Исторически Китай и Россия имеют тесные контакты и связи, в особенности в сфере образования. После образования КНР китайское образование начало полностью копироваться с образовательной модели бывшего СССР. Современный Китай постепенно формирует свой собственный стиль и систему образования. Россия является крупнейшим и важнейшим соседним государством Поднебесной. Россия и Китай уже основали партнерские отношения стратегического сотрудничества в образовании. Для обеих стран крайне важным выступает укрепление контактов в таких областях, как экономика, культура и образование. Ввиду этих причин проведение сравнительного изучения особенностей художественного воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае, вне всякого сомнения, имеет крайне важное значение для реформирования системы развития художественного образования дошкольников в Китае.
Поскольку существуют явные различия в истоках истории, политики, экономики и культуры обеих стран, реализуемое содержание и задачи художественного воспитания дошкольников в России и Китае также значительно отличаются.
Содержание воспитания в детских садах Китая основывается на изучении детьми дошкольного возраста самых важных сфер жизни: здоровье, социум, язык, наука и искусства. Тем самым происходит всестороннее развитие личности ребенка, совершенствуются физические возможности, складываются социальные навыки, развивается речь, формируются моральные качества, а также способности восприятия и самовыражения. Вместе с тем происходит формирование культуры творческой личности, развивается чувство прекрасного. В системе образования в Китае уделяется внимание целостности развития и обучения детей, учитываются особенности обучения дошкольников, уважительно представлены индивидуальные различия в развитии детей. Содержание воспитания в Китае позволяет детям в повседневной жизни и играх с помощью собственных ощущений, опыта, физического труда и исследований непрерывно расширять понимание себя, других людей и внешнего мира, осуществлять общее саморазвитие [1].
Современный образовательный стандарт в российских детских садах не является своего рода типовой учебной программой или оценочным инструментом, а представляет основу для разработки и выбора эффективного и высококачественного содержания дошкольного образования в зависимости от особенностей каждого конкретного образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования обеспечивает преемственность и вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса. Кроме того, образовательный стандарт ориентирован на интеграцию образовательных областей [2].
Сравнивая содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях в России и Китае, можно отметить безусловные черты сходства. Оба государства уделяют пристальное внимание наследованию этнической культуры своей страны, формированию у детей любови к Родине и чувство гордости за свою нацию, помогают развивать у детей чувство оптимизма, способствуют удовлетворению их потребности в эмоциональном общении, разнообразию навыков социального взаимодействия, учат детей уважать плоды труда других лиц [3]. Чувство ответственности, чувство долга, чувство собственного достоинства, чувство веры в себя и умение переживать неудачи у российских дошкольников развиты заметнее, чем у дошкольников Китая.
Однако существуют и различия в содержании воспитания и образовательных методах детских садов России и Китая.
Российские детские сады уделяют большое внимание развитию личного опыта детей, самостоятельному познанию природы и общества. Детские сады включают в программу обучения информацию об истории России, мировой истории, гражданах и правительстве, а иногда охватывают соответствующие фундаментальные знания в области географии и экономики. С самого детства российские педагоги формируют у детей основы гражданского сознания, чувство принадлежности к социуму, знакомят их с правами и обязанностями граждан в обществе, а также учат вносить активный вклад в общество [4]. Анализ содержания образования в детских садах России показывает, что большое внимание уделяется формированию у детей чувства национальной идентичности. Это в полной мере отражается в содержании образовательных программ.
Во-первых, природная среда России выступает в качестве основного средства обучения в дошкольных образовательных организациях. Педагог развивает у детей понимание всех природных изменений: таяние льда и снега, распускание цветов, пение птиц, опадание листьев, порхание снежинок в воздухе… Все образовательные мероприятия детских садов в большинстве своем организуются на основе календарного принципа (темы «времена года»). Наблюдения и свободная деятельность во время прогулки в детских садах России предоставляет детям большие возможности для изучения и познания природы, позволяет им самостоятельно обнаруживать и ощущать прекрасное, наслаждаться сюрпризами, преподносимыми удивительной и непостижимой природой [5].
Во-вторых, важной составной частью признания и идентификации нации, а также обязательным пунктом содержания образования дошкольников в России является использование в полной мере местной культуры для изучения этноса и локальной культуры. В образовательные программы детских садов входят такие аспекты, как культура городов, традиционные изделия народных мастеров, местные произведения искусства. В литературных уголках дошкольных организаций России имеется соответствующая литература о родном городе. Иллюстрированные книги и буклеты по искусству содержат наглядные материалы об архитектурных сооружениях, скульптуре, живописи, истории традиционных промыслов родного города и края. В интерьерах многих детских садов размещаются изображения с живописными достопримечательностями города. Педагоги часто включают эти материалы в программное содержание образовательной деятельности, предоставляют детям возможность познавать и изучать родной город, непосредственно контактировать с его культурой. Перечисленное также отражается в музыкальных занятиях с дошкольниками в образовательных организациях. При выборе песен педагоги руководствуются целью изучения местной культуры, в немалом количестве песен восхваляется красота родных мест и красота разных уголков России. Дети с самого детства воспитываются на основе этнической культуры. Происходит наследование национальной традиционной культуры, а также формирование патриотизма.
