Результаты получены в рамках выполнения государственного задания
Министерства просвещения Российской Федерации
«Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» на 2020 год
Разработка эффективных технологий, методик и практик психолого– педагогического и социально–культурного взаимодействия с несовершеннолетними, проявляющими девиантное поведение, является одним из приоритетных направлений государственной молодёжной политики, актуальной и сложной в своем решении научно – практической задачей.
Актуальной – поскольку речь идет о весьма значительной в количественном отношении категории граждан, в большой степени, определяющей будущее общества, и общество, в свою очередь, должно ответственно отнестись к судьбе подрастающего поколения, всемерно помогая ему преодолевать трудный этап взросления и социализации. Что касается сложности этой задачи, то она связана, в первую очередь, с невосприимчивостью и даже отвержением традиционных назидательно-вербальных методов коррекции поведения подростков.
Федеральными и региональными органами исполнительной власти, Специалистами ФГБНУ «Центр защиты и интересов детей», ФГБОУ ВО «Московской государственный психолого–педагогический университет» и отдельными разработчиками проводится системная работа по совершенствованию деятельности учреждений, оказывающих психолого- педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся (в т.ч. проявляющим девиантное поведение), которые испытывают трудности в развитии, имеют проблемы, связанные с социальной адаптацией и освоением общеобразовательных программ [9].
Практика исполнения законодательства в этой сфере деятельности органами управления образованием субъектов федерации, руководителями образовательных организаций, региональными комиссиями по делам несовершеннолетних, региональными психолого–медико–педагогическими комиссиями имеет свои особенности и выработала эффективные модели межведомственного взаимодействия.
Имеющийся методический инструментарий позволяет достаточно успешно реализовать следующий комплекс мероприятий: организацию обследования детей и подростков с девиантным поведением в рамках деятельности психолого–медико–педагогических комиссий [2]; совершенствование индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением [6]; межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися на социально опасном положении [4]; формирование механизмов привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних [5].
В то же время существует ряд нерешенных проблем. Так, в арсенале ответственных субъектов профилактики в отношении несовершеннолетних, проявляющих девиантное поведение, в настоящее время отсутствуют необходимый понятийный аппарат и методический инструментарий, которые бы учитывали изменения девиантного поведения как объекта психолого-педагогического и социально – культурного воздействия под влиянием современных факторов риска и угроз.
Для установления других, требующих своего решения проблем, необходим анализ существующей нормативной базы, регламентирующей деятельность соответствующих организаций.
Прежде всего, законодатель дифференцирует адресатов помощи на две категории: к первой группе нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отнесены обучающиеся и дети, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ; другую категорию составляют несовершеннолетние обучающиеся, испытывающие затруднения, связанные с развитием и социальной адаптацией. Наконец, в особую категорию выделяются несовершеннолетние обучающиеся, признанные подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющиеся потерпевшими или свидетелями преступления [9].
В соответствии с п. 9 ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, которые нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, в специальном педагогическом подходе, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа). Новый приказ Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно–воспитательных учреждений открытого и закрытого типа», вступивший в силу с 1 января 2020 года регулирует их правовой статус и наделяет специальными функциями по обеспечению условий воспитания и обучения, психолого–педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого–педагогическим сопровождением реализации образовательных программ [8].
В целом законодательство об образовании в Российской федерации относит к психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи 4 вида деятельности [9]:
1. Психолого – педагогическое консультирование обучающихся, родителей и педагогических работников (консультирование может проводиться исходя из потребности в разрешении ситуации и особенностей состояния обучающегося, при этом требуется наличие профильного квалифицированного специалиста-психолога, социального педагога, дефектолога, медицинского работника или иного профильного специалиста);
2. Корекционно – развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь (предполагается выбор программ, методик, технологий или успешных практик, применимых с учетом диагностики и рекомендаций);
3. Комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий (к примеру, диагностика состояния здоровья, организация и оказание первичной медико – санитарной помощи, при необходимости – экстренной медицинской помощи, профилактический осмотр и (или) диспансеризация, медицинская профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения и иных зависимостей, формирование программ здорового образа жизни и других необходимых мероприятий корректирующего характера);
4. Помощь обучающимся в сфере профориентации, получении профессий и социальной адаптации.
Также законодатель наделяет Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи статусом специализированных учреждений в системе профильного сопровождения несовершеннолетних по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность [9].
Положением о психолого–медико–педагогической комиссии уточняются основные направления ее деятельности [7]. Законодателем и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти учёт данных и консультативная помощь в вопросах воспитания, обучения и коррекции, в том числе детей, проявляющих девиантное (общественно опасное) поведение, возложены на психолого–медико–педагогичекие комиссии.
