Современное общество нуждается в личности, обладающей новым типом мышления, твердостью убеждений, их гуманистической направленностью, ответственностью и способностью творчески решать свои жизненные и профессиональные проблемы. Наиболее сензитивным для личностного развития является младший школьный возраст. Младший школьник активен, и на этой основе можно организовать процесс формирования гуманистических убеждений так, чтобы потребность в реализации ценностей, уверенность в их истинности явились основой активной жизненной позиции ребенка.
Убеждения формируются в процессе практической деятельности. В этой связи задача педагога – заложить основу гуманистических убеждений ребенка, развить его способности, сократить разрыв между убеждениями и поведением. Для этого необходимы сознательная мотивация, рефлексивность в освоении знания, фиксация мысли не только на результате, но и на пути, которым этот результат получен, для того чтобы определить пределы актуальности и истинности знания, а также пути его практической реализации. Рефлексия – не просто знание и понимание младшим школьником себя, но и выяснение, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Гуманизм учителя – важнейшее условие процесса нравственного воспитания, формирования гуманистических убеждений младших школьников, так как учитель является посредником между личностью и обществом в процессе передачи культурных ценностей и потребности не только в их освоении, но и приумножении. В рамках субъект-субъектных отношений преподаватель должен быть способен встать на позицию ученика,
что является предпосылкой доверительных отношений, принять его таким, какой он есть, не только рационально, но и эмоционально. Очень важно достигнуть такого уровня понимания на занятиях, который обеспечит младшему школьнику освоение значений и принятие личностных смыслов в контексте взаимосвязи жизненного опыта взрослого и личного опыта ребенка.
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает… Дети младшего школьного возраста с большим интересом воспринимают нравственные правила и нормы. Стержнем воспитания… является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональная отзывчивость».
По мнению Е. Е. Даниловой, младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы;
- формирования навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм нравственного развития и навыков общения со сверстниками, установления дружеских контактов;
- эмоционально-образного восприятия действительности и искусства.
Игра младшего школьника, в том числе на фортепиано, высвобождает сознание из-под гнета стереотипов, выступая в качестве средства творческого поиска, развития познавательных способностей, первичной социализации, эмоционально-насыщенной коммуникации. Игра объединяет все виды художественных проявлений ребенка и отличается метафоричностью. Пользуясь метафорами, условностями, глядя на мир глазами своего героя, переживая его и свой опыт, ребенок символически переосмысливает действительность. Метод взаимодействия и синтеза искусств в сочетании с наглядно- слуховым методом дает ребенку материал для развития ассоциативных связей, развивая образное и логическое мышление: от единичных понятий до обобщенных выводов и конечного результата – формирования гуманистических убеждений.
С игрой связана и театральная деятельность, соответствующая желанию детей творчески осваивать мир. А присутствующее в процессе театрального действа инструментальное музицирование, эмоциональное по своей природе, развивает музыкальные способности, концентрирует внимание, упорядочивает координацию слуховых впечатлений, движений в рамках целостного замысла, соответствующего синкретичности художественного восприятия детей.
Гуманность в приложении к личности и психофизиологическим особенностям младшего школьника трактуется в специальной литературе в различных аспектах.
Во-первых, гуманность рассматривается как следствие развитости первой сигнальной подсистемы психики ребенка, выражающейся в том, что он с помощью зрения и слуха, благодаря внутренней энергии, реагирует адекватно установкам: развитие личности – общества – человечества. Дети радуются прекрасным вещам и негодуют по отношению к безобразным. Приобщение к музыке, ее созерцание, способствует приобщению детей к жизни, ее радостям и проблемам. Активные занятия фортепиано развивают и сенсорные ощущения.
Во-вторых, гуманность может быть следствием развитости второй сигнальной подсистемы психики ребенка. Развитие этой коммуникативной подсистемы происходит на занятиях фортепиано благодаря прочувствованию, переживанию и осмыслению музыкальных интонаций, координации чувств и жестов с мышлением, что выражается в форме «игры по правилам», в результате чего у ребенка формируется разумная дисциплина. Отсутствие авторитарности, упор на понимание способствуют целостному процессу формирования «совокупных сил знания, умения, души» (И. Г. Песталоцци).
