Отечественная война 1812 года стала наивысшей точкой напряжения сил страны. Победы в заграничных кампаниях 1813–1815 годов, купленные кровью русских солдат, завершили серию многочисленных войн наполеоновской эпохи, а Российская империя прочно вошла в орбиту европейской и мировой политики в качестве великой державы1 – справедливо утверждают современные отечественные историки.
Но не все так думают.
В украинских научных и публицистических кругах утверждается, что украинцы пошли на войну с Наполеоном, лишь надеясь на возрождение «древних казацких вольностей» и «украинской автономии», а после войны их надежды на свободу были обмануты российским правительством. В украинских школах война преподносится не как Отечественная, а как «русско-французская» или «французско-русская».
В книге белорусских авторов «История отношений. Белорусы и русские», изданной в Смоленске, написано, что в войне 1812 года «русские сражались за своего царя – крепостника, поляки – за возрождение Польши, французы – за военную добычу и славу. А белорусы – за право на жизнь»…
О впечатляющем празднике – реконструкции Бородинской битвы 2 сентября 2012 года – на белорусских телеканалах не было сказано ни слова.
Ну, это, как говорится, братья-славяне, что уж говорить о тех «соседях», которые вину за трудную свою судьбу при любом случае валят на Россию.
В литовском Каунасе в июне этого года более 1000 любителей истории из Литвы, России, Франции, Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Чехии попытались реконструировать события июня 1812 года, связанные с вступлением Великой армии в Каунас (тогда – российский Ковно).
Событие, которое у нас в стране было отмечено светлой памятью о массовом героизме народов России, у властей Литвы вызвало совершенно иную реакцию. Министр обороны Литвы Р. Юкнявичене в своем приветствии участников реконструкции подчеркнула, что армия Наполеона стала для литовцев реальной надеждой на восстановление утерянной независимости, однако бегство французов из России унесло несбывшиеся надежды – с помощью Франции вернуть Литве утраченную свободу.
Вместо восстановления снесенного в 1915 году памятника, сооруженного в 1835 году в Каунасе на месте одной из важнейших битв в войне 1812 г., на одном из кладбищ в Вильнюсе в июне этого года появилась мемориальная доска в память о павших солдатах наполеоновской армии. Слава Богу, что на Бородинском поле еще в 1912 году был установлен памятник воинам Литовского полка, героически сражавшимся плечом к плечу с офицерами и солдатами России. В самой Литве монументов героям Отечественной войны 1812 года нет.
Представляется, что тема отражения в отечественной литературе и искусстве событий войны 1812 года важна для наших современников прежде всего тем, насколько отчетлива и волнующа память сегодня о героических временах прошлого и великом уроке, который извлекли Россия и Франция.
Несколько слов о самой войне.
Мистика, но Наполеон объявил войну России 22 июня (вспомним, что спустя 129 лет в эту дату Гитлер напал на СССР) а через день корпуса французской армии переправились через Неман и вступили в бой с русскими войсками.
Лишь половину численности войска Великой армии в начале 1812 г. (600 тыс. чел.) составляли французы, остальные – немцы, итальянцы, поляки, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, голландцы, австрийцы, хорваты – были рекрутированы из союзных и вассальных Франции европейских государств.
Численность вооруженных сил России достигала 622 тыс. человек, из них на западной границе было сосредоточено лишь 210–220 тысяч. Почти все регулярные части (за исключением уланских полков) имели однонациональный состав, но среди нерегулярных войск и ополченских формирований было довольно много полков, сформированных из представителей народов, населяющих Российскую империю.
Театром военных действий стало огромное пространство от Немана и Западного Буга на западе до Москвы на востоке, от Риги на севере до Луцка на юге. Оставление русскими значительной территории и непопулярная отступательная тактика Барклая де Толли вызвали резкое недовольство в кругах генералитета, офицерства, да и общества. 20 августа Александр I назначает главнокомандующим всеми русскими войсками на западном фронте военных действий генерала от инфантерии светлейшего князя М. И. Кутузова.
