Одной из основных целей образования является создание условий и стимулов для передачи ценностей культуры. Эти идеи не только педагогически, но и социологически обоснованы (Э. Дюркгейм [2]). Освоение культурных ценностей связано и с интериоризацией личностью нравственных и эстетических основ бытия, что раскрывает такую сущностную характеристику образовательного процесса, как воспитание чуткого и уважительного отношения к прошлому в контексте его сопряжения с настоящим и нацеленности на будущее.
Между тем анализ ситуации в области освоения обучающимися духовного и эстетического наследия народной культуры позволяет констатировать, что в художественном образовании на современном этапе происходит нарушение преемственности между освоением народной культуры и художественными практиками, которые более актуальны для молодежи, живущей в информационном обществе, характеризующемся чертами глобализации, тотального влияния массовой культуры, усилением прагматических мотивов и потребительского отношения к окружающей среде.
Главным эстетическим направлением современности можно назвать постмодернизм, который рассматривает художественную культуру как машину, которая моделирует бесконечное множество возможных миров [4]. Отличительными чертами негативного влияния информационной среды являются также усиление индивидуализма молодого поколения, увеличение дистанции со старшими поколениями.
Молодежь зачастую оказывается в своеобразной духовной изоляции, погружаясь в виртуальной интернет-пространство.
В результате происходит нарушение восприятия народной культуры как актуального и личностно значимого пространства постижения мира, самореализации. Для молодежи оказывается закрытой и непонятной глубинная сущность народного декоративно-прикладного, музыкального, хореографического искусства.
Скрытые в орнаментах и движениях, звуках и художественных образах устного фольклора культурные коды воспринимаются как нечто устаревшее, не имеющее отношения к современности знание. Соответственно, это знание и имманентные ему навыки создания игрушек, предметов быта, тех или иных примеров народных жанров в словесном творчестве остаются или невостребованными в практике художественного образования и развития личности, или – что, возможно, еще хуже, подменяются вульгарными опошленными псевдо-образцами, эпигонскими подражаниями, в которых нарушаются главные основы народной культуры.
В чем состоит опасность этих тенденций?
Прежде всего, это затрагивает сферу взаимодействия межпоколенческого обмена опытом жизнедеятельности: нарушение связей между поколениями приводит к разрыву в сохранении и передаче отечественных художественных традиций и сокращению перспектив их дальнейшего развития.
При этом, большинство педагогов разделяет мнение о том, что именно народное искусство, воплощающее духовные идеалы, нормы и ценности дает благоприятную возможность каждому растущему человеку освоить необходимые для современной жизни навыки межкультурного диалога, узнать о многообразии культурных традиций, научиться тактичному отношению к чужой культуре, постигая важнейшие ценностные и эстетические основы разных культур, осваивая уважительное отношение к непонятному, но важному для других народов.
Очевидно также, что никакие другие учебные предметы не могут так полноценно и глубоко влиять на воспитание толерантности, дисциплины предметной области «Искусство» [1].
По данным прикладных и экспериментальных исследований Института художественного образования и культурологии различные художественные студии, связанные с народной культурой, в ряде регионов страны (Москва, Московская область, Нижегородская область, Пермский край, Челябинск, Челябинская область и др.) посещают от 1,5% до 17% детей (из числа обучающихся одной образовательной организации).
Причем указанный максимум (17%) наблюдается лишь в очень редких случаях, где в образовательной организации предлагается весьма широкий спектр художественных студий не только в рамках фольклора и других видов народного традиционного искусства, но и с другими видами искусства – в том числе с медиатехнологическими видами.
Потребность в занятиях различными видами традиционного декоративно-прикладного творчества проявляет себя прежде всего в дошкольном и начальном общем образовании [3].
Дети этого возраста гораздо более открыты к восприятию художественного языка народной культуры: им интересно участвовать в народных подвижных играх, знакомиться с народной игрушкой, создавать предметы на основе традиций народных промыслов, примерять народные костюмы.
Через творческую деятельность дети постепенно и ненавязчиво входят в неспешный образный мир, основанный на мифологических представлениях о матери Земле, о целостности всего сущего и неразрывной взаимосвязи добра и красоты. Колыбельные, потешки, песенки, сказки, загадки, пословицы и поговорки – все эти жанры устного народного творчества также близко знакомы дошкольникам и не забываются младшими школьниками, которые участвуют в кукольных спектаклях, рисуют, лепят, шьют костюмы для кукол и т.д.
Но затем, в средних и старших классах общеобразовательной школы этот интерес постепенно вытесняется, подросткам важно быть актуальными, остромодными, а народная культура народов России не является (за исключением нескольких регионов) предметом престижа.
Поразительно, но это не касается народной культуры викингов, кельтов, индейцев. Впрочем, можно отметить, что в последнее время у части молодежи растет интерес к славянским языческим культам. Правда, сущность этого интереса представляется амбивалентной и, возможно, в данном случае возникает как раз отмеченная выше ситуация подмены истинной сущности народной культуры псевдо-образцами. Именно поэтому пристального внимания со стороны теоретиков и практиков педагогики требует изучение воспитательных возможностей народной культуры в образовательном процессе средней и старшей школы.
