Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.8719.2017/8.9)
По мере завершения обучения на первом курсе, предметы общеобразовательного плана постепенно замещаются дисциплинами, конкретно связанными с выбранной специальностью. Данное положение дел предполагает более интенсивное детальное погружение студентов в сферу их дальнейшей деятельности, которая тесно связана с особенностями выбранной профессии.
Постепенно, со временем этап адаптации переходит в следующий, который можно назвать этапом согласованного развития. Прохождение данного этапа в первую очередь связано с углубленным изучением предметов по выбранным студентам специализации, дальнейшему углублению межличностных коммуникаций, как в группе, так и за ее пределами и увеличению времени на самостоятельную проработку материала по основной и дополнительной литературе.
Для этапа согласованного развития также характерно прохождение студентами ряда моментов, которые могут представлять собой как следующую ступень в сфере профессионального и личностного самоопределения, так и кризисную ситуацию, способствующую понижению творческой активности и постепенному исчезновению интереса к процессу дальнейшего обучения. Рассмотрим подробнее специфику данного этапа.
На этом этапе студент в очередной раз может сопоставить свои представления и ожидания относительно будущего развития в области профессиональной деятельности с реальными фактами и знаниями, поступающими к нему по мере дальнейшего, более углубленного процесса изучения предметных дисциплин.
В случаях, когда ожидания получают свои адекватные подтверждения, мотивация к обучению у таких студентов возрастает. Они с интересом посещают занятия, принимают непосредственно активное участие в семинарах и обсуждениях, выступают с докладами, с интересом работают на практических занятиях [4]. По большей части, такие студенты обладают активной жизненной позицией, смотрят на события, происходящие вокруг с оптимизмом, они доброжелательны и активны в общении как с товарищами по учебе, так и с педагогами.
Данная категория студентов, помимо посещений занятий в рамках учебного плана, по большей части склонны посещать и факультативные занятия, которые они выбирают в соответствии со сферами своих интересов. Стратегия посещения занятий и изучения предметов у данной категории студентов обычно построена на рациональном восприятии реальности. В данной реальности, по большей части, доминирует ориентированность на практическое применение изучаемого материала в дальнейшей профессиональной деятельности.
С этой позиции, большая часть дисциплин представляет для них ценность в плане приобретения новых знаний, умений и навыков, которые с необходимостью будут использованы в дальнейшей работе. По большей части, данная категория студентов стремиться в процессе обучения выбирать такие темы курсовых работ, которые в большей мере способствуют их профессиональному и личностному развитию. В процессе выполнения таких работ, они предпочитают проводить детальные и оригинальные исследования, которые часто ложатся в основу дипломных работ и могут составлять более глубокие исследования в дальнейшей научной деятельности. Такие студенты, склонны уже в процессе обучения, принимать активное участие в различных мероприятиях, связанных с непосредственно выбранной профессией, даже если эти мероприятия не включены в рамки обучения.
В период обучения, они бывают заинтересованы в налаживании и расширении сферы профессиональных связей и с интересом работают в областях науки, позволяющим им в большей или меньшей степени реализовать на практике полученные в процессе обучения знания. Чаще всего, они уже на младших курсах находят себе работу, непосредственно связанную со сферой их интересов. Так как эта сфера, в основном совпадает с будущей специальностью, они обычно получают двойную выгоду, так как изучение теоретического материала находит поле для экспериментальной проверки, что в еще большей степени усиливает мотивацию к обучению. Обычно, такие студенты образуют подгруппы по интересам. Данные подгруппы могут выходить за пределы отдельного курса или потока и объединять единомышленников разных возрастных категорий и разных профессиональных предпочтений.
К завершающей стадии обучения, данная категория студентов подходит с высоким уровнем знаний, который они обнаруживают при сдаче выпускных экзаменов и защите дипломных работ. В дальнейшем, после окончания института, они склонны продолжать свое обучение, поступая в аспирантуру по выбранному профилю. Чаще всего, одновременно с обучением, они работают по специальности. Высокий уровень знаний позволяет им выбирать те варианты работы, в которых они могут реализовать свои умения за достаточно приличный уровень дохода. На работе они, по большей части, характеризуются с исключительно позитивной стороны.
В описании данной ситуации, мы можем наблюдать согласование развития сразу на нескольких уровнях, что объясняет название данного этапа. Во-первых, это согласование поставленных, в данный период обучения целей с имеющимися в наличии ресурсами и возможностями. Данный вид согласования подразумевает, прежде всего, наличие у студента адекватной самооценки, возможности реалистичного подхода к распределению собственных ресурсов и умение добиваться намеченной цели с минимальными потерями.
