ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Мартынова Алия Ирфановна (1), Стукалова Ольга Вадимовна (2)

(1) аспирант лаборатории интеграции искусств, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», методист, координатор благотворительных программ и проектов БФ «Образ жизни»

(2) зам. заведующего лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова, ФГБНУ «ИХОиК РАО», доктор пед. наук, доцент

Аннотация: 
Статья раскрывает современные направления повышения качества образовательного процесса в современной социокультурной ситуации. Раскрыты особенности регионального проекта, связанного с организацией курсов, поддерживающих рост профессионализма педагогов, работающих с такими детьми, что является актуальной задачей реформирования образования и отвечает требованиям Стратегии «Десятилетие Детства». Показано, что построенная на инновационных подходах, технологиях и методиках педагогическая деятельность отвечает принципам, обоснованным в государственных документов (Постановление Правительства РФ № 481 и др.), давая новое видение возможностей развития таких детей. Апробация проекта в учреждениях Калужской области подтверждает эффективность интеграции знаний в разных областях педагогики, психологии, социологии, что является методологической основой курса обучения педагогов и дальнейшей супервизии внедрения полученных знаний. В статье выделены особенности регионального опыта, которые может быть обобщен и масштабирован в других учреждениях с учетом их запросов. Проект реализован на основе грантовой поддержки Фонда президентских грантов, заявка № 17-2 -003-061.

Введение. Коренные изменения в социально-культурной и экономической ситуации в нашей стране оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности общества: так, была значительно ослаблена воспитательная функция семьи, прежде всего – в сфере духовно-нравственного и эстетического воспитания детей [5]. Вышеперечисленные проблемы требуют особых педагогических подходов к воспитанию детей, включая организацию деятельности по принятию ими социально-культурных ценностей и освоению образов искусства как величайшего потенциала нравственного и эмоционального становления личности.

Масштаб социального сиротства в современной России
вызывает необходимость постоянного совершенствования и расширения спектра учреждений различных видов [7]. Сейчас создаются сиротские детские дома, детские общины, патронатные семьи и т.д. [2]

По своему психологическому развитию дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, особенно те, кто воспитывается в детских домах-интернатах, достаточно заметно отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Для детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, формирование системы нравственно-эстетических взглядов приобретает особое значение. 

Анализ контингента воспитанников учреждений Калужской области (использованы сведения из банка данных органов опеки и попечительства этого региона) показывает, что среди таких детей 71% старше 10 лет, из них 34 % - дети с ОВЗ и даже тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Поставленная перед учреждениями задача семейного устройства детей по понятным причинам значительно осложняется в этом случае.

В результате, перед педагогами возникает необходимость совершенствования образовательного процесса, который должен не только включать передачу определенного объема информации, но и создание условий для максимально органичной и успешной интеграции воспитанников в социум, что  подтверждается таким основополагающим документом, как «Конвенция о правах ребенка» [4].

Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома. Несформированные практические навыки бытования в современной социальной жизни, семейного уклада, ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи [6, 26-27].

В педагогической науке данной проблеме не уделяется должного внимания, отсутствуют государственные образовательные программы для детских домов [3]. В российской практике доминирует медицинский подход в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР. Впрочем, важно отметить, что постепенно он сменяется более гуманным и перспективным лечебно-педагогическим подходом [1, 48].

Именно это направление было избрано для проведения обучающего курса повышения уровня профессионального развития педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе детьми с ОВЗ и ТМНР.

Калужская область стала пилотным регионом реализации масштабного проекта «Профлаб» Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», направленного на поддержку реформы социальной сферы. Укрепление института семьи – приоритетная задача, которую ставит перед собой Правительство Калужской области. В этом контексте актуализируется необходимость поиска новых технологий, разработки моделей работы с кровной семьей, а также различных форм сопровождения ребенка в замещающей семье. Кроме того, большое значение имеет раскрытие для педагогов значимости формирования у детей моральных, умственных качеств, включая тонкость чувств, моральные ценности, установки, эстетического отношения к миру.

