Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности была начата в 1985-1986 году. В это время дети одного из экспериментальных классов школы № 62 города Кировского района города Москвы были первоклассниками. С целью обобщения результатов опытной работы и проверки эффективности системы развития способностей, мы встретились с бывшими учащимися одного из экспериментальных классов через 20 лет после начала эксперимента. Количество «учеников» составило 23 человека, в день встречи в 2005 году им было 26 -27 лет. На встрече была смоделирована ситуация, подобная ситуации уроку изобразительного искусства в третьем классе. А именно: бывшим ученикам предлагалось выполнить те же графические задания «создание ассоциативных образов» средствами графики. Для работы отводилось то же время и предоставлялись те же материалы.
Кроме этого, в день проведения творческого задания в рамках отсроченного эксперимента, мы имели материалы личных бесед с бывшими учениками, ответы на вопросы анкеты, сгруппированные вокруг проблем, к которым обращались на уроках в процессе восприятия изобразительного искусства, объектов и явлений окружающего мира.
Цель встречи с бывшими учениками заключалась в получении информации о том, насколько развиты их способности (под которыми мы понимаем природные возможности мышления, восприятия, воображения, моторные функции руки, которые при освоении специфики выразительных средств изобразительного искусства, обретают статус художественных и получают развитие при систематических занятиях искусством). Другими словами, было необходимо узнать а какой степени у бывших учеников развито художественное восприятие, художественное мышление, художественное воображение, художественно – изобразительные функции руки; ощущают ли они в себе состояние творчества, которое мы развивали и поддерживали на протяжении экспериментальной работы; что помнят «учащиеся» из курса обучения, и главное, как качества личности, названные нами «способностями» помогают им в жизни.
Далее приведём обобщённые ответы «учеников» экспериментальных классов на вопросы анкеты, а затем проанализируем и сопоставим рисунки по заданной теме школьников второго класса и результаты того же задания, в той же технике, выполненного этими же «школьниками» спустя 20 лет.
Вопросы анкеты
А. «Школа» .
1. Вы любили рисовать в дошкольном возрасте?
2. Сохранилась ли эта любовь в школьные годы?
3. Случалось ли Вам испытывать высокую творческую активность в школьные годы? Если «да», то опишите эти моменты.
4. Есть ли у Вас желание встречаться с одноклассниками? Если «да»- то, что привлекает в этом общении, если «нет»- то в чём причина отторжения?
Б. « Студенческие годы».
5. Можно ли сказать, что в студенческие годы Вам были интересны
творческие дела?
6. Какую позицию Вы занимали во всякого рода творческих видах деятельности: в походах, путешествиях, при подготовке к вечерам и т.д.?
7. Как Вы запоминали информацию, полученную на лекциях (читали конспекты, дополнительную литературу, представляли информационную ситуацию и т.д.)?
В.«Искусство и ты сегодня».
8. Помог ли Вам опыт художественно-творческой деятельности (ХТД) в жизни?
9. Повлиял ли опыт ХТД на занятия другими видами деятельности? Если «да», то каким образом, если «нет», то как Вы думаете, почему?
10. Помогает ли Вам искусство справляться с трудностями жизни?
11. Какая Ваша любимая цветовая гамма?
12. Сочетание каких цветов Вам нравится?
13. Какие цвета вызывают у Вас тяжёлое впечатление?
14. Какие цвета Вас радуют?
15. Испытывали ли Вы состояние высокой творческой активности за последние годы ? Если «да», то с чем это было связано?
16. Что бы Вы нарисовали, если бы была такая возможность?
17. Когда Вы слушаете музыку, возникают ли у Вас цветовые ассоциации? Если «да», то при восприятии какой музыки?
18. Когда Вы смотрите на какое-либо произведение искусства, возникают ли музыкальные ассоциация? Если Вы слушаете музыку, возникают ли визуальные ассоциации? Если «да», напишите название художественных и музыкальных произведений.
Г. «Искусство в твоём доме».
19. Имеете ли Вы дома альбомы по искусству?
20. Как Вы украшаете свой дом?
21. Есть ли у Вас дома художественные материалы?
22. Есть ли желание заняться художественно-творческой деятельностью?
Д. «Семья».
23. Кто в Вашей семье больше оптимист Вы или Ваша жена (муж)?
24. Используете ли Вы свой художественный опыт в воспитании детей?
25. Как Вы относитесь к творчеству своих детей?
