Изучение современного состояния образования в традиционном прикладном искусстве, в частности, в области русских художественных лаков, представляет большой научный и практический интерес, где от исхода решения насущных вопросов зависит судьба ценнейшей отрасли национальной художественной культуры.
Одним из центров лакового искусства является село Холуй, расположенного в Ивановской области. Развитие такого уникального вида искусства, как холуйская лаковая миниатюрная живопись, зависит от профессионализма художников, степени интеграции в их работах креативности и высокой техничности, сформировавшихся на основе вековых художественных традиций и с учетом культурно-исторических и художественно-стилистических особенностей.
Особенно актуально в современном образовательном пространстве холуйской миниатюры является обновление содержания профессионального образования, ориентированного, в первую очередь, на подготовку специалистов, способных к созданию высокохудожественных изделий не только самостоятельно задуманных, но и выполненных непосредственно самим автором.
Живопись – профессиональная и фундаментальная дисциплина учебного плана при подготовке художника холуйской лаковой миниатюры, являющаяся связующим компонентом с учебными дисциплинами «исполнительское мастерство» и «проектирование», так как изначально истоками лаковой миниатюры является древнерусская живопись.
Интеграция данных учебных предметов предполагает выполнение трёх условий: объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими; в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях [4].
Интегрированные уроки позволяют преподавателю в течение длительного времени осваивать одну тему с разных точек зрения, с помощью разных видов творческой деятельности. Взаимосвязь данных предметов является значимым фактором в подготовке художника этого искусства с целью погружения в сущность лакового письма.
Обучение живописи в области холуйской миниатюры – сложный многоаспектный процесс, направленный на подготовку художников народных художественных промыслов с учётом особенностей данного промысла и путём реализации комплекса мероприятий по созданию единого художественно-творческого пространства. Художественно-творческое пространство должно обладать открытостью, методически верно и последовательно прививать обучающимся навыки и умения по изучению и анализу современного искусства в области живописи и наследия прошлого и современности в области русских художественных лаков с погружением в сущность этого искусства.
В обучения живописи будущих художников холуйской миниатюры применяется системно-целевой подход, в соответствии с которым отбор и структурирование содержание учебного материала должно пройти несколько этапов:
-структуру учебного плана дисциплины «живопись» и его взаимосвязь с другими предметами;
--структуру разделов дисциплины «живопись» и взаимосвязь между разделами;
-сущность и свойства универсальных компонентов содержания;
-совокупность личностных профессиональных качеств будущих художников лаковой миниатюры, необходимых им для профессиональной деятельности.
Качество обучения живописи студентов напрямую связано с уровнем знаний преподавателя, его компетентностью, творческим подходом к делу и непрерывным постоянным самообразованием и саморазвитием, с личностью преподавателя, его методическими, педагогическими и психологическими компетенциями, умением оперировать информацией, проектировать и моделировать свою деятельность[3].
Важным условием становления профессиональной подготовки будущих художников холуйской лаковой миниатюры в обучении живописи является квалификационный уровень преподавателей, особенностью которых должно являться владение сущностью искусства в области холуйских лаков.
Процесс обучения по живописи носит последовательный и систематический характер, учебные задания выстраиваются «от простого к сложному»: от изображения осенних листьев до изображения натюрморта из предметов быта и овощей, состоящий из трёх этапов: подготовительного, репродуктивного и творческого.
В обучении живописи на подготовительном этапе мы применяем следующие методы: информационно-поисковый; наблюдения и поэтапного изображения.
Метод информационно-поисковый, обеспечивает передачу и поиск информации в области академической живописи и области лаков в форме лекций, бесед, круглых столов, семинаров, посещение библиотек и музеев. Экскурсии в художественные музеи традиционных центров лаковой миниатюры, дома-музеи основоположников лаковой миниатюры, имеют преимущества перед другими формами, так как обучающийся «вместо массы сухого, поверхностно воспринятого и слабо усвоенного учебного груза проработает, и переживет немногое прочно и основательно»[6,119].
На подготовительном этапе активно используется знакомство с текстовым и иллюстративным материалом книг, альбомов, каталогов. «Методы обучения, основанные на иллюстративных средствах, в последнее время все в большей степени пересекаются с компьютерными методами, использующими электронные средства, так как показывать иллюстрации, фотографии удобно с помощью мультимедийной аппаратуры»[6]. Сбор информации помогает познакомиться с новыми аспектами решаемой задачи, выявить закономерности живописных решений, обогатить визуальный опыт, осмыслить стилистические особенности произведений.
Метод наблюдения и поэтапного изображения важен для получения первых впечатлений от постановки, когда происходит зарождение интереса к работе над художественным образом и композиционным решением.
На этой стадии обучающиеся выполняют эскизы и декоративные работы с применением простых живописных приёмов, имеющих последовательность в исполнении и усложнённость при переходе от одного приёма к другому.
Декоративное решение заданий (упражнений) по живописи в традициях росписи холуйской лаковой миниатюры так же ведётся по предварительному эскизу и строгой последовательности техники исполнения. Искусство лаковой миниатюры наследует художественное мышление, художественный язык и характер композиционных построений древнерусской иконописи. Именно в этом кроется проблема переключения будущих художников, которые воспитаны на восприятии современной реалистической живописи, на создании условных художественных образов с её особенностями, как особое построение пространства (обратная перспектива), символику, декоративность и условность цвета, идущее от древнерусского искусства .
«При восприятии учебных работ у зрителя должно сложиться впечатление, что изображаемый предмет или образ несёт в себе образ традиционно-прикладного искусства» [2].
Репродуктивный этап включает в себя упражнения более сложного характера от реалистического и декоративного изображения птиц и животных до изображения головы человека. Обучение ориентируется на поисковую деятельность обучающегося с прочным освоением содержания и развитие навыков для самостоятельного решения учебных художественных задач. Данный этап включает методы: частично-поисковый; исследовательский метод.
Частично-поисковый метод позволяет обучающимся самостоятельно овладеть знаниями академической живописи и холуйской миниатюрной живописи. Задача преподавателя при этом заключается в организации поиска знаний с использованием различных средств.
Исследовательский метод – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. И.П. Подласый считает, что «учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действительностью»[5,294].
Метод обобщения и структурирования является главным творческого этапа, который состоит в обобщении всей полученной информации и выходе на уровень основных понятий живописи, заложенных в учебную постановку педагогом. Здесь используется вся база знаний академической и декоративной живописи со стилистическими традициями с погружением в историческую культуру холуйской лаковой миниатюры. По мнению Е. И. Васильевой: «Эта стадия имеет большое профессиональное, психологическое, философское и духовное значение для студентов, именно здесь происходит окончательная эмоционально-смысловая оценка всей проделанной работы» [2,12].
Таким образом, выявленные особенности обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры способствует развитию творческого потенциала, ценностного и мотивированного отношения к профессии, глубокому и осознанному пониманию художественного языка данного центра народных художественных промыслов.
ЛИТЕРАТУРА
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/ С.Я. Батышев.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
Васильева Е.И. Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства // Педагогика искусства: Электронный научный журнал - режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/, 2009. - №1
Денисова С. Н. Формирование профессионально-творческой активности в процессе обучения композиции палехской миниатюрной живописи. // Педагогика искусства: Электронный научный журнал. - режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/, 2011. - № 4.
Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе /ЮМ. Колягин //Начальная школа. - 1989. - № 3. - С.52-53
Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М. :Высш. образование, 2007. – 540 с.
Серов П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: дис канд пед наук : 13.00.08 /П.Е. Серов. -С-Петербург, 20012.-210с.