Данная статья посвящена краткому анализу регионального опыта, который по многим параметрам может быть унифицирован и масштабирован в других учреждениях, работающих в сфере педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Опытно-экспериментальная база. Направления реализации проекта.

Участниками проекта стали Полотняно-Заводский детский дом-интернат, ЦССВ «Берега» и Азаровский детский дом, органы опеки и попечительства Калуги и Калужской области. Сотрудники этих учреждений осваивают новые формы взаимодействия с воспитанниками, направленные на раскрытие потенциала интеллектуального и физического развития каждого ребенка.

Курс включает семинары и практикумы, стимулирующие вовлечение сотрудников в ситуации эмпатии, осознания особенностей состояния ребенка с нарушением привязанности, с проблемами в самоидентификации и развития. На занятиях рассматриваются этапы и методы коррекции обучающихся с нарушением аффективно-волевой сферы, роль среды в развитии воспитанников детского дома [6, 33-49].  Кроме того, особое внимание обращается и на налаживание коммуникации между специалистами и отделами учреждения, чему посвящен тренинг по командообразованию. В конце курса участники модельной группы представляют результаты своего индивидуального или группового проекта, который демонстрирует результаты их внедрения полученных знаний и навыков.

В рамках курса «Профлаб» взаимодействует несколько направлений:

1. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности сотрудников учреждений;

2. Создание модельных групп для участия в каждом образовательном модуле;

3. Консультации по совершенствованию содержания и форм данного образовательного модуля;

4. Информирование общества о проекте и его задачах;

5. Налаживание взаимодействия с руководителями учреждений и представителями государственной власти (Министерство социальной защиты и труда Калужской области);

6. Непосредственно проведение образовательного модуля в каждом из учреждений, ставших участником проекта.

Результаты работы. В рамках реализации проекта, после проведения обучающего курса, были проведены опросы сотрудников учреждений. Полученные результаты показывают, что 75% сотрудников дают на вопросы анкетирования ответы, свидетельствующие о достаточно высокой мотивации к овладению современными эффективными методиками и технологиями работы с детьми такой категории.

Так, 68% сотрудников указывает собственные варианты ответов в таких позициях, как: «личностный смысл повышения квалификации»; «ценности и значимость повышения квалификации в сфере социальной работы». Все это подтверждает важность глубокого погружения сотрудников в актуальное поле педагогического сопровождения особого ребенка и ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации – социального сироту, на основе инновационных технологий и методик физической реабилитации, развивающего ухода, безопасного перемещения, создания развивающей среды и т.д. Обучение сотрудников (прежде всего представителей органов опеки и попечительства) включало и юридический блок, в рамках которого рассматривались актуальные вопросы применения законодательства, семейного устройства детей; разбирались конкретные случаи по запросам участников модельной группы.

Важно также отметить налаживание межсекторного взаимодействия в учреждениях, что позволило осуществлять проект более гибко и динамично.

Обучение проходило в модельных группах, в которые вошли воспитатели, учителя, младшие воспитатели, инструктора по ЛФК, педагоги-психологи, медсестры. В обучении приняли участие руководители учреждений, что, безусловно, подтвердило значимость данного курса и его актуальность для данного учреждения.

Кроме того, модельные группы созданы по принципу разновозрастного объединения, что также оказывает влияние на уровень успешности обмена педагогическим опытом и трансляции получаемых знаний другим сотрудникам учреждений.

Обучение в образовательном курсе проходило не только в форме тренингов. В рамках обучения были проведены консультации и встреч в оффлайн и онлайн режимах с руководителями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и должностными лицами Министерства труда и социальной защиты Калужской области о содержании и формах образовательного модуля, который отвечает запросу учреждения. Это позволило сделать курс более эффективным и сфокусированным на потребностях каждого учреждения.

Экспертиза результатов реализации проекта в учреждениях показала, что в них на основе модельных групп была создана команда высококвалифицированных и мотивированных к профессиональному совершенствованию специалистов по работе с детьми-сиротами с особенностями развития, таким образом, был дан стимул к повороту работы учреждения на основе лечебно-педагогического подхода, что является одной и главных миссий проекта.

