ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ И КИТАЕ

Чжан Цзюймэй (1), Буянова Татьяна Анатольевна (2)

(1) доцент Вэйнаньского педагогического университета (Китай), аспирант кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ

(2) кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, МПГУ

Аннотация: 
В статье раскрываются основные традиции художественного образования детей дошкольного возраста в России и Китае. В данном контексте рассматриваются история, особенности национальной культуры двух государств, различные образовательные концепции воспитания. Приводится сравнительный анализ содержания, методов, средств и особенностей художественного воспитания детей, важных для интеграции культуры дошкольного воспитания Китая и России. В статье отмечается, что в российском дошкольном образовании существует немало достойного содержания, которое стоит изучать и заимствовать педагогам Китая.

Исторически Китай и Россия имеют тесные контакты и связи, в особенности в сфере образования. После образования КНР китайское образование начало полностью копироваться с образовательной модели бывшего СССР. Современный Китай постепенно формирует свой собственный стиль и систему образования. Россия является крупнейшим и важнейшим соседним государством Поднебесной. Россия и Китай уже основали партнерские отношения стратегического сотрудничества в образовании. Для обеих стран крайне важным выступает укрепление контактов в таких областях, как экономика, культура и образование. Ввиду этих причин проведение сравнительного изучения особенностей художественного воспитания детей дошкольного возраста в России и Китае, вне всякого сомнения, имеет крайне важное значение для реформирования системы развития художественного образования дошкольников в Китае.

Поскольку существуют явные различия в истоках истории, политики, экономики и культуры обеих стран, реализуемое содержание и задачи художественного воспитания дошкольников в России и Китае также значительно отличаются.

Содержание воспитания в детских садах Китая основывается на изучении детьми дошкольного возраста самых важных сфер жизни: здоровье, социум, язык, наука и искусства. Тем самым происходит всестороннее развитие личности ребенка, совершенствуются физические возможности, складываются социальные навыки, развивается речь, формируются моральные качества, а также способности восприятия и самовыражения. Вместе с тем происходит формирование культуры творческой личности, развивается чувство прекрасного. В системе образования в Китае уделяется внимание целостности развития и обучения детей, учитываются особенности обучения дошкольников, уважительно представлены индивидуальные различия в развитии детей. Содержание воспитания в Китае позволяет детям в повседневной жизни и играх с помощью собственных ощущений, опыта, физического труда и исследований непрерывно расширять понимание себя, других людей и внешнего мира, осуществлять общее саморазвитие [1].

Современный образовательный стандарт в российских детских садах не является своего рода типовой учебной программой или оценочным инструментом, а представляет основу для разработки и выбора эффективного и высококачественного содержания дошкольного образования в зависимости от особенностей каждого конкретного образовательного учреждения. ФГОС дошкольного образования обеспечивает преемственность и вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса. Кроме того, образовательный стандарт ориентирован на интеграцию образовательных областей [2].

Сравнивая содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях в России и Китае, можно отметить безусловные черты сходства. Оба государства уделяют пристальное внимание наследованию этнической культуры своей страны, формированию у детей любови к Родине и чувство гордости за свою нацию, помогают развивать у детей чувство оптимизма, способствуют удовлетворению их потребности в эмоциональном общении, разнообразию навыков социального взаимодействия, учат детей уважать плоды труда других лиц [3]. Чувство ответственности, чувство долга, чувство собственного достоинства, чувство веры в себя и умение переживать неудачи у российских дошкольников развиты заметнее, чем у дошкольников Китая.

Однако существуют и различия в содержании воспитания и образовательных методах детских садов России и Китая.

Российские детские сады уделяют большое внимание развитию личного опыта детей, самостоятельному познанию природы и общества. Детские сады включают в программу обучения информацию об истории России, мировой истории, гражданах и правительстве, а иногда охватывают соответствующие фундаментальные знания в области географии и экономики. С самого детства российские педагоги формируют у детей основы гражданского сознания, чувство принадлежности к социуму, знакомят их с правами и обязанностями граждан в обществе, а также учат вносить активный вклад в общество [4]. Анализ содержания образования в детских садах России показывает, что большое внимание уделяется формированию у детей чувства национальной идентичности. Это в полной мере отражается в содержании образовательных программ.