Изначальная вера педагога в младшего школьника, его человечность и человеколюбие, свободу как потребность и наиболее адекватный способ самореализации способна находить выход в его творческих проявлениях на занятиях фортепиано. К. Мартинсен свободную и сознательную волю к художественному результату деятельности назвал «звукотворческой волей», которая проявляется вовне как творческая и ценностно значимая. Цель творчества-ценности заключается в создании условий для расширения конструктивных возможностей человека. Кроме того, Ю.В. Сенько подчеркивает, что ценностный блок в структуре личности является системой развивающейся.
Таким образом, педагогический процесс в классе фортепиано реализуется как динамическая педагогическая система, которая определяется взаимодействием педагогов и учеников как субъектов деятельности. Системообразующим фактором выступает цель педагогического процесса (формирование гуманистических убеждений учащихся), которая понимается как многоуровневое явление, смысл которого – в решении последовательных задач, поставленных в определенных условиях с использованием музыкального инструмента фортепиано, различных музыкальных произведений с ярко выраженной гуманистической направленностью. Подчеркнем в этом контексте значение свободы и свободного выбора ребенка. Практически невозможно заставить его быть свободным больше, чем позволяют ему наличные духовные возможности, убеждения и жизненный опыт. Поскольку у младшего школьника они малы, перед педагогом стоит важнейшая задача обогащения духовного и жизненного опыта ребенка и развития на этой основе его гуманистических убеждений.
Главной движущей силой образовательного процесса в детской музыкальной школе является устранение противоречий между:
- активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его обучения в системе дополнительного образования;
- несоответствием реальных возможностей младших школьников требованиям, предъявляемым музыкальной школой;
- целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию на уроках фортепиано.
В рамках преодоления названных противоречий отметим важность использования такой формы музыкального обучения детей, как педагогическая мастерская, создающая условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому духовному и жизненному опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, что создает предпосылки для формирования третьей сигнальной подсистемы психики младшего школьника – речь идет о его творческом развитии. Младший школьник учится творчески преобразовывать действительность и самого себя на основе того, что в искусстве аккумулируются художественно-эстетические ценности, а также форма чувственного познания мира.
В процессе овладения гуманистическим мышлением ребенок проходит весь путь решения творческой задачи во многом самостоятельно и ответственно. Его художественно-образные представления выступают как форма индивидуального чувственного познания, имеющая результатом целостный образ, возникающий без воздействия его на органы чувств. В результате в индивидуальном мышлении устанавливаются вербально выраженные связи между понятиями (образами) и суждениями ребенка. Как следствие – возможность конструирования обобщенного знания, сохраняющего исходный наглядно-образный характер и полноту сенсорного опыта, поднимающихся над непосредственной данностью единичных объектов.
Процесс формирования гуманистических убеждений на занятиях фортепиано затрагивает всего человека, формирует его личность, психические свойства как предпосылки для успешного овладения исполнительской деятельностью. Творческий труд по формированию своей личности есть результат экстатического волевого движения ребенка «вперед», а творческий процесс или педагогическая ситуация способствуют его постепенному постижению себя как личности.
Дадим разработанное нами определение гуманистических убеждений. Это сформированная в процессе образовательной деятельности активная жизненная позиция, основанная на уверенности в истинности гуманистических ценностей и потребности в их реализации. Гуманистические убеждения – объективное следствие развития личности ребенка. Ж. Пиаже подчеркивал, что в 9–10 лет формируется субъективная ответственность детей в моральном развитии, дети могут поставить себя на место других людей, а правила устанавливаются на основе сотрудничества. Ребенок стремится быть личностью, у него формируются свои убеждения, развивается ценностная база, происходит обобщение взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми.
Когда формируется четвертая сигнальная подсистема психики ребенка, связанная с возможностью предвидения и планирования результатов деятельности, он способен ощущать реальное время и активно организовать что-то заблаговременно. В этом случае ребенок заранее уверен в истинности своих убеждений и возможности их практической реализации. В музыкальной деятельности почва для развития этой способности, начиная с предслышания и заканчивая выбором средств для воплощения музыкального образа, практически не ограничена.
