ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «МОЙ ПРАДЕД - ПОБЕДИТЕЛЬ»

Севрюкова Надежда Владимировна

старший научный сотрудник , кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», Член Творческого союза художников России 

DOI: 10.34897/z3346-0316-4000-s

Аннотация: 
Идеи гуманизма нашли отражение в творческих работах участников особо значимого мероприятия: Всероссийского конкурса рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций «Мой прадед - победитель», приуроченного к Году Памяти и Славы в 2020 году (75-летие Победы в Великой Отечественной войне). Гуманистический характер композиции в детских рисунках проявляется в изображении разных жанров- портрет, пейзаж, натюрморт, историко-батальный и бытовой жанр. Анализировались работы школьников в трех возрастных группах: 6-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет. Творческие работы, присланные на конкурс, показывают, что современным школьникам близки идеи человечности, человеколюбия, уважения к человеческому достоинству; дети бережно относятся к памяти героев Войны, хранят их памятные вещи, передают истории из жизни ветеранов.


Статья опубликована в рамках проекта «Особо значимое мероприятие: Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций «Мой прадед - победитель», приуроченного к году Памяти и Славы в 2020 году 
(75-летия Победы в Великой Отечественной войне)


В 2020 году празднуется 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. 9 мая - День Победы стал для всех жителей России самым важным праздником. Великая Отечественная война советского народа против фашизма была освободительной, гуманной по своей сути.
Проходят годы, уходит поколение победителей, притупляется боль потерь, забываются имена героев. Предпринимаются попытки переписать историю Великой Отечественной войны, изменить важную для всего человечества констатацию факта, что «разгром нацисткой Германии силами антигитлеровской коалиции при решающей роли СССР спас многие народы Европы от порабощения и геноцида» [13, с. 537]. Пришло другое, молодое поколение, которое не испытало трагических событий войны. Президент России В.В. Путин подчеркивал важность донесения до подрастающего поколения правдивой информации о Великой Отечественной войне «чтобы наши дети, внуки, правнуки понимали, через какие испытания и муки прошли их предки. Как, почему смогли выстоять и победить. Откуда взялась их поистине железная сила духа, которая удивляла и восхищала весь мир?... » [10, с. 1]. 
Действительно, намечается опасная тенденция,  молодежь плохо знает историю Великой Отечественной войны. По данным социологических опросов 2018 года, только 40 процентов опрошенных россиян от 18 до 24 лет смогли указать верную дату начала войны [2, с. 13]. Великая Отечественная война оставила горькие воспоминания в истории каждой семьи, «обескровила» многие семьи, оставив вдовами и сиротами очень-очень многих. Война – антигуманна, т.к. несет разрушения, смерть, потери, . У советских воинов, участников Великой Отечественной войны, в каких бы кровавых жестоких битвах они не участвовали, исторически сложился особый стиль поведения, нравственных отношений, представления о морали, в основе которых лежат идеи гуманизма. «Гуманизм и великодушие победителей явились одним из важнейших проявлений нравственного превосходства советских воинов», которые отстаивали «глубоко справедливые цели, над гитлеровскими захватчиками, грабителями и убийцами, сеявшими смерть и разрушение повсюду, куда ступала их нога»[ 5, с. 208].
Министерство Просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» проводит особо значимое мероприятие: Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций «Мой прадед - победитель», приуроченного к Году Памяти и Славы в 2020 году (75-летие Победы в Великой Отечественной войне) [3].
Дети ХХI века, участвуя в конкурсе рисунков, принимают эстафету поколений, сохраняют память о героях Великой Отечественной войны, изучают историю тех ужасных и великих лет, переживают за судьбы своих родных и близких. При этом приобщаются к идеям гуманизма – эмоциональная выразительность образа советского воина, гуманность его поступков, отражающих лучшие человеческие качества и чувства (доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие) находят отражение в детских работах. 