Во-первых, природная среда России выступает в качестве основного средства обучения в дошкольных образовательных организациях. Педагог развивает у детей понимание всех природных изменений: таяние льда и снега, распускание цветов, пение птиц, опадание листьев, порхание снежинок в воздухе… Все образовательные мероприятия детских садов в большинстве своем организуются на основе календарного принципа (темы «времена года»). Наблюдения и свободная деятельность во время прогулки в детских садах России предоставляет детям большие возможности для изучения и познания природы, позволяет им самостоятельно обнаруживать и ощущать прекрасное, наслаждаться сюрпризами, преподносимыми удивительной и непостижимой природой [5].

Во-вторых, важной составной частью признания и идентификации нации, а также обязательным пунктом содержания образования дошкольников в России является использование в полной мере местной культуры для изучения этноса и локальной культуры. В образовательные программы детских садов входят такие аспекты, как культура городов, традиционные изделия народных мастеров, местные произведения искусства. В литературных уголках дошкольных организаций России имеется соответствующая литература о родном городе. Иллюстрированные книги и буклеты по искусству содержат наглядные материалы об архитектурных сооружениях, скульптуре, живописи, истории традиционных промыслов родного города и края. В интерьерах многих детских садов размещаются изображения с живописными достопримечательностями города. Педагоги часто включают эти материалы в программное содержание образовательной деятельности, предоставляют детям возможность познавать и изучать родной город, непосредственно контактировать с его культурой. Перечисленное также отражается в музыкальных занятиях с дошкольниками в образовательных организациях. При выборе песен педагоги руководствуются целью изучения местной культуры, в немалом количестве песен восхваляется красота родных мест и красота разных уголков России. Дети с самого детства воспитываются на основе этнической культуры. Происходит наследование национальной традиционной культуры, а также формирование патриотизма.

Еще одним важным средством обучения в дошкольных образовательных организациях России является приобщение детей к искусству. Содержанием одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка. Российские детские сады придают большую значимость художественному образованию. В понятие и содержание художественного образования закладывается многосторонняя информация о фольклорном российском и современном искусстве. Содержание художественного образования, главным образом, основывается на культуре и искусстве Европейской части России. Тематика мероприятий художественного воспитания в детских садах очень богата, существуют разнообразные формы художественного выражения, одновременно учитываются традиции и современность, воплощается национальный колорит.

В процессе изучения особенностей художественного образования в российских дошкольных образовательных организациях нами были выявлены основные формы художественно-эстетического воспитания и развития ребенка-дошкольника. В основе лежит процесс формирования художественных навыков. С дошкольного возраста детей знакомят с разнообразными художественными техниками рисования. Приобщают к созданию поделок по мотивам традиционных народных игрушек и росписей (например, изготовление обладающих национальной спецификой матрешек). В целом художественные навыки у детей развиваются сбалансированно и весьма эффективно.

В процессе деятельности у детей развивают личный и художественный опыт, формируют изобразительные умения и навыки, а, кроме того, обращается особое внимание на развитие у детей художественных способностей. Детям предоставляется большое пространство для творчества и самовыражения, разрешается свободно выбирать художественные материалы и сюжеты, создавать богатые индивидуальными особенностями маленькие произведения искусства [6].

Кроме того, процесс художественно-эстетического воспитания реализуется в повседневной жизни и творческих играх, в процессе которых дети на основе личных ощущений, собственного опыта и экспериментирования непрерывно расширяют свои возможности понимания себя, других людей и внешнего мира, учатся понимать прекрасное в окружающем мире и в искусстве.

