Особенности организации процесса совершенствования профессионально-эстетической компетентности учителей начальных классов в системе повышения квалификации Сахалинской области

Гилевич Людмила Геннадьевна,

аспирант Сахалинского государственного университета, заведующий кафедрой художественно-эстетического образования института развития образования Сахалинской области
lgilevich@mail.ru

Аннотация: 
В статье рассматриваются особенности организации процесса совершенствования профессионально-эстетической компетентности учителей начальных классов в системе повышения квалификации Сахалинской области

Художественно-эстетическое развитие личности стало неотъемлемым компонентом гуманистически ориентированных систем образования. В настоящее время мало кем отрицается огромное воспитательное воздействие разных видов искусств на ребенка – способность без излишней дидактичности ввести детскую душу в огромный мир общечеловеческих ценностей, через развитие фантазии, воображения, творчества повлиять на становление духовного мира личности. Дробление наук, узкая профессионализация создают опасность превращения людей в однобоких, ограниченных специалистов, а ведь успешность в любой профессии возможна сегодня только при наличии широкого взгляда на мир, при единстве теоретико-познавательного, практического и эстетического отношения к действительности.
Предметы художественно-эстетического цикла (музыка, живопись, литература и др.), которые представлены сегодня в современной школе, являются мощной базой для массового и всеобъемлющего эстетического воспитания.
Предметное обучение в современной российской школе – глубоко продуманная и научно обоснованная система преподавания основ наук – предполагает задачу самого широкого эстетического образования и воспитания. Ее осуществление возможно при условии строгого соблюдения возрастной преемственности, высокого педагогического мастерства учителя, единых требований школы к учащимся. Решение задач музыкально-эстетического воспитания и художественно-творческого развития детей и юношества должен осуществлять высококвалифицированный, всесторонне образованный учитель. В центре внимания многих поколений ученых находились, находятся и будут находиться проблемы формирования личностно-профессиональных качеств учителя (М.А.Верб, Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, Н.Липский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Е.В.Назайкинский, А.А.Оганов, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Б.М.Теплов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Д.Б.Эльконин и мн.др.). Наличие связи между высоким уровнем эстетической воспитанности и образованности педагога и качеством его воспитательно-образовательной деятельности по отношению к ученикам отражено в классической психолого-педагогической литературе, в современных теориях эстетического воспитания и художественного образования (О.А.Апраксина, Н.Л.Гродзенская, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Т.С.Комарова, Е.Д.Критская, В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, В.А. Разумный, Л.Г.Савенкова, Н.А.Терентьева, Е.М.Торшилова, Л.В.Школяр и др.), в теории формирования профессионально – педагогической культуры (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.), в педагогической акмеологии (А.А.Бодалев, В.В.Введенский, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Э.В.Сайко и др.), в «Концепции подготовки учителя начальных классов» (А.Е.Дмитриев, М.Р.Львов, Т.В.Челышева), различные аспекты профессиональной педагогической компетентности представляют сферу научных интересов многих специалистов (В.В.Веденский, И.Р. Алтунина, В.В. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.И. Кашницкий, Г.А. Кудрявцева, Л.Г. Лаптев, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, А.В. Моложавенко, Ю.В. Мрякина, Е.В. Прозорова, А.П.Соболева и другие). По нашему мнению, эстетически воспитанный и художественно образованный человек способен оказать положительное влияние на своих воспитанников, их мировоззрение, социальную активность, нравственность. Изучение состояния эстетической работы в общеобразовательных школах Сахалинской области показало, что в настоящее время по ряду объективных причин уроки музыки и изобразительного искусства ведутся зачастую учителями начальных классов или учителями-неспециалистами. Учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности ребенка, имеет возможность ежедневного художественно-эстетического воспитательного воздействия на учащихся и то, насколько его личностный профессионально-эстетический уровень высок, будет зависеть степень эстетического развития его учеников. В связи с этим для нас особое значение приобретает профессионализм учителя начальных классов в части его эстетической составляющей. Как указывает кандидат педагогических наук, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов» М.