ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗНЫМ КУЛЬТУРАМ, НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Фоминова Мария Анатольевна (1), Шарко Наталия Ивановна (2)

(1) кандидат педагогических наук

(2) старший преподаватель кафедры  эстетического образования и культурологии  ГАОУ ВО  города Москвы МИОО 

Аннотация: 
В статье рассматриваются психолого–педагогические и методические аспекты проблемы развития художественного восприятия у подростков в процессе освоения школьного курса «Мировая художественная культура». Обосновывается факторы, влияющие на различное восприятие произведений искусства восточной и западной культур.

На первый план при освоении мировой художественной культуры выносится задача развития  у обучающихся восприятия  произведений искусства,  раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, интонационно-образного содержания, формирования и развития художественно-образного мышления.

В области предметных результатов освоения мировой художественной культуры образовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:

1) в познавательной сфере:

  • представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;
  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства в мировой культуре;
  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

3) в коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
  • использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

4) в эстетической сфере:

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;
  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Содержание курса мировой художественной культуры нуждается в обновлении как содержательного материала, так и методического аппарата. Сегодня важно обозначить не только тематику, изучаемую в определенной последовательности, но и продумать виды деятельности, наиболее оптимальные для активного освоения изучаемого материала. Практика показывает, что работу с материалом искусства на уроке необходимо строить по принципу органичного единства восприятия художественного образа, его аналитической проработки и художественно-творческой продуктивной деятельности.

Урок мировой художественной культуры или интегративного курса «Искусство» базируется на принципах контекстного обучения, с привлечением знаний из самых разных областей образования (истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, географии). Это тем более важно, когда предметом освоения становятся явления, принадлежащие разным национальным культурам, религиям.  Чтобы разобраться в сущности таких явлений, представленных образами искусства, важно актуализировать изучаемый материал, создать условия для его восприятия. 

Именно эмоциональное восприятие даёт импульс для «вхождения» в пространство искусства. Так постепенно выстраивается процесс «прочтения» художественного объекта. Для того, чтобы воспринять, прочесть, оценить, проанализировать и понять то или иное изучаемое явление, важно научиться выявлять его культурный код, соотносить с другими явлениями этого исторического времени, сравнивать и сопоставлять не только с аналогичными явлениями, но и с теми, которые несут иной код, принадлежат иной культуре. Освоение смысла, выраженного средствами художественной выразительности, постепенно способствуют развитию художественного восприятия.

В современной педагогике остаётся важной проблема понимания текста в самом широком смысле слова. Мировая художественная культура как предмет обращена к текстам культуры, к которым относятся как произведения разных видов искусства, так и явления, связанные с вопросами мировых религий, воплощённые в художественных образах. Все эти тексты укоренены и в историческом времени, и в географическом ландшафте, природном окружении.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках мировой художественной культуры осуществляется на материале не только учебной информации, но и непосредственно при осмыслении художественных текстов (в широком смысле – текстов искусства). Активизация процесса обучения при помощи навыков смыслового чтения позволяет его участникам ориентироваться в содержании текста, в понимании его целостного смысла, а также критически его осмысливать. Эта деятельность способствует формированию субъективной позиции ученика, развивая при этом основные компетенции, связанные с добыванием информации, ее присвоением и интерпретацией.

Художественный текст представляет собой «модель мира автора», своеобразную «мысль о мире», поэтому, воспринимая художественную информацию, читатель смотрит на мир сквозь призму авторского сознания, которое является условной моделью отражаемого мира.

Для того, чтобы учащиеся смогли успешно выйти на уровень «раскодирования» первоначального авторского замысла, они должны уметь понимать текстовую информацию, причем деятельность реципиента по извлечению информации подобного рода должна носить творческий характер.

В целом, это должно привести обучающихся к пересмотру, перестройке себя как «потребителя» художественной информации, поэтому одним из основных принципов, на котором должно строиться обучение, является личностно-ориентированный принцип.