7 сентября произошло решающее военное столкновение при Бородино. Соединенные российские армии в Бородинском сражении, как известно, проявили небывалый героизм (даже западные академики высоко оценили стойкость русской пехоты в 1812 г., приравнивая ее, например, к обороне Брестской крепости в 1941 году). Понесенные потери (только военных музыкантов погибло более 1000) вынудили русскую армию отступить к Москве, где планировалось дать французам новое генеральное сражение в районе Поклонной горы. Но 3 сентября на военном совете в Филях было принято решение оставить Москву ради сбережения русской армии. 14 сентября русские войска оставили город, в тот же день в него вступили части Великой армии.
Захват неприятелем Москвы, символа русского государства, катастрофический московский пожар произвели колоссальное впечатление на современников, разбудили дремавшие национальные чувства, породили общий патриотический подъем. Война приобрела всероссийский размах, в ее орбиту были втянуты все социальные слои населения, крестьяне охваченных войной территорий встали на защиту своих селений. По призыву императора в кратчайшие сроки удалось сформировать губернские ополчения, создать пешие и конные волонтерские формирования. На театр военных действий были направлены сформированные полки Донского, Бугского, Черноморского, Оренбургского, Уральского казачьих войск; знакомые с военным делом народности (калмыки, крымские татары, башкиры и др.) выставили свои конные полки.
Особенно важным, как показали последующие события, стало прибытие в стан русских войск свежих 26 конных полков Донского ополчения, которое было использовано для ведения «малой войны» на коммуникациях в тылу неприятеля. Окрестности Москвы стали ареной активных действий армейских партизанских отрядов; основные дороги, ведущие из Москвы, были блокированы отрядами губернских ополчений, а части Смоленского, Московского, Санкт-Петербургского, Новгородского, Черниговского, Полтавского, Тульского ополчений пополнили ряды действующих корпусов и дивизий; остальные губернские ополчения в 1812 году составляли резерв.
Затянувшееся пребывание Наполеона в Москве повлекло за собой трагические для его армии последствия. 9 октября Великая армия покинула Москву. Неудавшиеся попытки прорваться к Калуге, перезимовать в Смоленске привели Наполеона к катастрофической переправе через реку Березину, где он потерял все свои обозы, всю кавалерию и почти всю артиллерию. 29 ноября части французской армии навсегда покинули Россию. Наполеону удалось вывести из России до 80 тысяч человек (по разным данным), свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли в России свою смерть или попали в плен.
Потери российских войск за всю кампанию 1812 года оцениваются в 210–230 тысяч человек.
Заграничные походы русской армии 1813–1814 годов стали логическим продолжением кампании 1812 года. Взятие Парижа в 1814 году стало высшей точкой славы русских войск, России и Александра I. Кстати, в завоеванном нами Париже не было разрушено ни одного здания, не было убито ни одного жителя.
Озабоченный послевоенной судьбой Европы, российский император лично разработал схему мирного сосуществования держав, создал так называемую «Венскую систему», зафиксировавшую передел границ и новую расстановку сил в Европе. «Венская система» просуществовала около 40 лет, в течение которых Европа не знала длительных войн. Хотя идея союза монархов и не выдержала проверки временем, она во многом может считаться предтечей современного Европарламента.
Историография событий войны 1812 года весьма обширна и насчитывает не менее 200 публикаций, среди которых многотомные энциклопедические издания, исследования, дневники, сборники документов и материалов, исторические обзоры, воспоминания и размышления о событиях 1812 года и зарубежных походах Русской армии 1813–1814 годов. Среди авторов – В. Г. Белинский, М. П. Погодин, В. О. Ключевский, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, А. Кизеветтер, А. И. Михайловский-Данилевский, Е. В. Тарле и многие другие.
