Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9
В настоящее время одной из наиболее популярных тем, обсуждаемых в психолого- педагогических исследованиях и дискуссиях, является модернизация образования на всех его уровнях. Безусловно, модернизация образования – ответ на запрос времени, это очевидная и насущная необходимость, в то же время стремление к его кардинальному реформированию может привести к необратимым последствиям, когда из образовательного процесса уйдет такая существенная составляющая, как глубинная гуманитарная направленность, опирающаяся на национальные культурные традиции. В начале 2000-х гг. в России был принят ряд законодательных инициатив, связанных с развитием образования в сфере культуры и искусства. Эти инициативы направлены на решение следующих задач: обеспечение условий для образования и творческого развития молодежи; подготовка творческих и педагогических кадров для системы художественного образования, в целом, и для высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства, в частности; продуктивное использование традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства, сложившихся в России, и подключение к образовательному процессу достижений зарубежной педагогики в этой области; разработка и внедрение содержания образования на основе нравственно- эстетических ценностей, т.е. активизация нравственного потенциала искусства; обеспечение устойчивого развития образовательных учреждений культуры и искусства. В связи с необходимостью решения этих задач требуется создать нормативно- правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства, что означает поправки в существующих федеральных законах и нормативных правовых актах. Необходимо решение вопросов оплаты труда преподавателей; создание дополнительных условий для поддержки талантливых учащихся высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств; укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ; научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства; создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства; совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства и т.д. Все перечисленные направления однопорядковы и требуют незамедлительного и кардинального (а не половинчатого, как это зачастую бывает в практике) решения. Между тем столь очевидные проблемы, так обстоятельно описанные в законодательных актах и концепциях развития образования, в реальности не получают разрешения, а, наоборот, углубляются. Как утверждает Э.Р. Дарчинянц, исполнительный директор Национальной ассоциации учреждений и учебных заведений искусств, «драматический и беспрецедентный провал реализации блестяще составленной и фундаментально аргументированной Концепции образовательной политики Министерства культуры Российской Федерации…объясняется полным прекращением живого и плодотворного сотрудничества с компетентными специалистами и общественными структурами системы профильного художественного образования…Федеральными органами управления культуры была проигнорирована и новая государственная политика в сфереобразования» [3; 77]. Таким образом, возможно наиболее существенной задачей педагогики высшего профессионального образования в настоящее время становится предотвращение формализации ясных и продуктивных идей, превращения их в демагогические заявления. В 2010 г. вышел проект закона «Об образовании в РФ», который вызвал большую волну протеста в педагогической общественности, особенно в части образования в сфере культуры и искусства. Анализ этого документа показывает, что он не решает вопросы финансирования образовательных организаций, нагрузки на преподавателей и повышения зарплаты; в нем не закреплен статус профильных университетов, из перечня образовательных организаций исчезли академии. В то же время в законопроекте появились пункты, которые позволяют не всем вузам и факультетам ориентироваться на Болонскую систему. Вопрос о переходе на Болонскую систему в вузах культуры и искусства является одним из самых неоднозначных и даже болезненных в высшем профессиональном образовании России. Необходимость включения в так называемый Болонский процесс определяется усиливающейся в настоящее время интеграцией образовательных систем, целью вхождения России в европейское образовательное пространство [10]. Одновременно возникает проблема сохранения культурной идентичности и специфики российской образовательной системы, в частности, непрерывности и многоступенчатости художественного образования, централизации управления образовательными учреждениями. Современный исследователь справедливо заключает, что «…являя собой синтетическое пространство, соединяющее, с одной стороны, основания и ценности образовательной социализирующей деятельности, и парадигмы, свойственные художественному творчеству, с другой стороны, данная целостная образовательная система имеет свою логику развития, так как определяется спецификой развития образовательных процессов, и закономерностями и тенденциями движения художественной культуры. В настоящее время представляется весьма существенным, чтобы в рамках заявленной интеграции в европейское образовательное пространство она сохранила свойственные данному образованию фундаментальность» [6; 2]. С позиции авторов статьи, эта фундаментальность определяет необходимость переструктурирования всей системы высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства на основе усиления гуманитарного компонента. Предусмотренные Болонской конвенцией цели, несомненно, отвечают современным общественным потребностям. В то же время реальность вносит свои коррективы и заставляет