ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА КАФЕДРЕ «ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ

Дронов Дмитрий Сергеевич

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой «Ювелирное искусство», Высшая школа народных искусств (институт).

Е-mail: dronovanona@mail.ru

Аннотация: 
В статье анализируются особенности преподавания специальных дисциплин на кафедре «Ювелирное искусство. Приводятся основные принципы и понятия, которыми должен владеть современный художник-ювелир. В ходе анализа выявлено, что при оценке художественных и материальных достоинств произведений ювелирного искусства, студент должен уметь оценивать свои работы с учетом требований международного ювелирного сообщества.

Современная ювелирная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов. Универсальные черты особенной культуры присущи именно ювелирному делу и отличают его от других видов прикладного искусства. Они связаны с понятиями «красота», «долговечность», «редкость», «драгоценность», «сокровище», которые широко используются в быту и в литературе для указания на материальную и культурную ценность предмета. С понятием «ювелирное искусство» всегда было связано необычайно тонкое мастерство исполнения вещи из драгоценного металла в сочетании с эмалью или драгоценными камнями. Произведения ювелирного искусства с давних времен поражали богатством, высоким мастерством и покоряющей силой художественного воздействия. Специфика преподавания ювелирной культуры состоит в том, что она формируется на базе профессиональных и социальных общностей. Ее субъектами являются люди, чье поведение детерминируется определенными социальными нормами и ценностями при изготовлении, распространении и потреблении ювелирных украшений, а также их социальными позициями (статусом). Ценности произведений ювелирного искусства всегда связаны с определенной эпохой, типом культуры и общества и не являются только выражением установок индивидов на определенные предметы. Вместе с тем о ценностях «нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что они значат или не имеют значимости. Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Общий вопрос, поставленный перед работниками музеев, членами жюри международных ювелирных выставок и преподавателями художественных учреждений в области профессионального образования в ювелирном искусстве, таков: какие свойства украшения делают его произведением декоративно-прикладного искусства? Ответ на этот вопрос дает отчасти анализ некоторых неотъемлемых характеристик ювелирных объектов, который позволяет сделать вывод о системе оценки их художественно-эстетических ценностей. Проведенные опросы выявили, что большинство художественно-эстетических ценностей носят изначально гибкий характер, хотя степень этой гибкости различна для разных типов обществ и соответствует перспективам формирования ювелирной культуры внутри обществ. Но общим моментом является то, что в удачно разработанном проекте ювелирного украшения должны соединяться как художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, так и креативный подход к его созданию. Анализ высказываний о художественных достоинствах ювелирных украшений позволил дать определение ювелирному изделию как произведению декоративно - прикладного искусства, как «объекту, изготовленному из драгоценных материалов, где расположение и связь конструктивных частей отвечают назначению и художественному замыслу, а также отражают эмоционально-чувственные ожидания современного потребителя». К ожиданиям потребителя в этом случае следует относить соответствие совокупности социальных, материальных, функциональных, экономических, эргономических и эстетических норм. Некоторые из наиболее общих объяснений приписывают эксклюзивному, т.е. высокохудожественному, ювелирному украшению соединение двух направлений творческих поисков – от функции к форме и от формы к функции, которые отвечают за соразмерность и согласованность элементов композиционной структуры украшения. Аргумент в пользу того, что при оценке художественных достоинств объект должен анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью, эргономичностью, т.