Во вторую очередь это согласование собственных интересов и возможностей с ресурсами и возможностями, предоставляемыми внешней средой. Под внешней средой следует подразумевать как непосредственно учебное заведение, в котором проходит обучение данный студент, так и другие внешние источники информации, которые включают в себя как СМИ, Интернет, так и контакт между ним и представителями различных профессий, социальных групп, культур и национальностей. В случаях, когда данный вид согласования проходит успешно, студенты получают здоровое и регулярно повторяющееся подкрепление ощущения собственной значимости в области, выбранной для дальнейшего развития и самоопределения.
Следующим уровнем согласования является согласование между стратегиями, используемыми для достижения определенных личных целей с различными вариантами последствий и уровнем реагирования на данные стратегии отдельных представителей внешнего мира. В первую очередь здесь идет речь об оценке возможных последствий плохо обдуманных действий, высказываний или поступков, которые могут нанести вред окружающим, расстроить их планы или нанести вред в более или менее отдаленном будущем отдельному человеку или группе лиц.
Рассмотрим еще один уровень согласования. Данный уровень можно представить, как согласование целого комплекса жизненных идей, стратегий поведения, ценностей, мировоззрения и всего спектра ощущений, которые составляют каждую отдельно взятую личность с более глубоким и часто не осознаваемым глубинным уровнем, который может быть представлен на уровне смысла существования и связи одного с целым. Этот уровень может быть представлен в реальной жизни в ощущении смутно сознаваемой каждым из нас ощущением собственного предназначения или миссии. В ситуациях, когда данная миссия конгруэнтна всем аспектом проявления и взаимодействия человека с миром, можно сказать, что такой человек в наиболее полной мере реализует свое предназначение и проживает насыщенную и полноценную жизнь.
В учебном процессе, достигнуть такого уровня согласования удается далеко не всем студентам, что объясняется как спецификой каждой конкретной личности, так и общего состояния уровня образования в определенном ВУЗе и во всем государстве в целом. На протяжении всего этапа согласованного развития, у ряда студентов могут наблюдаться существенные трудности в адаптации к различным его фазам. В связи с этим, у них могут возникать специфические для каждого механизмы защиты или способы реагирования, которые в большей или меньшей степени снижают уровень мотивации к дальнейшему обучению. Снижение мотивации может привести подобных студентов к прогрессирующей потере интереса к получению дальнейших знаний, что может привести в итоге к желанию прекратить дальнейшее обучение. Рассмотрим подробнее этот процесс.
Такая ситуация может возникнуть изначально, когда студент выбирает ВУЗ по принципу наиболее легкого варианта поступления, который, в свою очередь может быть обусловлен соответствующими связями или низкой котировкой данного образовательного учреждения. На мнение абитуриента также может повлиять несоответствующая реальному положению дел реклама того или иного ВУЗа или мнение значимых на данный момент жизни лиц, на которых ориентируется абитуриент. Не секрет, что многие ВУЗы намеренно искажают информацию о специфике своего обучения, составе кафедр, материальной базе с целью привлечения наибольшего количества абитуриентов[3]. Неопытному человеку часто достаточно сложно определить реальное положение дел, отсеивая рекламные ходы и сопоставляя несколько ВУЗов по интересующим их параметрам.
В данной ситуации может возникнуть существенное несоответствие между обещанным результатом и реально существующими фактами. К сожалению, данное положение дел обнаруживает себя уже после зачисления и редко подвергается анализу на первых этапах обучения. В подобной ситуации, студентам чаще всего не хочется сразу забросить обучение, они могут вынашивать планы о дальнейшем переводе в другой ВУЗ или просто наблюдают за ходом обучения, надеясь выйти из этого процесса с минимальными затратами.
Достаточно часто, в ситуации ошибочного выбора, студенты все же доводят обучение до конца, вкладывая в сам процесс минимальные усилия, в малой степени интересуясь событиями студенческой жизни и проводя большую часть учебного времени за пределами института. Чаще всего, такие студенты находят себе работу в области не связанной с выбранной специальностью, они мало общаются с сокурсниками и преподавателями кафедры, по большей части сфера их настоящих интересов находится далеко за пределами сферы влияния ВУЗа, поэтому их заинтересованность в общении носит чисто ритуальный характер проявления вежливости.
