В современной ситуации совершенствования и модернизации системы высшего образования ключевыми остаются вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности. Профессионально-личностное становление в самом общем виде можно рассматривать как процесс вхождения в профессиональную среду, овладение необходимыми знаниями и навыками, принятие ценностей профессии и их активная реализация посредством профессиональной деятельности. Становление человека как субъекта деятельности предусматривает, что специалист действует согласно соответствующим именно этой профессии ценностям, способен самостоятельно определять профессиональные цели и задачи, имеет средства оценки и контроля качества своего труда, т.е. способен к профессиональной рефлексии. На ранних этапах профессионализации, в частности, на первых курсах обучения в высшем учебном заведении происходит переоценка ценностей, меняется отношение обучаемого не только к получаемым знаниям и навыкам, но и к профессии в целом. «Период профессиональной подготовки завершается оформлением специфического психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании) – реалистического представления о некоторой «референтной» профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе. В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, культивируемых в ней...». [1] Молодому специалисту надо понять, почувствовать непривычные, новые для него нормы поведения и образа жизни, скопировать внешний облик и манеры профессионала, не говоря уже о собственно «технологических тонкостях» специальности, ему необходимо вписаться в контекст этих норм. Пословица гласит, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», в то же время сложность заключается в том, что среди профессиональных норм есть «неписаные законы», характерные именно для «этой» сферы деятельности. Современная организация в любой отрасли имеет ценностный контекст, т.е. наличие очевидных, а чаще – внутренних ожидаемых стандартов поведения, которым должны соответствовать сотрудники. Предусматривается, что следование предписанным нормам и стандартам расценивается самими сотрудниками как корректное и достойное поведение и не носит принудительного характера. При организации исследования особенностей ценностно-мотивационной сферы личности в период обучения в ВУЗе нами было уделено особое внимание изучению актуальных ценностных ориентаций студентов с помощью методики «Ценностные регуляторы организационного поведения» [2] (ЦРОП), разработанной Т.С. Кабаченко на кафедре психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В качестве конкретных организационных ценностей в методике предложена 21 альтернативная ценность. В стимульном материале методики используются не сами ценности, а соответствующие им формулировки. Опросный лист содержит 210 пар высказываний (все высказывания (альтернативы) сопоставлены между собой). Работа опрашиваемых со стимульным материалом осуществлялась по методу полных парных сравнений: выбор осуществлялся между двумя альтернативами, обозначенными одним номером. Для этого, сравнивая высказывания попарно, они выбирали, чем готовы пожертвовать или пренебречь. В исследовании приняли участие обучающиеся высших образовательных организаций юридического профиля 2 курса (41 человек) и 4 курса (20 человек) – всего 61 человек. Среди них 38 юношей и 17 девушек. Были получены следующие результаты (См. Полный текст статьи) Проанализировав полученные данные, мы приходим к выводу, что главным в перечне организационных ценностей для большинства опрашиваемых стала «поддержка друзей» (поддержка неформальной группы). Это обусловлено, на наш взгляд, возрастом опрашиваемых, а, значит, и определенным приоритетом ценностей в данный момент жизни. На этапе становления личности, формирования профессиональных навыков и авторитета, как в собственных глазах, так и в глазах общества, молодым людям и девушкам необходима поддержка «своего круга», им необходимо чувствовать себя частью одного большого дела, одной команды. Следующее, не менее важное утверждение в перечне организационных ценностей,– «собственные принципы». Это говорит о том, что какие бы условия учебно-профессиональной деятельности ни были предложены и какое бы взаимодействие с коллегами ни осуществлялось, опрашиваемые не согласны идти против себя, то есть против собственных принципов. Большинство опрошенных считают важным сохранение собственной индивидуальности, что свидетельствует о стремлении к независимости от других, проявлению неповторимости, личностного своеобразия, свободному выражению своих взглядов и убеждений. Несмотря на острую необходимость чувствовать поддержку со стороны друзей, высокая планка позиции «собственные принципы» говорит о независимости опрошенных от чужого мнения, от нежелания уступать чьему-то противоречащему мнению. На третьем по значимости месте в перечне организационных ценностей – «возможность сделать карьеру». Это свидетельствует о высоком уровне профессиональных амбиций опрошенных, о стремлении эффективно использовать свои профессиональные навыки и умения. Понятие карьеры не всегда связано с непременным и постоянным движением вверх по организационной иерархии. Карьера – это индивидуально осознанная позиция, связанная с профессиональным и личным опытом и деятельностью на протяжении всей жизни человека. Далее в перечне организационных ценностей студенты выделяют «возможность поддерживать самооценку, сохранить свое социальное лицо», т.