задуматься о достижимости этих целей, их адекватности представлениям о гуманистической педагогике. Так, например, «академическая мобильность» связана главным образом с прагматическими целями получения наиболее доходного места. В таком случае представления о научном энтузиазме, патриотической преданности и желании помочь своей стране оказываются лишь декларациями, не приемлемыми в сопоставлении с задачами Болонской конвенции. Реализация идеи академической мобильности очевидно (даже при благоприятных обстоятельствах) ведет к выгоде для богатых стран Европы. Главным стимулом в Болонской системе считается личный успех студента. Сюда включаются и накопительная рейтинговая система оценки знаний, и максимальная ориентация этих знаний на потребности рынка. Но разве можно утверждать, что личный интерес студента всегда совпадает с интересом рыночной конъюнктуры? Провозглашаемая Болонской конвенцией практическая ориентация образования заставляет максимально освободить программы от изучения теоретических предметов. Само по себе это направление жизнеспособно и продуктивно. Но опять же – при соблюдении необходимой меры. Не случайно исследователи предупреждают, что результатом сокращения преподавания теоретических предметов оказывается нечто ровно противоположное ожидаемому – такого рода образование оказывается совершенно непрактичным, так как для того, чтобы можно было предвосхищать грядущие изменения, нужна теория. Эмпирическая практика более абстрактная и односторонняя, чем теория, дающая обобщение практики в способе мышления, который позволяет давать оценки на основе исторического сопоставительного анализа. Связь этапов человеческой мысли необходима для представлений о движении культуры, науки. Кстати, современные работодатели уже констатируют, что за последние 15 лет значительно снизились уровни кадрового, интеллектуального, научного потенциалов в подготовке специалистов. Высококвалифицированные кадры выбывают, а необходимой их замены не происходит прежде всего в результате разрушения отлаженной системы обучения, ухудшения уровня образования [8; 76]. Существенным недостатком Болонского процесса является и его бюрократизированность, опора на систему тестирования, рейтингов и т.д., вто время как высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства не совместимо со стандартизацией. Опора в образовании исключительно на компетентностный подход может обернуться выхолащиванием ценностной составляющей образования:«Так, очень популярное в последнее время понятие, определяемое как «компетентность» и содержащее в своем первоначальном посыле наличие развитой способности к саморазвитию в русле профессиональной деятельности, выливается как раз в полное отсутствие «острого порыва» и господство «набившейся, приобыкшей руки», в новый частый гребешок образцов (так надо, а так не надо), сквозь который очень трудно продираться всему нестандартному, новому, свежему и индивидуально осмысленному и проявленному» [5; 113]. Особую сложность представляют введение двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура) в сфере культуры и искусства, прием абитуриентов на основе Единого Государственного Экзамена и накопительная система оценок. Специфика профессионального образования в сфере культуры и искусства проявляется: 1) при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента не является определяющим элементом. У поступающих должны быть определенные творческие способности, для выявления которых предусмотрены испытания творческой направленности. 2) в особенностях выбора профессии и ее постижения, так как освоение образовательных программ связано и с изучением научных дисциплин, и с развитием творческих способностей. В высшем учебном заведении должна быть создана образовательная среда, в которой расцветает живая научная мысль, происходит соединение прошлого с его традициями и инноваций будущего. В этих условиях возникает возможность «выращивать» «со-бытийную общность», что предполагает культивирование в образовательном процессе различных способов бытия на основе созданий «со-бытий бытия» (М.М. Бахтин), объединяющих педагога и студентов, студентов друг с другом. Задача вуза состоит в том, чтобы подготовить нестандартно мыслящего человека, готового к самостоятельной и ответственной адаптации – и профессиональной, и социальной. Особенность профессионального образования в сфере культуры и искусства предопределяет и особенный характер подготовки педагогических кадров. Очевидно, что «выращивать» со-бытийную общность студентов педагог может, только будучи «включенным» в продуктивное общение с ними. Для этого он должен сформировать собственную личностно-профессиональную позицию как организатора и фасилитаторатакого общения, суть которого определяется его полипозицинностью. Главная цель полипозиционного общения – «прорыв» в иной контекст понимания смысла. В процессе коммуникации становится очевидным, что собственное понимание не единственное и недостаточное, и оно может быть обогащено другими пониманиями и одновременно обогащать других. Кроме того, будущий преподаватель художественных дисциплин не просто осваивает методику, перенимая ее непосредственно от своего педагога, бережно относясь к ее традиционной основе, но и обогащает ее собственным опытом. Отсюда возникает особая необходимость сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства. К таким традициям прежде всего относятся: сбалансированность образовательного процесса, что подразумевает определение важных образовательных задач, их отчетливую формулировку, гибкость и, как следствие, поддержку педагогической инициативы, скоординированность