Система образования в России продолжает претерпевать изменения, связанные с общими мировыми процессами в сферах различных видов деятельности. В соответствии с этим возникает необходимость пересмотра целевых ориентиров и методики подготовки современных студентов к профессиональной деятельности.
Болонский процесс обусловил внедрение компетентностного подхода и в систему образования в России как альтернативы существовавшему на протяжении многих лет процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков». Компетентностный подход формирует новую модель образования – комплексную систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в которой основным образовательным результатом выступают компетенции выпускников. Его сущность в изменении целей образования: не информированность обучаемых, а умение разрешать возникающие в жизни, профессиональной деятельности проблемы и задачи [3, 13].
Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7, 12]. При этом основным условием формирования практически любых компетенций является самообразование, поддерживающая необходимость процесса обучения в течение всей жизни [2].
При рассмотрении сущности компетентностного подхода необходимо уточнить понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция происходит от латинского слова competere и означает соответствие, отвечающий требованиям. В современных условиях понятие «компетенция» сохранило свою значимость и означает совокупность базовых качеств личности, определяющих эффективное использование знаний, навыков и умений в решении определенных задач деятельности в социальной и профессиональной сфере. В системе образования на любой ступени подготовки понятие «компетенция» стало основным социальным требованием при подготовке специалистов в силу своей значимости в современных условиях формирования новых направлений в мировой экономике.
Компетенции в своем освоении имеют иерархическую структуру, за счет чего обеспечивают постепенность становления компетентности и проявляются в ходе профессиональной или образовательной деятельности. При этом компетенция представляет собой заранее установленное требование к образовательной подготовке, а компетентность – уже сформированное и апробированное качество личности [3, 6].
В ходе исследований работ разных авторов (Кришталь Н.М., А.С. Белкина, И.А. Зимней и др.) нами выявлено, что в содержание понятия «компетентность» входят следующие компоненты [4]:
- общие составляющие ее содержания (знание, умения, навыки, опыт, базовые и профессиональные качества личности);
- единство точек зрения на данное явление как личностно и социально интегрированный результат образования;
- обусловленность содержания и структуры компетентности видом и характером выполняемой деятельности.
В рамках ФГОС 3++ целью образования является освоение компетенций и формирование компетентного специалиста, не только востребованного на рынке труда, но и самостоятельно ориентирующегося в современных условиях экономики в целом.
Компетентностный подход в системе дизайнерского образования включает в себя [4]:
- методологию проектирования целей образовательного процесса, определение целей образовательных программ и планируемых результатов обучения с ориентацией на узкопрофессиональные и переносимые навыки, социально-личностные умения;
- согласованность целей и результатов обучения на всех этапах системы непрерывного образования с требованиями работодателей в соответствии с профессиональными стандартами;
- построение принципов обучения как многоуровневой и нелинейной системы с учетом образования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- измерение результатов обучения с использованием мобильных и накопительных единиц «компетенция» и «компетентность».
Исходя из вышеизложенного, под компетентностью мы понимаем интегративное качество личностных и профессиональных образований специалиста, обеспечивающих качественный и количественный уровень профессиональной деятельности.
Наряду с рассмотренными категориями как в научно-педагогической литературе, так и в федеральных стандартах активно используется термин «профессиональная компетентность». На современном этапе в научных трудах наблюдается большое разнообразие подходов в трактовке понятия «профессиональная компетентность». На основе анализа рассмотренных нами работ (Н.А. Банько, А.К. Маркова, А.И. Кулешова, К.В. Шапошников и др.) под формированием профессиональной компетентности в системе непрерывного дизайнерского образования мы понимаем процесс качественного изменения личности обучающегося, направленного на развитие компонентов компетентности будущего дизайнера, связанный с повышением существующего уровня профессионализма будущего специалиста [5].
На формирование структуры профессиональной компетентности будущего дизайнера прямое влияние имеет специфика дизайнерской работы, определяемая художественно-эстетической, конструктивно-технологической видами деятельности в своем изначальном проявлении [5]. На сегодняшний день она адаптирована под современные условия и в проекте ФГОС ВО 3 ++ по направлению подготовки дизайнеров 54.03.01 – Дизайн структура профессиональной компетентности будущих дизайнеров включает следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательские; художественные; проектные; информационно-технологические; организационно-управленческие; педагогические. В соответствии с этим профессиональная компетентность любого вида профессиональной деятельности состоит в формировании трех групп компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных [8]:
Универсальные компетенции (ключевые), являющиеся персональными личностными качествами и навыками (общие, социально-личностные и т.д.), влияющие на успешную деятельность человека как в ежедневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
2. Общепрофессиональные - это базовые основополагающие компетенции, определяющие общий характер профессиональной деятельности в сфере дизайна.
3. Профессиональные компетенции (узконаправленные), определяются спецификой дизайнерской деятельности и устанавливаются на основе анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда.