Не менее впечатляющим является отражение войны 1812 года в литературе и искусстве России.
Подвиг русских запечатлен в величественных архитектурных созданиях: в архитектурном ансамбле Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, в храме Христа Спасителя в Москве, отреставрированной Триумфальной арке на Кутузовском проспекте, а рядом – обновленной панораме «Бородинская битва» замечательного живописца-баталиста Ф. А. Руба, созданной им в 1911–1912 гг. и в 1962 г. размещенной в специально построенном здании.
Музейные учреждения страны активно участвуют в проведении юбилейных мероприятий. Неотъемлемой частью Государственного исторического музея стал созданный в этом году Музей 1812 года; примечательные выставки музейных экспонатов открыты в музеях Московского кремля, ГМИИ им. А. С. Пушкина; памятные работы, в том числе фотографии русских эмигрантов, представлены в экспозициях региональных и национальных музеев и выставочных залов.
В музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе экспонируются художественные работы 158 юных художников, отобранные из художественных школ Подмосковья, Тулы, Саранска, Нижнего Новгорода и харьковской области Украины на тему «Отечественная война 1812 года в работах юных художников».
Заметным явлением стала реконструкция событий 7 сентября 1812 года на Бородинском поле. Праздник, состоявшийся 2 сентября, еще раз не только ярко напомнил собравшимся зрителям и участникам славного и горького сражения события далеких лет, но и убедительно показал, что в военно-исторических реконструкциях заложена несомненная просветительская, а значит, и воспитательная польза для всех. Историзм как нравственное начало, соединенное с документальностью как явлением художественным, общая увлеченность участников и зрителей делают реконструкцию близкой к высокому искусству.
Насыщенной программой многочисленных передач, документальных и художественных сериалов «1812 год» порадовало телезрителей и радиослушателей высокое телевидение и радио.
К уникальному произведению печатного искусства я бы отнес созданную в 2011 году авторами и сотрудниками «Росвоенцентра» своеобразную энциклопедию «Отечественная война 1812 года», в которой сосредоточено более 400 портретов и кратких биографических сведений генералов русской армии – героев войны, портреты которых находятся в военной галерее 1812 года, созданной в 1826 году в Зимнем дворце архитектором К. И. Росси. Большинство портретов принадлежит кисти замечательного живописца Джорджа Доу (1781–1829 гг.). Работая в Санкт-Петербурге с 1819 года по 1829 год, Дж. Доу с помощью русских живописцев В. В. Голикова и А. В. Полякова написал 329 (!) погрудных портретов героев Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов Русской армии 1813–1814 гг., в то числе М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Художественный и человеческий подвиг Дж. Доу – пример, достойный восхищения.
Кстати, среди портретов военной галереи есть портреты людей, чей вклад замечен в развитии отечественной культуры:
а) Александр Михайлович Римский-Корсаков (1763–1840 гг.) – генерал от инфантерии, происходивший из тульской ветви дворянского рода Римских-Корсаковых.
Будучи музыкально одаренным, как и другие представители рода Римских-Корсаковых, во время командования лейб-гвардии Семеновским полком, шефом которого был наследник престола, написал полковой марш, под звуки которого семеновцы маршировали до расформирования полка в конце 1917 года;
б) Михаил Андреевич Милорадович (1771–1825 гг.) – генерал от инфантерии, герой Бородинского сражения, с 1818 г. – петербургский военный генерал-губернатор, в 1820 г. допрашивал А. С. Пушкина по поводу его «противуправительственных» стихов и фактически спас поэта от ссылки в Соловецкий монастырь или Сибирь. Страстный театрал, М. А. Милорадович с 1821 года возглавлял комитет для составления нового проекта об управлении театрами. 14 декабря на Сенатской площади он был смертельно ранен П. Г. Каховским.