е. определенное место в системе социальных отношений. Как отмечает Т. Шибутани – «многое в поведении человека в некотором смысле направлено на то, чтобы сохранить или повысить свой социальный статус». [3] Человек с высокой самооценкой более самостоятелен и независим в социальных отношениях, в спорных ситуациях стремится отстаивать свои взгляды и убеждения. Одна из приоритетных, с точки зрения современной молодежи, задач – достижение более высокого социального статуса, обретение новых возможностей, и соответственно, получение большей доли предоставляемых обществом благ. На пятом месте в перечне организационных ценностей – «поддержание собственной безопасности, стабильности положения (в широком смысле)», т.к. диплом о высшем образовании связан в представлениях молодого человека с большей устойчивостью в социальных отношениях, с возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Для многих молодых людей в современных условиях социальных реформ, масштабных политических и экономических кризисов стабильность является главным условием для развития и улучшения жизни. Следующими по значимости в рейтинге молодых людей идут ценности: «власть (возможность оказывать влияние на других людей и/или ход событий)» – 6 место; «оценка со стороны формальных структур (руководства)» – 7 место; «время (как показатель исполнения обязательств)» – 8 место и только на 9 месте – «возможность более высоких заработков». Возможно предположить, что представления о карьерном росте у молодых людей, обучающихся в ВУЗе юридического профиля, связаны с представлениями об управлении другими людьми, получением больших полномочий, статуса, власти с одной стороны, и достижением определенного уровня мастерства в выполнении профессиональных обязанностей, и получением положительной оценки вышестоящего руководства, с другой. И только следствием достижения более высокого статуса в организации может быть более высокая заработная плата. При сравнении рейтингов организационных ценностей студентов, обучающихся на разных курсах, можно отметить, что второкурсники с большим энтузиазмом, чем четверокурсники, оценивают: возможность сделать карьеру (1 и 4 место соответственно), возможность получить более высокооплачиваемую работу (5 и 16 место соответственно), более внимательны к оценке со стороны формальных структур (руководства) (7 и 10 место соответственно); ценят «удобство, комфорт, возможность минимизировать собственные усилия» (10 и 17 место соответственно). На протяжении обучения в ВУЗе у четверокурсников, по сравнению с второкурсниками, увеличивается стремление к «собственной безопасности, стабильности положения (в широком смысле)» (3 и 6 место соответственно); к рациональному использованию времени – ценность «время (как показатель исполнения обязательств)» перемещается на 6 место против 14 места у второкурсников. Важно отметить повышение значимости в ходе обучения такой ценности, как «нормативность деятельности»(9 и 20 место соответственно), что свидетельствует о развитии представлений о нормативных показателях профессиональной деятельности, о критериях оценки результатов труда. Мы также проанализировали полученные с помощью анкет данные с учетом половой принадлежности опрошенных. Для девушек, принявших участие в исследовании, более значимы, чем для юношей, ценности, подчеркивающие стабильность положения: «содержание исполняемых обязанностей» (5 место против 16 места у юношей); «достижение обговоренного результата (как показатель исполнения обязательств)» (7 место против 13 у юношей); «стабильность трудовой нагрузки (объема деятельности)» (8 место против 20 у юношей); «стабильность в организации» (11 и 18 место соответственно). Наиболее значимы для юношей, чем для девушек, такие ценности, как «власть (возможность оказывать влияние на других людей и/или ход событий)» (6 и 17 место соответственно); «возможность более высоких заработков» (7 и 13 место соответственно); «материальный интерес» (10 место у юношей и 14 у девушек); «минимизация усилий, удобство, комфорт» (11 место против 20 у девушек); «нормативность деятельности» (14 и 21 место соответственно). С точки зрения юношей, власть и материальное благосостояние могут служить основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Одинаково малое значение для всех групп, опрошенных имеют следующие ценности: «новые горизонты, перспективы, потенциальные достижения», если под этим подразумевается участие в проекте потенциально перспективном, но достаточно рискованном, и «причастность к власти (причастность к «ближнему кругу», неформальный ресурс власти)». С учетом полученных данных можно сделать вывод, что для любой группы обучающихся в образовательных организациях юридического профиля приоритетными являются следующие ценности: «поддержка неформальной группы», «собственные принципы» и «возможность сделать карьеру». Результаты нашего исследования, полученные на ограниченной выборке, тем не менее, обнаруживают некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период обучения в ВУЗе, и могут быть использованы для оптимизации системы образовательных и воспитательных воздействий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 2. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2003. 3. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999.