Огромную роль играют эмоциональный фон деятельности обучающихся и организация моментов осмысления нравственных ценностей и сопереживания. Поэтому как в постижении художественного текста, так и в деле нравственного развития учащихся важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.

Существуют разные решения этой педагогической проблемы. Одним из таких  примеров может стать описание методики отбора содержания и проведения урока (серия заданий) по весьма актуальной теме «Восток – Запад».

Цели урока: создание интерактивной творческой среды восприятия искусства и общих проблем культуры, на основе деятельности и личной включенности учеников (мотивы, цели, эмоции) в процесс познания.

Проблема урока: формирование целостной картины мира через открытие и осмысление особенностей художественной культуры «Запада» и «Востока».

Задачи урока:

1. Рассмотрение особенностей восприятия разных типов культур на примере произведений искусства.

2. Развитие навыков художественно-педагогического анализа различных художественных текстов.

3. Создание условий для художественной коммуникации.

4. Выявление личностных смыслов в процессе общения с искусством разных культур.

Урок имеет общеметодологическую направленность, предусматривающую формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Отбор материала к данному уроку должен способствовать созданию определенной интригующей атмосферы. На первом этапе мы вычленяем актуальную проблему, которая может заинтересовать обучающихся, служить мотивом к познавательной деятельности. В данном случае мы вступаем в диалог с иной культурой, так как современный мир многополярен, и важным становится определение формы взаимодействия с иной культурой и ее представителями. Предполагается, что на вводном этапе формулируются вопросы:

  • О каких регионах, по-вашему, пойдет речь?
  • Какой смысл мы вкладываем в понятия: «Восток», «Запад», «взгляд на мир»?

(Содержание вопросов предполагает опору на предшествующие знания в области гуманитарного образования)

Необходимые комментарии:

Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны и не имеют четко определенных границ. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом – Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует нас не в географическом отношении, а как раз­личие между двумя типами культур.

О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить также с большей или меньшей долей условности. Во-первых, очевидно, что культура Запада неоднородна по своему содержанию. Во-вторых, восточная культура неоднородна в гораздо большей степени; она охватывает четыре разных культурных мира – китайский, индо-буддийский, японский, арабо-мусульманский, в которых распространены различные философские и религиозные традиции, формирующие мировоззрение восточного человека. Тогда как культура Запада объединяется одной религией – христианством.

В течение долгого времени проблема “Восток-Запад” рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма.

Восток по своей природе многолик и, как правило, сложен для понимания западных цивилизаций. Искусство Востока остается неразгаданной загадкой, интерес к которой со временем только усиливается.

Культуры восточных стран складывались тысячелетиями, они богаты, разнообразны, утонченны, но сложны для восприятия человека иной ментальности. Искусство Востока не похоже на европейское ни по содержанию, ни по способам воплощения художественного замысла.

Последующие задания, построенные во многом, на основе восприятия визуальных образов и художественных текстов, направлены на раскрытие ценностных ориентиров создателей памятников культур Запада и Востока и продолжателей традиций.

Задание 1. Определение значимости природного ландшафта для развития культуры.

А) Рассмотрите представленные пейзажи. Определите регионы, к которым относятся просмотренные Вами видео- или фотоматериалы.

Возможные ответы:

1) среднерусский пейзаж (европейский пейзаж);

2) Аравийская пустыня;

3) Восточная или Юго-Восточная Азия (Китай);

4) Тибет (Южная Азия, Индия).

Б)   Предположите, как ландшафтно-климатические условия отразились на формировании мировоззрения (философии и религии) выбранного Вами региона.

Задание направлено на развитие познавательной мотивации и актуализацию знаний обучающихся:

  • визуальное представление о природно-географических особенностях рассматриваемых регионов, влияющих на мироощущение человека, необходимое для «открытия» нового знания;
  • осмысление особенностей природных географических ландшафтов, в пространстве которых создаются образы культуры;
  • формирование личностных смыслов познания.

Задание 2.  Привлечение знаний из других  областей образования: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.

Объединение  школьников в рабочие, творческие группы по выбранным регионам

          Подберите произведения искусства, характерные для культуры, распространенной в «Вашем регионе».

