ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

АБДИНА РАИСА ПЕТРОВНА


Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник НОЦ «Проблемы эффективной
коммуникации» ХГУ им. Н. Ф. Катанова, учитель изобразительного искусства Центра дистанционного
образования ГБС(К)ОУ РХ СКОШИ III–IV видов, Абакан

Аннотация: 
В статье рассмотрены некоторые особенности дистанционного обучения изобразительному искусству детей с ограниченными возможностями здоровья. Как показывает практика, сформированные пространственные представления детей значительно упрощают процесс такого обучения. Учащиеся в силу своих психофизиологических особенностей обладают разной степенью сформированности этих представлений, поэтому орнаментальные диктанты играют большую роль в организации и проведении уроков изобразительного искусства.

Общеизвестно, что уроки изобразительного искусства являются одним из любимых
и увлекательных видов учебно-творческой деятельности детей в школе. Собственная
изобразительная деятельность школьников вызывает у них восхищение созданным и
стремление сделать это лучше. Однако дети с ограниченными возможностями не могут
регулярно посещать учебные заведения и из-за нарушения здоровья порой не способны
четко и красиво рисовать при помощи привычных материалов, используемых на уроках
изобразительного искусства. Снять эти ограничения и открыть новые возможности в
области изобразительного искусства таким детям поможет дистанционное обучение,
основанное на использовании современных информационных и телекоммуникационных
технологий. На сегодняшний день существуют различные модели дистанционного
обучения, для которых разработаны учебные, методические, информационные
электронные материалы, отлажены каналы коммуникаций, позволяющие очень
оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся с преподавателем и получать
быструю обратную связь [2]. Обучение детей-инвалидов в Центрах дистанционного
образования проходит преимущественно в режиме on-line с помощью Skype: ребенок,
находясь дома за компьютером, слышит и видит учителя, разговаривает ним; при этом и
учитель видит ученика, объясняет, показывает, задает вопросы в реальном времени.
Специфика учебного материала определяется прежде всего предметной областью,
которая диктует свои направления при его разработке. Дистанционное обучение
изобразительному искусству имеет свою специфику, обусловленную тем, что у педагога
нет возможности принять непосредственное участие в художественной деятельности
ученика (поправить рисунок, помочь вырезать, приклеить и т. д.); он может руководить и
корректировать работу ученика только устно, используя словесные и наглядные методы.
В процессе руководства практической деятельностью школьников дистанционно
необходимо использование лексики, указывающей на расположение частей: расположи
лист горизонтально, в центре листа изобрази …, в левом нижнем углу добавь…, две
третьи верхней части объекта и т. д. Поэтому не сформированные у детей
пространственные представления значительно усложняют процесс эффективной передачи
педагогом учебной информации и практическое применение ребенком получаемых при
этом знаний и умений. В связи с вышесказанным при организации уроков
изобразительного искусства на базе компьютерных телекоммуникаций учителю
необходимо с помощью индивидуального подхода к каждому ребенку выявить его
возможности, способности, творческий потенциал, сформированные пространственные
представления. Под пространственными представлениями мы здесь понимаем знание
пространственных характеристик объекта: форма, величина, взаимоположение
составляющих его частей, расположение его на плоскости или в пространстве, а также
понимание и использование соответствующей терминологии: одинаковые, различные,
больший, меньший, горизонтально, вертикально, параллельно, справа, слева, между, над,
под и т. д. [4]. Методы и средства, используемые для диагностики пространственных
представлений детей с ограниченными возможностями, так же, как и учебный процесс,
обязательно предусматривают дифференциацию и индивидуализацию. Школьники в силу
своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями,
задатками, поэтому для усвоения учебного материала им требуется разное количество
времени, задания разной степени сложности.
Большую роль в формировании пространственных представлений детей с
ограниченными возможностями играют орнаментальные диктанты, которые
подразумевают рисование декоративных композиций и элементов под диктовку.
Например: «Сегодня мы будем рисовать симметричный геометрический орнамент в