Е. «Природа и ты».
26. Любите ли Вы прогулки на природе.
27. Возникают ли у Вас ассоциативно-образные связи при восприятии выразительных объектов природы?
28. Назовите случай, когда природа оказала на Вас наиболее сильное
впечатление?
29. С чем у Вас ассоциируется «Звёздное небо»; «Бледный рассвет»;
«Капли росы на траве»; «Синяя вьюга»; «Грустный день»; «Журчание
ручья»; «Весёлый человек »; «Угрюмый старик»?
Приведём ответы на вопросы анкеты пятерых бывших учеников - наиболее ярких представителях каждого типа художественной активности. (Типы художественной активности школьников представлены в докт.дисс. автора. М., Институт художественного образования Российской академии образования, М., 2006 г. ).
Аня И. (представитель «мало выраженного типа художественной активности»). Закончила Московский химико-технологический институт, работает в научной лаборатории, замужем, имеет трёхлетнего сына.
В первом классе Аня была одной из самых застенчивых школьниц. Ко второму классу художественная активность девочки стала наиболее выраженной. К середине третьего года обучения она была на последнем этапе развития способностей к художественно – творческой деятельности (Этапы развития способностей школьников к художественно-творческой деятельности представлены в докт. дисс. автора), имела предпочтение к живописи, уверенно и свободно могла выражать творческие замыслы средствами художественной выразительности изобразительного искусства.
1. Яркого воспоминания об увлечённости рисованием в дошкольные годы Аня не сохранила. Тогда она не любила рисовать, ей больше нравилось лепить или наблюдать как рисует для неё мама.
2. Однако в школьном возрасте у девочки появился интерес к художественно-изобразительной деятельности. С чувством радости Аня вспоминает несколько работ, выполненных на уроках
изобразительного искусства по темам: «Монотипия», «Пушистые пятна», « Рама» и др. До сих пор хранит графическую работу выполненную в технике «граттаж».
3. Высокую творческую активность Аня испытала при восприятии картины Н. Рериха «Небесный бой». Она и сейчас описывает восхищение, некоторый страх и другие чувства, охватившие её в тот момент.
4. Стремление к общению с одноклассниками у Ани выражено достаточно сильно. «Интересно узнавать, - пишет Аня, - как меняются ребята, с которыми прошло детство, узнавать их взгляды на жизнь. Но порой мы всё дальше расходимся, бывает трудно найти общий язык».
5,6. В институте ей не хватало творческой обстановки, которая присутствовала в школьные годы. Сама организовывать что-либо она не могла, но с «огромным удовольствием и энтузиазмом поддерживала все начинания…».
7. Содержание лекционного материала Аня запоминала, представляя себе творческие ситуации, «...которые происходили с молекулами и атомами во время их перемещения и реакций. Я представляла, кто из них сильнее и почему при одном составе компонентов молекулярные решётки рушатся, а при другом выстраиваются».
8. Связь между творчеством, которым она занималась в школе, и сегодняшним днём Аня видит в следующем: «У меня развился интерес к окружающему миру. Мне интересны люди, природа, искусство; интересно рассматривать не только художественные произведения, но и маленькие уголки природы и даже совсем маленькие миры на цветах, коре деревьев, маленькие песчинки, листочки, почки. Я очень хорошо помню, как мы это «проделывали» на уроках изобразительного искусства».
9. Аня полагает, что «…творчество - это новый подход к решению задач,
а в жизни решать новые задачи приходится каждый день. И этот творческий прорыв, без которого нельзя было обойтись на уроках, я сохранила. Мне повезло! Поэтому всё новое меня радует, т.к. я могу с этим справиться».
10. В трудные минуты, а они сопряжены в жизни Ани, главным образом, с состоянием усталости, Аня берет в руки альбомы по искусству и, слушая музыку, рассматривает их.
11. Любимая цветовая гамма - серо-белая и зелёно-бежевая.
12. В любимых цветовых сочетаниях она называет белый, серый и голубой.
13.14. Тяжёлые впечатления вызывают цвета фиолетовых оттенков. Радуют жёлтые и тёплые зелёные цвета.
15. Состояние творческой активности в последние годы Аня испытывает перед Новым годом. Это связано тем, что она не только продумывает вид новогодних подарков, но и их содержание для каждого члена семьи и друзей. Кроме подарков, Аня всегда стремится подготовить какой-нибудь общий сюрприз для всех.