Как показал анализ рисунков, поступивших на конкурс, тема гуманизма близка и понятна детям. Используя доступный для их возраста язык изобразительного искусства, дети отразили идеи гуманизма, которые деды и прадеды, участники событий Великой Отечественной войны донесли до их сознания. Солдаты Великой Отечественной войны «…защищали свой дом, детей, близких, семью. Но всех объединяла любовь к Родине, к Отечеству. Это глубинное, личностное чувство во всей полноте отражено в самой сути нашего народа и стало одним из определяющих в его героической, жертвенной борьбе против нацистов» [10, с. 1]. Именно на эти идеи опираются школьники при создании творческих работ для конкурса.
Обратимся к разъяснениям, которые дают слову «гуманизм» различные словари. Уже во времена античности слово «…гуманизм приобретает значение разумного человеческого поведения по отношению к другим людям…, дружелюбия к человеку» [12, с.169] Словарь античности напоминает, что «гуманизм» - переводится с латинского, как человечность, человечество. Цицерон слово «гуманизм» применял в значении … «духовная культура» [Там же]. 
Словарь иностранных слов «гуманизм» объясняет как «…мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей» [4, с. 92] 
В.Г. Владимирова указывает, что понятие «гуманность» чаще рассматривается как психологическое понятие, а «гуманизм» - как философско-идеологическое [1, с. 28]. В психологическом словаре читаем, что гуманность – «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями, состраданиями… и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [9, с.21 ].Следует обратить особое внимание на ключевое слово из этого определения – «деятельность», которое неотделимо от понятий «переживание» (сопереживание), «сострадание», «содействии и соучастие». Таким образом, гуманность– это особое отношение к человеку, как к высшей ценности; качество личности, которое проявляется в деятельности и направлено на защиту достоинства человека на основе равенства и справедливости. 
Педагогический словарь понятие «гуманность» определяет, как «социальную установку… включающей познавательный, эмоциональный, и поведенческий компоненты», которые привлекаются при анализе вопросов, связанных с усвоением моральных норм…» [7, с.59]. Вполне уместно рассматривать рисунки детей, присланные на конкурс, именно с позиций гуманизма. Исследуя творческие работы, можно проанализировать, как современные школьники, ориентируясь на жизненный опыт ветеранов войны, осваивают те моральные нормы, которые защищали и отстаивали на войне их прадеды – признания самоценности человека, возможности жить под мирным небом, защиту исторического наследия России, сохранение независимости Отчизны.
И.Я. Мурзина и С.В. Казакова определяя педагогическую задачу участия школьников в конкурсном движении, посвященным памятным датам военных побед и создания творческих работ, отмечают, что важно «не только изучение основ композиции, но и приобщение к изучению истории, воспитание гордости за свою страну»[ 6, с. 170]. 
Гуманизм выступает как внутренний стержень культуры школьников и находит отражение в их творческих работах, присланных на Всероссийский конкурс. Сюжеты, связанные с темой войны и зафиксированные в детских работах (нарисованные по рассказам очевидцев сражений, трудового подвига в тылу, на основе прочитанных книг или просмотренных фильмов), создаются авторами на основе знакомой ситуации, приближает к реально существующей обстановке. При этом автор выступает как –  субъект, который «…соотносит  предметы, явления и их связи со своими интересами, намерениями, потребностями, находит определенный индивидуальный или личностный смысл этих предметов и явлений» [8, с. 91].
В конкурсе рисунков принимали участие юные художники трех возрастных групп (6-10 лет; 11-14 лет; 15-17 лет).
Рассказы родных и близких о войне пронизаны идеями гуманизма. Дети наблюдательны и впечатлительны, в творческих работах, выполненных в разных жанрах, старались их отразить. В детских рисунках, присланных на конкурс, идеи гуманизма можно проследить в следующих жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, историко-батальный, бытовой. Рассмотрим их.
