ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ СНГ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КАЗАХСТАНА). ЧАСТЬ 1

ЕСЕНОВА Х.

Вице-президент Казахской национальной федерации ЮНЕСКО

Аннотация: 
Автор статьи раскрывает основные тенденции современного художественного образования в России и Казахстане. Среди них отмечается такая тенденция, как внимание к сложившимся традициям национальной школы, опора на которые становится незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания и чувства гражданской ответственности за культуры своей страны. Другой тенденцией видится обращенность этой сферы к общественным запросам настоящего периода экономического и культурного развития. В статье приводятся сравнительные данные по истории художественного образования, рассматривается вопрос о роли педагогических кадров, определяются проблемы современного этапа.

Акцентирование роли художественного образования в становлении современной
молодежи обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, все больше осознается потенциал этой сферы образования в раскрытии
для учащихся многообразных явлений культуры, в освоении навыков коммуникации в
мире, в котором бурно идет глобализация и интеграция национальных и религиозных
культурных сообществ.
Во-вторых, художественное образование опирается на аксиологические основания.
Учащиеся, включающиеся в творческую деятельность, более активно и осознанно
интериоризируют духовные ценности культурного наследия. В этом случае личность
формируется в целостности: одновременно с развитием познавательных способностей
развиваются индивидуальные способности к самореализации в различных областях
человеческой деятельности.
В-третьих, художественное образование помогает преодолеть деструктивные
явления современной системы образования, для которой характерен перекос в сторону
рационализации и прагматизации. Освоение искусства позволяет восполнить
отсутствующую зачастую эмоциональность, свободу самовыражения личности.
Кроме того, как показывают результаты исследований современных ученых,
усиление культурной составляющей образования, его ориентированность на образную
подачу учебного материала в значительной мере повышают познавательный интерес
учащихся, создают условия для здоровьесбережения, раскрепощают личность,
способствуют росту ее креативности (Школяр Л.В.).
В этой связи целью государственной политики многих стран СНГ в сфере культуры
становится развитие духовного потенциала общества и каждого его члена.
Так, в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской
Федерации на 2008-2015 гг. подчеркивается, что «развитие образования в сфере культуры
и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и
основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано
обеспечить решение следующих задач:
выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение
соответствующих условий для их образования и творческого развития;
подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а
также педагогических кадров для системы художественного образования;
сохранение и передача новым поколениям традиций российского
профессионального образования в сфере культуры и искусства;
эстетическое воспитание подрастающего поколения;
воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной
художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и
современного искусства;
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и
развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества» (Концепция).
В Республике Казахстан так же придается значительное место художественному
образованию детей и молодежи в структуре общего образования. В государственных
документах подчеркивается, что важнейшей целю художественного образования является
формирование творческого человека, свободно ориентирующегося в различных сферах
знания и культуры, социально ответственного и духовного.
Одной из основных тенденций художественного образования и России, и
Казахстана является внимание к сложившимся традициям национальной школы,
опора на которые становится незаменимым фактором формирования у подрастающего
поколения национального самосознания и чувства гражданской ответственности за
культуры своей страны.
Эта тенденция подчеркивается как основополагающая в таких фундаментальных
документах, как доклады в рамках проекта «Художественное образование в странах СНГ:
развитие творческих возможностей в XXI веке», реализуемого при поддержке Бюро
ЮНЕСКО в Москве и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества
государств-стран участников СНГ (МФГС) совместно с Кластерным Бюро ЮНЕСКО в
Алматы.
Традиции художественного образования в России и Казахстане опираются на
многовековой опыт народной культуры, с одной стороны, и с другой, включают в себя
опыт европейского художественного образования.
Известно, что в России уже в середине XVIII века (1757 г.) была учреждена
Императорская Академия художеств, которая, как считали ее создатели, должны была
принести России европейскую славу в подготовке живописцев, скульпторов,
архитекторов.
При императорских театрах в это время были открыты театральные училища с
балетными и драматическими отделениями.
Выдающиеся успехи в области профессионального художественного образования
России широко известны – выпускниками Академии художеств, консерваторий стали
крупнейшие художники, композиторы, исполнители обрели мировую славу.
