Для успешного освоения учащимися-гитаристами музыкального инструмента в условиях занятий в классе гитары детской музыкальной школы или студии необходим целый ряд различных условий, и чем более полным будет спектр предлагаемых ученикам условий, тем больше у них будет возможностей для содержательного и эмоционально наполненного общения с музыкой. «В педагогической практике вредно замыкаться на ограниченном ряде тезисов: только при синтезе знаний и теорий можно достичь наиболее целостного представления о рассматриваемом явлении. Тем не менее, многие педагоги склонны при формулировании положений концепций и теорий выделять тот или иной нюанс воспитательного процесса» [1, 91-92]. Очевидно, что центром любой учебно-художественной деятельности является работа над музыкальным образом. Однако, для того, чтобы ученик смог проявить свое понимание музыкального образа он должен владеть целым рядом технических приемов, которые вырабатываются постепенно в процессе освоения музыкального инструмента, где темперамент исполнителя играет существенную роль и может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на результат работы.
В формате статьи невозможно отразить все необходимые для воспитания учащихся-гитаристов теоретические и практические аспекты. В связи с этим, в данной статье отражено одно из направлений работы в классе гитары в условиях дополнительного образования – учет роли темперамента ученика в процессе освоения им музыкального инструмента.
Необходимо обратить внимание на то, что данное направление все еще недостаточно освещено в теоретических трудах, а на практике педагоги-гитаристы, в основном, учитывают особенности темперамента ученика скорее интуитивно, чем целенаправленно.
Гитара – музыкальный инструмент, в освоении которого важную роль играют моторика и физиологическая структура пальцев. Гитарист все время имеет дело с физическим стремлением, с преодолением болевых ощущений и с многочисленными зажимами. В настоящее время разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники: детально описаны положение рук, инструмента, способы звукоизвлечения, игровые приемы и т.д. Исследователями много внимания уделено проблеме использования правильной аппликатуры при игре правой и левой рукой, подробно изучены и представлены в пособиях приемы игры на гитаре в разных позициях, определены различные перемещения, смещения левой руки, что, безусловно способствует развитию аппликатурного мышления.
В данной статье основное внимание уделено роли темперамента ученика в процессе освоения музыкального инструмента, так как его физиологической основой является «тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе» [8].
Людей с древности интересует то, что делает их непохожими друг на друга, и, в равной степени, то, что их объединяет. Мы ищем различия характеров и темпераментов, и, одновременно имеем сильное стремление систематизировать свои особенности, искать схожесть и искать логическое объединение особенностей по группам и категориям. Человек хочет быть уникальными, и при этом быть частью целого.
«Слово «темперамент» (от лат. peramentum) в переводе с латинского обозначает «устойчивая смесь, соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека» [6]. Эти ученые объясняли темперамент наличием и преобладанием в организме человека так называемых «жизненных соков» и, в соответствии с этим предложили четыре типа темперамента, которые до настоящего времени находят применение в различных психологических исследованиях и классификациях. Так, Гиппократ и Гален отмечали, что:
- «Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.
- Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» – холериком.
- Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым – сангвиником.
- Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым – меланхоликом» [6].
В современной науке у различных психологов имеются собственные подходы к описанию темпераментов. Одним из наиболее распространенных стало описание четырех типов высшей нервной деятельности, сравнимых с типами темперамента, описанными Гиппократом, принадлежащее И.П. Павлову.
- «Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – соответствует гиппократовскому меланхолику.
- Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
- Сильный уравновешенный подвижный тип – соответствует сангвинику, «живому» типу.
- Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – соответствует флегматику, «спокойному» типу» [7].
Основой новейших исследований в этой области стали, в основном, классические труды И.П. Павлова, Г.Ю. Айзенка, Б.М. Теплова и их последователей. Ученые делят «компоненты темперамента на 2 группы: «Активность» поведения и «Эмоциональность». Активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)» [2].
Российская традиция исследования темперамента продолжилась в исследованиях Лаборатории дифференциальной психофизиологии при Институте Психологии Российской Академии Наук в исследованиях В.Д. Небылицына и В.М. Русалова. Этими исследователями были открыты такие свойства нервной системы, как:
- динамичность (от этого свойства зависит легкость, скорость образования временных нервных связей);
- лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса).
Это открытие стало важным шагом на пути изучения психофизиологии индивидуальных различий. Было выявлено, что от темперамента человека зависят формально-динамические аспекты поведения (группа эмоциональности и группа активности), не связанные с содержанием деятельности.
Вместе с тем, современные ученые считают, что «чистых» типов темперамента (по Гиппократу и Галену) в природе не существует. Как всякая модель это базовое определение типов темперамента человека в значительной степени огрубляет реально существующие процессы и концентрирует внимание на основных признаках рассматриваемых явлений.
Из представленных групп нас интересует те, которые отвечают за скорость протекания процессов возбуждения и торможения в физическом плане, то есть, те, которые направлены на действия напрямую. Мы рассматриваем, как протекает импульс, и наш ключевой интерес заключается в том, является ли импульс быстрым или медленным, что имеет непосредственное значение для развития моторики начинающего гитариста.
В данном аспекте стоит обратить внимание на особенности различных школ гитарного исполнительства. Так, в испанской и венгерской традиции можно видеть очень большую свободу в общении гитариста со своим музыкальным инструментом. Южный взрывной темперамент как нельзя больше соответствует характеру музыкальных произведений (и народных, и композиторских), являющихся ярким отражением местной школы. Стремительные темпы, яркие контрасты, ритмическое разнообразие требуют не столько упорных занятий по освоению необходимых технических навыков, сколько природных способностей, определяющих предрасположенность будущего гитариста к преодолению значительных сложностей репертуара, который ему предстоит освоить.