На экране экспонируются 12-16 известных  произведений искусства, относящихся к художественной культуре стран  Европы,  Индии, Китая, произведения мусульманского искусства, например:

Участники  каждой из 4-х групп  отбирают произведения искусства, относящиеся, как им кажется, к выбранной ими культуре.

Задание направлено на осмысление   -  к какому типу культуры – «открытому» - динамичному или  «закрытому», основанному на традиции – относятся отобранные произведения., т.е., факторов влияющих на мировоззрение людей, а следовательно, на содержание искусства.

Задание 3. Придумайте и создайте символ выбранной Вами восточной и западной культуры. Обоснуйте свою идею.

Результат выполнения задания - школьники придумывают и изображают на листе бумаги заданные символы.

Мотивация осуществляется с опорой на актуализацию знаний обучающихся и образных смыслов познания.

Задания направлены на применение навыков художественно-педагогического анализа «текстов» культуры и включение школьников в процесс коммуникации, способствующий выявлению личностных смыслов в искусстве и жизни.

Задание 4. Выявление понятий, явлений, характерных для европейского и восточного типов мировоззрения.

На примере литературы (задание подготовлено на основе работы Э. Фромма «Иметь или быть»).

В задании использованы стихотворение А. Теннисона, английского поэта ХIХ в. и хокку Мацоу Басе, японского поэта ХVII в. - авторство в задании не раскрывается.

Рассматриваются философские понятия «бытие» и «обладание» в культуре.

Предлагаются тексты двух чрезвычайно близких по содержанию стихотворений, в которых описывается эмоциональная реакция на цветок, увиденный во время прогулки.

  1.  

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,

                                      здесь на моей ладони.

Ты мал, цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

2.

Внимательно вглядись!

Цветы «пастушьей сумки»

Увидишь под плетнем!

Результат выполнения задания: развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа текстов разных культур.

Обучающиеся находят признаки, по которым определяют, что впечатления от случайно увиденного цветка разнятся. Первичное восприятие субъективно.

Комментарии к текстам.

Один из поэтов проявляет желание им обладать. Он срывает его целиком, с корнем. Автор, каким он предстает в этом стихотворении, можно сравнить с типичным западным ученым, который в поисках истины умертвляет цветок, чтобы постичь природу и людей (характерно для европейского сознания).

У автора второго стихотворения к цветку совершенно иное отношение. У поэта не возникает желания сорвать его; он даже не дотрагивается до цветка. Он лишь «внимательно вглядывается», чтобы «увидеть» цветок, созерцать его и стать с ним единым целым (характерно для сознания восточного философа).

Задание 5. Выявление образов, явлений, характерных для европейского и восточного типов мировоззрения.

 Живопись

 Работа в группах. Обсуждение.

  •  Рассмотрите предложенные произведения искусства, определите их жанр, кратко опишите, что вы видите.
  •  К какому типу культуры (восточному или западному),  по- вашему, относятся данные произведения. По каким признакам и деталям вы это определили.  (Страна, эпоха,  выразительные средства, другое).
  •  Что, на ваш взгляд,  интересует создателя каждого из представленных  произведений?
  •  Чем, по-вашему, отличается картина мира, представленная художниками?

Данное задание предназначено для закрепления материала урока, обобщения и понимания национальной принадлежности произведений искусства, а также направлено на формирование коммуникативных компетенций у обучающихся, владение навыком грамотной и аргументированной речи; навыком успешного общения и взаимодействия одного человека с другим. От первичного эмоционального восприятия в процессе аналитической работы над художественным текстов развивается навык прочтения и понимания смысла. Этот процесс важен для достижения личностных результатов обучения:

  • самоидентификации в пространстве культуры;
  • развития способности самостоятельно оценивать произведения искусства;
  • способности участвовать в продуктивной художественно-творческой деятельности, передавая свое отношение к окружающему миру.

 

1.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда. Природа, пространство, архитектура для 1-11 кл. // Интегрированные программы. – М.: Просвещение, 1995.