Дистанционное проведение мастер-классов по изобразительному искусству, дизайну и декоративно-прикладному искусству крайне актуально в современных непростых условиях обучения студентов и школьников. Проблема, коснувшаяся всех сторон жизнедеятельности человека, в том числе в образовании вывела многие формы деятельности в дистанционную форму. Под дистанционной формой обучения понимается обучение при физическом разделении учителя и учащихся в пространстве, а иногда и во времени, построенное на применении технологий (информационных, коммуникативных и др.) [1, с. 4]. Эффективность такого обучения требует соблюдения ряда принципов:
• интерактивность;
• контроль времени;
• сознательность и активность участников учебного процесса и др.
К сложностям дистанционного обучения специалисты относят следующее:
• недостаток живого общения между педагогом и обучаемыми;
• необходимость хорошего технического оснащения;
• технологические проблемы обучающих программ и платформ;
• недостаточный контроль учебной деятельности со стороны педагога;
• необходимость самостоятельности и осознанности со стороны обучаемого [2].
Несомненно, обучение эстетическим дисциплинам дистанционно имеет множество своих минусов. Даже в государственном стандарте образования есть строки о том, что такое обучение должно проводиться только очно. Однако жизнь внесла свои поправки. Опыт преподавания ИЗО, дизайна и ДПИ, полученный в вынужденной дистанционной форме обучения показал и некоторые несомненные плюсы, которые возможно использовать в очной форме обучения.
Дистанционное проведение занятий и мастер-классов складывается из трех основных составляющих:
• онлайн мероприятие;
• видео запись;
• контроль за выполнением заданий (например, с использованием специализированных обучающих платформ).
Для проведения онлайн занятий используются самые разные платформы – BigBlueButton, Microsoft Teams, Zoom и др. Однако, и в Москве, и в регионах были выявлены трудности в недостаточной технической оснащенности как преподавателей, так и обучаемых. Обучения исключительно на платформах оказалось недостаточно. Администрациям учреждений общего и дополнительного образования требовались видеозаписи мастер-классов для размещения на сайтах организаций и размещения в доступных соцсетях. Первая проблема, с которой столкнулись преподаватели и в общем, и в дополнительном образовании – отсутствие достаточных навыков в создании видео материалов, которые были необходимы для работы в дистанционной форме. Поэтому студенты художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета стали активными участниками проекта «Цифровой волонтёр». Мастер-классы, разработанные и записанные студентами, по заявкам были переданы образовательным учреждениям. Преподавателей, использующих видеозаписи мастер-классов студенты дополнительно консультировали.
Для грамотного ведения такой работы была разработана определенная последовательность действий. На первом этапе разрабатывались презентации, представляющие пошаговые слайды с фотоматериалами, отражающие ход работы. Использовалось наложение музыки в программе Microsoft PowerPoint и сохранение материалов в видео формате. Со временем по фрагментам занятий, занятиям в полном формате и мастер-классам записывались видео.
В отличии от очной формы проведение занятий онлайн отличается определенными трудностями:
• Недостаточность прямого контакта с аудиторией.
• Определенная ограниченность управления процессом обучения.
• Отсутствие возможности помочь обучаемому в процессе выполнения работы.
• Часто ограничения у обучаемых в доступе к инструментам и материалам для выполнения творческих работ.
• Некоторые психологические сложности аудитории и общества в целом и др.
Безусловно необходимость проведения занятий в дистанционной форме не дает необходимого прямого контакта с аудиторией, возможности свободного управления образовательным процессом. Экран компьютера не может заменить преподавателя. Нет возможности подойти к ребенку и помочь, когда что-то не получается. Определенные сложности представляла и необходимость соблюдения временных рамок, определяемых конкретной платформой. Необходимыми навыками ведения занятий без физического контакта многие преподаватели и особенно студенты, проходившие педагогическую практику, практически не обладали. Отсюда и возникали психологические сложности у детей, когда трудности в выполнении задания приводили к неудовлетворенности процессом. Сказывалась и общая психологическая напряженность общества из-за и постоянной необходимости нахождения в замкнутом пространстве.
