ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Бодина Елена Андреевна

д.п.н., профессор кафедры музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ

Аннотация: 
Статья посвящена анализу возможностей освоения современной музыки в образовательном процессе. Автор рассматривает педагогические идеи, представленные в книге Е.М. Акишиной «Современная музыка и горизонты музыкального образования», в которой намечены пути системной модернизации сферы художественного образования и обосновывается переход на инновационную модель развития творческой личности. Концептуальные позиции данного издания основаны на представлениях о современном музыкальном искусстве как образном источнике знаний об окружающем мире, формирующем ценностное отношение обучающихся к искусству и творчеству.

Изучение современного искусства погружает обучающихся в этико-эстетический контекст  глубинных – онтологических -  смыслов современного бытия, способствует пониманию их взаимосвязи с собственным мироощущением и личностным становлением. Однако именно современное искусство, в отличие от классического – хорошо изученного, глубоко и всесторонне осмысленного – остается фактически «на обочине» образовательного процесса.

Между тем судьбы современной музыки в контексте культуры весьма проблематичны: что-то массированно популяризируется (поп-музыка), что-то практически не востребовано, оставаясь достоянием филармонических концертных залов. Молодой слушатель зачастую относится к современной академической музыке с недоверием и скептицизмом: она-де создается для профессионалов, элитарна и непонятна.

В этом контексте выход книги кандидата искусствоведения Е.М. Акишиной «Современная музыка и горизонты музыкального образования» (М.: Музыка, 2017) является очень актуальным и своевременным.

Данная книга основана на результатах многолетнего исследования насущных проблем музыкального образования. При этом в ней намечены пути решения этих проблем с учетом современной социокультурной ситуации, требующей освоения всего спектра музыкальной культуры, существующей сегодня. Возможности освоения музыкальной культуры рассмотрены автором с позиции  развития общего и дополнительного образования и создания системы непрерывного художественного образования. Это, безусловно, новая постановка проблемы и решительный шаг в ее компетентном решении.

Книга привлекает принципиальной позицией автора, отказывающегося рассматривать явления культуры как  продукт сферы услуг и товарно-денежных отношений и исповедующего подход к музыкальной культуре как целостному феномену, представляющему собой сложную иерархическую систему отношений. Такая позиция отражает теоретическую платформу выдающихся исследователей в сфере культурологии и педагогики искусства не только в России, но и за рубежом.

Новизна и убедительность положений педагогической концепции автора книги  обусловлена опорой на основополагающие идеи отечественных исследователей, начиная от Б.Л. Яворского,  Б.В. Асафьева и Л.С. Выготского, кончая плеядой выдающихся современных ученых – теоретиков и методистов: В.Н. Холоповой, Д.Б, Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Г.С. Ригиной, Т.А, Боровик, Л.Г. Дмитриевой, Н.М. Черноиваненко, Т.П. Королевой и др.

По мысли автора, музыка остается самым влиятельным и широко востребованным видом искусства, подвергающемся, тем не менее, постоянному засорению «неубиваемыми» штампами, кочующими из одного низкопробного сочинения в другое – речь идет о поп-музыке. В результате  сформировалась четкая оппозиция массовой и академической музыки, которая высветила «неконкурентоспособность» последней, ее ограниченные возможности в удовлетворении многообразных музыкальных потребностей различных возрастных и социально определенных категорий населения. Это в полной мере относится к молодежи и вызывает справедливое беспокойство специалистов – педагогов, культурологов и искусствоведов.

Фиксируя существенное расширение границ музыки (акустических, пространственно-временных, стилистических), усиление рационального и прагматического аспектов в музыкальном творчестве, изменение целостного музыкального ландшафта под влиянием глобальной медиакультуры, появление клиповой культуры восприятия, автор четко указывает на существующий разрыв современной музыки с областью музыкального образования. Отсюда - серьезная проблема имплементации современной музыки в художественное  образование, профессиональную подготовку компетентных педагогов-музыкантов. Автор хотела бы видеть их «объективными критиками», способными не только освоить инновации современного музыкального творчества, но и транслировать их обучающимся в русле привлечения их заинтересованного внимания, раскрытия содержательного потенциала произведений, выразительных и символических возможностей их образного языка.