в) Денис Васильевич Давыдов (1784–1839 гг.) – генерал-лейтенант, военный писатель и поэт. Приобрел известность как автор «гусарских» стихов, воспевал удаль и вольное веселье. Автор книг «Опыт теории партизанских действий» (1821 г.), «Дневники партизанских действий 1812 года» (создано в 1814–1838 гг., полностью опубликовано в 1860 году.)
Теме войны 1812 г. посвятили свои работы многие выдающиеся российские живописцы, скульпторы, графики, оставив потомкам великолепное наследие.
Возвращаясь к портретам военной галереи, хотелось бы отметить одно поэтическое явление, связанное с памятью о генералах 1812 года.
В творчестве Марины Цветаевой есть стихи, навеянные войной 1812 года, которые так и называются:
Генералы двенадцатого года
(посвящено Сергею Эфрону – В. Д.)
Вы, чьи широкие шинели
напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Царя на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки мальчики, сегодня
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
***
Ах! На гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И Вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как, мне кажется, могли Вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И Ваши кудри, Ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь первый не вставал с земли.
Вы были дети и герои.
Вы всѐ могли.
Что так же трогательно-юно,
Как Ваша бешеная рать…
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Феодосия. 26 декабря 1913 г.
Тучков-четвертый Александр Алексеевич (1778–1812 гг.) – генерал-майор, павший в Бородинском сражении. Его портрет, увиденный М. И. Цветаевой на лакированной коробочке из папье-маше, пленил ее и вдохновил на эти великолепные стихи.
Самым замечательным музыкальным произведением по праву считается увертюра П. И. Чайковского «1812 год», часто исполняемая и полностью, и фрагментами. Патриотическая мощь музыки великого композитора – одно из наиболее совершенных свойств русской музыки. Славной традиции героического последовал и С. С. Прокофьев, создав оперу «Война и мир». Впервые прозвучав в 1944 году в исполнении Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества, опера триумфально прошла по оперным сценам – Ленинградский малый оперный театр (1955 г.), Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1957 г.). 15 декабря 1959 г. ее поставил Большой театр СССР (Наташу Ростову пела Г. П. Вишневская, Наполеона – П. Г. Лисициан, Элен – И. К. Архипова). Сегодня опера идет снова в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (режиссер А. Б. Титель).
Зрителя музыкального театра ждет встреча с героями «Войны и мира» в новом, пока еще не поставленном произведении для поющих драматических актеров, симфонического оркестра и хора Алексея Рыбникова, которое он назвал «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта». Фрагменты этого произведения А. Рыбников намеревается показать в своем театре.
Думается, что авторское чутье и уважение к литературному творчеству не позволят А. Рыбникову слишком вольно относиться к роману Л. Н. Толстого. Во всяком случае, не так, как создатели фильма «Ржевский против Наполеона» (российские студии «Квартал»-95, «Леополис», режиссер Марюс Вайберг, 2012 г.), содержание которой состоит в том, что поручик Ржевский превращенный в публичном доме Ксении Собчак в графиню Ржевскую, внедряется в ближайшее окружение Наполеона, водит влюбленного клиента за нос, мешая тому двинуть войска на Урал, параллельно изменяет Наполеону с Наташей Ростовой, переодетой в костюм императорского адъютанта. Комментарии, как говорится, излишни.
История кинематографа ХХ века, слава Богу, содержит разные по уровню, но одинаково уважительные по отношению к автору и его «Войне и миру» произведения.
30 июня 1912 года была показана первая российская кинокартина «1812 год» (режиссеры Василий Гончаров, Кай Хансен, Александр Уральский). Грандиозный успех сопутствовал картине продолжительностью в 33 минуты, ставшей первым в истории международным проектом (Россия, Франция), натурные съемки, около 3000 участников в массовых сценах, эффектные кадры московского пожара. В фильме, говорят, участвовали даже дрессированные волки Владимира Дурова.