и ответственность управления, развитую систему контроля за качеством знаний; наличие осознанной миссии учебного заведения, которая включает в себя не только направленность на освоение определенных знаний и приобретение необходимых профессиональных навыков, но и организацию условий для личностного становления и развития; образовательный процесс в вузе трактуется как учебно-воспитательный процесс, когда студентам транслируется не только информация, но и осуществляется передача ценностных основ культуры, а воспитание личности ставит целью раскрытие необходимости постоянного личностного и профессионального совершенствования; профессиональная подготовка имеет не только прагматический характер овладения специальностью, но и позволяет выпускнику вуза органично социализироваться и пройти этап профессиональной адаптации. В то же время высшее профессиональное образование на современном этапе не может игнорировать требований общественного развития. С этим связаны такие направления, как открытость к инновациям и гибкость, позволяющая в достаточно короткий срок модернизировать образовательный процесс с целью быть конкурентоспособным вузом; активное и продуктивное использование современных информационных технологий образования; создание управления вузом на основе современных теорий менеджмента образования, планирования и распределения ресурсов, контроля за качеством образования; многопрофильность и многоуровневость подготовки (диверсификация и спектральность образовательного процесса); профессионально-практическая направленность получаемых студентами знаний и навыков; кумулятивность, т.е. создание и развитие межрегиональных инфраструктур университетов культуры и искусства. Данные инфраструктуры выполняют несколько функций (научную, образовательную, культурообразующую), т.е. они отвечают за обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами, поддерживают процесс научного исследования в области художественного образования, выступая в качестве научно-творческих и информационных центров в различных регионах Российской Федерации; культуросообразность образовательного процесса (В.Т. Кудряцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр), когда путь приобщения к культуре носит характер диалога с миром культуры и искусства. Он осуществляется, «как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого – вступающего в диалог – феномена культуры, образа культуры, произведения культуры, то есть того транслированного в «произведение» субъекта», что способнее других «бесконечно углублять, развивать, преобразовывать свою особость, свое неповторимое бытие» [2; 271]; развитие творческой составляющей содержания образовательного процесса, что связано и с реализацией творческих достижений студентов и преподавателей в социально-культурной практике (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.), и с осуществлением влияния на культурную политику в целом; создание в вузе постоянно развивающейся культурно-образовательной среды, создающей условия для профессионального и личностного совершенствования будущих специалистов. Заключая рассмотрение особенностей становления высшего профессионального образования в области культуры и искусства в начале XXI века, необходимо еще раз подчеркнуть, что значимость этой образовательной структуры закреплена законодательно. Так, в Законе «О культуре и сохранении культурного наследия» культура признается в качестве духовно-нравственной основы развития современного общества в России [4]. Реализация этой цели возможна только при наличии системы профессионального образования, направленного на сохранение ценностных ориентаций культуры и искусства, высоких нравственно-эстетических идеалов, норм и культурных традиций. Высшее профессиональное образование являет собой эффективный механизм трансляции культуры. Одним из направлений оптимизации деятельности этого механизма является опора на важнейшие для российского образования идеи воспитания человека нравственного, ответственного, обладающего широким спектром знаний и одновременно высококвалифицированного специалиста, трудолюбивого, умеющего отстаивать собственные жизненные принципы, стремящегося к достижению не только материальных, но и духовных жизненных и профессиональных целей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. 2. Библер В.С. От науконаучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. 3. Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения. - М.: Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств, 2008. 4. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля 2007 г.)//http://www.gdezakon.ru/zakon/education/ 5. Кабкова Е.П., Стукалова О.В. Творчество Гоголя: трудности восприятия// Гоголь и 20 век. Материалы международной конференции «Русская литература и культура между Востоком и Западом». – Будапешт, 2010. – С. 112-122. 6. Кудрина Е.Л. Диверсификация высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: - М., 1999. 7. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2013. - Том 2. - № 4. - С. 666-674. 8. Манн Ю.В. Смех: сила и бессилие // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2012. - Том 1. - № 3. - С. 634-642. 9. Манн Ю.В. Сквозь призму художественной детали: (дополнение к теме) // Гуманитарное пространство. Международный альманах. - 2013. - Том 2. - № 4. - С. 702-710. 10. Мясоедов С.П. Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы// Национальные проекты. - № 5-6. (518) 11. Одегов Ю., Русинов Ф., Петросян Д. Проблемы обучения россиян современному менеджменту // Российский экономический журнал. - 1993. - №5. - С.76-88.