Русская традиционная хореография, как неотъемлемая часть русской народной культуры, является ярким проявлением его художественного творчества. Специфика традиционной культуры, как явления синкретического, предполагает неразделимость таких составляющих как музыка (пение и игра на музыкальных инструментах), танец, атрибутика (костюм) и т.д. Поэтому традиционный танец должен изучаться в совокупности со всеми этими элементами. Помимо этого, на современном этапе требуется новый уровень знания специфики аутентичной хореографии, с минимальными «потерями» традиционной манеры, исполнительских приёмов, жанровых и региональных особенностей. Ввиду отсутствия этнохореографии, как специальности в высшей школе, на наш взгляд, наиболее оптимальным решением этой задачи, является изучение танцевальной культуры студентами народно-певческих специальностей.
Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса был изучен ряд работ, касающихся традиционной хореографии. Исследования ведущих этнохореографов внесли серьезный вклад к изучению искусствоведческой составляющей, однако по-прежнему актуальной является проблема подготовки специалистов в области традиционной хореографии в высшей школе, которая до настоящего момента не была отображена. Практическая значимость искусствоведческих диссертаций состоит в том, что материалы исследований могут быть использованы при разработке курсов, программ, учебно-методических пособий по традиционной хореографии. Вопросы педагогического характера развертываются в работах, где традиционная хореография представлена как средство формирования этнического самосознания [1], этнокультурной социализации [5,2], духовно-нравственного развития личности [7], этнохудожественного воспитания [8]. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что традиционная хореография, как объект изучения является актуальной в современной науке, но описание процесса профессиональной подготовки специалистов в данной области практически отсутствует.
Прежде чем определить характеристики, отличающие систему преподавания традиционной хореографии от других систем, в том числе и народно-сценической необходимо уточнить само понятие. Традиционная (фольклорная, этническая) хореография – особая форма аутентичной хореографии, исполняемая не носителями традиции, а репродуцирующими коллективами, поэтому вбирает в себя признаки, как формы народного творчества, так и вида искусства. Важным является положение о том, что традиционная хореография не может быть починена законам формирования народно-сценической, т.к. имеет свои характеристики и развивается по своей траектории.
Перспективу для решения данной проблемы открывает обращение к теме профессиональной подготовки в области традиционной хореографии, где отправной точкой является теоретическое обоснование, усовершенствование и экспериментальная проверка наиболее оптимальной методики в этой области. Исходные положения для конструирования экспериментальной методики основываются на следующих условиях:
- выявление характеристик, отличающих систему преподавания традиционной хореографии от других систем (классической, народно-сценической и т.д.);
- нахождение связей между методическими приёмами в традиционной хореографии и различных систем танца;
- выявление авторских методик преподавания традиционной хореографии, с целью сопоставления и обобщения основных характеристик.
Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса об основной аудиторной форме, к которой относится практическое занятие. Не вдаваясь в обсуждение значимости этой формы для формирования основных умений и навыков, отметим, что первоочередной трудностью для начинающего этнохореографа является отсутствие «нормы» занятия по традиционному танцу в хореографической практике. Учитывая то обстоятельство, что вариативность методик преподавания в этой области не может быть полностью преодолена, постараемся выявить основные причины этой проблемы:
1. непонимание специфики традиционной хореографии, как отдельного жанра;
2. отсутствие методической литературы по проектированию курса;
3. большая роль спонтанных процедур, направленных на хаотичный характер преподавания.
Педагогический процесс, в организационном плане, основывается на единстве таких компонентов как: дидактическое адаптирование содержания образовательного процесса, взаимодействие педагога и студента, самообразование студента [6;143]. Содержательный компонент, в структуре педагогического процесса, отражает систему знаний, умений и навыков и должен соответствовать государственным образовательным стандартам. Такой процесс как взаимодействие отражает процессуальный компонент [4;244] и включает методы, приёмы и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание. Поэтому важнейшим компонентом в проектировании практического занятия по традиционной хореографии мы видим в:
1. формулировании темы занятий;
2. постановке целей и задач;
3. конструировании структуры (формы) занятия;
4. выбор оптимальных методов обучения;
5. выбор оптимальных средств обучения;
6. разработка критериев оценки формирования профессиональных умений в области традиционной хореографии (соответствие индивидуального, ансамблевого исполнительства региональной лексике, манере; жанровой принадлежности);
7. осуществление практической деятельности в соответствии с намеченным планом;
8. самоанализ проведенного занятия.