В.Николаева, «…педагогическая деятельность учителя начальных классов – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условиях, идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности, творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций…» [2, 4]. Поэтому учитель начальных классов, который является ведущей фигурой в жизни и воспитании младших школьников, и его творческая профессиональная деятельность стали для нас объектом исследования. В настоящее время в педагогике искусства нет однозначных подходов к определению понятий «художественная или эстетическая компетентность», в литературе недостаточно рассмотрены идеи изучения формирования и развития художественных и эстетических компетентностей; особенно это касается формирования профессионально-эстетической компетентности работающего учителя. Поэтому остро назрела необходимость уточнения понятий профессионально- эстетической компетентности учителя начальных классов, разработки методики оценивания степени ее сформированности, определения эффективных условий для развития и совершенствования данной компетентности в условиях работы института повышения квалификации.
На основе анализа понятий «профессиональная компетентность учителя» В.Н.Введенского, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, «эстетическая воспитанность» Б.Т.Лихачева, «эстетическая компетентность» Е.М.Торшиловой, «эстетический потенциал учителя» А.А.Веремьева, а также исходя из должностных профессиональных обязанностей учителя начальных классов мы предлагаем свое определение профессионально-эстетической компетентности учителя начальных классов.
Мы полагаем, что «…профессионально-эстетическая компетентность учителя начальных классов – это совокупность искусствоведческих знаний и практических художественно-творческих умений; комбинация личностных качеств и свойств в области эмоционально-чувственной структуры, ее стереотипов в сфере поведения, общения, внешнего облика, речи; комплекс эстетических потребностей, чувств, вкусов, идеалов, а также наличие методических умений и навыков, определяющих результативность труда по эстетическому воспитанию младших школьников». Предлагая данное понятие, мы основывались на четырех важных компонентах, необходимых для профессионально-эстетической деятельности любого учителя: эстетические знания, эстетическая воспитанность, художественное мышление и методическая готовность. Разработав уровни и обосновав критерии оценки вышеобозначенного параметра (профессионально-эстетической компетентности), мы сделали срез и получили объективные результаты. Результаты исследования были получены при помощи различных методов педагогического исследования: анализа практики учителей, анкетирования, тестирования, опросов, различных творческих заданий, беседы.
Анализ и интерпретация данных убедили нас в том, что состояние эстетической составляющей профессиональной компетентности учителя начальных классов не соответствует современным требованиям: отсутствует система в планировании эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками; недостаточно разнообразны формы проведения эстетических мероприятий для учащихся и их родителей.
Для уточнения полученных сведений было изучено состояние художественно-эстетической работы с младшими школьниками:
1. Организационно-методические мероприятия, направленные на обеспечение эстетического воспитания в школе (организация работы с педагогическим коллективом, организация оформления школы в соответствии с требованиями эстетики, воспитание культуры поведения обучающихся, наличие программ работы по эстетическому воспитанию, организация работы с родителями, организация советов по эстетическому воспитанию, организация социологического опроса в школе, связанная с планированием работы по эстетическому воспитанию).
2. Пути формирования эстетических понятий и представлений у младших школьников в урочной деятельности (предметы художественно-эстетического цикла, учет межпредметных связей на уроках, учет эстетико-развивающих возможностей учебных предметов ФБУП);
3. Способы реализации эстетического воспитания во внеурочной деятельности (систематические формы художественных занятий по расписанию ОУ: факультативы, кружки, клубы, студии, объединения).