В 1915 году «Войну и мир» сняли знаменитые и в то, и в наше время режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов. В марте 1944 года состоялась премьера замечательного советского фильма «Кутузов», режиссер Вл. Петров, в роли Кутузова – А. Дикий, Барклая де Толли – Н. Охлопков, Багратиона – С. Закариадзе.
В 1956 году вышел на экраны американский кинофильм «Война и мир» с первоклассными актерскими работами (Наташа – Одри Хепберн, Безухов – Генри Фонда, Андрей Болконский – Мэл Ферер) в режиссуре знаменитого Кинга Видора.
Самая масштабная картина в истории советского кино по роману «Война и мир» была создана в 1965–1968 гг. Сергеем Бондарчуком. В приуроченном к 100-летию романа фильме только в массовых сценах участвовали 120 тысяч человек. В 1968 году фильм удостоен премии «Оскар», не сходит он с экрана и по сей день.
Заметный след в отечественном киноискусстве оставили фильмы о войне 1812 года в приключенческом, историко-комедийном ощущении героического времени «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова, «Эскадрон гусар летучих» (режиссеры С. Степанов, Никита Хубов).
50 лет назад вышедшая на экран «Гусарская баллада» и по сей день остается одной из самых популярных российских лент. Созданная на основе популярной в военное и послевоенное время пьесы А. К. Гладкова «Давным-давно» и музыки к спектаклю Т. А. Хренникова, «Гусарская баллада» прочно и надолго вошла в нашу жизнь.
Выпущенная киностудией имени М. Горького в 1980 году двухсерийная приключенческая лента о гусаре и поэте Денисе Давыдове также популярна у нашего кинозрителя, а исполнитель главной роли Андрей Ростоцкий остался навсегда в памяти народной (сначала планировался в этой роли К. Райкин).
В драматическом театре наиболее значительный вклад в отражение войны 1812 года внесла пьеса А. К. Гладкова «Давным-давно» – героическая комедия в стихах, в центре которой судьба девушки, убежавшей из дома на войну и под видом корнета Александра Азарова героически в ней участвовавшей. Сюжет (скорее – персонаж) был навеян автору дневниковыми записями кавалерист-девицы Надежды Дуровой, участницы подлинных событий той войны.
В 1941 году эта пьеса под названием «Питомцы славы» была поставлена в Ленинградском театре комедии, но самый знаменитый спектакль по пьесе «Давным-давно» состоялся в 1942 году в Центральном театре Красной армии. Премьера проходила в г. Свердловске, куда театр был эвакуирован; успех режиссера А. Д. Попова, композитора Т. Н. Хренникова и актеров, занятых в спектакле, был ошеломляющим. Пьеса навсегда вошла в репертуар театра армии и всего советского театра и, как говорилось выше, стала основой одного из самых популярных отечественных фильмов. Сегодня спектакль «Давным-давно» идет на сцене театра Российской армии в режиссуре Б. Морозова.
Наряду с этой пьесой про Надежду Дурову в 1941 году была поставлена пьеса «Надежда Дурова» А. Кочеткова и К. Липскерова, где в главной роли блистала В. П. Марецкая, удостоенная в 1941 г. Сталинской премии за эту роль.
Художественная литература наибольшим образом откликнулась и запечатлела события Отечественной войны 1812 года. Выдающаяся литература от свидетелей событий до их летописцев – огромная антология замечательной поэзии и прозы. Даже если бы существовали только два произведения о 1812 годе – «Бородино» М. Ю. Лермонтова и «Война и мир» Л. Н. Толстого, – вклад отечественной литературы в эту тему был бы не менее весом.
Помимо вышеназванной М. И. Цветаевой я бы хотел напомнить читателю об одном из участников, свидетелей и мыслителей войны 1812-го года, замечательном русском гражданине и писателе XIX века – Федоре Николаевиче Глинке.
