие.
В нашем исследовании организация фестивалей для детей связана с реализацией системы творческого развития и обучения детей музыке на основе доступного коллективного музицирования на «свирели Э. Смеловой».
Приоритетными задачами фестивалей являются:
1. Поддержка детских коллективов, исполняющих народную, классическую и современную музыку.
2. Достижение более высокого мастерства исполнителей, которые объединились в творческие лаборатории и мастер-классы музыкальных коллективов России.
3. Содействие формированию художественных потребностей и общей культуре детского творчества.
4. Включение детей в единый творческий союз из разных регионов России.
5. Развитие интереса к исследованию культурного наследия и истории возникновения российских городов и других мест, в которых живут участники фестивалей.
Подготовка фестиваля начинается не только с подбора музыкального репертуара, но и с разработки маршрута, сбора информации о культурных достопримечательностях того региона, где будет проходить детский фестиваль [7, с. 256]. Главное в фестивале - это праздничная творческая атмосфера, в которой каждый может проявить свои способности. Фестиваль даёт возможность многочисленным музыкальным коллективам и всем желающим принять участие в художественных конкурсах (разных видов искусства), продемонстрировать своё мастерство, проявить свою творческую индивидуальность!
Так, в 2016 году в Анапе (городе-курорте Краснодарского края) был организован фестиваль под названием «Играй, Свирель!», а Всероссийский конкурс прошел под названием «Диалог искусств», в котором приняли участие дети разных регионов.
Следует отметить, что эффективность обучения игре на свирели обусловлена её практической значимостью. В содержании обучения можно выделить следующие ключевые аспекты:
1. Играя на свирели, дети обретают опыт индивидуального музыкального исполнительства.
2. Занимаясь в ансамбле, дети приобщаются к коллективной творческой работе и концертной деятельности.
3. Исполнение детьми русских народных песен дает возможность познакомиться с фольклором своего народа, историей родного края, глубоко прочувствовать значение слова «Родина», ощутить себя гражданином своей страны.
4. Знакомство с историей инструмента и его ролью в мировой музыкальной культуре углубляет знания детей о мировой музыкальной культуре.
5. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений русской и мировой классики расширяет кругозор детей, развивает их музыкальный и художественно-эстетический вкус, способствует творческому развитию школьников.
Таким образом, реализация условий коллективного музицирования на свирели в общем и дополнительном образовании детей наиболее эффективно осуществляется на основе интеграции: 1) культурно-познавательной деятельности (на уроках музыки в общей школе); 2) музыкально-исполнительской деятельности (в системе дополнительного образования); 3) творчески-ориентированной художественной деятельности (в условиях организации и проведения социокультурных проектов: музыкальных фестивалей и конкурсов).
ЛИТЕРАТУРА
Акишина, Е.М. Современная музыка и горизонты музыкального образования. Монография [Текст] / Е.М. Акишина. – М.: Издательство «Музыка», 2017. – 176 с.
Алексеева, Л.Л., Усачева В.О. Фестивально-конкурсное движение в системе современного художественного образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, В.О. Усачева // Учитель музыки. – 2017. – №2 (37). – С. 9-12.
Антипина, О.Ф., Куприна Н.Г. Современные технологии в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности: монография [Текст] / О.Ф. Антипина, Н.Г. Куприна. Институт развития регионального образования Свердловской области. – Екатеринбург, 2008. – 184 с.
Командышко, Е.Ф., Журова, Е.Б. Социокультурная направленность проектной деятельности Детской школы искусств как фактор популяризации музыкальной классики [Текст] / Е.Ф. Командышко, Е.Б. Журова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2014. - №5. С.160-164.
Командышко, Е.Ф., Хлад, Ю.И. Творческое развитие младших школьников как предмет исследования [Электронный ресурс] / Е.Ф. Командышко, Ю.И. Хлад // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2018. — № 4. — URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komandyshko_hlad_169-174.pdf (дата обращения: 20.05.2019)
Музыка в начальных классах: методическое пособие для учителя [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1985. -140с. (Б-ка учителя нач. классов).
Хлад, Ю.И. Региональные музыкальные фестивали для детей как фактор реализации экскурсионного метода познания [Текст] / Ю.И. Хлад // Образовательные стратегии социокультурного пространства региона. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редактор-сост. Командышко Е.Ф. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2019. – С. 254-258.