Необходимо отметить, что подобные функции свойственны и другим субъектам профилактики безнадзороности и правонарушений, установленных федеральным законом № 120 ФЗ.
При этом центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляют помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся в форме психолого–педагогического сопровождения программ, реализуемых в образовательных организациях, методической помощи в разработке, коррекции, адаптации программ, индивидуальных учебных планов, выбора методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении программ, а также в форме выявления препятствий к обучению, проведения мониторинговых исследований эффективности оказываемой образовательными организациями помощи.
Одним из руководящих подзаконных актов, регламентирующих деятельность Центров ПМПК является письмо Минобрнауки от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», согласно которому центры могут осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения и другим общеобразовательным программам. Минобрнауки распространяет на центры, как на организации, осуществляющие обучение, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций [1].
Важно отметить, что в соответствии с требованиями Минобрнауки одними из основных задач совершенствования деятельности образовательных организаций являются: расширение содержания деятельности, увеличение охвата различных категорий детей, разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого – педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения, приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов, психологизация образовательной среды.
Указанные направления совершенствования с необходимостью предполагают развития диагностики и методов коррекции, применяемых и рекомендуемых специалистами Центров МПМК, в отношении несовершеннолетних, проявляющих девиантное поведение с учётом современных практик и эффективных методик коррекции поведения средствами художественного образования и культурологи. Возникает необходимость в развитии соответствующих компетенций, в обеспечении доступа к современным коррекционным технологиям и средствам в рамках межведомственного взаимодействия, оценке возможности привлечения специалистов и организаций, обладающих инфраструктурой для реализации современных социально-культурных практик работы с детьми, проявляющими девиантное поведение.
Специалистами Центра защиты прав и интересов детей совместно со специалистами Московского государственного психолог – педагогического университета разработаны рекомендации, на основе практик обследования обучающихся с девиантным поведением в ряде субъектов и рекомендована модель построения диагностического обследования [3].
По нашему мнению, необходимо основываясь на рекомендованной специалистами методики диагностики обследуемых, предложить специалистам ПМПК и социальным педагогам диагностический инструментарий с учётом интересов, способностей и желаний самих детей и подростков, предусматривающий набор средств художественного воспитания (музыкотерапии, психодрамы, сказкотерапии и иных), имеющий устойчивый коррекционный эффект по результатам данных зарубежных исследований.
Как правило, специалистами ПМПК проводится анализ освоения исключительно основных образовательных программ в школе, но не уделяется должного внимания возможностям дополнительного образования детей, кружковой деятельности, диагностики способностей и возможностей осваивать дополнительные общеразвивающие программы, в том числе, художественной направленности. Это означает, что мотивация ребенка (путем предоставления стартовых возможностей, развития имеющихся способностей, диагностики одаренности или учета интересов, используя имеющиеся ресурсы: сформированную инфраструктуру, обеспечиваемую территориальной доступностью сети детских школ искусств, центров дополнительного образования или творческого развития детей) на приобщение к культуре и искусству, а посредством них – к освоению социальных норм и ценностей, не рассматривается как задача или способ коррекции в рамках деятельности МППК, формирующих рекомендации по индивидуальной программе коррекционной работы с ребёнком.
Между тем, использование средств художественного воспитания и образования (музыкотерапии, психодрамы, сказкотерапии и др.) имеет устойчивый коррекционный эффект по результатам многочисленных зарубежных исследований.
Так, исследователи [10, 11, 12] указывают на то, что программы по искусству для молодежи имеют потенциал для вовлечения молодежи в опыт, который:
• укрепляет доверие;
• способствует налаживанию позитивных связей с другими;
• формирует и развивает позитивные привычки;
• стимулирует внутреннюю мотивацию;
• поощряет творческое мышление, самодисциплину и уважение к другим;
• обеспечивает чувство сопричастности;
• помогает справиться с эмоциональными проблемами, снизить уровень агрессии и т.д.
Кроме того, утверждается, что образование в области искусства положительно влияет на академическую успеваемость подростков. В то же время в других исследованиях признается отсутствие убедительных доказательств наличия прямой причинно-следственной связи между вовлеченностью в занятия искусством и академическими достижениями (ввиду разнообразия форм искусства, а также разнообразия и сложности реализованных программ и исследований трудно обобщить выводы, касающиеся устойчивости взаимосвязей между искусством и обучением и причинных механизмов, лежащих в основе этих корреляций).
Вместе с тем, необходимо отметить, что результаты этих исследований варьируются в зависимости от конкретных видов (жанров) художественного образования и требуют оценки перспектив их применения и развития в теории и практике коррекционной педагогики России.
