Становление системы профессиональной подготовки педагогических кадров для общего музыкального образования в Хакасии происходило в русле всех тех изменений, которые непременно проходили в стране и республике. Единственным местом в Хакасии и юге Красноярского края, где готовили будущих учителей музыки для общеобразовательных школ и музыкальных руководителей для детских садов, начиная со второй половины XX века, являлось музыкальное отделение Абаканского педагогического училища. Ежегодно около двадцати молодых педагогов-музыкантов выходили из стен учебного заведения и начинали свою профессиональную деятельность. Музыкальное отделение зарекомендовало себя настоящей кузницей кадров данного профиля, а значит, фактором развития системы музыкального образования Хакасии. На музыкальном отделении работали опытнейшие педагоги, профессионалы своего дела. Дисциплины методической направленности вела талантливый педагог Т.Б. Кожухова, она же являлась руководителем педагогической практики студентов в школе. Внедрение в 70-х годах XX столетия в педагогическую практику передовых для своего времени идей концепции массового музыкального воспитания, представленных в программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского, также связано с деятельностью Т.Б. Кожуховой. Она, как и многие преданные своей профессии люди, с воодушевлением восприняла те новаторские идеи, которые несла собой новая программа. На протяжении ряда месяцев Татьяна Борисовна посещала курсы повышения квалификации в Москве, где о своей новой программе рассказывал Д.Б. Кабалевский и другие подвижники его концепции массового музыкального воспитания. Возвращаясь, Т.Б. Кожухова проводила открытые уроки музыки в средней общеобразовательной школе № 19 г. Абакана. Кабинет музыки порой был заполнен до предела. Сюда съезжались учителя музыки со всей Хакасии. Личный опыт педагога являлся примером для учителей-практиков из Абакана и отдалённых районов Хакасии, а также, начинающих свой профессиональный путь в школе студентов педагогического училища. Слушать педагога, который учился и перенимал опыт у автора новой программы, было интересно и ответственно. Программа активно вошла в жизнь общеобразовательной школы. Уроки музыки по программе Д.Б. Кабалевского заняли своё место в системе общего образования. Изменился статус самого учителя музыки, отношение к уроку музыки. Практически во всех школах Хакасии работали выпускники музыкального отделения педагогического училища. В 90-е годы прошла волна реформирования в системе образования. Новое в понимании учителей музыки Хакасии было связано с именем Л.В. Горюновой. В 2013 году на базе средней школы № 7 города Абакана прошли курсы для учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, где Людмила Васильевна рассказала о принципах преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательной школе – принципах педагогики искусства. Это было новое «прочтение» и толкование, ставших уже привычными методических положений концепции и программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского. В методической подготовке учителей музыки был взят новый вектор работы – освоение принципов художественной дидактики: целостность, образность, ассоциативность, интонационность и др. Представленные в работе Л.В. Горюновой «Актуальные проблемы музыкального воспитания в школе», они легли в основу изучения преподавателями и студентами музыкального отделения Абаканского педагогического училища. Теоретическое осмысление идей проходило на занятиях по «Методике музыкального воспитания» в училище. На практике в общеобразовательной школе методистами велась кропотливая работа по формированию у студентов представления об уроке музыки как целостном музыкально-педагогическом произведении. В практику вошла новая форма выражения главной мысли урока искусства – художественно-педагогическая идея. Она символизировала стремление авторов новой концепции следовать канонам искусства: каждый урок музыки – целостное произведение, ХПИ урока – концентрированное выражение его жизненной, нравственно-эстетической сущности. Традиционная формулировка задач (воспитательных, образовательных, развивающих) на какой-то период вошла в «конфликт» с данным нововведением. Только по прошествии ряда лет это противоречие было разрешено, более того, значительно обогатило существующую практику подготовки учителей музыки. Именно в училище зародилась традиция проводить конкурсы профессионального мастерства среди студентов «Учитель, которого ждут». В 90-х годах Абаканское педагогическое училище преобразовалось в колледж и вошло в состав Хакасского государственного университета. В 1994 г. на базе Хакасского государственного университета была открыта кафедра музыки и музыкального образования, которая стала осуществлять подготовку учителей музыки. Кафедра продолжила традиции, заложенные ещё на музыкальном отделении педагогического училища, отчасти благодаря тому, что здесь стали работать некоторые преподаватели училища. Одной из таких традиций явилось проведение среди студентов выпускного курса конкурса профессионального мастерства «Учитель, которого ждут». Такой конкурс ежегодно проводился и проводится на базе одной из общеобразовательных школ г. Абакана, где студенты проходят практику. Сегодня конкурс является своеобразным завершением педагогической практики студентов выпускного курса. Каждый студент выбирает материал, разрабатывает сценарий урока. Он должен продемонстрировать разнообразные профессиональные компетенции как педагогические, так и музыкантские. Оценивают урок преподаватели вуза, опытные учителя-практики. Связь школа-вуз сохраняется. Кафедра музыки и музыкального образования на протяжении 20-ти лет ведёт подготовку педагогов-музыкантов для системы общего и дополнительного образования. Идеи педагогики искусства в этот период получили своё развитие в новых программах и методиках. Серьёзный анализ методологических подходов к программе «Музыка» Д.