Проблемой оказалась и нехватка инструментов и материалов. В сложных общих условиях жизнедеятельности иногда подходили к концу бумага, краски, пластилин и др. Не у всех была возможность свободного доступа к материалам. Поэтому, для проведения мастер-классов иногда приходилось отдавать предпочтение подручным материалам и даже вторсырью (ткань, пластик, тесто и т.д.). Такая ситуация заставила преподавателей и студентов по-новому посмотреть на традиционные формы работы, научиться искать выходы из сложных ситуаций, заменять необходимые материалы на подручные.
При проведении мастер-классов затруднение вызывала необходимость быстрого установления контакта с новой аудиторией. При ограничении времени детям сложнее довериться новому преподавателю или студенту-практиканту, проводящему занятие. При этом ребенок после занятия обязательно должен уйти с позитивным настроем и законченной работой. Иначе результативность таких занятий для обучаемого могла сводиться к нулю. Особенно большой проблемой стала работа с разновозрастными группами. Например, с детьми из кружков и студий центров досуга. То, что интересно, ребенку в 5 лет, может совсем не увлекать в 10-ти летнем возрасте. Такие разновозрастные группы требовали особых знаний в области психофизиологических особенностей развития детей разновозрастной группы, нейропсихологии и содержания процесса обучения эстетическим видам деятельности. Поэтому задача для выполнения учебной или творческой работы должна быть продумана с возможностью вариативного решения: для младшего возраста - более простые варианты; для старшего - более сложные, детализированные. Дистанционная форма проведения занятия также потребована некоторого упрощения тематики занятий, подачи учебного материала. В такой форме сложнее работать с трехмерной формой, объемом. Даже традиционные материалы и инструменты могут стать не безопасными без присутствия преподавателя рядом. Дополнительную сложность представляет повышенная утомляемость ребенка при работе за компьютером, особенно если задание требует особого внимания к мелким деталям. Например, выполнение работ в бумагопластике, оригами, предполагают ряд последовательных действий, повтора сложных операций, особенной внимательности к действию на экране. Поэтому при проектировании видео урока или мастер-класса однообразно и долго повторяющиеся действия следовало свести к минимуму.
Работа на платформах часто ограничена по времени. Например, занятие в Zoom должно уложиться в 40 минут. Это время традиционное время для очного занятия, но часто недостаточное для удаленных действий. Требуется гораздо больше времени для контроля выполнения ребенком каждого этапа работы. Ребенок должен продемонстрировать преподавателю что получилось на разных этапах работы. Недостаточный контроль может привести к накоплению ошибок, а значит и к отрицательному результату. Также отсутствие постоянного контроля зачастую приводит к снижению внимания ребенка к работе и интереса к процессу обучения в целом.
При постоянной работе с компьютером повышается утомляемость, поэтому видео уроки и мастер-классы должны включать материал для переключения внимания (например, галерею работ, анимированные фрагменты), а также включения игровых форм работы.
В начале занятия или мастер-класса необходимо «захватить» внимание обучаемого. Следует проинформировать ребенка о том, что именно будет сделано (тема и форма работы по изобразительному искусству и дизайну, для изделия в декоративно-прикладном искусстве). Эта информация должна подаваться максимально интересной и обоснованной (для разработчика необходимо быть готовым к тому что обучаемый может задаваться вопросом зачем необходимо это занятие). Это особенно важно в работе с обучаемыми средней школы. Если тема не увлекает школьника, подросток может покинуть занятие. Также важным является сама подача материала, внутренний настрой преподавателя или студента, ведущего занятие. Несмотря на удаленность настроение передается и детям.
Для студентов художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета серьезным опытом педагогической практики в проведении видео уроков и мастер-классов стала работа с школьниками в летних лагерях 2020 года. Студенты работали с более чем 170 детьми со всей России. Особенностью являлась работа во внеучебное время, когда дети меньше настроены на обучение. Необходимо было сложнее выстроить траекторию содержания занятия, продумать этапы, контроль. Требовалась терпимость и доброжелательность ко всем участникам занятия. Работать с группой в 10-12 человек комфортно получалось практически у всех студентов. Сложнее если в группе оказывалось около 30 ребят и более. Каждому ребенку следовало уделить внимание.
