ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ (часть 2)

Есенова Ханзада Азимхановна

руководитель Обсерватории ЮНЕСКО по межкультурному и творческому образованию в Центральной, Глава Первого Казахстанского Клуба ЮНЕСКО

Е-mail: artschool@bk.ru

Аннотация: 
Во второй части статьи раскрывает основные тенденции современного художественного образования в странах СНГ. В статье приводятся сравнительные данные по истории художественного образования, рассматривается вопрос о роли педагогических кадров, определяются проблемы современного этапа.

Рассматривая основные тенденции, которые характеризуют современный этап художественного образования стран СНГ, можно выделить также потребность пересмотра устаревших подходов и концепций образования в каждом виде искусства, тормозящий живой творческий процесс и развитие художественного образования в целом. Эта тенденция определяется и существующими в настоящее время в странах СНГ проблемами установления максимально допустимой учебной нагрузки, сокращением этих предметов в учебных планах [1]. В Республике Беларусь сократились сроки изучения учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство». Содержание учебного предмета «Отечественная и мировая художественная культура» распределено в содержании предметов гуманитарного циклов и факультативных занятий. В Кыргызстане эта проблема была разрешена за счет интеграции содержания двух учебных предметов при сохранении количества часов, выделенных на освоение одного из них. Содержание предметов «Изобразительное искусство» и «Труд» в 1-4 классах объединено в рамках предмета «Изобразительное искусство и художественное творчество»; в 5-7 классах содержание предметов «Труд» и «Черчение» - в рамках учебного курса «Технология». Решение этой ситуации возможно и в ходе разработки определенных мер по увеличению количества часов художественно-эстетического цикла в учебных планах [2]. Приведем несколько примеров удачных решений этой ситуации в различных странах СНГ: - в Республике Таджикистан на основании Государственной программы «Развитие культуры на 2008-2015 годы» проходит оптимизация учебного плана, что предполагает замещение учебных предметов в большей степени отвечающим современным образовательным тенденциям. Так, содержание учебного предмета «Рисование» входят занятия лепкой, в содержании учебного предмета «Природа» более ярко выделена эстетическая составляющая, содержание учебных курсов «Домоводство» и «Труд» переориентировано на формирование практических навыков в области художественного ремесла. - Эксперты Республики Армения и Республики Казахстан предлагают обогатить содержание предмета «Информатика» творческим компонентом за счет освоения специальности «компьютерный дизайн». - В Республике Беларусь реализуются программы факультативных занятий «Эстетическое в математике», «Школьный курс геометрии и эстетика» и др. [4, с. 21]. Еще одной ключевой тенденцией развития художественного образования в странах СНГ можно назвать расширение сферы дополнительного образования, основанного на принципах доступности, открытости, неформальности организации образовательного процесса, разновозрастного состава студий и детских объединений, разнообразием художественных направлений, создания поликультурной образовательной среды. При этом наиболее перспективными в современных условиях является соединение гуманитарной подготовки и новых информационных технологий. Направление реформирования структуры и содержания дополнительного художественного образования определяется принципами государственной политики стран СНГ в этой сфере. Одна из самых актуальных задач - повышение эффективности педагогического воздействия образовательных учреждений на молодежь. Воспитание в системе дополнительного художественного образования связано с ценностными мировоззренческими установками национальной культуры, к которым, в первую очередь, относятся художественно-эстетические каноны, нравственные нормы, саморазвитие, толерантность, терпимость, экологическое сознание, формирование мировоззрения личности, готовой активно самореализоваться в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к национальной культуре. Как отмечают авторы аналитического доклада «Художественное образование в Армении: перспективы развития творческого потенциала в XXI веке», дополнительное образование осуществляется в общеобразовательных, профессиональных и учебных заведениях, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности, порядок которой устанавливает Правительство Республики Армения [3]. Расширение сферы дополнительного образования в Армении позволяет также решать ряд не менее серьезных социальных проблем: организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. Безусловно, принципиально важное значение имеет государственная поддержка дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Сегодня в системе дополнительного художественного образования действуют центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие ранней профессиональной ориентации. Это направление детского художественного творчества поддерживает традиции жизненного уклада, преемственность мастерства, вносит значительный вклад в сохранение культуры народов, населяющих страны СНГ. Следует отметить массовость охвата учащихся в системе дополнительного образования. Так, в системе дополнительного образования Кыргызской Республики функционирует 1055 библиотек, 697 клубов, 88 детских музыкальных, художественных школ, школ искусства. По данным этого ведомства, на развитие этой сферы образования расходуется 0,9 процента от расходной части бюджета страны. В учреждениях дополнительного образования детей системы Минобразования России сегодня занимаются около 8 млн. человек, из них 2,1 млн. (27.8%) составляет художественная направленность. Постоянно растёт число центров эстетического воспитания, картинных галерей, по статистике (1993 г. - 141, 2001 г. -371). Увеличивается количество кружков, объединений художественной направленности на базе общеобразовательных школ: если в 1997/98 учебном году их было 130 124 с охватом 2.3 млн. детей, то в 2000/2001 учебном году - 147 425, с охватом детей - 2,7 млн. чел. Так, число объединений увеличилось на 17 301, а детей - на 360 701, что составляет почти треть от всех занимающихся на базе школ. В Казахстане существует более 620 организаций дополнительного образования. К ним относятся: детские музыкальные (203) и художественные школы (28), школы искусств (97); дворцы, дома, центры, студии детского и юношеского творчества; станции и базы юных техников, туристов, натуралистов; детские клубы по интересам, оздоровительные и туристические лагеря, галереи и другие. Охват детей