Б. Кабалевского был дан В.А. Школяром. Он рассмотрел в логике тематизма программы «Музыка» ту же логику, которая диктуется теорией познания, а это значит, что тематизм имеет под собой серьёзную философскую и научную основу. Для осмысления такой глубины понимания природы тематизма массовое педагогическое мышление оказалось не готово. Идеи развивающего музыкального образования, которое активно и широко пропагандировал учёный, тоже оказались сложны. Не сразу и не просто они входили в сознание учителей-практиков и педагогов. В 2004 г. В.А. Школяр выступил в Хакасском институте повышения квалификации перед учителями музыки, а далее перед студентами института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова с идеями развивающего музыкального образования, продемонстрировал на конкретных музыкальных примерах метод содержательного анализа инструментальных произведений. С большим интересом воспринимали В.А. Школяра студенты кафедры музыки и музыкального образования. Удивительным для присутствующих было то, что перед ними выступал не просто музыкант или педагог, а интереснейший человек, который исполнял на рояле, пел, читал поэтические строки, шутил, великолепно вёл диалог. Во всём присутствовала глубина и логика, которая вызывала восхищение. Сегодня кафедра музыки и музыкального образования института искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова остаётся единственной на территории Хакасии и юга Красноярского края структурой, осуществляющей подготовку музыкально-педагогических кадров для общего и дополнительного образования. Как и все вузы страны институт искусств перешёл на двухуровневую систему образования. Кафедра музыки и музыкального образования планомерно перешла на новую основную образовательную программу по направлению 050100(44.03.01) Педагогическое образование профиль «Музыка». Поскольку подготовка бакалавров ориентирована на комптентностный подход, была проведена работа по адаптации большого практического опыта к новым требованиям. Сложность в работе на этом этапе вызвало формулирование специальных компетенций (далее – СК), отражающих специфику конкретной музыкально-педагогической деятельности выпускника. Сущность профессиональной деятельности практикующего учителя музыки в своей основе изменилась мало, потому и опыт взаимодействия кафедры с общеобразовательными школами в отношении определения и формулирования специальных компетенций оказался ценным. В каждой специальной компетенции есть ориентированность на практическую деятельность учителя музыки. Каждая компетенция является интегративным образованием, потому формируется комплексом учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения студента в вузе. В специальных компетенциях отражены требования, которые традиционно высказывались учёными, ведущими педагогами, музыкантами к деятельности учителя музыки. Говоря о традиции, можно вспомнить хрестоматийные слова Д.Б. Кабалевского: «Учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом, в противном случае он будет подобен учителю математики, не способному решать задачи, которые задаёт своим ученикам» [2, c. 23]. Сегодня учитель музыки должен быть методологически компетентен. З.В. Никонова со ссылкой на работы Н.В. Бордовской определяет методологическую компетентность как «готовность и способность к научному поиску, что предполагает проявление методологической культуры, умений качественно и эффективно организовать, провести педагогическое исследование, обработать результаты и сделать выводы, оформить научный текст, в котором отражены результаты и ход научного поиска, суметь чётко и ясно представить и защитить свои результаты. Это особый тип организации знаний и исследовательских умений, а также набор личностных качеств, необходимый для проведения научного исследования» [1, с. 135]. В решении данной задачи преподаватели кафедры опираются на взаимосвязь теоретического обучения и практики, учебной и внеучебной деятельности студентов в вузе. Так, на выпускном курсе, по итогам педагогической практики проходит конкурс студенческих исследований, где каждый выпускник представляет результаты педагогического эксперимента, проведённого по теме выпускной работы. Кроме того, ежегодно в университете проводятся Дни науки «Катановские чтения», в рамках которого в институте искусств работает секция «Мир искусства в исследованиях студентов и школьников». Участники чтений представляют материалы своих исследований, защищают результаты в дискуссиях. Таким образом, подготовка учителей музыки проходит с одной стороны, в опоре на опыт, накопленный за весь предшествующий период и сложившиеся традиции, с другой – стремиться к обновлению, движению вперёд, что обусловлено самой жизнью и педагогической практикой.
ЛИТЕРАТУРА 1. Никонова З.В. Методологическая компетентность педагога: сущность и пути развития в послевузовском образовании: монография. – Краснодар, 2009. – 230 с. 2. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы.1-3 классы./ науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.