В жанре портрета можно выделить несколько направлений. Одно из них - изображение ветеранов войны, дедов и прадедов. На рисунках школьников ХХI века − это образ ветерана Великой Отечественной войны, который прошел войну, пережил много испытаний, но сохранил человечность, доброту. К таким работам можно отнести рисунок Сандал Чимис (13лет) из Республики Тыва. Она создала графический портрет Чооду Курседи Байыровича – гвардии рядового, награжденного Орденами Отечественной войны первой и второй степени и медалями. Дети не только рисуют портреты своих прадедов, но и поясняют их. Работа Коткова Константина (14 лет) из Орловской области подписана: «Мой прадед Василий Иванович Котков» или восьмилетняя из Брянской области Пермякова Марина подписала на портрете: «Мой прадед Юрин Назар Антипович». 
Своими рисунками дети доказывают, что художественный образ мужественного, отважного советского солдата, сосуществует с его нежностью, отзывчивостью, сердечностью. Такой образ создала Антонова Ирина (16 лет) из Ульяновской области в портрете «Мой прадед – Чураков Сергей Осипович». 
В портретной галерее участников конкурса -  портреты молодых солдат Великой Отечественной войны, такими, какими они были в 1941-1945 годах. Например, рисунок «Молодой дедушка» Приходько Дениса (9лет) из Ярославля. Работы создавались по фотографиям военной поры или по рассказам родных. Это молодые люди с широкими плечами, в кителе или гимнастёрке, при погонах, с орденами и медалями, в лихо заломленной пилотке, каске или в надвинутой фуражке. Выразительные портреты получились у Рыжова Рудольфа (8 лет) из Тобольска, Винокурова Никиты (7лет) из Республики Саха (Якутия). В сложных условиях войны очень сложно было без песни. Если у солдата была гармонь, то между боями можно было послушать музыку, душевно отдохнуть. «Гармонист» - замечательный портрет молодого солдата, обнимающего гармонь, нарисовала Мария Попова (10лет, г. Ярославль.).
Много горя женщинам и детям пришлось испытать во время войны. Трагический женский образ - в портрете создала Ермошкина Мария (5 лет) из г. Мурманска. «Мне рассказала мама» - так назвала она свою работу. 
Фашисты способны на любое коварство и жестокость: расстреливали мирных жителей, сжигали села, бомбили города. И дети в своих работах отражают антигуманную сущность фашизма. Используют и живописные, и графические приемы, а также аппликацию и коллаж. В коллаже Гелюх Владимир (6 лет) из Республики Карелии изобразил советский танк с красной звездой на борту на фоне черных руин города, которые разрушили фашисты, 
В живописной работе «Сошедший с военной фотографии» Стеганцевой Виктории (17 лет) из Воронежской области, отражены последствия фашистских обстрелов, бомбежек, пожара, разрушения города. Смирнова Ирина (10 лет) из Нижегородской области в рисунке «Нападение», показала варварскую сущность фашистов: от взрывов, в пламени пожаров сгорают мирные дома в деревне.
В детских работах отразились идеи гуманизма в жанре натюрморта. Это живописные работы Бабикова Андрея (11 лет), Сотниковой Елена, (14 лет, г. Тюмень,), Шуманской Софии (возраст не указан, г. Москва). В композицию натюрмортов вошли изображения вещей, которые принадлежали ветеранам войны: медали и ордена, письма-треугольники с фронта, фотографии. 
Следует выделить работы, пришедшие на конкурс из ГК ОУ Республики Мордовия «Ардатовская общеобразовательная школа для детей с нарушением зрения», (руководитель М.М. Клочкова), среди них натюрморт Кондратьевой Яны (15 лет). Это прочувствованный, но несложный графический натюрморт с помятой солдатской фляжкой, настраивает зрителя на размышления о военных буднях солдат Великой Отечественной. 
