ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНКУРСОВ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Копцева Татьяна Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва.

Аннотация: 
В статье анализируются особенности проведения современного конкурса детского рисунка. Современная концепция всероссийских конкурсов учитывает традицию их организации, которая была сформирована в ходе подготовки первого конкурса на лучший детский рисунок 1935 года. Передвижная выставка детских рисунков, рассматривается как художественно-педагогический культурно-просветительский проект. Современное выставочное движение - это системная форма организации работы с учителями по повышению их квалификации и эффективный способ выявления художественно одаренных детей 3-17 лет. В разработанной модели выделены этапы организации и проведения конкурса, оценочные механизмы и формы трансляции результатов выставочный проект «Передвижная выставка».

 Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2016 года

Современная модель проведения конкурсов детского рисунка была разработана на основе изучения 20-летнего опыта организации передвижных выставок детского рисунка [1] дошкольных и школьных образовательных учреждений (1994-2015 гг.), в результате изучения истории художественного образования в России ХХ века [2; 3], анализа коллекции детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»). Разработанная модель стала итогом исследования многочисленных современных выставочных проектов по выявлению одаренных детей, которые реализует Международное творческое общественное объединение «Союз педагогов-художников» и анализа особенностей проведения Первого в России конкурса на самый лучший рисунок, который прошел в 1935 году [4].
В разработанной модели выделены этапы организации и проведения конкурса, определены механизмы оценки и формы трансляции результатов выставочного проекта «Передвижная выставка». Содержательной основой модели, ее центром явилась концепция проведения передвижных выставок. Конкурсно-выставочное движение в концепции рассматривается, как системная форма организации работы с педагогами в области повышения их квалификации и как способ выявления художественно одаренных детей 3-17 лет.
Передвижная выставка – это художественно-педагогический социально значимый образовательный проект, который объединяет вокруг себя педагогов-исследователей, людей, ратующих за улучшение художественного образования в России. В проекте принимает участие более 200 учителей, воспитателей детских садов и преподавателей художественных школ и изостудий. Основу группы составляют педагоги, которые на протяжении 20 лет, работая в инновационном режиме, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с сотрудниками проблемной группы «Музей детского рисунка» ФГБНУ «ИХОиК РАО».
Передвижная выставка – это мобильная форма демонстрации результатов изобразительного творчества одаренных детей 3-17 лет. Экспозиция выставки способствует контакту ребенка-автора, ребенка-зрителя, ребенка-ценителя искусства с произведениями юных художников. Не ребенок идет на выставку, а выставка сама приезжает в образовательное учреждение, что является особенно актуальным для детей дошкольного возраста и детей с инклюзивным образованием.
Конкурсно-выставочное движение, традиционно являясь формой выявления одаренных детей, стало активным средством поддержки «необычных детей», которые достигли важных для них результатов в области изобразительной деятельности. В каждой образовательной организации: детский сад, школа, институт и т.п., в которую переезжает выставка, наряду с конкурсными работами выставляются рисунки «особых» детей, проводятся для таких детей мастер-классы. В рамках работы передвижной выставки для педагогов-художников организуются семинары, курсы повышения квалификации, где анализируются эффективные методы  инклюзивного образования.
Передвижная выставка стала средством пропаганды передовых методов преподавания, способом проверки эффективности разных образовательных систем художественного образования, средством развития творческого потенциала детей и подростков, формой проверки эффективности содержания рабочей художественно-образовательной программы по изобразительному искусству  [5; 6; 7]. Основные результаты проведенного исследования нашли отражение в статье «Этапы раскрытия творческого потенциала детей на уроках изобразительного искусства».
Структурными особенностями модели проведения конкурса детского рисунка стали разделы: концепция, цели и задачи, принципы организации конкурса, условия, сроки, порядок и этапы его проведения, критерии оценки результатов детского изобразительного творчества. Разработаны условия  предоставления детских работ на конкурс и форма их презентации на официальном сайте МТОО «Союз педагогов-художников», определена процедура награждения детей, создан оргкомитет конкурса и рабочее жюри, состоящее из региональных представителей Международного Союза педагогов-художников. 
Модель проведения конкурсов детского рисунка выстроена с учетом принципа преемственности, органичного взаимодействия традиционных и инновационных форм организации выставочных проектов. В коллекции ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Музей детского рисунка) хранятся детские рисунки, поступившие восемьдесят лет назад на Первый всероссийский конкурс детского рисунка 1935 года. Организатором конкурса выступил Центральный дом художественного воспитания детей РСФСР им. А. С. Бубнова (ЦДХВД, ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), конкурс поддержали редакции газет «Пионерская правда» и «Колхозные ребята».