Среди этих необходимых природных способностей – мгновенная реакция, способность к точным пальцевым движениям, врожденная моторика, самостоятельность правой и левой рук в процессе движения. Очевидно, что тип темперамента будет сильно влиять на проявления данных способностей ученика.
В русской гитарной школе существует направление, в котором сочетаются умеренные темпы, несложный гармонический план, сдержанные фигурации и, одновременно, выразительная мелодика и задушевность, что способствовало его огромной популярности. Это музыка городского романса, востребованная до сего дня и входящая в репертуар практически всех начинающих гитаристов. Как известно, наиболее значимыми характеристиками этого жанра являются:
- конкретика в образах,
- ступенчатая композиция,
- представление лирического героя о самом себе, как о человеке с большим жизненным опытом,
- недостижимость объекта любви;
- гармонический минор;
- шаблонные каденции и секвенции, включая «золотую секвенцию».
Жанр городского романса обладает исключительной емкостью, что обогащает и разнообразит его содержание: от тонкой лирики до социальных проблем.
Возможно именно поэтому ученики, не отличающиеся особенно ярким темпераментом – те, которых можно отнести к группе флегматиков или меланхоликов (с учетом всех сложных оттенков данных типов темперамента) хорошо справляются с подобным репертуаром. Это доказал анализ практической работы.
Однако те из них, которых отличает большая подвижность психических реакций и которые условно могут быть названы холериками или сангвиниками зачастую сталкиваются с определенными трудностями в освоении такого, казалось бы, комфортного музыкального материала. Для вдумчивого, ритмически ровного и спокойного исполнения им будет не хватать терпения. Они постоянно пытаются неоправданно ускорить темп, причем данные ускорения будут «рваными», дискретными, так как для исполнения всего произведения в быстром темпе нужны достаточно крепкие технические навыки и способность представлять себе все произведение целиком со всеми подробностями развития музыкальной мысли – музыкальными фразами, акцентами, кульминацией, завершением и т.п.
В этой связи мы предлагаем обратить особое внимание на качества темперамента ученика и попытаться соотнести их с характером упражнений, которые, так или иначе, являются обязательными при обучении игре на музыкальном инструменте.
В гитарной педагогике мы постоянно занимаемся развитием моторики, телом, движением. Так, на качество игры и филигранность пассажей влияет множество факторов – от правильной посадки и угла наклона грифа, до природных данных ученика. Движение – это импульс к нейронам, который у холерика протекает быстро, и, соответственно, ему нужно упражнение, исполняемое в быстром темпе. У флегматика это медленный и устойчивый импульс, ему наоборот часто не хватает скорости. Он может из урока в урок играть пассаж абсолютно правильно в своем комфортном умеренном темпе. Он прекрасно чувствует себя при выполнении ровной и монотонной работы. С учеником-флегматиком мы будем совсем по-другому строить работу над ускорением, чем с учеником-холериком.
Таким образом, в процессе практической работы с учениками класса гитары был найден такой вариант занятий, который в наибольшей степени соответствует темпераменту ученика, не противоречит его биохимической природе, и, в тоже время, выполняет педагогические задачи – в данном случае – постепенное замедление или ускорение темпа, в котором выполняется упражнение.
Преподаватель просит ученика с темпераментом быстрого типа сыграть медленно. Когда мы получаем на выходе фиаско, можно чуть прибавить темп. Мы просим сыграть чуть быстрее, и если не получается, то еще чуть быстрее. В поднятии скорости обязательно наступит определенный порог. Это момент, когда ученик может воспринять информацию. Он может связанно сыграть, все еще ошибаясь, но уже понимая, что от него требуется в этом, новом для него темпе. Здесь важно – именно постепенное замедление, когда ученик играет в комфортном для него темпе, умеренно быстром, и мы шаг за шагом сбавляем скорость до той, в которой он сможет слушать и следить за качеством звука, выполнять поставленные музыкальные задачи.
Таким образом, обращение в процессе работы в классе гитары к индивидуальным свойствам учеников, выражающихся в типах их темперамента, может способствовать преодолению трудностей в освоении музыкального инструмента.
Важно, что учение о темпераментах может применяться на практике не только в гитарной педагогике, но и при игре на любом другом музыкальном инструменте. Для гитары эта теория имеет особый смысл, учитывая сложность адаптации к инструменту и значительную физическую нагрузку. Задача преподавателей по гитаре искать новые пути преодоления трудностей для своих учеников, экспериментировать и использовать научные знания, полученные из других областей.
ЛИТЕРАТУРА
- Кабкова, Е.П. Методика контекстного музицирования в применении к музыкально-эстетическому воспитанию учащихся ДМШ [Текст] / Е.П. Кабкова, С.И. Куракин // Инициативы ХХI века. – №1. – 2016. – С. 91-94.
- Маклаков, А.Г. Темперамент / Общая психология. Учебник для вузов / А.Г. Маклаков [Электронный ресурс]. – URL: https://studfiles.net/preview/6019338/page:32/ (дата обращения: 01.12.2018).
- Небылицын, В.Д. Темперамент [Текст] / В.Д. Небылицын / Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – С. 153-159.
- Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В. М. Русалов. – М.: ИП РАН, 2012.
- Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий [Текст] / В.М. Русалов. – М.: Наука, 1979.
- Связь темперамента и соционического типа [Электронный ресурс]. – URL: http://zanoza.socioland.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1% (дата обращения:01.12.2018).
- Темперамент [Электронный ресурс]. – URL: https://studfiles.net/preview/2915943/ (дата обращения: 15.12.2018).
- Типы темперамента человека [Электронный ресурс]. – URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html (дата обращения: 15.12.2018).