е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью, индивидуальным художественным стилем и красотой. С красотой в ювелирном дизайне связываются особенности восприятия художественного образа той или иной коллекции. Красота раскрывается через индивидуальные черты авторского стиля и конкретную творческую позицию автора, а также через гармоничность, которая реализуется при соблюдении таких требований, как целостность художественного объекта, соразмерность, уравновешенность и выразительность формы, и, особенно, материальная стоимость сырья, из которого изготавливаются ювелирные украшения. Научный подход, при котором ценностные ориентации опираются на понятие «отношения», позволяет выявить в системе «ювелирная культура» систему материальных ценностей. В этом случае ценностные ориентации выступают как конкретное проявление отношения личности, профессиональных групп или рынка к оценке, продаже и покупке ювелирного сырья, полуфабрикатов и готовых ювелирных украшений. Особенности преподавания специальных дисциплин на кафедре «Ювелирное искусство» в Высшей школе народных искусств включают в себя несколько основных принципов и понятий в области знаний ювелирных материалов (драгоценных и поделочных камней, горных пород). Студенты классифицируют, диагностируют, оценивают облагороженные драгоценные и поделочные камни на специальном учебном курсе «геммология». Основные принципы, лежащие в основе курса «геммология», приведены ниже. К термину "ювелирные" предлагается относить как драгоценные поделочные, так и синтезированные аналоги природных минералов и несуществующие в природе химические соединения: фианит, иттро-алюминиевый гранит и др. Драгоценными камнями принято называть минералы, обладающие специфическими свойствами, благодаря которым они могут быть использованы (после обработки) в ювелирной промышленности для изготовления украшений и декоративно-художественных изделий. К числу свойств, определяющих достоинство камня, относятся следующие: - красота камня, определяемая прежде всего его красивой окраской разных цветов и оттенков, а также прозрачностью, блеском, радужной игрой и отливом, искристостью, иризацией, другими свойствами, проявляющимися в различных комбинациях; - твердость камня, определяющая его долговечность, способность сохранять при механических воздействиях без изменения свою форму и свойства. Долговечность камня зависит от его химической инертности. Достоинство камня и требования моды определяют его рыночную стоимость. Особенностью драгоценных камней является редкость нахождения в природе, обусловленная сложностью процессов минералообразования. Незначительная распространенность драгоценных камней придает им особенную привлекательность, а трудность обнаружения и разработки месторождений и проявлений определяет их высокую стоимость [2]. Главной отличительной особенностью поделочных камней является красивая окраска или затейливый декоративный рисунок. Поделочные камни обычно представлены тонкозернистыми или скрытокристаллическими агрегатами и хорошо поддаются обработке. В полированном виде цветные поделочные камни используются для изготовления камнерезных изделий. Из них делают вазы, шкатулки, скульптуры. Наиболее красочные и редкие камни используют для изготовления вставок в ювелирные изделия и для бус. Благодаря разнообразию оттенков и декора поделочные камни используются для художественно - мозаичных работ, более широко распространенные разновидности используются как архитектурно - облицовочный материал. Студенты должны понимать, что интерес к ювелирным камням постоянно возрастает, из года в год растет их добыча, на них увеличивается спрос, количество минералов, используемых ювелирной промышленности к настоящему времени, по данным, опубликованным в отечественной и зарубежной геммологической литературе, примерно 10% из 2000 известных минеральных видов могут быть использованы для изготовления ювелирных изделий, причем в качестве драгоценных камней - около 70 или, примерно 3%. Также на практических занятиях преподаватель должен донести до студентов, что многие ювелирные камни характеризуются одинаковыми и или сходными признаками, что затрудняет их диагностику. Так, например, среди прозрачных и непрозрачных камней можно выделить группы одинакового цвета - зеленого, розового. Первая задача при диагностике камня на практических занятиях заключается в выяснении, к какому минеральному виду он принадлежит: является ли он корундом (рубином или сапфиром), кварцем (аметистом или цитрином), топазом, турмалином, шпинелью и т.д.