В советский период многие достижения российских педагогов были развиты
такими выдающимися деятелями художественного образования, как С.Т. Шацкий, А.В.
Бакушинский, Е.Ф. Гнесина, Д.Б. Кабалевский и др. (Фомина Н.Н.).
Под руководством этих исследователей были разработаны инновационные подходы
к художественному образованию, создавались экспериментальные площадки, выявлялись
новые принципы дидактики, направленные на стимулирование творчества детей и
молодежи.
В Казахстане художественное образование в его светском варианте начало
развиваться во второй половине XIX века, но школа как культурный центр появилась на
территории страны уже в раннем средневековье (VIII век). Крупные медресе действовали
в Отраре, Таразе, Сайраме.
Выдающиеся просветители Казахстана уделяли большое внимание
художественному образованию молодежи.
Классик казахской литературы, мыслитель, композитор Абай Кунанбаев создал
оригинальную систему обучения молодых поэтов, переводчиков и музыкантов в форме
литературных бесед и музыкальных вечеров, философских дискуссий, в которых
реализовывались принципы природосообразности, доступности, научной обоснованности
передаваемых знаний. Этому выдающемуся педагогу удалось сохранить и черты
национального своеобразия в своей системе, особенности духовной и культурной жизни
казахов.
В результате культурной революции, произошедшей в СССР в 1920-е годы начала
создаваться централизованная сфера художественного образования. В Казахстане
особенно развивалось дополнительное художественное образование: хоровые кружки,
народные театры, драматические и художественные студии.
В Алма-Ате был создан Театр юного зрителя, открыт Казахский национальный
театр оперы и балета. В годы Великой Отечественной войны на базе эвакуированных
студий «Мосфильм» и «Ленфильм» был открыт «Казахфильм», вокруг которого сложился
коллектив ярких художников кино, драматургов, писателей, режиссеров.
Родоначальником музыкального образования Казахстана можно назвать Ахмета
Жубанова. Благодаря его деятельному участию в Алма-Ате была открыта Казахская
государственная консерватория имени Курмангазы, усовершенствована Казахская
государственная филармония им. Жамбыла, при Президиуме Академии наук был
образован сектор искусствоведения.
Ахмет Жубанов создал экспериментальную мастерскую по изучению казахских
инструментов, много лет он вел класс методики работы с казахским оркестром, руководил
практикой студентов, играющих на народных инструментах.
Такой небольшой экскурс в историю художественного образования России и
Казахстана позволяет понять, насколько глубоки его традиции, как они сочетают в себе и
духовный потенциал народной культуры и открытость к мировым явлениям в области
искусства, как значимо появление в художественном образовании личности подлинного
новатора и энтузиаста.
Другой тенденцией, характерной для современного художественного образования
стран СНГ, видится обращенность этой сферы к общественным запросам настоящего
периода экономического и культурного развития.
Изменение вектора на демократизацию, рыночную экономику, политику
интеграции с мировым сообществом повлекло за собой и кардинальные изменения в
приоритетах и формах художественного образования.
Прежде всего это отразилось на активизации инновационных технологий и
инициатив в области художественного образования.
Принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» создан
новые возможности для создания частных и коммерческих учреждений и распространения
дополнительного художественного образования в области искусства, развития авторских
программ.
В то же время непродуманность законодательных основ привела к негативным
последствиям.
Это особенно отразилось на судьбе профессиональных художественных
образовательных учреждений, которые лишились особого статуса.
Усилиями научной и педагогической общественности удалось многие из этих
последствий предотвратить и предложить государству новую Концепцию
художественного образования.
Среди основных задач, на решение которых она направлена, наиболее важны:
«нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и
искусства путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые
акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства;
решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств (по видам
искусств) в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической
работы за ставку заработной платы и вопросов пенсионного обеспечения в части отмены
ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских
школ искусств (по видам искусств);
создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в
детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и
высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;
создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и
искусств, работающих с одаренными детьми;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы
культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и
специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной
реализации образовательных программ;
научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности
образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
создание условий для развития международных контактов в области образования в
сфере культуры и искусства;
развитие имущественных комплексов государственных (федеральных и субъектов
Российской Федерации) и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры
и искусства;
совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных
учреждениях сферы культуры и искусства для всех уровней системы художественного
образования;
повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и
дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях»
(Концепция).