16. Если бы была возможность, Аня нарисовала бы портреты своих друзей «... и не обязательно, чтобы портрет имел сходство, главное — чтобы в нем был выражен образ этого человека».
17,18. Отвечая на этот вопрос, Аня указывает на музыкально-цветовые ассоциации, вспоминая нашу методику «Слушай и увидишь, смотри — и услышишь». Цветовые ассоциации чаще возникают при восприятии музыки. «Например, вальсы Ф. Шопена - это движение бордово-белых цветов, а музыка А. Вивальди - это течение зелёных, белых и бледно-голубых оттенков».
19. В домашней библиотеке у неё много книг и альбомов по искусству. Дома есть картины с вернисажа. «Всё-таки я больше люблю «живую» живопись, - признаётся Аня, - чтобы потрогать можно было, рассмотреть фактуру. Люблю рассматривать каждый кусочек живописной работы».
20. Для украшения интерьера Аня использует выше названные цвета, а также керамику, лоскутные панно.
21, 22. Художественных материалов дома недостаточно, но желание рисовать возникает часто, особенно в походах. «Недавно, когда выпал первый снег, и всё вокруг было как в сказке, - пишет Аня, - я пожалела, что не имею хорошей гуаши. А ещё я нарисовала бы закаты как у А. Куинджи».
23. Ведущая роль в семье принадлежит мужу, который, по её словам, больший оптимист.
24. Аня имеет определённые ориентиры в будущем воспитании сына: «Уже сейчас, - говорит Аня, - я показываю Егору как смешивать краски, какие цвета можно получить и какое настроение ими передать». Аня старается подбирать детские игрушки, разнообразные по цветовой гамме «.. .чтобы успокоить или развеселить ребёнка».
25. К творчеству своих детей Аня намерена относиться с уважением. Она уверена, что сможет не только поддерживать, но и беречь творческое состояние детей.
26. 27, 28. Аня любит природу. При восприятии природных объектов, у неё всегда возникают ассоциации. Так, вспоминая закат в горах, она говорит: «Солнце зашло за гору, похожую на корону сказочных королей и так осветило небо, что казалось, будто не гора, а извергающийся вулкан - алое зарево на чёрном небе и силуэт горы-короны. Каждую секунду образ менялся, возникали оттенки необыкновенной красоты. Казалось, что такое невозможно, а всё это было !».
29. Ассоциативный ряд к заданным образам, у Ани был следующим: «Звёздное небо» - «Флаг мусульман или звездочётов»; «Бледный рассвет» - «Пастельные мелки»; «Капли росы на траве» - «Ландыши»; «Синяя вьюга» - «Тёплая избушка и огонь в камине»; «Журчание ручья» - «Музыка эпохи барокко»; «Весёлый человек» - «Яркий солнечный день».
Юрий Р. (представитель «устойчивого типа художественной активности»).
Закончил Московский авиационный институт, работает инженером электронной аппаратуры, не женат.
В начальных классах Юра был активным школьником, инициатором классных затей и творческих дел. Глубоко переживал события классной жизни, был хорошим и надёжным помощником классному руководителю. Умения Юры в области художественной деятельности находились в динамике. Мальчик испытывал душевный подъём от общения с одноклассниками, особенно если оно строилось на общем творческом деле.
1. В дошкольные годы у Юры было много творческих задумок, реализовать которые он не мог: «Я почти не умел рисовать», однако в школьные годы «Я чему-то научился», - пишет Юра.
2. К изобразительной деятельности мальчик всегда относился с интересом. Самыми любимыми занятиями, которые Юра выполнял с радостью и вдохновением, были пейзажи. Ему нравилось их не только изображать, но и рассматривать на слайдах. «Рассматривание неба, воды, земли, цветущих трав, освещение в природе, - пишет Юра, - всегда было, есть и будет моим любимым занятием».
3. Состояние творческой активности у Юры вызывало наблюдение цветовых переходов в работе с красками при создании цветовой композиции «Лунный свет» и при работе с рамкой. « Особенно хорошо помню уроки, когда рисовали ароматы, запахи, вкусы - всё в цвете». Взволнованное и возвышенное состояние у него было при изучении культуры Японии, когда создавалось общее панно «Цветение сакуры», «Водопады», «Праздник воздушного Змея». «Мне всегда казалось, что мой рисунок окажется самым маленьким, незаметным, и я старался изо всех сил! И хорошо получалось, помню...»