Еще одним важным средством обучения в дошкольных образовательных организациях России является приобщение детей к искусству. Содержанием одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка. Российские детские сады придают большую значимость художественному образованию. В понятие и содержание художественного образования закладывается многосторонняя информация о фольклорном российском и современном искусстве. Содержание художественного образования, главным образом, основывается на культуре и искусстве Европейской части России. Тематика мероприятий художественного воспитания в детских садах очень богата, существуют разнообразные формы художественного выражения, одновременно учитываются традиции и современность, воплощается национальный колорит.
В процессе изучения особенностей художественного образования в российских дошкольных образовательных организациях нами были выявлены основные формы художественно-эстетического воспитания и развития ребенка-дошкольника. В основе лежит процесс формирования художественных навыков. С дошкольного возраста детей знакомят с разнообразными художественными техниками рисования. Приобщают к созданию поделок по мотивам традиционных народных игрушек и росписей (например, изготовление обладающих национальной спецификой матрешек). В целом художественные навыки у детей развиваются сбалансированно и весьма эффективно.
В процессе деятельности у детей развивают личный и художественный опыт, формируют изобразительные умения и навыки, а, кроме того, обращается особое внимание на развитие у детей художественных способностей. Детям предоставляется большое пространство для творчества и самовыражения, разрешается свободно выбирать художественные материалы и сюжеты, создавать богатые индивидуальными особенностями маленькие произведения искусства [6].
Кроме того, процесс художественно-эстетического воспитания реализуется в повседневной жизни и творческих играх, в процессе которых дети на основе личных ощущений, собственного опыта и экспериментирования непрерывно расширяют свои возможности понимания себя, других людей и внешнего мира, учатся понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве.
Отметим и тот факт, что российские родители также придают большое значение художественному воспитанию в семье, стремятся еще до поступления детей в начальную школу предоставить им возможность получить художественную подготовку [7].
В художественном воспитании детей в Китае есть ряд отличительных особенностей как в содержании образовательных мероприятий, так и в методах воспитания и обучения дошкольников.
Изучение современных основных направлений содержания воспитания и образования в детских садах Китая позволяет отметить, что основное внимание уделяется изучению детьми своего окружения, своей индивидуальности и личности. Сделан акцент на познание ребенком самого себя, на личностном росте и самовыражении. Однако при этом не затрагиваются такие аспекты, как величие и слава Отчизны, гражданский долг и правовые обязательства. Обучение детей, как правило, ограничивается рамками окружающей ребенка среды, отсутствует анализ и использование знаний из государственной и политической областей, не уделяется достаточного внимания культуре страны.
В процессе художественной деятельности в детских садах Китая большое внимание отводится созданию детьми качественной формы, формированию у них художественной техники. Отмечается образовательный феномен стремления именно к результатам деятельности, в то время как отсутствует обучение изысканному и высокому искусству, наследованию традиционного искусства и развитию творчества. Можно наблюдать чрезмерное стремление педагогов к получению качественных умений и навыков в результате приобретенных детьми знаний. Все это, в свою очередь, приводит к тому, что дети в процессе своей деятельности не обращают внимания на эмоциональный опыт, связанный с восхищением, ощущением и восприятием красоты в окружающем мире.
Мероприятия в области художественного воспитания в Китае в большей степени основываются на потребностях дошкольников в обучении и развитии. Стратегии образовательного направления довольно гибки и подвижны, однако художественное образование детей отражает лишь бытовую повседневную жизнь детей.
Родители в Китае также уделяют большое внимание формированию у детей интереса к художественной деятельности. Однако право выбора вида деятельности в большинстве случаев сосредоточено в руках родителей. Зачастую этот выбор и есть то, что нравится родителям или то, что, по их мнению, может развить ребенка, а вовсе не то, что интересует и нравится самому ребенку. Кроме того, в Китае бытует мысль: если учишь, значит непременно должен быть результат. В условиях большого давления дети теряют интерес к изучению искусства, а врожденные художественные таланты не получают развития.
В завершении отметим, что в России в таких аспектах, как содержание, формы и методы дошкольного художественного воспитания имеется множество особенностей, которые стоит исследовать и заимствовать педагогам в Китае. Вопрос, каким образом повышать уровень художественного преподавания у воспитателей детских садов обеих стран, как формировать взаимодополняющие преимущества, а также продолжать стимулировать всестороннее развитие детей является достойной задачей, требующей длительного изучения и исследования Россией и Китаем.
ЛИТЕРАТУРА
- Го Янь. Сравнение и открытие отличительных особенностей воспитания в детских садах китайского Хэйхэ и российского Благовещенска [Текст] / Го Янь // Окно в Россию и Китай. - 2017. - № 11.
- Гулидова Т.В., Кудрявцева Е.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования /авт.- составитель. - Волгоград: Учитель, 2015.
- Дмитриев, Ю.А. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом: учебно-методическое пособие / Ю.А. Дмитриев, О.Л. Зверева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. - Москва: МПГУ, 2016.
- Чжан Лисинь. Характерные особенности и откровения художественного образования в детских садах России [Текст]/ Чжан Лисинь // Ситуация за рубежом. - 2012. - № 3.
- Сяо Су, Ван Игао. Исследование российского образования: Монография. – Гуанчжоу, издательство «Образование в провинции Гуандун», 2008.
- Чжан Лисинь. Задачи и функциональный анализ дошкольного художественного воспитания в России [Текст]/ Чжан Лисинь // Изучение зарубежного образования. - 2012. - № 3.
- Фэн Юнган. Детские сады: первый уровень в системе российских дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ Фэн Юнган // Выпуск по руководству просвещением. - 2007. - № 5.