В детских работах представлен историко-батальный жанр, изображение батальных сцен, где побеждают бойцы Советской Армии. В работах детей отсутствуют темы, отражающие негативные подробности тяжелых отступлений, отсутствие комфортных условий и неудобств фронтового быта, - словно ветераны не рассказывали об этом в своих воспоминаниях. Но немало рисунков, отражающие успешные атаки советских солдат, наступления, победы. Среди них работа «За мир» Евстигнеева Никиты (15 лет) из Тульской области и композиция «На Берлин!» Белогурова Савелия (2 класс) из Томской области.
На фронте воевали солдаты разных видов войск. Дети посвятили свои работы саперам «Победитель» (Шеффер Ангелина (13 лет, Ставропольский край), связистам (Иванов Олег, 7 лет, Кемеровская обл.), снайперам (Жарков Михаил, 7лет, Рязанская обл.), Ацепаева Алёна (13 лет, г. Белгород). Десятилетняя Кирилина Вера (Оренбургская обл., г. Бузулук) в своей работе изобразила погрудный портрет летчицы на фоне воздушного боя. Так воевала ее прабабушка на фронте. 
Наиболее впечатляющие композиции посвящены подвигу артиллеристов. Это живописные работы Щербининой Полины (9 лет, г. Самара), Шмакова Николая (6 лет, ) Шаровой Елизаветы (8 лет, г. Тобольск). Интересно решена динамичная композиция рисунка Коршунова Ивана (9 лет, г. Ярославль), где командир артиллерийского расчета отдает команду вести огонь по фашистам. Рисунок выполнен цветными акварельными карандашами. 
Ряд работ, присланных на конкурс, посвящен теме помощи раненным солдатам, их эвакуация с поля боя. Дети прочувствовали важность этой темы и отразили в своих рисунках проявление сочувствия, сострадания, человеколюбия. Тема подвига медицинских сестер, спасающих раненных на поле боя нашла отражение в композициях Зырянова Захара (7 лет, Кемеровская обл.) и Бобина Богдана (6 лет, Кемеровская обл.). 
Графическая работа «Подвиг прадедушки Вани», Ишковой Полины (7лет, Орловская обл.) выполнена цветными карандашами. В зимних условиях Крайнего Севера упряжка собак эвакуирует раненных, лежащих на нартах. Действительно, советские солдаты выполняли свой долг, защищали Родину в любых, даже самых сложных климатических условиях.
Следует выделить работы с уникальными сюжетами, в которых нашли отражение идеи гуманизма. К рисунку «Снабжение продуктов фронта» Кочеткова Андрея (7 лет, Нижегородская обл.), прилагается короткий рассказ о деде Платове Константине Михайловиче (1900-1987гг). В должности начфина полка он обеспечивал полк питанием, обмундированием, всем необходимым в сложных боевых условиях. Был награжден двумя Орденами «Красной звезды», Орденом «Красного знамени» и многочисленными медалями. В композиции автору удалось передать бережное отношение к буханкам хлеба, их учет, взвешивание на весах. А также аккуратно уложенные ряды буханок на телеге, запряженной лошадью  для доставки на линию фронта. 
Шерстенникова Вероника (14 лет, Ленинградская обл.) назвала свою композицию «Письмо в 1941 год». С любовью оформлен авторский конверт, перевязанный крест-накрест шпагатом. В конверте письмо и автопортрет. О чем хочет написать внучка, современная школьница, из ХХ1 века деду в 1941 год? О той благодарности деду, которую она испытывает за мирное небо над головой. В письмо вложен нарисованный автопортрет, чтобы дед посмотрел, какая у него внучка – умница и красавица. Конечно, девочка знает, что это письмо не дойдет до адресата, но оно останется в виртуальном пространстве, пространстве космоса. Но это очень важно, как для деда, которого уже нет на земле, так и для внучки.