На страницах «Пионерской правды» (1935 г.) были опубликованы условия первого конкурса лучшего детского рисунка, которые предусматривали выполнение юными художниками трех тем из семи предложенных. Сотрудники изосектора ЦДХВД (заведующая Г. В. Лабунская) проанализировали рисунки, поступившие на конкурс, сделали художественный и статистический  их анализ, выявили победителей. Победители награждались подарками: красками, кистями, альбомами, блокнотами, карандашами, книгами и отрезами хлопчатобумажной ткани (холстами). В 1935 году материальное поощрение победителей являлось мощным стимулом, мотивирующим детей на участие в конкурсе.
Преемником ЦДХВД стал ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», который выступил с инициативой проведения в рамках проекта «Передвижная выставка» в 2015 г. конкурса детского рисунка «Я вижу мир», посвященного Первому всероссийскому конкурсу. Эту идею поддержали Международная творческая общественная организация «Союз педагогов-художников» (МТОО «СПХ»), Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская  библиотека» (ФГБУК «РГДБ») и Автономная некоммерческая организация «Редакция «Пионерская правда». В результате проведения этого конкурса была сформирована 25-ая передвижная выставка детского рисунка «Я вижу мир», которая начала свою работу в июне 2015 года в Российской государственной детской библиотеке.
При разработке модели проведения современного конкурса в рамках проекта «Передвижная выставка» учитывались требования, предъявляемые сегодня к выставочно-конкурсному движению. В основу модели положены принципы диалогичности, художественности,  преемственности и системности.
На этих основаниях было разработано положение о проведении 25-ой передвижной выставки детского изобразительного творчества «Я вижу мир», посвященной 80-летию Первого всесоюзного конкурса на лучший детский рисунок 1935 года и 20-летию передвижным выставкам изобразительного творчества детей дошкольных и школьных образовательных организаций (1994 – 2015 гг.).  Положение конкурса было размещено на официальном сайте МТОО «Союз педагогов-художников» (www.art-teаcher).
Детям, живущим в век Интернета, предлагалось осмыслить семь конкурсных тем 1935 года и через детский рисунок отразить современное их видение: «Иллюстрация любимого литературного произведения», «Праздник», «Новостройки», «Добрые дела», «Путешествие (Местность, куда бы ты хотел полететь, поехать, пойти)», «Художественный шрифт», «Узор для ткани».
Условия презентации рисунков на конкурс 2015 г. корреспондировали с условиями, предложенными  организаторами Первого всероссийского конкурса детского рисунка в газете «Пионерская правда» 1935 года, но были адаптированы к  техническим возможностям современного образовательного процесса:
1. Рисунки детей должны быть совершенно новые, нигде не виданные и уж, конечно, не срисованные.
2. Творческие работы должны быть нарисованы любыми художественными материалами (гуашь, акварель, карандаш, пастель, фломастер, восковой мелок, гелевая ручка, уголь, сангина, соусы, тушь или др.), могут выполняться в любой технике (аппликация, граттаж, коллаж, монотипия, смешанная техника или др.) совершенно самостоятельно, без всякой помощи взрослых, на листах бумаги, картона любого размера или на компьютере.
3. На обратной стороне каждого рисунка простым карандашом написать: фамилию, имя, возраст автора, тему рисунка, год его создания, художественный материал, размер рисунка в сантиметрах (первым ставится вертикальный размер, затем – горизонтальный, например, 29х21,5), страну, селение и организацию, в которой выполнена работа,  Ф.И.О. педагога (полностью), а также  эл. адрес для контактов; если рисунок выполнен дома написать «самостоятельный рисунок».  По возможности несколько слов написать  о своих увлечениях, ответить на вопросы: «На какие темы ты больше всего любишь рисовать, какие художественные материалы используешь: карандаши, краски, фломастеры или др., на больших или маленьких листах любишь рисовать?», а также написать несколько слов о своей семье: сколько детей в семье, любимые семейные занятия, семейные праздники и др.
4. В конкурсе может принять  участие любой юный художник в возрасте 3-18 лет и выслать свою творческую работу самостоятельно или делегировать ее на конкурс через педагога, под руководством которого она была выполнена.