Выявление специфических исполнительских особенностей традиционной хореографии является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования. К ним относятся: синтетичность музыкально-хореографических форм, импровизационность, полиритмия, полицентрика, кантилена хода [9]. Все эти исполнительские особенности являются базой для формирования методики преподавания традиционного танца. Исходя из этого, программа методики должна содержать следующие позиции:
1. постановка корпуса (ключевые слова – расслабление, освобождение, полицентрика);
2. постановка рук (ключевые слова – мягкость; амплитуда, уровень);
3. постановка ног (ключевые слова –рессорность);
4. ритмические упражнения (ключевые слова – удары стопой, хлопки ладонями; полиритмия);
5. приемы импровизации (ключевые слова – комбинирование, варьирование, построение, авторская композиция; полиритмия).
Здесь уместно обратится к более подробному рассмотрению структуры практического занятия. Исходя из собственного практического опыта, автором предложен следующий алгоритм построения занятия по традиционному танцу у студентов профиля хоровое народное пение:
1. разминка;
2. упражнения по кругу (групповые);
3. упражнения по диагонали (сольные);
4. повторение ранее изученных упражнений и комбинаций;
5. освоение студентами импровизации;
6. разучивание новых движений и комбинаций;
7. разучивание или повторение групповых танцев (кадрилей, хороводов, массовых танцев).
Приступая к разучиванию нового хореографического материала, целесообразно придерживаться следующей логики:
- уточнение названия движения или хореографической комбинации;
- уточнение региональной принадлежности;
- практический показ целиком;
- проучивание движения;
- исполнение движения в различных темпах;
- анализ возможных технических сложностей и неточностей;
- анализ возможности комбинирования и варьирования движения.
Помимо всего прочего, тезис о том, что традиционная хореография - это особая форма аутентичной хореографии наталкивает на мысль о важности реализации научно-исследовательского потенциала этнохореографа. Осуществляется это через такие формы как: фольклорно-этнографическая практика, работа со специальной литературой, концерты этнографических коллективов, мастер-классы ведущих этнохореографов. Это обуславливается тем, что без прочных знаний этнографической составляющей компетентность педагога по традиционному танцу может быть под вопросом.
Как одно из направлений фольклора, традиционная хореография имеет значительный педагогический потенциал. В танце заложен особый механизм этнического воспитания, передачи традиционного национального самосознания, а специфическая способность танца оказывать психофизическое (эмоциональное) воздействие делает процесс самоидентификации ещё более действенным и быстрым [3;120]. Поэтому важность изучения этого вида народного творчества нельзя переоценить. Отдавая должное тому, что было сделано предшественниками, мы, тем не менее, считаем, что вопрос методической разработанности в области преподавания традиционной хореографии остаётся открытым и требует дальнейшей теоретической разработки.
- Гафт, А.М. Система профессионального обучения хореографии как средство формирования этнического самосознания студентов: автореферат дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.08/ Гафт Александр Михайлович. - СПб., 2011. - 23 с.
- Домбровская, Е.Н. Социализация детей младшего школьного возраста в условиях фольклорно-танцевальной среды : дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.01 / Домбровская Елизавета Николаевна.- Москва, 2009.- 201 с.
- Дугаржапов, Д. В. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Дугаржапов Доржо Васильевич.- Улан-Удэ, 2004.- 144 с.
- Крившенко, А.П. Педагогика : учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432с.
- Мироненко, А.В. Этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца: дис. ... канд. педагог. наук: 13.00.05 / Мироненко Александр Владимирович.- Тамбов, 2014.- 193 с.
- Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
- Слыханова, В.И. Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России : традиции и новаторство : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Слыханова Валентина Ивановна.- Москва, 2012.- 209 с.
- Фетисова, Н.Е.Этнохудожественное воспитание подростков средствами хореографического творчества в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.05 / Фетисова Наталия Евгеньевна.- Москва, 2013.- 217 с.
- Шилин, А.И. Специфика преподавания танца на народно-певческих кафедрах / А.И.Шилин // Актуальные проблемы хореографического образования: Материалы международной научно-практической конференции. Март 2007 г. / под ред. Т.Б.Бадмаевой. - М.: МГУКИ, 2008. – с. 104-105.