Особенности преподавания живописи в профессиональном обучении художника традиционного прикладного искусства

Васильева Елена Ивановна

Преподаватель кафедры живописи Высшей школы народных искусств (института), Санкт-Петербург, аспирант Института художественного образования Российской академии образования

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость соответствия художественного – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания: информационно-рецептивного, проблемного изложения, исследовательского, поэтапного формирования мастерства.


Живопись является предметом общеобразовательного цикла и имеет неоспоримое влияние на процесс образования будущего художника традиционно прикладного искусства. Развитие декоративных приемов живописи для различных специальностей и специализаций в значительной мере зависит от общей и профессиональной подготовки мастеров – исполнителей и мастеров – художников. Ценность любого художественного изделия, в том числе и произведений декоративно – прикладного искусства, всегда определялась мастерством, с которым оно выполнено, высоким уровнем владения техническими приемами изготовления аналогичных изделий, всеми средствами художественного языка присущего той или иной специализации. В любом виде художественного языка необходимо овладение определенной суммой теоретических знаний, художественной эстетики и технических приемов, отработанных на практике. Мастерство является основой деятельности человека, определяющей художественно – эстетические достоинства рукотворного изделия.
В процессе освоение живописи как учебного предмета необходимо учитывать и методологические основы: концепции воспитания искусством А.В. Бакушинского, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Б.М. Неменского. Важнейшей составляющей методологического обеспечения являются прогрессивные концепции образования, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности в процессе занятий искусством. Мы учитываем опыт, изложенный в исследованиях по истории традиционного прикладного искусства в целом и обучению живописи в частности: публикации о роли традиционного прикладного искусства в воспитании студентов А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, А.С. Данченко, Ю.Ф. Лащук, В.Ф. Максимович, С.И. Масленицына, Л.А. Рапацкой. Необходимо проводить теоретический анализ философской, психолого – педагогической, научно–методической литературы, системный анализ проблемы художественного образования, исторический анализ отечественных и зарубежных образовательных концепций в области традиционного прикладного искусства, анализ деятельности выпускников учебных заведений традиционного прикладного искусства, организации и проведения педагогического эксперимента, статистической обработки его результатов.
Практические знания по живописи – один из возможных путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и творческому поиску, основной путь формирования современного художника – прикладника, владеющего традиционным профессиональным мастерством.
При формировании исполнительского мастерства по большинству направлений традиционного прикладного искусства (художественной вышивке, художественному кружевоплетению, ювелирному и косторезному искусству, художественной росписи по металлу и папье-маше, художественной росписи тканей) применяются следующие методы:
Информационно рецептивный метод - когда деятельность преподавателя заключается в передаче информации теоретического плана по технологии выполнения различных учебных заданий, а именно вводные беседы в начале курса, объяснение содержания программы, целей и задач каждой темы по тематическому плану, объявление темы и задачи урока. К этому методу так же относятся; разъяснения, при показе методических образцов на уроке, теоретические объяснения технологий традиционных и современных материалов, разъяснения свойств сортов и
разновидностей бумаги, холста, размеров и материал кистей, различия красок, их состав, связующие, разбавители и различные способы работы с этими материалами. Данный метод включает в себя информирование о технических приемах, ожидаемых результатах, получаемых при использовании и комбинировании различных материалов, правила техники безопасности и жизнедеятельности. Деятельность студентов по этому методу направлена на усвоение передаваемой информации.
Метод проблемного изложения , который используется лишь после того, как у студента сформируются определенные навыки и умения. Он является более высоким по уровню относительно информационно- рецептивного и переходным к исследовательскому и эвристическому методам формирования живописного мастерства. Проблемный характер должно носить большинство заданий для самостоятельной работы учащихся.
Исследовательский метод предполагает применение репродуктивной деятельности студентов в нестандартной учебной ситуации, используется после усвоения учащимися основных теоретических знаний по предмету живописи.
Метод поэтапного формирования мастерства в живописи предполагает последовательное развитие творческой активности, интуиции и воображения учащихся.