Профессиональное музыкальное мышление способно к мысленному построению музыкального произведения как целостной динамической системы в процессе анализа произведения, к мысленному воспроизведению логики всего музыкального произведения и его возможному исполнительскому воплощению на основе детального изучения жанра и стиля. Это приходит к ребенку постепенно, как осознание обобщенной творческой идеи, главными критериями которой становятся нравственное и эстетическое – добро и красота.
Этическая категория добра и эстетическая категория прекрасного в истории нравственных учений зачастую отождествлялись. Нравственное воздействие искусства на человека осуществляется с помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмысление собственного жизненного опыта под влиянием художественных произведений. Происходит моделирование конфликтных ситуаций, образная интерпретация нравственных норм и моральных идей, а способом восприятия художественного образа становится не только созерцание, но и переживание.
Акустическое воздействие музыки несет в себе содержание, создавая образы, имеющие ценностный смысл для духа, чему соответствует смысловая адекватность исполнительских движений рук и тела. Происходит резонанс чувственного качества и телесного состояния. При этом в содержании доминирующих чувств проявляются мировоззренческие установки младшего школьника. Обращенный к чувству музыкальный язык эмоционально заряжен, что превращает восприятие музыки в художественное переживание, в процессе которого происходит передача идейного содержания. Практика показывает, что, опираясь на гуманистические ценности, содержащиеся в музыкальных произведениях, можно моделировать гуманистические убеждения ребенка, выход за пределы своего «Я» в обобщенные общечеловеческие идеи человеколюбия, свободы, добра и красоты.
Переход от стадии понимания музыкального произведения к стадии его духовно обусловленной интерпретации усиливает момент субъективации, переосмысления – суждения связывают форму с идеей. По мнению В. В. Медушевского, «…слово прорастает в интонационное слышание, а оно может быть описано словом». Подчеркнем, что общение младшего школьника в процессе музыкального диалога с педагогом и другими детьми насыщено чувствами и эмоциональным отношением. Оно связано также со своеобразием музыкального произведения, а чувственное отношение, через размышление, превращается в предмет интерпретации. М.М. Бахтин говорил: «Мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный… вокруг данного человека как его ценностное окружение... Эта ценностная ориентация и уплотнение мира вокруг человека создают эстетическую реальность…». Последняя активно влияет на формирование гуманистических убеждений учащегося.
Таким образом, формирование гуманистических убеждений учащихся на уроках фортепиано представляет собой актуальную педагогическую проблему, поскольку они являются средоточием нравственных ценностей ребенка. Содержательную основу гуманистических убеждений составляют идеи человеколюбия, свободы, добра и красоты.
Особенностью формирования гуманистических убеждений на занятиях фортепиано является эмоциональное взаимодействие ребенка с педагогом, с одной стороны, и художественно-образным содержанием музыки – с другой. Переживание музыкального содержания, обмен впечатлениями, выявление критериальных идей (человеколюбия, свободы, добра и красоты) составляют основу формирования гуманистических убеждений как важнейшего результата образовательной деятельности.
Литература
1. Бахтин М.М. В большом времени. Бахтинология: исследования, переводы, публикации / ред. К.Г. Юсупов. Спб., 1995.С. 214
2. Данилова Е.Е. Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 208 с.
3. Кондрашин И.И. Психика человека. VIPERSON@nasled.ru, 2007
4. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966. 230с. С. 38.
5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Сов. Композитор, 1976. 254с.
6. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. СПб: Союз художников, 2007. 240с.
7. Овсянкина Г.П. Современное музыкальное воспитание: некоторые этические и психологические проблемы. С.П.: Педагогика культуры № 2, 2005. С. 29.
8. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления: учебное пособие для слушателей системы профессионального педагогического образования. М.: Дрофа, 2009. 270 с.
9. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1979. С. 122.
Особенности формирования гуманистических убеждений у младших школьников на уроках фортепиано
Аннотация:
Особенности формирования гуманистических убеждений у младших школьников на уроках фортепиано