ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ИСКУССТВА БАТИКА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

КОШЕЛЕВА Л.А.


К.п.н., доцент кафедры Изобразительного искусства и реставрации Института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир

Аннотация: 
Статья посвящена исследованию проблемы обучения батику как методу творческой работы и как самостоятельному художественному произведению в специфических условиях образовательной деятельности художественных и педагогических вузов. Работа основана на изучении истории возникновения и развития батика как самостоятельного произведения (в народном декоративно-прикладном и профессиональном художественном творчестве) и как метода создания произведения.

Актуальность рассматриваемого вопроса обусловлена необходимостью
совершенствования и повышения качества высшего педагогического образования в
области декоративно-прикладного искусства. Требования, предъявляемые к художнику-
педагогу, а именно повышение творческой активности, воспитание готовности к решению
неординарных задач, развитие композиционного и образно-пластического мышления, с
каждым годом приобретают большую значимость. Достижению этих целей служит такой
вид художественного творчества, как батик.
Батик активно используется профессиональными художниками во многих видах
декоративного творчества: как технический приём создания декоративных
художественных произведений, способ оформления интерьера, метод создания
театральных декораций, проектирования костюма и многое другое. Батик как
самостоятельное художественное произведение обладает специфическими
выразительными свойствами, а процесс его создания – многими художественно
развивающими, образовательными и воспитательными функциями. Батик как вид
художественной деятельности выступает и как метод обучения в художественном
образовании.
В связи с вышесказанным очевидна объективная необходимость использования
педагогического потенциала метода батика и его художественно-выразительных
возможностей для творческого развития художника-педагога в системе его
профессиональной подготовки. Следует предположить, что совершенствование высшего
образования художников-педагогов заключается в оптимизации приёмов работы над
учебным заданием и самостоятельным художественным произведением. Соответственно,
батик, являясь методом поиска композиции и образно-пластического языка произведения,
способом создания самостоятельного художественного произведения, может
способствовать творческому развитию студентов и улучшению их профессиональной
подготовки как будущих педагогов-художников.
Ручная художественная роспись тканей уходит своими корнями в глубокую
древность. Наибольшей известностью пользовались способы разрисовки тканей с
применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключалась в том,
что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрывались различными смолами или
пчелиным воском; последние, впитываясь в ткань, защищали ее от воздействия краски.
Подготовленную таким образом ткань опускали в краску, затем удаляли резервирующий
состав (резерв) и в результате получали белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ
украшения тканей был известен на Руси, в Армении, в Азербайджане, в Китае, в Индии, в
Японии, в Корее. В Индонезии он существует и до сих пор и получил название «батик».
Каждая страна привносила в искусство художественной росписи тканей свои
национальные особенности.
В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х годов
прошлого века, получив широкое развитие и признание благодаря художникам-
профессионалам. Способами художественной росписи оформлялись головные и шейные
платки, косынки, шарфы, галстуки, а также купоны женских и детских платьев, занавеси,
скатерти, салфетки и т. д. Параллельно массовому применению батика развивалась также
роспись по шёлку как элитное искусство. В целом художественная роспись тканей в
России развивалась на основе всего мирового опыта, использовались разные пути
освоения художниками различных технологических приёмов.
Шло время, менялись технологии, появлялись новые материалы и оборудование. И
вот уже в наше время переосмысленная и переработанная в соответствии с современными
требованиями техника ручной росписи ткани заняла достойное место среди других видов
декоративно-прикладного искусства. В истории развития отечественного искусства батика
особое место занимает творчество заслуженного художника России Ирины Трофимовой.
Именно она вдохновила многих российских художников на занятие батиком, благодаря
чему в конце ХХ века в нашей стране произошёл всплеск развития искусства батика,
сопровождавшийся появлением новых направлений и имён. «В наши дни батик занимает
ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких
традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика» 2, 13.