В основу содержания разработанных преподавателями кафедры живописи учебных программ по живописи, с учетом вышеперечисленных методов формирования мастерства, нами положены следующие теоретические принципы:
копирования , как основы обучения живописи на начальном этапе, пространственно – временных связей в живописи, как в целом, так и при обучении по его конкретным направлениям в частности, композиционного освоения живописи, а так же сочетания подходов к обучению живописи (« от простого к сложному » - на начальном этапе обучения и « от общего к частному » - при наличии определенной степени овладения мастерством), интеграции традиционных и современных технологий, гармонизации традиционной академической живописи с современным восприятием мира в контексте современных достижений традиционного прикладного искусства.
Творческое освоение живописи, как учебного предмета в образовательных учреждениях народных художественных промыслов, достигнет своей цели, если будет учитывать исторический опыт преподавания живописи в целом и преподавание живописи в традиционном прикладном искусстве в частности. Художественно – педагогический процесс должен осуществляться в единстве принципов общей дидактики и педагогики искусства.
Преподавание живописи как предмета общехудожественного цикла, должно происходить согласно будущей специальности образования и быть структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных заданий предметов профессионального цикла: мастерства, композиции, проектирования, технического рисунка. Раскрывание углубленного содержания специальности, при использовании декоративных заданий по живописи способствует росту художественно – эстетического уровня учащихся, их профессионального мастерства.
В учебный процесс внедряются методы активизации учебно – познавательной деятельности учащихся в сочетании с конкретной профессиональной направленностью различных видов прикладного искусства: художественной вышивки, художественного кружевоплетения, художественной росписи тканей, художественной росписи по металлу и папье – маше, ювелирного и косторезного искусств.
Живопись представляет собой комплексный учебный предмет, занимающий приоритетное положение в системе формирования современного, творчески мыслящего художника народных художественных промыслов. Живопись как учебный предмет усваивается в непрерывном, целостном образовательном процессе, основанном на новой педагогической технологии, сочетающей занятия по мастерству проектированию, композиции, уроки рисунка, анатомии, цветоведения и колористики, предусматривающей использование различных форм проявления художественно – творческой самостоятельности учащихся. В результате художественный уровень
дипломных работ выпускников учебного заведения поднимается до подлинных произведений народного декоративно – прикладного искусства.
Внедрение методов активации учебно – познавательной деятельности в сочетании с профессиональной направленностью в традиционном процессе обучения в значительной степени влияет на эффективность обучения живописи в декоративно – прикладном искусстве, и воспитании подрастающего поколения, формирует у учащихся более высокий уровень профессионального мастерства по различным видам традиционного прикладного искусства.
Главный вывод, который следует из вышеизложенного материала, заключается в следующем: достижению цели обучения студентов живописи в традиционном прикладном искусстве способствует оптимальное соответствие художественного – стилевого содержания программы и методов обучения, направленных на реализацию этого содержания.
Разработанные новые учебные программы курса «Живопись», «Академическая живопись», «Практика на открытом воздухе» для средней общеобразовательной школы с углубленным изучением декоративно – прикладного искусства, средних и высших учебных заведений предусматривает комплексность содержания, четкую последовательность учебных заданий, строгую художественно – стилевую направленность. Их применение углубляет связи обучения с жизнью народных художественных промыслов, совершенствует образовательную практику всестороннего и гармоничного развития личности учащегося, повышает общую культуру современного художника традиционного декоративно – прикладного искусства. Способствует формированию творческого современно мыслящего художника традиционного декоративно – прикладного искусства.
Список использованной литературы
• Чистяков П.П. «Письма, записные книжки, воспоминания», М. – 1953. • Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе М. Изд. Академии художеств СССР, 1963 г . • Кальнинг А. Акварельная живопись М. «Искусство», 1968 г . • Шорохов Е.В. «Композиция» - М., 1986 г . • Школа Изобразительного искусства. В 10-ти выпусках. Издание третье исправленное и дополненное М. Изобразительное искусство. 1988 г . • Программы для педагогических институтов. Сборник № 14. М . Просвещение. 1988 г . • «Из истории художественной школы» сборник научных статей -СПб., 1999 • Григоревская Е.Б. Живопись. Программа курса для специальности «Декоративно-прикладное искусство» М ООО Педагогика 1998 г .