С целью мотивации детей к участию в конкурсе 2015 года, по аналогии с конкурсом 1935 года, победителям и лауреатам конкурса были определены призы и подарки в виде красок, кистей, альбомов и «отрезов» ткани.
В связи с подготовкой конкурса детского рисунка 2015 года и 25-ой передвижной выставки «Я вижу мир» были уточнены задачи конкурсной деятельности:
1) расширение представлений детей и подростков о жанрах и видах изобразительного искусства;
2)  развитие интереса к отечественной культуре,  к истории проведения Первого в стране конкурса детского рисунка 1935 года;
3) развитие «культуры творческой личности», потенциальных возможностей юных художников 3-18 лет, их потребностей в изобразительном творчестве, поддержка одаренных детей;
4) выявление и пропаганда лучшего педагогического опыта, популяризация результатов деятельности педагогов-передвижников.
Реализуя принцип художественности, были разработаны условия отбора, уточнены критерии оценки детских рисунков, а именно:
1. Художественное содержание рисунка: степень самостоятельности замысла, сочинение, а не срисовывание; работы должны основываться на опыте ребенка-зрителя, быть творческими, нестандартными, отражать уникальность его видения мира, продиктованного индивидуальными особенностями развития юного художника.
2. Художественная форма рисунка: работы должны отражать «умелость руки» и степень владения художественным материалом, отражать навык владения «азбукой искусства», способами и приемами получения изображения,  продиктованными возрастными особенностями развития.
3. Выразительность: художественность, образность, целостность; оценивается степень раскрытия и глубина замысла, умение ребенка-автора выразить свои мысли и чувства, используя изобразительные средства выражения: линию, цвет, пятно, штрих, композицию, ритм, объем и т.п., и через оригинальное название своего произведения (единство художественной формы и содержания).
В результате экспертной оценки из 3000 детских работ, поступивших на конкурс, компетентным жюри были отобрано 378 интересных по форме и глубоких по содержанию детских рисунков, определено 65 лауреатов – одаренных детей, авторов наиболее выразительных рисунков.
Преемственность условий конкурса 1935 года при проведении современного конкурса 2015 года обеспечила преграду несамостоятельным рисункам, копиям, рисункам репродуктивно-подражательного плана.  Преемственность требований к организации конкурса также выразилась во взаимозависимости двух этапов конкурса (регионального и всероссийского). Публикация положения о конкурсе в международном сетевом журнале ART TEACHER привлекла внимание международной общественности. Педагоги из других стран прислали рисунки своих воспитанников, конкурс приобрел статус  международного.
В положении конкурса выставочного проекта «Передвижная выставка» были оговорены дополнительные условия предоставления рисунков на конкурс:
1. Работы, предоставляемые на конкурс, должны соответствовать условиям конкурса. На конкурс запрещается предоставлять работы, в которых использована ненормативная лексика, агрессивные или нецензурные высказывания, ведущие к разжиганию межнациональной или межконфессиональной вражды, преследующие политические интересы, направленные на призывы к насилию и пропаганде наркотиков, рекламная или политическая пропаганда, а так же работы, содержащие противоречия с законодательством Российской Федерации.
2. Оригиналы работ лауреатов, присланные на конкурс, не возвращаются.
3. Под правым нижним углом рисунка приклеивается этикетка (не на рисунок, а под рисунок). Надпись на этикетке выполняется по установленному образцу в три строчки,  шрифт 14  Times New Roman.
В положении конкурса определены сроки и порядок проведения конкурса, выделены этапы его проведения, условия размещении конкурсных работ на официальном сайте Союза педагогов-художников. Участник направляет на конкурс свою творческую работу с согласия родителей или законного представителя, педагога. Работы, предоставленные на конкурс могут быть использованы по усмотрению организаторов конкурса: публикация, передача к участию в других выставках и конкурсах, размещение на сайте www.art-teachers.ru  или  в сети Интернет с указанием автора. Рисунки юных художников – победителей конкурса пополнят коллекцию Музея детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, где хранятся детские рисунки более чем за 100 лет.