Безусловно, в содержании примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования («Изобразительное искусство», «Музыка») есть разделы, темы уроков и т.п., так или иначе раскрывающих истоки народного художественного творчества и его специфику, но это трудно назвать достаточным для действительно глубокого приобщения российской молодежи к ценностям народной культуры, для обеспечения всемерной поддержки и развития богатейших отечественных традиций в сфере народных художественных промыслов России, устного, музыкально-инструментального и хореографического фольклора.
Восполнить возникший пробел может внедрение разрабатываемой в ФГБНУ ИХОиК РАО программы дополнительного образования «Азбука народной культуры», которая направлена на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания молодого поколения, начиная с раннего возраста. Важно отметить, что данная Программа соответствует ФГОС ДО и ФГОС НОО. В программе четко определены целевые ориентиры воспитания юных граждан России как созидателей, которые глубоко понимают и ценят родную культуру и при этом готовы к диалогу с другими культурами.
В Программе достаточно четко определены ценностные начала воспитания этнокультурной и общенациональной российской гражданской идентичности: ответственность, уважение к представителям старшего поколения, сопричастность к истории и культуре своего народа и своей страны, иначе говоря – традиционные трудовые, нравственные, эстетические ценности, которые характеризуют сущность национальных культур народов, населяющих Россию. Предлагаемая в программе модель взаимодействия педагогов с детьми и родительским сообществом позволяет создать условия для целенаправленного и систематического процесса освоения каждым растущим человеком этих ценностей, начиная с самого раннего возраста.
Разработанная на сегодняшний день Программа (она затрагивает дошкольное и начальное образование) включает в себя три основных раздела.
В Целевом разделе представлены концептуальные основы, авторская стратегия формирования эстетического отношения к народной культуре на первых уровнях образования. Также даны ориентиры и задачи реализации данной Программы в практике дошкольного образования.
В Содержательном разделе внимание сосредоточено на контенте программы. Рассматриваются различные формы народной культуры – от устного народного творчества до календаря и народных праздников.
В Организационном разделе даны общие рекомендации к организации образовательной деятельности. Программа базируется на фундаментальных теоретических обобщениях и методологических позициях педагогической науки, а именно на идеях о:
• формировании целостной образовательной среды, которая учитывает историко-культурную специфику того или иного региона;
• создании системы педагогического сопровождения и ряда воспитательных мероприятий, в которой между тем учитывается необходимость индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка;
• приобщении детей к культурным ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности.
В Программе также представлены оптимальные условия для эстетической коммуникации. Доказано, что именно народное искусство и самостоятельная художественная практика выступают оптимальной формой деятельности, способной открыть и очеловечить универсальный характер культуры.
Определено, что сложный характер формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру определяет опосредованность этого процесса и значимость образно-смысловой картины мира, которая позволяет ребенку органично войти в освоение общечеловеческой культуры.
Что делает данную Программу перспективной в дидактическом и методическом отношении?
Прежде всего, ее нацеленность на столь востребованную в наше время вариативность реализации. Кроме того, Программа учитывает требования основных государственных и ведомственных документов, в частности Программа опирается на требования СанПиН нового поколения.
Созданные рекомендации научно обоснованы и предназначены для детей с различным уровнем подготовки. Образовательный процесс освоения ценностей народной культуры, организованный на основе данной Программы, ориентирован и на повышение уровня социальной адаптации детей в современном информационном обществе, на развитие способностей к разностороннему саморазвитию.
В заключение можно сказать, что первые результаты апробации Программы показывают ее эффективность и высокий уровень позитивного воздействия.
Это означает, что опыт освоения духовных и эстетических ценностей народной культуры направляет активность личности на выстраивание основ для такого пути, который может быть назван «жизнестроительством». Он ассоциируется с функциями целеполагания своего личностного развития. В ходе жизнестроительства личность способна не только антиципировать будущие события и этапы жизни, но также выстраивать систему смысловых образований, необходимых для практической реализации духовного и социально ориентированного смысла жизни.
Перспективы широкой реализации Программы связаны со следующими направлениями и мероприятиями:
- организация курсов повышения квалификации педагогов дошкольного, основного и дополнительного образования, на которых они будут ориентированы на освоение специфики данной Программы и ее вариативное применение в образовательных организациях различного уровня;
- проведение масштабного мониторинга внедрения программы и анализа его результатов с выработкой дальнейших методических рекомендаций и коррекции возникающих проблем;
- разработка дидактического обеспечения и выпуск необходимого оборудования и материалов для полноценного внедрения всех направлений программы;
- раскрытие потенциала сетевого взаимодействия педагогов и социально ориентированных для информационной поддержки проекта.
1. Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. - 2016. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. с франц. - М.: Канон, 1995.
3. Концептуальные основы модернизации предметной области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 162 с. ISBN 978-5-905451-27-0
4. Стукалова, О.В. Современное художественное образование в контексте постмодернистского дискурса. Педагогика искусства. - № 2-3. 2007. – Режим доступаURL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sovremennoe-hudozhestvennoe-obrazovanie-v-kontekste-postmodernistskogo-diskursa