Первое предположение о природе камня можно сделать на основании его цвета, блеска и общего вида, но быть уверенным в правильности определения можно только в результате измерения той или иной оптической или физической константы. Различия в условиях образования минералов, используемых в виде вставок в ювелирных изделиях, и синтезе их аналогов отразились на некоторых особенностях их роста и внутреннего строения. Это проявилось в зональности кристаллов и в характере распределения окраски и включений. Внутренние особенности камней, закрепленных в ювелирном изделии, можно изучать с помощью микроскопического метода идентификации [4]. В каждом конкретном случае материальная стоимость того или иного украшения выступает в качестве основной характеристики и в силу этого приобретает функцию важнейшего регулятора социального и профессионального поведения индивидов при обмене на всех стадиях движения драгоценных металлов и камней - от рудников до прилавка ювелирного магазина. Существуют принятые международными профессиональными сообществами методы и методики оценки, в основе которых лежат стандартные процедуры определения ценности ювелирного украшения. Оценка во многом определяется минералогической редкостью и качеством обработки закрепленных в изделии драгоценных камней, пробой и весом драгоценного металла, а также художественными достоинствами и оригинальностью готового украшения [5]. Драгоценные камни, закрепленные в изделии, обладают множеством индивидуальных качественных и цветовых характеристик, что очень сильно отражается на стоимости ювелирного изделия. Самостоятельный литературный обзор научной геммологической литературы [1] позволяет выделить основные принципы экспертизы ювелирных материалов. Особые свойства у драгоценных камней выражены в различной степени. Например, бесцветные алмазы, обладающие высокой твердостью и дисперсией показателя преломления, считаются наиболее ценными, тогда как ценность изумрудов, сапфиров и рубинов, имеющих слабо выраженную дисперсию и стеклянный блеск, определяется их цветом. Определение ценности ювелирного камня заключается в том, что при их оценке используют принятые международным профессиональным сообществом параметры: масса в каратах, качество огранки, порочность, цвет. Каждый из этих параметров оценивается количественными величинами, суммарное выражение которых и определяет ценность драгоценного камня. По специально разработанным таблицам можно установить цену камня в зависимости от количественной характеристики его качеств. Объективность оценки достигается тем, что она производится на основе согласованных и общепринятых в международной практике правил определения каждого из перечисленных параметров. В настоящее время в международном ювелирном сообществе разработаны стандартные подходы к оценке драгоценных камней [3]. Требования, предъявляемые к драгоценным камням, постоянно меняются в зависимости от различных причин и поэтому весьма условны. Условность эта определяется модой и связана с качеством и окраской камня, а именно: на камень, вошедший в моду, цена повышается и соответственно, предъявляются повышенные требования к его качеству (количеству дефектов, трещин) и окраске (равномерности и интенсивности). Так, оценка бриллиантов производится по действующему оптовому валютному прейскуранту на бриллианты, расчет стоимости поделочных камней, используемых в ювелирных целях, производится согласно прейскурантам, опубликованным в периодических изданиях «GemstonePriceReport», «MichelsenGemstoneIndex», или по результатам маркетинговых исследований. В случае если камень не отвечает полностью перечисленным выше требованиям, он считается менее ценным, более ординарным. В результате изучения учебного предмета "Геммология, обучающиеся специализации "Ювелирное искусство", должны: 1. Знать: – классификации ювелирных камней, оптические и технологические свойства материалов, используемых в ювелирном деле, особенности технологии их обработки. 2. Уметь: - соблюдать последовательность проведения диагностической экспертизы; - учитывать влияние цвета, внутренних и внешних дефектов ювелирных вставок на их ценообразование. Лекционный курс включает знакомство с основными понятиями, принятыми в геммологии, показ минералогических образцов, разъяснение диагностических признаков того или иного образца. Отдельные лекции знакомят с различными видами брака ограненных вставок. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу студентов по изучению технолого-минералогических свойств образцов природных, синтетических и искусственных камней из учебной коллекции. Развитию профессиональных навыков способствует применение геммологического инструмента и приспособлений при проведении экспертных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсон Б. Определение драгоценных камней. - М.: Мир, 1983. - 342с. 2. Дронова Н.Д. Что надо знать эксперту по ювелирным камням. - М.: НЦСО, 2006. - 321с. 3. Потоцкая Т.И. Международное разделение труда в алмазно-бриллиантовом комплексе: монография. - Смоленск: Универсум, 2008. - 178с. 4. Смит Г. Драгоценные камни. - М.: Мир, 1980. - 121с. 5. Тесленко В. Организация торговли драгоценными камнями: прикладное пособие.- М.: Инфра, 1997. - 321с.