Федор Николаевич Глинка – боевой офицер, прошедший путь от прапорщика до полковника, участник войны 1812 г. и заграничных походов от Аустерлица до Парижа, редактор «Военного журнала», помощник военного губернатора Санкт-Петербурга, политический ссыльный, чиновник Тверской губернской управы, военный писатель-мемуарист, историк, ученый краевед, географ, археолог, путешественник, организатор народных училищ и помощи бедным в Твери, естествоиспытатель и, наконец, стихотворец и прозаик, проживший на земле почти целый век – вот «послужной список» его жизни. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», он вышел из них перед декабрьскими событиями, но в 1826 г. по доносу был сослан в Олонецкую губернию (ныне Карелия).
Еще в 30-е годы XIX века журнал Северный Меркурий», давая обзор русской словесности, писал: «Наиболее природный из русских стихотворцев есть Федор Николаевич Глинка. Доброжелательная любовь к родной стране и произведенная ею полнота души, тонкое чувство изящного, открывшее тайну поэзии в русской природе, в русских нравах, в политической жизни России, русский язык со всей его выразительностью, гибкостью, благозвучием – вот, по нашему мнению, отличительный характер того рода стихотворений Глинки, который ставит его, в отношении к народности, на первое место между русскими стихотворцами и делает сего поэта драгоценным достоянием России».
Современному читателю и слушателю хорошо известны романсы на тексты Ф. Н. Глинки «Не слышно шума городского», «Город чудный, город древний», «Вот мчится тройка удалая».
А разве не поражает такой стих, написанный полтора века тому назад:
Об улучшении хозяйств вели мы повесть:
Умом, суждениями был полон зал.
И порешили: нужен капитал,
Или кредит, по крайней мере совесть…»
А совесть где ж теперь? – в Америке была,
Да и оттоль куда-то уплыла!
Кредита нет за то, что нет доверья…
Итак, переломав карандаши и перья,
До истины одной мы только лишь дошли,
Что все сидим как раки на мели!..
(Подчеркнуто самим Ф. Н. Глинкой – В. Д.)
Отечественной войне 1812 года Федор Николаевич отдал большую дань: это стихи, посвященные Милорадовичу, атаману Платову, Давыдову, Сеславину и другим офицерам, солдатам, полководцам; прозаические произведения «Письма русского офицера» (основа – дневники и путевые заметки), «Очерки Бородинского сражения» и др.
Чего стоит его ирония в «Письмах русского офицера» по поводу нашего офранцузивания – явления, требующего, кстати, специального рассмотрения.
«Прощайте, парижане, прощайте, добрые приятели наши! Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов, и конфетчиков!» (далее следует подробное и длинное перечисление условий и прелестей Парижа – В. Д.). «Любезные французы! Прелестные француженки! Вы нас пленили, очаровали, просветили, вы офранцузили нас! Читайте же в душах наших усердное, пламенное желание подражать вам всегда! Так мы употребим все усилия, чтобы общества обеих столиц наших одушевились, украсились умом и духом французским. (Так говорят французы за русских; а истинные русские верно повторять будут в утренних и вечерних молитвах своих: «Избави Господи от мора, потопа и французского духа!»).
«…О град утех и наслаждений! Все твое будет нашим!... В науках, художествах, промышленности, а более в великом умении жить будем мы подражать одному тебе! Немного погостили, но многому научились мы в стенах твоих!... Твои обычаи и нравы процвету в пределах русских. (К несчастью, они уже и без того там цветут. Дай Бог, чтоб поскорей увяли). Придет, придет то счастливое время, когда храбрые россияне достигнут модной славы называться северными французами, когда… Но довольно! Довольно!... Да мимо идет чаша сия! – Нельзя ли обойти нас производством в «северные французы». Мы право еще не стоим этого. Разница между нами и вами, господа французы, еще очень велика: Москва и Париж свидетельствуют в том!...»
Едва ли не первым Ф. Н. Глинка в своем творчестве отразил избранную нами тему. Уже в июле 1812 года он написал «Военную песнь», написанную во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»:
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Текут толпы, картечью гладны,
Ревут, как звери плотоядно,
Алкая пить в России кровь.