Отметим и тот факт, что российские родители также придают большое значение художественному воспитанию в семье, стремятся еще до поступления детей в начальную школу предоставить им возможность получить художественную подготовку [7].

В художественном воспитании детей в Китае есть ряд отличительных особенностей как в содержании образовательных мероприятий, так и в методах воспитания и обучения дошкольников.

Изучение современных основных направлений содержания воспитания и образования в детских садах Китая позволяет отметить, что основное внимание уделяется изучению детьми своего окружения, своей индивидуальности и личности. Сделан акцент на познание ребенком самого себя, на личностном росте и самовыражении. Однако при этом не затрагиваются такие аспекты, как величие и слава Отчизны, гражданский долг и правовые обязательства. Обучение детей, как правило, ограничивается рамками окружающей ребенка среды, отсутствует анализ и использование знаний из государственной и политической областей, не уделяется достаточного внимания культуре страны.

В процессе художественной деятельности в детских садах Китая большое внимание отводится созданию детьми качественной формы, формированию у них художественной техники. Отмечается образовательный феномен стремления именно к результатам деятельности, в то время как отсутствует обучение изысканному и высокому искусству, наследованию традиционного искусства и развитию творчества. Можно наблюдать чрезмерное стремление педагогов к получению качественных умений и навыков в результате приобретенных детьми знаний. Все это, в свою очередь, приводит к тому, что дети в процессе своей деятельности не обращают внимания на эмоциональный опыт, связанный с восхищением, ощущением и восприятием красоты в окружающем мире.

Мероприятия в области художественного воспитания в Китае в большей степени основываются на потребностях дошкольников в обучении и развитии. Стратегии образовательного направления довольно гибки и подвижны, однако художественное образование детей отражает лишь бытовую повседневную жизнь детей.

Родители в Китае также уделяют большое внимание формированию у детей интереса к художественной деятельности. Однако право выбора вида деятельности в большинстве случаев сосредоточено в руках родителей. Зачастую этот выбор и есть то, что нравится родителям или то, что, по их мнению, может развить ребенка, а вовсе не то, что интересует и нравится самому ребенку. Кроме того, в Китае бытует мысль: если учишь, значит непременно должен быть результат. В условиях большого давления дети теряют интерес к изучению искусства, а врожденные художественные таланты не получают развития.

В завершении отметим, что в России в таких аспектах, как содержание, формы и методы дошкольного художественного воспитания имеется множество особенностей, которые стоит исследовать и заимствовать педагогам в Китае. Вопрос, каким образом повышать уровень художественного преподавания у воспитателей детских садов обеих стран, как формировать взаимодополняющие преимущества, а также продолжать стимулировать всестороннее развитие детей является достойной задачей, требующей длительного изучения и исследования Россией и Китаем.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Го Янь. Сравнение и открытие отличительных особенностей воспитания в детских садах китайского Хэйхэ и российского Благовещенска [Текст] / Го Янь // Окно в Россию и Китай. - 2017. - № 11.
  2. Гулидова Т.В., Кудрявцева Е.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах: информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования /авт.- составитель. - Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Дмитриев, Ю.А. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом: учебно-методическое пособие / Ю.А. Дмитриев, О.Л. Зверева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет. - Москва: МПГУ, 2016.
  4. Чжан Лисинь. Характерные особенности и откровения художественного образования в детских садах России [Текст]/ Чжан Лисинь // Ситуация за рубежом. - 2012. - № 3.
  5. Сяо Су, Ван Игао. Исследование российского образования: Монография. – Гуанчжоу, издательство «Образование в провинции Гуандун», 2008.
  6. Чжан Лисинь. Задачи и функциональный анализ дошкольного художественного воспитания в России [Текст]/ Чжан Лисинь // Изучение зарубежного образования. - 2012. - № 3.
  7. Фэн Юнган. Детские сады: первый уровень в системе российских дошкольных образовательных учреждений [Текст]/ Фэн Юнган // Выпуск по руководству просвещением. - 2007. - № 5.