В положении конкурса были определены сроки и место процедуры награждения победителей: дипломы победителей конкурса, а также сертификаты для педагогов-художников будут вручаться региональным кураторам (или региональным делегатам) на ежегодной конференции МТОО «Союза художников-педагогов» в марте 2016 года. Оговаривалось также, что информация об итогах конкурса «Я вижу мир» будет сообщена региональным кураторам и размещена на сайте: www.art-teachers.ru
В соответствии с задачами и регламентом выставки был проведен мониторинг организаций, которые изъявили желание принять передвижную выставку. В результате были выбраны те учреждения образования, культуры и науки, которые представили наиболее оригинальную культурно-просветительную программу реализации выше обозначенных задач в рамках  выставочного проекта «Передвижная выставка». В маршрут 25-ой передвижной выставки вошли следующие организации: ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»; Российская государственная детская библиотека, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1150 имени К. К. Роккосовского г. Москва, Зеленоград; дошкольное отделение №1 ГБОУ гимназии № 1590 г. Москвы, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск; МБОУ средняя общеобразовательная школа № 22, г. Березники, Пермский край.
В рамках реализации образовательного проекта «Передвижная выставка» были проведены культурно-просветительные, образовательные мероприятия (круглые столы, экскурсии, семинары, игры, мастер-классы и др.), встречи с педагогами и детьми разных возрастных групп. Принцип диалогичности был реализован в процессе презентации на мониторе и анализа ретро современных рисунков (1935 и 2015 гг.): в результате содержательного «видео диалога» было осуществлено сравнение художественно-творческого развития детей разных исторических эпох. Диалог детей разных поколений, через их рисунки, показал «особенное» и «всеобщее» в содержании работ, разделенных восьмидесятилетием. Позволил сделать сравнительно-сопоставительную характеристику художественно-творческого развития детей 1935 и 2015 гг. Сделанные в результате исследования выводы нашли отражение в статье «Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей разных поколений: на материале проведения выставок 1935 и 2015 года».
В Концепции проведения конкурсов детского рисунка была также определена стратегия дальнейшего развития конкурсно-выставочного движения на семь лет. Систематическое ежегодное проведение современных конкурсов детского рисунка на протяжении семи лет на темы, заявленные на конкурсе 1935 года, позволит осуществлять ежегодную работу с 2015 г. по 2022 г. по выявлению и поддержке современных одаренных детей, анализировать тенденции художественно-творческого развития подрастающего поколения в образовательных организациях разного типа: детских садах, общеобразовательных и художественных школах и изостудиях. И, таким образом, осуществлять реализацию стратегической цели выставочного проекта «Передвижная выставка», имеющей исследовательскую направленность: сопоставление исторических и современных детских рисунков с целью выявления предпочтений и интересов юных художников разных исторических эпох.
Реализация принципа преемственности в проведении ежегодного конкурса «Я вижу мир» (2015-2022 гг.) будет согласовываться с предыдущими двадцатью четырьмя конкурсами детского рисунка, которые осуществлялись в рамках образовательного проекта «Передвижная выставка». В результате проведения этого многолетнего двадцатилетнего конкурса (1994-2014 гг.) в ФГБНУ «ИХОиК РАО» собрана уникальная коллекция рисунков детей и подростков 3-18 лет, отражающая содержание художественно-экологической программы «Природа и художник» [5,6,7], накоплен богатый опыт организации и проведения конкурсов передвижных выставок, который требует в дальнейшем своего анализа и обобщения [8]. Созданный банк данных позволяет уже сегодня осуществлять сравнительную характеристику детских рисунков разных поколений, разделенных 20-летием. 
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Копцева, Т. А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект / Т. А. Копцева. – М.: Альтекс, 2013. – 300 с.
  2. История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002. – 474 с.: ил.
  3. История художественного образования в России: проблема культуры ХХ века. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. – 414 с.: ил. 
  4. Копцева, Т. А. Конкурс на лучший детский рисунок 1935 г. / Т. А. Копцева // История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. – М.: Педагогика, 2002. – С. 284-287.
  5. Копцева, Т. А. Изобразительное искусство: программа 1-4 класса. Поурочно-тематическое планировании: 1-4 класс / Т. А. Копцева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011, 2015.
  6. Копцева, Т. А. Природа и художник: образовательная программа художественно-экологического развития дошкольников / Т. А. Копцева. – М.: Изд.-во ООО «Пиар-Пресс», 2010.
  7. Копцева, Т.А. Художественно-эстетическое развитие: Продуктивная деятельность / Т. А. Копцева //Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О. С. Соболевой. – М.: Дрофа, 2013. – С.365-441.
  8. Фомина, Н. Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование / Н. Н. Фомина. – Ижевск: ERGO, 2007. – 164 с.: ил.