К этой же категории студентов могут быть отчасти причислены и те, кто поступил учиться в связи с некой семейной традицией или по настоянию родителей, которые за детей выбрали ВУЗ, ориентируясь при этом на собственные представления о том, что для их ребенка может быть нужным или полезным. В ситуациях подобного директивного принуждения, дети обычно редко оказывают сопротивление, так как привыкли подчиняться родителям, или согласны с их выбором, по инерции, думая, что родители знают лучше.
Подобный выбор может прививаться детям постепенно, с самого раннего возраста. Родители приводят в дом гостей, товарищей по работе, которые в процессе общения с ребенком косвенно мотивируют рассматривать данный вид работы как приносящий определенный доход, дающий некоторую стабильность и приносящий удовлетворение. По мере взросления ребенка, родители берут его с собой на работу, знакомят с другими сотрудниками, и часто в процессе этого знакомства представляют своего ребенка как потенциального продолжателя семейного дела. Особо это касается тех отраслей, которые могут приносить существенную прибыль. По большей части, дети таких родителей уже заранее обречены, пойти по их стопам, и не имеют возможности собственного выбора.
В подобных ситуациях можно порекомендовать родителям, все-таки основательно подумать, прежде чем обрекать своих детей на мучительный процесс обучения в той области к которой ребенок не испытывает природной склонности. Зачастую, в дальнейшем такие дети так и не овладевают навязанной им специальностью, в полной мере оправдывая знаменитую поговорку о том, что «природа на детях отдыхает». В лучшем случае мы можем получить посредственного специалиста, который не сможет существенно навредить окружающим. В других ситуациях, подобного рода недоученный специалист может представлять прямую угрозу для общества.
В рассматриваемых ситуациях, мы можем увидеть, что отсутствие мотивации, диктуемое ошибочным выбором профессии, или выбором таковой по принуждению в очень редких случаях может поддаваться корректировке, так как подобное отсутствие корениться в наличии сферы интересов не пересекающейся со сферой обучения [1]. Такие студенты являются посторонними гостями на чужом празднике и желают поскорее его покинуть. Они редко приобретают друзей из числа сокурсников и часто занимают позицию пассивного ожидания. Данные студенты с нетерпением ждут окончания обучения и без сожаления прощаются с ВУЗом и студенческой жизнью.
Следует обозначить еще одну категорию трудностей, специфических для данного периода обучения. Данная категория связана с периодически возникающими сомнениями относительно правильности выбранного пути развития или выбранной специальности. Подобного рода сомнения, также часто могут принимать форму растущей неуверенности в собственных силах или в возможности когда-либо полностью изучить все необходимое для того, чтобы чувствовать себя уверенно в будущей профессии.
Можно сказать, что рано или поздно с подобной проблемой может столкнуться любой студент. Суть овладевающих душой сомнений часто может корениться в достаточно простых вещах. По большей части такие сомнения свойственны творческой категории студентов и могут свидетельствовать о динамике тенденций, сопутствующих личностному росту. Такие процессы часто приводят к усиленному поиску новых знаний и свидетельствуют о здоровых тенденциях, связанных с дальнейшим профессиональным и личностным самоопределением.
В основе таких сомнений может лежать ряд причин, которые, при достаточном опыте со стороны педагогов могут быть легко устранены. Одной из таких причин может являться повышенный уровень утомляемости, который достаточно часто возникает у студентов старших курсов и по большей части свидетельствует о том, что студенты не могут разумно распределить нагрузку.
По большей части, такой студент пытается уделить полное внимание сразу нескольким предметам. При этом, такие студенты пытаются реализовать данную задачу в максимально короткие сроки, так как в их планы входит дальнейшее еще более углубленное изучение других предметов, на которые они также выделяют минимальное количество времени, затрачивая на это максимальные усилия.
Такие студенты, по сути, приводят себя в состояние хронического переутомления, так как не дают себе возможности для отдыха, что приводит лишь к частичной ассимиляции изучаемого материала. Со временем постоянно поддерживаемый уровень напряжения постепенно приводит к истощению, свидетельством чего являются расстройства сна, нарушения памяти, повышение утомляемости, раздражительность и нарастающее ощущение бессмысленности происходящего.
При попытке вспомнить прочитанное, студент часто не может этого сделать, что приводит его к убеждению о том, что у него существуют некоторые расстройства памяти, что он не способен к дальнейшему обучению его интеллектуальный уровень и способности к усвоению материала значительно ниже среднего и т.д. На самом деле, все эти мысли являются всего лишь признаками переутомления и достаточно просто могут быть подвержены корректировке и изменению в сторону уменьшения их значимости, при наличии разумного подхода к обучению, и правильно продуманному распорядку дня, который обязательно должен включать паузы для отдыха.