Безусловно, эти задачи очень сложны и многоплановы. Для их решения требуются
и материальные, и административные, и кадровый ресурсы.
Многие из названных проблем характерны и для современного Казахстана, в
котором серьезные изменения претерпела вся система образования. Для преодоления
деструктивных явлений в Республике Казахстан была создана Национальная система
оценки качества образования, включающая все необходимые элементы независимой
внешней оценки: лицензирование, аттестация, аккредитация, единое национальное
тестирование, промежуточный государственный контроль, комплексное тестирование
абитуриентов.
Общей целью реформ является адаптация системы образования к новой социально-
экономической среде и повышения качества казахстанского образования, пока
остающегося мало конкурентным.
Для решения задач был принят ряд программных документов. Например,
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан, Концепция
этнокультурного образования, программа «Дети Казахстана». Научно-методическая
программа «Атамекен» и др.
В целом, процесс адаптации художественного образования в странах СНГ идет
довольно сложно, встречая на своем пути и объективные, и субъективные препятствия, но
главным образом, он развивается за счет кадрового потенциала, за счет профессионализма
и включенности в образовательный процесс замечательных педагогов, вкладывающих в
своих учеников начала духовности и любви к искусству, развивающих мотивацию на
творческую самореализацию.
Эту тенденцию можно сформулировать как развитие и поддержку передового
педагогического опыта в области художественного образования.
Так, в ряде российских школ активно и успешно применяется подход к
образованию, который основан на использовании искусства для преподавания дисциплин
гуманитарного, естественнонаучного и математического циклов.
Результаты педагогического творчества находят отклик и признание, например на
конкурсе «Учитель года России».
Среди школ, в которых наиболее эффективно реализуется данный подход – лицей
«Эллада» (г. Москва), школа-гимназия № 11 им. С.П. Дягилева (г. Пермь), Арзамасский
Лицей и др.
В Казахстане также существует ряд учебных заведений, опыт которых доказывает
силу и обоснованность базовых принципов национального художественного образования,
с одной стороны, а с другой – необходимость творческих педагогических поисков в этой
области.
Так, в рамках проекта «Стратегия развития музыкального образования Республики
Казахстан» в консерватории им. Курмангазы с 2007 года функционирует уникальная
лаборатория – Экспериментальная школа-студия искусств (ЭШСИ), осуществляющая
учебный процесс на основе синтеза пяти искусств: музыки, изобразительного искусства,
театра, хореографии, искусства художественных технологий.
Образовательная концепция ЭШСИ основана на сочетании комплексного обучения
и реализации индивидуальных учебных планов, ориентированных на развитие природных
способностей каждого учащегося.
Кроме того, можно наметить еще одну тенденцию, которая характеризует
современный этап художественного образования стран СНГ.
Это потребность пересмотра устаревших подходов и концепций образования в
каждом виде искусства, тормозящий живой творческий процесс и развитие
художественного образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), - М: Русский раритет, 2006.
2. Жубанов А. Струны столетий. Очерки о жизни и творческой деятельности казахских
народных композиторов. Алма-Ата, 1958.
3. Наука и образование в Казахстане//
http://www.kazakhstan.orexca.com/rus/kazakhstan_science_education.shtml
4. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской федерации на
2008 - 2015 годы// http://www.somc.ru/node/882
5. Мухтарова Ш. Идеи национального сознания в наследии Абая // Улагат. 2001. № 5.
6. Орынбеков М. С. Философские воззрения Абая. - Алматы, 1995
7. Текст Болонской декларации// http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html
8. Социологический опрос на тему «Духовно-нравственное состояние современного
российского общества»// http://www.advertology.ru/print13163.htm.
9. Фомина Н.Н. Деятельность Наркомпроса и Государственной Академии художественных
наук в области художественного образования/ История художественного образования в России ХХ века. –
М.: Педагогика, 2002. – Т. 1. – С. 25-36.
10. Школяр Л.В. Педагогика искусствa как актуальное направление гуманитарного знания//
Педагогика искусства: электронный научный журнал. - № 1, 2006. – URL: http://art-education.ru/AEmagazine/
archive/shkolyar_10-12-2006.htm.