Таким образом, участие обучающихся в творческом конкурсе помогло им осознать и прочувствовать высокие идеи гуманизма, которым следовали советские солдаты, освобождая Отчизну от фашизма. Идеям гуманизма следовали и труженики тыла, которые вкладывали все силы и волю в обеспечении всем необходимым фронта. Творческие работы, присланные на конкурс, показывают, что современным школьникам близки идеи человечности, человеколюбия, уважения к человеческому достоинству; дети бережно относятся к памяти героев войны, хранят памятные, дорогие сердцу, вещи, передают истории из жизни ветеранов. Участие детей в конкурсе рисунков оказывало влияние на формирование их гражданской ответственности, развитие духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Участие в конкурсе «… увеличивает образовательное пространство, в котором школьники могут развивать художественно-творческую и познавательную активность, реализовать лучшие личностные качества, демонстрировать развитие способностей и эстетическое освоение окружающего мира» [12, с. 11].
Участники конкурса выразили свои мысли, переживания в композициях, в которых идеи гуманизма нашли свое воплощение. Школьники в своих творческих работах отразили свой духовный мир, свой познавательный интерес. Рисунки показывают, насколько дети эмоциональны, готовы усваивать моральные нормы и правила традиционные для нашего общества.
Обучающиеся проделали огромную работу по подготовке к участию в конкурсе. Они не только узнавали и изучали историю Великой Отечественной войны, общались с ветеранами войны и тружениками тыла, но и обобщали полученную информацию, выделяли главное, то, что для них ближе всего, то над чем стоит еще подумать. Итогом этой работы стали творческие работы, присланные на конкурс. В них отразились переживания, эстетические чувства, чувства гордости за своих родных, участников войны. Участники конкурса убедительно рассказали средствами искусства о героях войны, отразили в своих работах непосредственное впечатление и переживания. В них соединились отражение реальных событий, изучение конкретных материалов и творческая фантазия, воображение, старание приблизиться к пониманию тех великих событий войны и Победы, которые произошли 75 лет назад.

ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирова, В.Г. Проблемы гуманизации и гуманитаризации на современном этапе развития образования/ В.Г. Владимирова [Текст] // Инициативы ХХ1 век.  2013.  №1 – С. 28-30.
2. Великанова, И.Я. Людям, не знающим собственной истории легко внушить самые разные представления о нашей стране / И.Я. Великанова [Текст] // Культура.  2020.  №5.  С. 13.
3. Всероссийский конкурс рисунков среди обучающихся общеобразовательных организаций «Мой прадед - победитель», приуроченного к Году Памяти и Славы в 2020 году (75-летие Победы в Великой Отечественной войне) [Электронный ресурс]  URL: http://www.art-education.ru/news/vserossiyskiy-konkurs-risunkov-sredi-obuchayushchihsya-obshcheobrazovatelnyh-organizaciy-moy. Дата обращения 30.05. 2020.
4. Краткий словарь иностранных слов/ [Текст] − М: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950. – 454 с.
5. Левандовский, А.А. История России ХХ  начало ХХ1 века. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень [Текст] / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко  М.: Просвещение, 2011. – 384с.
6. Мурзина И.Я., Казакова С.В. Перспективные направления патриотического воспитания/ И.Я Мурзина, С.В. Казакова // Образование и наука.  2019.  № 2.  Том 21.  С. 170-174.
7. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. / [Текст] – М.: Большая российская энциклопедия, 2009. – 528с.
8. Печко, Л.П. Стили искусства: эстетические контексты: монография. / Л.П. Печко [Текст] – Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. – 195с. 
9. Психология: словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. [Текст]  М.: Политиздат, 2- изд. испр. и доп., 1990.—494с. 
10. Путин, В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим [Текст]/ В.В. Путин// Российская газета, № 133 (8187), 19 июня 2020 г.
11. Севрюкова, Н.В. Концептуальные основы формирования модуля «Декоративно-прикладное искусство» по предмету «Изобразительное искусство» / Н.В. Севрюкова [Текст] // Сolloquium-journal 2019.  №26 (50), − С.10-14.
12. Словарь античности– М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. – 704с.
13. Товадов, Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. / Г.Т. Товадов [Текст] − М.: АНО «Диалог культур», 2011. – 704с.