Идут, сердца их – жесткий камень,
В руках вращая меч и пламень
На гибель весей и градов!
В крови омочены знамена,
Багреют в трепетных полях.
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Идут, влекомы жаждой дани, -
О страх! Срывают дерзки длани
Со храмов Божьих лепоту!
Идут – и след их пепл и степи!
На старцев возлагают цепи,
Влекут на муки красоту!
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем – и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь, где узы плена,
Иль смерть – где русские знамена?
В героях быть или в рабах?
Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны,
Простите, веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сей час же мы, о други!
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь – иль никогда!
Замедлим час – и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно!
Для всех равно близка беда!
И всех, мне снится, клятву внемлю:
Забав и радостей не знать,
Доколе враг святую землю
Престанет кровью обагрять!
Там друг зовет на битву друга,
Жена, рыдая, шлет супруга,
И матерь в бой – своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громких труб на поле чести
Зовет к Отечеству любовь.
Июль 1812 г.
Далее последовали стихи: «Картина ночи перед последним боем под стенами Смоленска и прощальная песнь русского воина», «Песнь русского воина при виде горящей Москвы».
Именно Ф. Н. Глинка дал войне 1812 года гордое название «Отечественная»: он по праву считал ее священной и этой теме посвятил всю свою жизнь.
Песнь русских воинов
Святая то была у нас война!
И ты, и ты изведала смятенье,
О, милый край, о, Русская страна!
И нам, и нам грозило покоренье!
Враги, как буря, к нам войной –
И след их был – пожар и степи!
Для нас звенели рабства цепи,
И враг ругался под Москвой!
Но стали русские стеной
И отстояли трон и царство.
Нас русский Бог водил к Святой войне,
И в прах от нас – угрозы и коварство!
Я признаюсь, мне часто в сладком сне
Гремит тот бой, когда спасалось царство.
Тут прежним грудь полна огнем,
В мечтах и простираю руки
И в перекатах ратный гром
И страшной битвы слышны звуки…
Но затихает дальний бой,
И слышен глас приветной славы!
Они бегут – сии толпы врагов,
Бегут от нас, как страшная зараза!
А русский царь с Днепровских берегов,
С Задонских стран, с седых вершин Кавказа
Привел, под знамем чести рать
От берегов пустынной Лены,
На берега роскошной Сены,
Победы праздник пировать!
В 60–е годы XIX века Ф. Н. Глинка написал цикл стихов, адресованных не только своим современникам, но и последующим поколениям русских. Сегодня они звучат как завет, как наказ, как призыв:
I
С духом, лестью омраченным,
Пустословствует наш век,
Где с огнем в душе священном
Не родился человек.
II
Где от пятки до макушки,
Движим влагой мозговой,
Обезьяны иль лягушки
Есть потомок по прямой.
III
Но довольно, чтоб пред светом
Кануть мыслям сим на дно,
Стань лицом к лицу с поэтом:
Прочитай Бородино!7
Литература
1. Отечественная война 1812 года. Биографический словарь. – М.: Росвоенцентр, 2011.
2. Духовное пространство русской Европы //Культура: газета. – № 33 – № 35, 2012.
3. Гладков А. К. Театр: воспоминания и размышления. – М.: Искусство, 1980.
4. Федор Глинка. Сочинения. – М.: Советская Россия, 1986.
5. Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 тт. – М.: Эллис Лек, 1994.
6. Кино: энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
7. Театральная энциклопедия в 6 тт. с дополнением и указателем. – М.: Советская энциклопедия, 1961–1967.
8. Три века. Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник в 6 тт. – М.: Издание т-ва И. В. Сытина, 1912. – Репринтное издание. – М.: Издательство «ГИС», 1994. – Т.5.
9. Избранные сочинения кавалерист-девицы Н. А. Дуровой. – М.: 1985.