Для студентов проходящих педагогическую практику серьезным испытанием стало особое внимание к культуре речи (грамотное изложение материала, голосовое сопровождение выполняемых действий), следование временному темпо ритму занятий. От студентов требовалось научиться вести диалог со школьниками, устанавливая доверительность в контакте с обучаемыми, отслеживая внимание и настроение школьника. Требовалась и готовность решать нештатные ситуации (например, если у ребенка что-то пошло не так или он отвлекся на внешние обстоятельства). Закончить занятие требовалось обязательно позитивно. От студентов требовалось проявить ряд компетенций как будущих педагогов, учителей-предметников:
• обеспечение предметной компетенции (знания в области преподаваемой дисциплины, предмета, темы);
• обеспечение условий для успешной деятельности обучаемых, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучаемых;
• самостоятельное разрабатывание учебных материалов, методических и дидактических материалов;
• организация и сопровождение проектной деятельности обучаемых;
• использование возможностей информационно-коммуникативных технологий;
• проявление вариативности мышления и коммуникативности в общении (культура диалога);
• проявление потребности к самообразованию и др. [3].
Качественная подготовка педагогов отображена в федеральных государственных образовательных стандартах и является составной частью модели будущего профессионала [4, с.195]. Для формирования необходимых компетенций необходимо взаимодействие преподавателя и студента, направленное на углубление теоретических знаний, развитие навыков в конкретной области деятельности и подготовку будущего профессионала, владеющего необходимым запасом знаний и умений, способного инновационно и творчески решать профессиональные задачи [5, с.17].
Ведение и запись видео занятий и мастер-классов непростая задача. Помимо содержания занятия необходимо точно понимать, как выстраивается кадр, как «работает» свет, как смотрится ведущий на экране. Например, в кадре недопустимо присутствие посторонних предметов. Съемка должна вестись на нейтральных фонах. Если разрабатывается какая-то объемная форма или изделие промысла лучше использовать однотонную поверхность, но контрастную работе школьника. Самое важное в кадре – суть проводимого занятия, мастер-класса. Не следует увлекаться общим излишним оформлением визуального материала. Общие тенденции таких обучающих материалов стремятся к определенному минимализму. Если руки преподавателя попадают в кадр, то желательно не использовать такие отвлекающие моменты как присутствие ювелирных украшений или яркого маникюра. То же правило относится и к одежде, и к образу ведущего мастер-класса в целом. Однако «мрачности» тоже следует избегать. Необходим позитивный настрой в целом. Лицо преподавателя в кадре не должно быть затемненным. Предпочтительно естественное или специально выставленное освещение. Речь должна быть легко распознаваемой (ведущему желательно предварительно подготовиться, записать свою речь, проанализировать услышанное). Текстовых сопровождений на экране должно быть минимум, при желательном использовании простых стандартных, предпочтительно моноширинных шрифтов без специальных эффектов (использование теней, градиента – отрицательно скажутся на читабельности текста). Соблюдение этих простых правил позволяет грамотно выстроить визуальный ряд видео урока, дистанционного мастер-класса.
Что позитивного принесла работа в дистанционном режиме? Появилось множество новых способов работы в учебном процессе, в том числе в практике прохождения педагогической практики студентов художественных вузов. Активно развиваются информационные системы, специальные программы и платформы работы в дистанционной форме обучения. Появилось много видеоматериалов, хорошего уровня видео мастер – классов. Сайты образовательных учреждений стали более информационно насыщенными, мобильными, информативными. Безусловно, периодически возникают новые проблемы технологического характера. Но решение проблем, в которых вынужденно оказалось образование в образовательной области «Искусство» позволяют расширить возможности работы современного педагога, раздвинуть горизонты подготовки студентов – будущих учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаевская, Е.Г. Технологии сетевого дистанционного обучения: Учебное пособие. — СПб.: Ф-т филологии и искусств СПбГУ, 2007. — 55 с.
2. Водолад, С.Н.; Зайковская, М.П.; Ковалева, Т.В.; Савельева, Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze/viewer (дата обращения: 24.10.2020).
3. Профессиональные стандарты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации – URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 20.12.2020).
4. Супруненко, Г.А. Магистратура как элемент образовательной системы современной России / Г.А. Супруненко // Символ науки. – 2015. – № 9-2. – С. 194-196.
5. Миронов, В.А., Майкова, Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов. Монография. ―Тверь: ТГТУ, 2004. ―100 с.