4. Потребность встречаться с одноклассниками прочно вошла в жизнь Юры. К старым друзьям он «…испытывает просто тягу».
5. В студенческие годы Юра был в центре всех творческих дел, «Это, наверное, нескромно, - пишет он, - но мне кажется, что без меня почти ничего не обходилось на факультете. Организовывал походы, был Дедом Морозом, Буратино. Я достаточно хорошо разбирался в своей специальности, поэтому отбоя от желающих проконсультироваться не было. А потом я по натуре такой человек, что не умею отказывать…».
6. К профессиональной деятельности Юра относится как к творчеству: «Я инженер, разработчик и создатель нового. И какая же бывает радость, когда в результате всё получается!».
7. Информацию, полученную на лекциях, Юра запоминал сразу, т.е. по его словам, ему было всё интересно и понятно.
8-9. Опыт творческой деятельности очень помог в жизни. «Творчество - это сама жизнь. - говорит Юра. Без творчества я не представляю себя». Он вспоминает как на уроках рассматривал фотографии известного мастера В.А. Гиппенрейтера и какое неизгладимое впечатление они всегда на него производили. «Я попросил родителей, - пишет Юра. - дарить мне только альбомы фотографий Гиппенрейтера; бывал на его выставках».
10. Практические занятия фотографией, знакомство с её технологией, а также рассматривание лучших образцов, помогают ему справляться с трудностями и плохим настроением.
11-14. Отношение к цвету у Юры связано с решением проблем получения хорошего колорита в фотографиях. Именно поэтому самыми тяжёлыми цветами он считает сине-зелёные с серым, противоположные чувства он испытывает к тёплым - сочетанию жёлтого, красного с оттенками оранжевого.
15. Состояние высокой творческой активности у Юры связано с обучением в институте. «Все годы в институте можно отнести к такому состоянию. Я летел в институт как на крыльях, стремился поработать на кафедре. Конечно, были трудные предметы, тяжёлые моменты в жизни, но в памяти хранятся большей частью светлые дни. Я получал громадное удовольствие, когда после моих объяснений кто-то понимал сложную часть предмета. Однажды ответ на трудную задачу пришёл ко мне во сне! Я проснулся в холодном поту и меня пронзила мысль, что мозг работал даже ночью».
Творческая активность проявляется у Юры при подготовке подарков. Он долго думает над ними и преподносит самым неожиданным образом. Например, подвесит подарок к форточке, позвонит в дверь, оставив подарок на пороге, а сам скроется, или спрячет подарок в холодильник и т.д.
16. «Если бы была возможность, я бы нарисовал рыбалку, или лучше прыжки рыбы над водой в лунную ночь».
17, 18. Ассоциации возникают в связи с живописью И. Левитана и музыкой П.И. Чайковского.
19. Книги по искусству дома есть. Юра коллекционирует художественные альбомы с пейзажами И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи.
20. К украшению своей квартиры относится скептически. Главным дополнением жизни в квартире являются фото-пейзажи с хорошей полиграфией.
21. Из живописных материалов выделяет только акварель. К ней Юра обращается в связи с работой над фотографией. Из графических материалов больше нравятся гелевые ручки, чёрные фломастеры, перья и тростниковая палочка («ещё от школы осталась»).
22. Желание заняться творческой деятельностью есть. Это занятия фотографией.
26. Природу Юра любит, особенно часы, проведённые на рыбалке.
29. Ассоциативный ряд к заданным образом у Юры следующий: «Звёздное небо» - «Чистая ночь, холод в палатке». «Бледный рассвет» - «Это обязательно рыбалка. Сидишь в лодке, солнце только встаёт, от воды поднимается лёгкий пар, опускается туман и будто находишься в другом измерении». «Капли росы на траве» - «Почему-то сразу по такой траве хочется пробежать босиком. Да ещё паутинки в росе! Вспоминаю школу - мы их так здорово рисовали...». «Синяя вьюга» - «Домик, занесённый снегом. Сугробы и одиночество». «Журчание ручья» - «Обязательно весна, яркое солнце переливается в каплях воды. Счастье!» «Весёлый человек» - «Радость. Любовь. Свадьба». «Угрюмый старик» - «Старая заброшенная деревня, полуразрушенные избы».
Елена Я. (представитель «скрытого типа художественной активности»).