4. Детская художественная самодеятельность (массовые формы внеурочной деятельности: фестивали, конкурсы, концерты, олимпиады, викторины, смотры, мастер-классы).
5. Разовые массовые мероприятия (экскурсии, встречи с деятелями искусства, поездки в театр, на концерты и т. п.);
Кроме того, слабо разработана либо вовсе отсутствует система мониторинга эстетических потребностей, вкусов, увлечений, интересов детей, условий их эстетического развития в семье; многие учителя испытывают трудности в формулировке эстетических целей и задач уроков, внеклассных дел с учащимися, слабо реализуется художественно-эстетический потенциал предметов искусства: музыки и изобразительной деятельности. Самым важным для нас стало то обстоятельство, что уровень художественно-эстетических запросов самого учителя был недостаточно высок.
Анкетирование, в котором приняло участие 150 респондентов-учителей начальных классов из 17 районов Сахалинской области, показало, что 45% респондентов отдали предпочтение в свободное от работы время «учебе, получению профессиональных знаний» и отнесли этот ответ в графу «важное место»; 55% – «дополнительной работе с целью заработка» и отнесли этот ответ в графу «относительной важности»; 30% – «спорту»; 28% отдают предпочтение «отдыху» и считают это «важным»; «знакомство с различными видами искусства» отметили лишь 19% и 56% посчитали, что знакомство с различными видами искусства не имеет для них значения.
Существенной характеристикой респондентов стало наличие у них художественно- творческих способностей: вокальных – 11%; хореографических – 10%; драматических – 14%; изобразительных – 13%; литературных – 34%; инструментальных – 3%.
Определяя жанрово-тематические предпочтения в киноискусстве, 46% учителей начальных классов отдали предпочтение комедийным и 42% – приключенческим фильмам, нравственно-психологическим – 13%; производственным – 8%; военно- патриотическим – 5%; политическим – 5%; историческим – 8%; музыкальным – 2%. Посчитав результаты предпочтений разнообразных по тематике телевизионных программ, мы пришли к выводу, что больше всего учителям нравятся передачи эстрадно- развлекательные (57%); художественные фильмы – 64%; политические – 48%; молодежные – 36%; социально-бытовые – 14%; спортивные – 44%; театральные постановки – 11% и искусствоведческие передачи – 9% респондентов. В четвертом вопросе анкеты необходимо было выставить рейтинг (от 1 до 6) критериев оценки произведений искусства; оказалось, что занимательность сюжета (56%) и оригинальность формы (58%) являются для учителей начальных классов самыми значимыми, а идейность, правдивость, актуальность и глубина отражения почти остались невостребованными и не набрали по 10%.
Оценивая функциональное предназначение искусства и выставляя рейтинг от 1 до 6, 54% респондентов отметили, что искусство необходимо им для получения эстетического наслаждения, 64% – отвлечения от будничных забот; как средство побуждения к творческой деятельности – 31%; параметры «получение новых знаний» и «познание самого себя» выбрали 27%, а «выработку ценностных ориентаций» отметили 13% учителей.
Также в результате опроса выяснилось, что за последние пять лет Драматический театр (Чехов-центр) посетили 70 человек; областные концерты филармонии –14 человек; концерты эстрадных «звезд» – 17 человек; кукольные театры и цирковые представления – 74 и 96 человек соответственно; художественный музей или выставки изобразительного искусства – 14 человек; краеведческий музей или выставки по сахалиноведению – 67 респондентов; архитектурные ансамбли города – 7 человек; концерты музыкальных школ, студий и школ искусств, а также выставки школ изоискусства – 12 человек; областную научную библиотеку или литературные вечера – 17 человек. Данное анкетирование выявило отсутствие у учителей начальных классов мотивации к встречам с искусством и недостаточный уровень художественного вкуса при выборе предпочтений в произведениях искусства.
Кроме этого, мы провели тестирование учителей начальных классов Сахалинской области, которые ведут уроки музыки по программе музыкального образования школьников Д. Б. Кабалевского, на определение уровня владения музыкальным содержанием данной программы. Учителю необходимо было после прослушанного в записи музыкального произведения программы записать его название, автора или исполнителя, указать в какой четверти (полугодии) и каком классе оно изучается. На десять номеров музыкального теста было определено 40 минут времени, каждое произведение прослушивалось 2 раза: первый раз – целиком, второй раз – фрагмент. Одновременно в тестировании принимало участие 2 группы. См. таблицы №№ 1, 2.