Свой вклад в искусство батика внесли такие мастера, как «Ирина Трофимова –
монументальный батик; Станковое направление: Сергей Давыдов – «философский» батик,
создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;
Татьяна Шихирева – «повествовательный» батик; Виктория Кравченко – «офортный»
батик; Юрий Булычёв – «традиционный» батик; Виктор Парийский – «живописный»
батик; Евгений Архиреев, Юрий Ярин – «обратный» батик (техника вытравки); Александр
Талаев – «экспериментальный» батик» 2, 11–12.
Как и все виды декоративно-прикладного искусства, текстиль имеет свои принципы
оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека,
известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность
художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения,
раскрыть красоту и свойства материала. В художественном решении батика «очень важно
найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа,
натюрморта, жанровых сцен и монументальных композиций и т. д.» 2, 13.Любое
изображение в батике строится по законам текстильной графики: «…плоскостное
решение; отсутствие планов; сочетание орнамента и декоративной живописи; сочетание
графического пятна и линии.» 2, 14.
Обучение технике «батик» предусматривает изучение азов композиционной
грамоты (формальной, сюжетной, орнаментально-декоративной композиций);
формирование умений и навыков, направленных на выполнение творческих работ;
развитие эстетического восприятия окружающей действительности, художественного
вкуса и художественного видения. Знакомство с закономерностями и средствами
композиции в батике предполагает освоение последовательности выполнения композиции
в материале, что позволяет решить задачу методической подготовки специалистов и
создать учебно-методический комплекс по батику для проведения занятий с детьми.
Изучение батика способствует творческой самореализации студентов в педагогической и
художественной деятельности, художественному воспитанию и профессиональной
подготовке учителя ИЗО, способного организовать творческий процесс школьников в
общеобразовательных и художественных учебных заведениях по декоративному
искусству.
Одной из методических программ обучения художественной росписи ткани в
государственной системе образования особого внимания заслуживает программа-
алгоритм авторского курса для студентов ХГФ, разработанная Р. А. Гильман. В
программе рассматривается последовательное выполнение различных технологических
операций, даны художественные и педагогические приёмы организации творческой
деятельности учащихся на занятиях по художественной росписи тканей. В неё включены
и методические указания по содержанию и типу урока, материал по интеграционной связи
с другими предметами» 1.
С точки зрения методических рекомендаций по организации изучения курса
«Художественная роспись ткани (батик)» отметим следующее. Особое значение
придается выполнению практических заданий по холодному и горячему способу росписи
ткани. Для более успешного выполнения студентами учебных и творческих заданий
процесс обучения необходимо строить так, чтобы каждое исполнение практических работ
следовало непосредственно сразу после рассматриваемой теоретической темы. Для этого
разработана специальная система упражнений, где теория взаимосвязана с практической
деятельностью.
В курсе «Художественная роспись ткани (батик)» предусматривается выполнение
ряда практических работ с исполнением заключительной итоговой работы, работа с
учебными пособиями, консультации. В семестре предусматривается обязательный
минимум практических работ. Практические работы выполняются на ткани (Х/Б и шелке)
специальными красками для батика. Сроки сдачи практических работ и контроля
оговариваются в календарных планах занятий, составляемых на каждый семестр
обучения.
В процессе работы со студентами следует обращать внимание на педагогическую
направленность обучения. Важно научить студентов, как будущих учителей ИЗО и
руководителей кружковой работы по направлению «ДПИ», четко и ясно формулировать
свои мысли, знать и уметь грамотно и поэтапно показать различные техники и способы
художественной росписи ткани. Поэтому по окончании курса будущие специалисты
должны приобрести прочные знания технологических приемов создания изделий в
технике «Батик» и в полной мере овладеть методикой применения этих знаний в учебно-
воспитательной работе.