дополнительным образованием в составляет в 2014 г. более 25%, (для сравнения - в 2006 году – 11%). Таким образом, достаточно большое количество школьников получает образование художественно-эстетической направленности. Контингент обучающихся детей только в 328 детских школах составляет 90 440 детей. Государственная программа развития дополнительного художественного образования предусматривает дальнейший рост охвата детей программами дополнительного образования. Наибольший интерес для учащихся представляет занятие музыкальным искусством – 32 567, живописью и графикой – 28 782, декоративно-прикладным творчеством -12 687, хореографией – 32 567. В литературных и театральных коллективах занимаются 8 710 детей, дизайном -1 064, кино- и фотоискусством – 1 270, цирковым искусством - 424. Музыкальные школы и музыкальные отделения школ искусств осуществляют прием детей 5-12 лет со сроком обучения - от 5 до 9 лет. Для подготовки к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения искусств продолжают дополнительно обучаться в течение 1-2 лет. В целях приобщения к основам казахской народной и классической музыки среди большего количества детей и подростков, а также выявления одаренных детей проводится ежегодный конкурс юных музыкантов. В рамках республиканских конкурсов традиционно организуются мастер-классы ведущих педагогов-музыкантов Республики Казахстан для преподавателей, проводится обмен педагогическим опытом, организуются семинары- совещания по вопросам творческой педагогики в музыкальном образовании. Учащиеся принимают участие в международных конкурсах в Италии, России. Как и в других случаях, в этой тенденции наблюдаются и достаточно сложные проблемы. Обобщенно их можно представить в нескольких пунктах: - отсутствие средств на различные необходимые мероприятия по развитию и системы дополнительного художественного образования – в частности, на разработку и издание программ и методических пособий, на специализированную переподготовку педагогов, на проведение масштабных интегрированных мероприятий, в которых могли бы принимать участие дети из разных стран СНГ; - недостаточная информационная база научных исследований по проблемам дополнительного художественного образования; - отсутствие координационного центра по развитию художественно-эстетического направления, сохранению и пропаганде детского художественного творчества в странах СНГ. Эту проблему можно отнести и к другим тенденциям; -отсутствие заинтересованности средств массовой информации, особенно ТВ, в пропаганде дополнительного художественного образования как ведущего направления в развитии личности и становлении человека культуры. На современном ТВ, к сожалению, существует засилье низкопробной антихудожественной продукции, негативно влияющей на нравственное воспитание подрастающего поколения. В целом, заключая рассмотрение основных тенденций развития художественного образования стран СНГ, можно сделать следующие выводы: 1) Проблемы развития художественного образования, в целом, требуют комплексного подхода, целью которого является выработка единой политики стран СНГ в сфере духовного, художественного и эстетического воспитания молодежи, решения проблем занятости, а также культурного досуга. 2) Научно-методологической основой построения системы художественного образования во всех странах СНГ являются принципы интеграции национальной специфики и средств народной культуры с разнообразными формами творческой деятельности участников образовательного процесса, включая и современные технологические средства. 3) Соответственно, современным педагогам, работающим в системе художественного образования, важно овладеть как технологией использования традиций национальной педагогики, так и прогрессивными методиками организации занятий с учетом требований информационного общества, доминирования визуальной культуры, а также техгнологией создания многоуровневых форм культурно-досуговых и празднично-ритуальных видов деятельности в поликультурной среде. Важно отметить, что использование средств народной педагогики дает возможность для создания целостного образовательного процесса, разумного соотношения национального и общечеловеческого [5]. 4) Для систем художественного образования в странах СНГ характерны следующие черты: стремление к осуществлению непрерывности процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней;  единство обучения и воспитания;  стимулирование образованности личности и развитие одаренности;  гуманистический и развивающий характер образования;  приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей. 5) Стратегическими целями развития художественного образования в странах СНГ являются:  научно-информационная и методическая поддержка свободного обмена педагогическим опытом, интеллектуальной продукции и идей, способствующих оптимизации художественного образования и совершенствованию педагогических кадров;  создание благоприятной культурно-образовательной среды для развития творческого потенциала личности, межкультурного обмена, реализации инновационных проектов и воплощения замыслов по самореализации и самоактуализации каждого учащегося;  разработка эффективной системы оценки качества художественного образования, включающей все необходимые элементы независимой экспертизы;  пропаганда и распространение культурных ценностей, включая духовные и эстетические ценности нематериального культурного наследия;  активная поддержка одаренных представителей молодежи и создание условий для плодотворной творческой деятельности;  разработка универсальной модели наследования историко-культурного опыта и определение условий трансляции этого опыта с учетом социокультурной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства государств - участников СНГ// Электронный ресурс: Интернет-портал СНГ URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20683 2. Стукалова О.В. Потенциал гуманитарного знания в оптимизации профессиональной подготовки в сфере культуры и искусства // Педагогика искусства - электронный научный журнал, 2014, # 3 URL http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2014/stukalova.pdf - 0, 5 п.л. 3. Художественное образование в Армении: перспективы развития творческого потенциала в XXI веке. - Ереван, 2010. 4. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческого потенциала в XXI веке. Аналитический обзор// Электронный ресурс. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/662/79662/60113?p_page=2- 5. Школяр Л.В. Педагогика искусствa как актуальное направление гуманитарного знания// Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 1, 2006. – URL: http://art-education.ru/AE-magazine/archive/shkolyar_10-12-2006.htm.