Очевидно, что «становление творческих процессов в постиндустриальном обществе – наиболее распространенная форма производительной деятельности» (курсив автора – Е.Б.), отражение которой в музыке может и должно стимулировать диалогизм восприятия искусства, потребность личности в адекватном, мотивированном самовыражении, творческой самореализации.

Что же предлагает автор книги для решения назревшей проблемы, связанной с педагогической недооценкой и невниманием к современной музыке?

Эффективное решение данной проблемы видится ею в разработке концепции и дидактического сопровождения семантического подхода к освоению современной музыки и развитию полноценного художественного восприятия с учетом плюрализма и полярности творчества современных композиторов. В этой связи Е.М. Акишина утверждает, что эмоциональный мир музыки ХХ века не только объединил академическую культуру и различные субкультуры, новаторские открытия композиторов и предельные стилевые крайности, но и отличается повышенной знаковостью.

Опираясь на эту принципиальную установку, автор определила три важнейшие стороны музыкального содержания:

 - символическую,

- эмоциональную,

- изобразительную.

При этом подъем символики обусловлен стремлением композиторов компенсировать потери в эмоциональной стороне музыки. Символика в музыке конца ХХ века проявляется на микро -  и макроуровнях, определяя нередко всю форму. Многообразие возможностей ведет к выработке у каждого композитора специфических комплексов эмоциональных процессов, формирующих авторский стиль. Наряду с этим проявляется визуальность, прямо или косвенно связанная со словом, но изображающая как традиционную действительность, так и широкий круг  необычных явлений: мистических, беспредметных, неземных и незримых. Отсюда – этическая символика как особенность творческого мышления композиторов ХХ – ХХI века.

Книга Е.М. Акишиной изобилует примерами, в том числе, нотными, вносящими конкретику в теоретические постулаты автора и раскрывающими их многогранный смысл. 

Для понимания этих сложнейших особенностей современной музыки важна ее самостоятельная интерпретация, основанная на сравнительном анализе, выборе аналога, придумывании названия, литературно-музыкальной интерпретации и личностном проживании. А это уже сугубо педагогические задачи, решение которых зависит от компетентности, а также заинтересованности и энтузиазма учителя.

Значимость данного издания для рассмотрения проблематики освоения современной музыки обучающимися обусловлена и разработкой педагогической системы развития детей средствами современного музыкального искусства, которая достаточно подробно представлена в этой книге. Фундаментальными составляющими этой системы являются

- идея взаимосвязи символической, эмоциональной и изобразительной сторон музыкального содержания,

- опора на семиотическую триаду знаков,

- концептуальное положение педагогики искусства о соотнесении уровней музыкального и изобразительного материала с возрастными особенностями и уровнями эстетического и интеллектуального развития обучающихся.

В книге также определены ведущие направления педагогического сопровождения обучающихся в процессе внедрения данной системы. Это создание развивающей образовательной среды, активизация самостоятельного творчества обучающихся, погружение в художественный мир эпохи /автора / стиля.

Автором также обоснованы технологические компоненты ее реализации:

- мотивационный,

- деятельностный,

- рефлексивный,

- развивающий.

Предлагаемая система направлена на преодоление репродуктивно-логической стороны обучения и актуализирует такие современные практики, как сотворчество учителей и обучающихся на занятиях.

Автор обращает внимание на то, что современное музыкальное искусство должно раскрыться перед обучающимися как живой образный источник знаний об окружающем мире, формирующий ценностное отношение к творчеству и профессиональному труду представителей современного искусства.

Реализация столь масштабных задач доказала эффективность выдвинутых автором позиций и педагогических идей.

Заключая краткий обзор содержания данного издания, можно еще раз подчеркнуть, что в нем намечены пути системной модернизации сферы художественного образования и обосновывается переход на инновационную модель развития творческой личности, готовой к самоопределению в быстро меняющемся динамичном мире.

Именно эти универсальные задачи – умение ориентироваться в новых условиях и находить творческие решения любой проблемы – выдвинуты сегодня во всем мире на авансцену педагогической науки, призванной формировать компетентную личность завтрашнего дня.

 

1. Акишина Е.М. Современная музыка и горизонты музыкального образования. – М.: Музыка, 2017.