Большое значение приобретают в обучении посещения музеев, выставок,
мастерских известных художников, работающих в области художественной обработки
текстиля. Использование инновационных технологий обучения способствует
формированию у студентов сознательного отношения к способам учебной деятельности,
создаются необходимые условия для развития личности, осуществляется ее право на
индивидуальный творческий вклад, на личную инициативу, на свободную
самореализацию будущих учителей изобразительного искусства. Процесс обучения
батику предполагает исследовательскую деятельность студента, на основе создания
условий для творческого развития, самореализации в сфере художественной и
педагогической деятельности.
В результате изучения искусства батика студент должен: знать технологию батика
– материалы и инструменты, способы и приёмы работы, этапность выполнения, историю
возникновения и развития искусства батика, методику проведения занятий по батику;
уметь выполнять декоративно-художественные работы в технике батика – начиная от
эскиза и заканчивая этапами художественного оформления и экспозиции изделий,
создавать изделия в технике батика, организовать учебный процесс по освоению техники
батика; владеть навыками ведения декоративно-прикладной работы с учетом
художественных традиций и современных технологий обработки ткани; проведения
учебных занятий по технике батика.
Исследование батика как самостоятельного произведения, как метода работы и
метода обучения с целью обоснования введения батика в программу учебной дисциплины
«Основы ДПИ с практикумом» кафедры Изобразительного искусства и реставрации
Института искусств и художественного образования ВлГУ, показало: 1. Искусство батика
имеет большую историю, определённую специфику создания и было освоено многими
народами мира, принадлежавшими к разным культурам. 2. Батик и сегодня является
творческим методом работы профессиональных художников в декоративном, театрально-
декорационном искусстве и в дизайне одежды. 3. Использование батика как одного из
наиболее действенных методов обучения и творчества закономерно. 4. Батик как вид
творческой деятельности имеет особенные технические и выразительные возможности,
позволяющие создавать новые неповторимые произведения искусства. 5. Батик – один из
действенных методов обучения и творчества: как самостоятельное художественное
произведение и как учебное задание имеет определённые этапы, методы, способы и
приёмы создания. 6. Батик – один из основных методов учебно-творческой работы
студентов и эффективный метод обучения художников-педагогов, обеспечивающий
динамику их творческого развития, ведущую к достижению уверенного композиционного
построения, обогащённой цветовой палитре, усложнённой технологии работы;
художественной образности творческих работ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие. – М.: Владос, 2005.
2. Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
3. Омельяненко Е.В. Развитие творческой активности взрослых слушателей системы дополнительного образования на занятиях художественной росписью ткани // диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, МПГУ, 2005
4. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: 1988.
Учебно-творческие работы студентов
Лебедева М.,4 к. Марина.40х40см Сорокина А.,4к. Равновесие души.40х40см
Липина Е.,4к. Механизм. 40х40см Окунева Ю.,4к. Греция в геометрии.40х40см
Апентьева Г.,4к. Этнический мотив.40х40см
Антипова С.,4к. Индейский мотив.40х41см
Сухова Е.,4к. Лучи солнца.40х40см Шеланкова Л.,4к. Звезда.30х30см
Сёмина Е.,4к. Летнее настроение.40х40см Егорова Т.,4к. Центральная геометрия.40х40см
Ластовиченко А.,4к. Дерево желаний.35х55см
Егорова Т.,4к. Вечерний залив.55х35см
Апентьева Г.,4к. Цитрусовый вихрь.53х35см
Окунева Ю.,4к. Весна. Япония.35х55см
Окунева Ю.,4к. Павлин в пионах.70х45см
Кузнецова М.,4к. Подснежники.35х55см
Лоскутова Д.,4к. Дерево.55х35см Пушкарская А.,4к. Дерево.35х50см
Баташова А.,4к. Древо жизни.35х45 Белушкова Т.,4к. В преддверии тьмы.35х55см
Алентьева Г.,4к. Дерево. Времена года.80х80см
Сёмина Е.,4к. Кувшинки.55х35см