Табл. №1.

Название музыкального
произведения
Автор (исполнитель) Четверть
(полугодие), класс
1.«Прогулка» из симф. сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьев 2 класс, IV четверть
2.Рондо в турецком стиле (Соната №11) В.А.Моцарт 4 класс, III четверть
3.«Тамбурин», пьеса Ж.-Ф.Рамо 2 класс, I четверть
4.Симфоническая сюита «Утро» из музыкальной драмы «Пер Гюнт» Г.Ибсен 3 класс, I четверть
5.Фрагмент симфонической сюиты «Зима» А.Вивальди 1 класс, III четверть
6.«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковский 2 класс, III четверть
7.«Светит месяц». Вариации на тему русской народной песни Русская нар.песня 4 класс, I полугодие
8.«Песенка Красной шапочки» А.Рыбников, Ю.Ким 3 класс, I, III четверти
9.Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковский 4 класс, II четверть
10. «Дед Мороз», пьеса Р.Шуман

1 класс, III четверть

Табл. №2.

Название музыкального
произведения
Автор (исполнитель) Четверть,
полугодие, класс
1.Русская народная песня «Тонкая рябина», вариации А.Иванов-Крамской 4 класс, I четверть
2.«Три чуда», отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский- Корсаков 3 класс, I четверть
3.«Кукушка в глубине леса» из «Карнавала животных» К.Сен-Санс 1 класс, II четверть
4.Симфоническая сюита «Утро» из музыкальной драмы «Пер Гюнт» Г.Ибсен 3 класс, I четверть
5.Прелюдия №20 (c-moll) для фортепиано Ф.Шопен 4 класс, II полугодие
6.«Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковский 2 класс, III четверть
7.Песня «Южно-Сахалинск» Е.Мухин, А.Краснова 4 класс, четверть
8. «Дед Мороз», пьеса Р.Шуман 1 класс, III четверть
9.«Марш» из оперы «Кармен» Ж.Бизе 2 класс, III четверть
10.«Марш деревянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский 1, 2 класс, III четверть


Для заполнения респондентам были предложены следующие формы: см. таблицу № 3.
Далее эксперты, обрабатывая тесты, ставили отметку в колонку (0,1,2). При показателе, заполненном от 0 до 40% правильной информацией, выставлялся 0 баллов (низкий уровень), при показателе, заполненном от 41% до 80%, – 1 балл (средний уровень), при заполнении показателя от 81 до 100% выставлялось 2 балла (высокий уровень).

Табл. № 3

Название музыкального произведения Автор
(исполнитель)
Четверть,
полугодие, класс
0 1 2
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
Итого:          

Данное тестирование показало, что высокий уровень овладения музыкальным содержанием программы учителями составил 34% , средний – 38%, низкий – 28%. Из 150 опрошенных учителей начальных классов почти одна треть не владеет музыкальным материалом программы, по которой ими преподается предмет «Музыка» в начальной школе.
Очевидно, что огромный воспитательный потенциал культуры и искусства в условиях начального общего образования часто остается нереализованным в связи с недостаточной профессиональной подготовкой учителей начальных классов, недооценкой ими средств музыки, живописи, литературы, хореографии, театра как действенных видов искусства в духовном становлении ребенка. Это незамедлительно отражается на уровне воспитанности школьников.
Сегодня вся сфера дополнительного профессионального образования рассматривается не столько как система развития профессиональных качеств, необходимых для решения конкретных образовательных задач, сколько как система условий для личностного становления, культурного саморазвития учителя. И здесь уместно привести слова К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования и совершенствования. И наш институт не стал исключением. Для того чтобы совершенствовать эстетическую сторону профессионализма учителя начальных классов, помочь овладеть некоторыми культурологическими знаниями, повысить методическую грамотность, развить эстетические потребности, чувства и вкусы, нами была разработана специальная программа экспериментального долгосрочного курса формирования и совершенствования профессионально-эстетической компетентности учителя начальных классов в системе повышения квалификации в форме постоянно действующего семинара. За основу подготовки взят подход к учителю как субъекту культуры, профессиональная деятельность которого имеет творческий, художественно-просветительский характер. Темы занятий реализуются путем лекционных, практических занятий, творческих гостиных, встреч с людьми искусства. При этом не менее 60% учебного времени проводится с использованием методов активного обучения (моделирование учебно-педагогических ситуаций; презентации собственного опыта, практикумы по отдельным темам, др.).
Приобретение учителями навыков общения с произведениями искусства способствует процессу их «погружения» в мир прекрасного, познанию жизни и самого себя, формированию иного мировоззрения, эстетического идеала, критериев оценки прекрасного, профессиональному совершенствованию, что, по нашему мнению, должно отразиться на качестве преподавания музыкально-эстетических дисциплин.
Мы глубоко убеждены, что современная система повышения квалификации способна не только решать задачу удовлетворения профессионально-образовательных потребностей специалистов образовательных учреждений в повышении их профессиональной компетентности, но и создавать условия для реализации творческого потенциала специалиста на всем протяжении его профессиональной карьеры.

Литература

1. Веремьев А.А. Роль эстетического потенциала в личности учителя / А.А.Веремьев // Искусство и образование. 2003 г. №4. С.44–46.
2. Николаева М.В. Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов. / М.В.Николаева //Начальная школа плюс до и после. №12 2004. С.4.
3. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогическое культуры / В.А.Сластенин //Педагогическое образование и наука. 2008. №12. С.4–15.