В российских образовательных организациях куратором индивидуальной программы профилактики назначается, как правило, классный руководитель или социальный педагог, поэтому развитие методической компетентности и новых тиражируемых профессиональных практик требуется и у специалистов Центров, и у педагогического персонала организаций, исполняющих программы коррекции с подростками, проявляющими девиантное поведение.
Исходя из анализа индивидуальных программ профилактики (в т.ч. с использованием типового методического инструментария), а также практики деятельности ПМПК, возможными направлениями развития деятельности учреждений, на базе которых функционируют психолого– медико- педагогические комиссии, являются:
- Учёт при принятии решений в рамках межведомственной работы и ответственности при формировании и реализации индивидуальной программы профилактической работы и коррекции (составленной на основании заключения и рекомендаций ПМПК) следующих факторов: творческих способностей и наклонностей подростков и возможностей системы дополнительного образования, предпрофильных программ художественно-изобразительной, музыкальной, театральной и иной творческой направленности, кружкового и клубного движения, реализуемых в образовательных и общественных организациях, учреждениях культуры.
• Учет в коррекционной деятельности возможностей и ресурсов общественных организаций (союз матерей, союз женщин, творческие союзы театральных музыкальных работников, художников и ремесленников, НКО и др.), готовых к деятельности по профилактике, психолого – педагогическому воздействию и реализации социокультурных практик.
• Разработка и применение субъектами профилактики и исполнителями программ коррекционной профилактической работы с подростками, проявляющими девиантное поведение средств и методик диагностики и коррекции девиантного поведения средствами культуры и искусства.
• Разработка типового педагогического инструментария индивидуализации образовательного-коррекционного процесса методами культуры и искусства с методическим сопровождением специалистов Центров МПП помощи и социальных педагогов, использующих возможности музыкальной, художественной, музейной, театральной педагогики, декоративно-прикладного искусства и творчества и других средств художественного воспитания.
• В дополнение к мероприятиям, использующими традиционные средства коррекции (устранение факторов риска с применением способов психологической коррекции и индивидуальных психологических приемов, коррекционной-развивающей работы с активацией личностных ресурсов и тп.), требуется подготовка компетенций по индивидуализации образовательного процесса в части выявлении способностей и наклонностей обучающихся, с возможностью их собственного выбора тех или иных художественных форм и жанров.
Таким образом, развитие методов коррекции девиантного поведения средствами культуры и искусства требует:
• расширения ознакомительной практики по изучению опыта зарубежных стран;
• выявления и систематизации методов и результатов экспериментальной коррекционной работы российских и зарубежных учёных и специалистов;
• разработки типовых программ коррекции девиантного поведения средствами музыкального, художественного, театрального искусства и творческой педагогики, а также новых видов социально-культурных практик и проектов, результаты которых оказали успешный коррекционный результат в работе с подростками с девиантным поведением.
Реализация указанных мероприятий позволит в существенно большей степени использовать педагогический потенциал художественно-культурологических средств при осуществлении коррекционной работы с девиантными подростками. Вместе с тем, понятно, что совершенствованию этой системы следует придать динамический характер, который обеспечивал бы непрерывный процесс адаптации к динамично изменяющимся условиям социальной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) (Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А.) [Текст] // СПС КонсультантПлюс, 2019.
2. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / СВ. Алехина, В.В. Делибалт, Н.В. Дворянчиков, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Д.А. Малкин, В.А. Пимонов, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Р.В. Чиркина-Москва: ФГБОУВОМГППУ, 2017 [Электронный ресурс]. - URL: http://cppmisp.uprovorcuta.ru/wp-content/uploads/2019/05/07-4204-METREKI-PO-DEVIANTNIKAM-1.pdf (дата обращения: 28.01.2020).
3. Описание практик обследования ПМПК обучающихся с девиантным поведением [Текст] /Л.А. Герасимович, А.В. Печерский. М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. - 36 с.
4. Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017 N ТС-702/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении") [Текст] // Официальные документы в образовании. – 2017.- N 28.
5. Письмо Минобрнауки России от 03.04.2017 N ВК-1068/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями о механизмах привлечения организаций дополнительного образования детей к профилактике правонарушений несовершеннолетних") [Текст] //Вестник образования. – 2017.- N8.
6. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 N АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением") [Текст] //Администратор образования. – 2016. - N12.
7. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 N 30242).
8. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа» [Электронный ресурс].-URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909020019 (дата обращения: 28.01.2020).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 28.01.2020).
10. Donelan, K., O'Brien A.Creative interventions for marginalised youth: The risky business project. City East: Drama Australia, 2008.
11. Fuller, S. Youth participation in arts, heritage, culture and community: A national conversation. Canada: Atlantic Evaluation Group, 2009.
12. O'Brien, A. Teacher, mentor or role model // Change: Transformations in Education. – 2004. – Vol. 7(2). P. 74-88.