Совершенствование образовательного процесса в детских школах искусства
Республики Казахстан, целью которого является обеспечение качественно высокого
уровня дополнительного художественного образования детей, предполагает постоянное
профессиональное развитие педагогов.
В этот процесс вовлечены и молодые специалисты, которым нужно накопление
профессионального опыта для успешной работы и для повышения квалификационной
категории, и опытные педагоги, способные самостоятельно создавать авторские
программы, совершенствовать методику, расширять теоретический базис своей
деятельности.
Кроме того, отсутствие активного процесса совершенствования профессионального
уровня педагогических кадров в организации образования ведет к снижению уровня
преподавания и подготовки учащихся в целом.
Психолого-педагогические исследования доказали, что для обеспечения
стабильного профессионального развития педагогов дополнительного художественного
образования необходима системная реализация нескольких направлений, среди которых
наиболее важны следующие.
1. Интеграция программного и методического обеспечения учебного процесса в
школах искусства
Это направление инициировано в 2006 году Школой изобразительного искусства и
технического дизайна имени Абылхана Кастеева-Клубом ЮНЕСКО в форме
Республиканского научно-практического коллоквиума для руководителей и педагогов
детских школ искусства.
Основное содержание коллоквиумов:
теория и практика преподавания дисциплин в школах искусства Республики
Казахстан;
опыт и пути развития;
создание типовых учебных программ; новаторские идеи и авторские
программы;
совершенствование образовательного процесса на всех ступенях обучения
детей в школах искусства.
2. Распространение регионального инновационного опыта и обмен опытом
педагогической работы по таким аспектам, как:
выработка единых требований к уровню подготовки выпускников школ
искусства в Республике Казахстан;
методическое обеспечение учебных программ для детских школ искусства в
Республике Казахстан;
преподавание истории искусства Казахстана (методика преподавания,
разнообразие форм занятий и контроля знаний по данной дисциплине);
внедрение компьютерных технологий и учебных программ в практику
обучения;
мультимедийное сопровождение учебного процесса в детских школах
исукусства;
расширение перечня образовательных программ по различным видам
искусства, в том числе для детей с особыми потребностями;
укрепление творческого сотрудничества художественных учреждений
дополнительного образования Казахстана и стран СНГ, расширение международных
связей и обмен опытом, интеграция инновационных методик.
3. Проведение мастер-классов, в которых педагоги имеют возможность вместе с
учащимися освоить новые формы и приемы с помощью приглашенных мастеров в том
или ином виде искусства
Как показала практика, наиболее эффективно проведение интегративных мастер-
классов, на которых уроки дают специалисты в разных видах искусства.
В различных школах искусства апробируются разнообразные виды мастер-классов:
выездные пленэры, где педагоги вместе с детьми берут уроки у местных
мастеров, знакомятся с самобытной культурой того или иного региона или другой страны
– такие пленэры значительно обогащают профессиональный опыт педагогов;
циклы мастер-классов, направленные на углубление профессиональных
знаний и навыков педагогов;
мастер-классы внутри педагогического коллектива, когда более опытные
педагоги помогают молодым коллегам освоить те или иные области педагогического
мастерства или теорию и методики преподавания той или иной дисциплины.
Особенно важно в этом случае, чтобы у молодых педагогов также была
возможность проводить мастер-классы – например, по новейшим педагогическим
технологиям и т. д. Такой подход обеспечивает поддержку самооценки педагога,
мотивирует его к постоянному профессиональному совершенствованию, рождает чувство
ответственности за процесс профессионального становления в целом.
Можно привести несколько ярких примеров проведения мастер-классов в
разнообразных формах. Таким примером является организуемый на базе одной из детских
школ искусства круглогодичный «Город мастеров», где дети учатся основам различных
ремесел, а для педагогов дополнительного художественного образования существует
возможность пройти обучение на курсах повышения квалификации и, в частности,
освоить ряд интересных методик на мастер-классах.
4. Активизация новых педагогических технологий в художественном образовании
детей
Современные требования к профессиональному уровню педагогов подразумевают
владение целым комплексом педагогических технологий. В частности, это касается
владения и знаниями, и умениями в области учебных медиатехнологий.
5. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов
Среди важнейших аспектов в данном контексте следует выделить:
расширение знаний педагогами законодательств об образовании, о правах
ребенка, других нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность
внешкольных организаций Республики Казахстан;
развитие коммуникативной культуры педагогов, их умения организовать
конструктивный диалог с учащимися, с коллегами, с родительским сообществом;
проведение психологических тренингов для педагогов учреждений
дополнительного художественного образования с целью изучения психологии ребенка,
формирования умения педагогов устанавливать психологический комфорт в детском
коллективе.
6. Расширение продуктивного международного сотрудничества в области
педагогики искусства
Международное сотрудничество Казахстанской национальной федерации клубов
ЮНЕСКО в рамках Всемирной федерации ассоциаций, клубов и центров ЮНЕСКО дает
возможность педагогам участвовать в расширении рамок нашей научно-методической
работы. Например, участие в работе Республиканского научно-практический коллоквиума
коллег из Бишкека (Республика Кыргызстан), из Минска (Республика Беларусь) из
Калининграда (Российская Федерация) позволяет знакомиться с бесценным методическим
опытом обучения детей за рубежом. Казахстан в лице Казахстанской национальной
федерации клубов ЮНЕСКО поддерживает и пропагандирует идеалы ЮНЕСКО,
поддерживает подход ЮНЕСКО «Искусство в образовании» и активно участвует в
проектах ЮНЕСКО в области художественного образования.
7. Организация и поддержка самообразования педагогов
Для полноценного профессионального развития педагогов существует одно
наиболее важное условие – а именно осознанное стремление к личностному росту,
совершенствованию профессионального и педагогического мастерства, расширению
круга своих знаний и умений в области преподавания искусства.
Важнейшее значение в самообразовании педагогов имеет постоянное знакомство с
книгами и периодическими изданиями, в которых так или иначе затрагиваются вопросы
изучения и преподавания искусства, его теории, истории, методики преподавания,
современные тенденции.
8. Творческая активность педагога, готовность к презентации результатов своей
педагогической деятельности
Предоставление педагогам времени для личной творческой работы даст им
возможность накопления творческих работ для своего профессионального портфолио. Это
необходимо для творческого самовыражения педагогов искусства, реализации их
творческих замыслов, для завоевания наград на разных фестивалях, повышения
самооценки учителей и даже для роста авторитета у учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы. – Астана, 2004.
2. Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего учителя. - Инициативы XXI века. № 1:
79-81.
3. Наука и образование в Казахстане // http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/kazakhstan_science_education.shtml
4. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009–2011 гг. – Астана,
2008.
5. Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальных традиций и сближение
культур, научно-аналитический доклад на казахском, английском и русском языках
http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/sites/default/files/4_kazakhstan_rus.pdf.
6. Школяр Л.В. Педагогика искусствa как актуальное направление гуманитарного знания // Педагогика искусства:
электронный научный журнал. – № 1, 2006. – URL: http://art-education.ru/AE-magazine/archive/shkolyar_10-12-
2006.htm.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация:
В статье раскрываются основные направления профессионального развития педагогов искусства. Показано,
что отсутствие активного процесса совершенствования профессионального уровня ведет к снижению уровня
преподавания искусства. Определено, что наиболее эффективно проведение интегративных мастер-классов, на которых
уроки дают специалисты в разных видах искусства.