прямоугольнике. В центре листа нарисуем прямоугольник, длина которого больше, чем
ширина. Двумя параллельными вертикальными линиями разделим его на три равные. В
центральном прямоугольнике нарисуем линии: от верхнего левого в нижний правый угол,
от верхнего правого – в нижний левый. Первый слева прямоугольник разделим на два
треугольника линией от нижнего левого к верхнему правому углу. Последний
прямоугольник выполним так же, как и первый, только в зеркальном отражении». Иногда
такие диктанты могут сопровождаться предварительным показам учителя. Показ учителя
также должен сопровождаться лексикой, формирующей пространственные представления.
Например: «Сейчас я буду рисовать орнамент, а вы внимательно следите за моими
действиями и словами: двумя горизонтальными линиями я разделяю лист на три равные
части. В средней части я буду рисовать геометрический орнамент. Вертикальной линией я
делю эту часть на две равные части; прямоугольники, находящиеся слева и справа от этой
линии, я делю пополам. В каждом получившемся прямоугольнике я рисую линию от
верхнего левого угла в нижний правый (диагональ). В получившихся нижних
треугольниках я нарисую одинаковые круги, в верхних – одинаковые ромбы». Далее
детям предлагается устно повторить действия учителя, а затем нарисовать орнамент по
памяти, сопровождая свои действия речью, либо под диктовку учителя. Подобные
небольшие орнаментальные диктанты можно применять на каждом уроке
изобразительного искусства, используя при этом бумажные альбомные листы либо
компьютер. В зависимости от подготовленности детей в диктантах можно использовать не
только геометрические элементы, но и растительные мотивы различных народных
промыслов, добавляя цвет. Например: «По внутреннему контуру окружности нарисуем
криуль (ведущий стебель в хохломской росписи, состоящий из завитков, которые
попеременно закручиваются то вверх, то вниз) [3]. В нижней части подрисуем осочки и
капельки, попеременно используя красный и черный цвета, в верхней части выполним
кустики черным и ягодки красным цветом».
Орнаментальные диктанты могут активно воздействовать на сенсорное развитие
детей с ограниченными возможностями и позволяют решать многие задачи
коррекционного обучения. Дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные
прямые, рисуют волнистые линии, многократно упражняются в воспроизведении
основных геометрических фигур. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование
травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при
написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал,
завитки, крючки, палочки, волны [1]. Сенсорные процессы активизируются во время
рисования орнаментов в компьютере: используя мышь или планшет, дети учатся
согласовывать движение руки с отображением на экране. Декоративное рисование требует
чередования одинаковых элементов, что очень сложно выполнить на компьютере «от
руки», поэтому дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и
устанавливать сходство и различие между повторяющимися элементами узора.
Задания, направленные на самостоятельное составление декоративных рисунков и
последующее их устное описание и воспроизведение (обратные орнаментальные
диктанты), могут успешно использоваться в развитии творческого воображения у детей и
явяться средством развития речи учащихся. При помощи таких диктантов учащиеся
усваивают слова, обозначающие пространственные отношения, практические действия,
признаки предметов или его частей и многое другое.
Таким образом, при дистанционном обучении изобразительному искусству детей с
ограниченными возможностями в первую очередь необходимы их сформированные
пространственные представления, что достигается путем использования орнаментальных
диктантов. Орнаментальные диктанты составляются в зависимости от
психофизиологических особенностей детей и могут использоваться на каждом уроке
изобразительного искусства в качестве разминки либо основной темы. Кроме того, они
позволяют решать и многие задачи коррекционного обучения, что необходимо для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
 Коррекционно-развивающая работа на уроках декоративного рисования
http://festival.1september.ru/articles/522263/ (дата обращения: 19.05.2011).
 МУ-MOODLE – Виртуальная образовательная платформа Моего университета. http://moi-uni.ru
(дата обращения:13.01.2013).
 Словарь терминов http://www.prosv.ru/ebooks/Goryaeva_prikladnoe_isskustvo/25.htm (дата
обращения: 15.02.2010).
 Сунцова А.В.,. Курдюкова С.В. «Изучаем пространство». – М.: Эксмо 2009. – 64 с.