В большинстве случаев, подобного рода трудностей можно избежать с помощью профилактических мер, которые включают в себя чтение курса лекций по гигиене умственного труда. На данных лекциях целесообразно в первую очередь уделять внимание подробному анализу причин, которые могут привести к возникновению переутомления. Также, необходимо с достаточной степенью детальности донести до восприятия студентов структуру симптомов, возникающих на ранних стадиях возникновения утомления и четко определить этапы динамики развития таких симптомов.
Данные лекции следует сопровождать практическими занятиями, целью которых является изучение технологий, способствующих формированию правильного отношения к проработке учебного материала. В числе данных технологий должны также находиться себе место и практические приемы, направленные на повышение уровня внимательности, умение распределять свои силы разумно, определять степень своей утомляемости и возможности перераспределения энергии в процессе изучения нового материала [5]. Следует помнить, что истощения можно легко избежать при наличии соответствующей информации и овладении технологиями, позволяющими вовремя предупредить возникновение данного процесса или уменьшить степень его воздействия на организм с минимальными потерями для процесса дальнейшего обучения.
Третий этап социального и профессионального развития студентов является завершающим и может быть определен как этап подведения итогов обучения, подготовки перехода в новый статус и завершение всего процесса обучения в целом. Для данного этапа характерно прохождение студентами ряда кризисных ситуаций, каждая из которых является необходимой вехой для дальнейшего развития как профессиональной так личностной позиции.
Первый кризис связан с подведением итогов обучения, продолжавшегося на протяжении нескольких лет. Этот процесс зачастую может быть связан с нарастающим тревожным чувством отсутствия необходимых навыков и знаний для продолжения дальнейшей работы по специальности после окончания ВУЗа. Возникновение данных чувств напрямую связано с тем фактом, что в течение всего времени с момента поступления, студенты находились в позиции обучающихся. Данная позиция автоматически предполагает наличие более опытного педагога, который в трудных ситуациях может прийти на помощь или дать развернутую рекомендацию о том, как поступать в тех или иных случаях.
Данный кризис может быть достаточно успешно проработан с использованием технологий ролевого моделирования, которые позволяют в достаточно короткие сроки проработать соответствующие трудности и представить соответствующие реальному положению дел модели ситуаций в будущем.
В данном случае также целесообразным является детальный анализ возникающих при этом кризисе состояний и проведение специальных занятий по адаптации студентов к ожидаемым трудностям в процессе работы по специальности [2]. Следует также убедить студентов в том, что они могут обращаться за консультацией к преподавателям, в первое время после окончания ВУЗа, и убедить их в том, что они найдут здесь опору и поддержку. Опыт показывает, что страхи, связанные с ощущением собственной несостоятельностью, по большей части носят временный характер и проходят по мере погружения выпускника в рабочий процесс.
Следующий кризис связан непосредственно с процессом расставания. Данный процесс непосредственно осознается как нарастание некоторой степени тревожного ожидания. По большей части к концу обучения в группах складывается ситуация в которой получают свое развитие определенные отношение между студентами. Специфика этих отношений определяется конкретными фазами динамики развития обучающей группы и свидетельствует о степени групповой сплоченности и уровне доверия.
В случаях, когда уровень межличностного доверия и групповой сплоченности достаточно высок, процесс неизбежности расставания и завершения отношений в группе на прежнем уровне может стать травмирующим фактором для многих участников группы. К сожалению, наличие данного кризиса трудно игнорировать и его нельзя избежать, так как он является необходимым условием для дальнейшего профессионального и личностного роста. Благодаря его прохождению бывший студент находит в себе силы продолжать самостоятельное освоение специальности, опираясь в основном на собственные знания и ресурсы.
В этой ситуации возникает необходимость в использовании соответствующих технологий, способствующих смягчению проживания кризиса расставания и формирования надежной опоры, позволяющей в наиболее полной мере реализовать себя в будущей профессии.
ЛИТЕРАТУРА
Олесина, Е.П., Стукалова, О.В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы / Е.П. Олесина, О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. – 2015. - № 3. – С. 124 – 129.
Радомская, О.И. Влияние стиля и характера педагогического общения на учебную деятельность учащихся /О.И. Радомская // Гуманитарное пространство. Международный альманах. – 2015. – Том 4. - № 1. – С.51-58.
Никитин, О.Д. Педагогическая модель креативного развития студентов педагогических вузов: монография [Текст] / О.Д. Никитин. – М.: Музыка, 2017.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Гиппократ, 1989.
Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. – С-Пб, Изд-во Магистр, 1998.