Данные группы компетенций классифицируются по трём видам: познавательные (когнитивные), деятельностные и личностные. Личностные компетенции отражают интегральные качества человека, которые необходимы для успешной профессиональной реализации. Когнитивные компетенции определяют качественный уровень владения знаниями и информацией, необходимыми в процессе профессиональной деятельности. Деятельностные компетенции охватывают способности, обеспечивающие комплексное достижение цели в ходе решения профессиональных задач. В соответствии с вышеизложенным мы включили в структуру профессиональной компетентности дизайнера когнитивный, ценностно-мотивационный, проектно-деятельностный и творческий компоненты [5].
На основе этого анализа нами разработаны критерии сформированности профессиональной компетентности дизайнера и дана уровневая характеристика компонентов.
Таблица 1. Критерии и уровневые показатели сформированности профессиональной компетентности в системе высшего дизайнерского образования.
Определение уровня сформированности профессиональной компетентности у обучающихся можно на любом уровне системы непрерывного профессионального образования и этапе обучения на каждой ступени подготовки. Способы и методы оценивания могут иметь самые различные формы, в тоже время в рамках одной ступени наряду с промежуточными аттестациями особо точное понимание и наглядность качества сформированности можно получить по результатам итоговых аттестаций, а именно при подготовке и сдаче выпускной квалификационной работы.
Как показывает практика, наиболее полным и наглядным показателем эффективности реализации компетентностного подхода является мониторинг трудоустройства специалистов в сфере дизайна. Этот показатель представляет собой объективную оценку реализации сформированности профессиональной компетентности.
На рынке труда высокий уровень сформированной профессиональной компетентности специалиста характеризуется конкурентоспособностью. При этом надо отметить, что именно конкурентоспособность определяет мобильность формирования профессиональной компетентности.
В рамках своего исследования основными показателями конкурентоспособности мы считаем: процент трудоустройства; продолжительность работы на одном месте более трех лет; соответствие области трудовой деятельности полученной квалификации; продвижение по службе. Дополнительным критерием рассматриваем профессиональное и личное самосовершенствование в виде получения дополнительных специальностей.
Конкурентоспособность в рамках образовательной системы обеспечивается выполнением ряда условий:
– востребованность профессии дизайнера на рынке труда;
–согласованность соотношения количества выпускаемых специалистов и требуемых на сегодняшний день и ближайшую перспективу;
– соответствие содержания учебных планов и программ по профилю подготовки (переподготовки) специалиста, организации учебного процесса, обучающих технологий требованиям современной экономики;
– готовность выпускника к рыночным отношениям [1].
Нами проведен анализ трудоустройства выпускников ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» по направлению подготовки 54.03.01 за последние три года. Общий процент трудоустройства составил 78,2%. Из них по профилю полученного образования 67.4%. На это, по мнению опрошенных, влияет общая проектная подготовка в системе дизайнерского образования, позволяющая расширить границы трудоустройства в разных направлениях, а также сам специфика дизайна, охватывающая разные спектры деятельности.
Продолжительность работы на одном месте составил 15%, на этот показатель влияет отсутствие опыта работы, проба себя молодых выпускников в разных сферах дизайнерской, художественно-эстетической деятельности, способность выстраивать отношения с коллегами и клиентами, а также уровень заработной платы. 67% опрошенных считают, что получили все необходимые знания, навыки, умения и соответствующий начальный опыт профессиональной деятельности в рамках обучения в вузе и были готовы к трудовой деятельности.
Рост по карьерной лестнице также имеет высокий показатель: 39,3 %. При этом выпускники отмечают, что на данный показатель большое влияние оказывает способность самостоятельного ориентирования себя в пространстве экономических отношений и деятельности.
Популярным способом повышения конкурентоспособности является самообразование: 42,1% респондентов получили дополнительную специальность, 15,3% совмещают работу по специальности с дальнейшим обучением.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что процесс формирования профессиональной компетентности дизайнеров в условиях высшего образования является необходимым средством подготовки современных кадров для инновационной экономики. Используя способы оценивания сформированности профессиональной компетентности, мы способствуем формированию активных, способных управлять проектом, умеющих креативно подходить к решению сложившихся задач конкурентоспособных кадров, обеспечивающих свою успешную деятельность как в профессиональной, так и социальной сферах.
ЛИТЕРАТУРА
Каганкевич, Е.В., Белякова, Т.В. Основные подходы к оценке конкурентоспособности выпускников профессиональных учебных заведений / Т.В. Белякова, Е.В. Каганкевич // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. – Белгород, 2010. – С. 115-120.
Камалеева, А.Р. О необходимости формирования основных компетенций выпускников вузов в условиях создания единого европейского пространства высшего образования / А.Р. Камалеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 1. – С. 103-108.
Корсакова, Е.А. Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: от теории к практике / Е.А. Корсакова // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы обл. науч.-практ. конф. (8-9 нояб. 2007 г.). – Омск, 2007. – Ч. 1. – С. 92 - 97.
Кришталь, Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров / Н.М. Кришталь // Компетентность. – 2010. – № 7. – С. 4-10.
Михайлова, Э.В. Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного дизайнерского образования в системе «школа-колледж-вуз»: дис. ... канд. пед. наук. – Ульяновск, 2013.
Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Щукина, В.В. Развитие дизайнерской компетентности будущих педагогов профессионального обучения (дизайн): дисс ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2010.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата). – М., 2016. [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++/Bak3++/540301_B_3plus_18012018.pdf.