Рекомендации по организации образовательного курса. Рассмотрим вопросы организации обучения, которые важно учитывать при его внедрении. Организация курса основывалась на работе координатора и включала помощь кураторов от учреждения, которые осуществляли рациональный контроль за:

академической посещаемостью занятий (отметим, что это соблюдалось на 95%);
качественным выполнением домашних заданий (с этой целью проводились срезы знаний и навыков).

В ходе проекта постоянно проходили встречи с руководством и участниками модельных групп; составлялись отчеты о влиянии курса на изменения качества образовательного процесса в учреждении.

Как уже отмечалось выше, после прохождения обучения в образовательном модуле обучающиеся представили индивидуальные и групповые проекты перед членами Приемной комиссии, в которую вошли представители Министерства труда и социальной защиты Калужской области, преподаватели, сотрудники БФ «Образ жизни», специалисты в области работы с детьми-сиротами, детьми с ОВЗ и ТМНР. Результаты презентации проектов подтвердили позитивное влияние занятий на самоизменение и мотивацию сотрудников.

Заключение. Подводя итоги работы, можно выделить следующие значимые достижения регионального опыта реализации образовательного проекта «Профлаб», которые позволяют рекомендовать его для масштабирования в других областях и краях нашей страны:

Созданы четыре модельные группы сотрудников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучением охвачены сотрудники, которые представляют различные направления деятельности учреждения (руководство, воспитатели, младшие воспитатели, медицинские работники, педагоги-психологи, учителя, представители органов опеки и попечительства). Их компетенции и уровень обученности подтверждают защищенные перед Приемной комиссией индивидуальные и групповые проекты, отражающие педагогическую рефлексию и уровень осознания своих профессиональных задач и возможностей применения лечебно-педагогического подхода в практике.
Обучение сотрудников в учреждениях, построенное на инновационных формах освоения современных практик работы с «особым ребенком», с социальными сиротами, позволило повысить как уровень профессиональной компетентности сотрудников, так и качество образовательного процесса в учреждении. Участники модельных групп в настоящее время готовы проектировать коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ, девиантным поведением, а также конструктивно использовать инновационные обучающие методики и технологии – в том числе методики, связанные с формированием эстетического отношения к миру и активизации художественно-творческой деятельности детей.
Заложены основы межведомственного взаимодействия учреждений Калужской области для детей-сирот на основе обмена педагогическим опытом, научно-методических консультаций, проведения встреч с представителями Министерства труда и социальной защиты Калужской области.
Оказанная научно-методическая, организационная, консультационная поддержка модернизации образовательного процесса в обучающихся организациях для детей-сирот с особенностями развития Калужской области создала условия для профилактики профессионального выгорания сотрудников, оптимизации их работы, осознанию ее значимости для достижения целей всего учреждения.

В целом, можно констатировать, что успех проекта основан как на поддержке руководства области и стремлении самих педагогов к достижению высокого качества своей деятельности, так и на гибкой модульной организации образовательной программы, включения в нее самых продуктивных технологий и методик, включая методики педагогики искусства и опоры на достижения отечественной и зарубежной науки. Несомненно, что высокий уровень преподавателей курса также стал залогом таких ощутимых образовательных результатов.

 

ЛИТЕРАТУРА

Береговая, Е.Б., Cтукалова, О.В.  Стратегия «Десятилетие детства»: актуальные направления реализации// Управление ДОУ, 2018, № 3. – С.46-52.
Гурко Т.А. Трансформация российской системы устройства детей, лишенных родительского попечения // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. — М., 2006. — С. 8—21.
Дубровская М. Профилактика социального сиротства // Социальная работа. – 2006, №1. С. 58-60)
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) – «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
Мартынова А.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе проектного подхода как условие профилактики экстремизма // Казанский педагогический журнал. 2016 г. №3 (116).
Профессиональное совершенствование сотрудников учреждений социальной защиты. Методические рекомендации/ под общ. ред. Е.Б. Береговой. – М.: МАО, 2017.
Чернявский В.В. Проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних (на примере Краснодарского края) // Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. — М., 2006. — С. 21—29.