Закончила педагогическое училище. Учитель начальных классов, замужем, имеет дочь. В первом классе Лена была очень замкнутой; чувство какой-то ущербности и печали было во всём её облике. Но Лена всегда, если не участием, то сопереживанием откликалась на события классной жизни, привязывалась к учителям, которые вызывали у неё симпатию.
1. В дошкольном возрасте Лена любила рисовать, но, по её воспоминаниям, рисовала всегда одно и то же, т.е. что умела - домики, цветочки, летящих птиц.
2. Школьная жизнь внесла изменения в творчество Лены. Мама купила ей гуашь, и Лена повторяла дома все задания, которые выполняла на уроках изобразительного искусства.
3. Высокая творческая активность, по словам Лены, в школьные годы сопутствовала ей часто, однако она нередко стеснялась своих успехов. «Мне нравилось смешивать краски и «цветной сметанкой» заполнять белые листы.
Лена пишет: « Иногда даже не имело значения что мы рисуем, главное для меня было получить как можно больше цветовых оттенков и плавно их соединить. Это меня всегда радовало». Большое впечатление на Лену производили уроки, по методике № 2 «Смотрю и чувствую». Она
подробно описывает чувство удивления, когда вместо кисти и пера было предложено рисовать пальчиками. «Я так удивилась, подумала Вы шутите !»
4. Лене приятно встречаться с некоторыми одноклассниками. При общении с ними, она искренне выражает радость от того, что в школе не имела возможность быть с ними на одном уровне по успеваемости, популярности, внешности, одежде. Теперь же внешняя привлекательность, а также сформировавшаяся коммуникабельность, уверенность в себе, делают встречи с одноклассниками желанными и радостными.
5, 6. Во время учёбы в училище Лена была инициатором многих творческих начинаний. Она умела придумывать неожиданные и оригинальные «затеи», а проявления её фантазии ждали как «экстренную помощь». «Мне всегда хотелось что-то придумывать. Я часто предлагала дополнительные условия при оценке результатов конкурсов среди учителей и детей, новые задания ….».
«Часто на уроках по методике преподавания изобразительного искусства, - пишет Лена, - рассказывала обо всём, что помнила. О холодных и тёплых цветах, о контрастах в живописи и графике, о создании необыкновенных образов. Мои рассказы всегда были подробными и конкретными».
7. Содержание лекций Лена запоминала при чтении конспектов, но чаще всего, она представляла ситуации уроков, на которых объясняла какую-то тему. «Вот сейчас вспоминаю... и кажется, что не преподаватель читает «лекцию, а я сама. И ещё помню как после занятий иду домой и в воображении создаются картины: как я стою у доски и объясняю детям новый материал».
8. Вспоминая школу, Лена может в мельчайших подробностях описать какую-либо ситуацию, рассказать о своих переживаниях, мыслях. Так, проводя уроки по изобразительному искусству, Лена умеет, по её словам, передать детям свои чувства, пережитые в школьные годы, на таких же занятиях.
9. В школьные годы мы наблюдали оригинальное образное восприятие девочкой художественных материалов, нестандартный подход к выполнению заданий на уроках, что привносило в её опыт творческое отношение к другим занятиям. «Я занималась бальными танцами, — пишет Лена, - и всегда во время исполнения воображала себя то феей, то мотыльком или птицей, или падающим листочком, или течением реки».
Уроки изобразительного искусства Лена проводит сама. «Я беру в руки кисть и показываю детям, что умею. Помню наш цветовой круг, путешествия из царства одного цвета в другое. На своих уроках точно так же «путешествую с детьми…».
10. Лена уверена, что в трудные минуты искусство помогает восстанавливать душевное равновесие - в минуты усталости она слушает музыку; при нервном состоянии - танцует. «Как-то меня обидели-, вспоминает Лена, - так сильно, что я не знала, как теперь быть. В этот момент я сидела в кресле, что-то рисовала карандашом и думала…,а потом увидела, что получилась неплохая графическая композиция». Трудности жизни разрешаются у Лены в будничные дни при встрече с детьми на уроках творчества: «Я так радуюсь с ними, вдохновляюсь и отдыхаю душой!».
11-14. Лена часто бывает на художественных выставках, в музеях искусства. Любимая цветовая гамма - сине-голубая. К цветовым сочетаниям относится избирательно: «...смотря в чём эти
сочетания. Если в кухонной посуде, то мне нравится оранжево-красные цвета, если в одежде - белые...».
15. Желание заняться собственным творчеством есть всегда. Оно реализуется в еженедельных занятиях с детьми живописью, графикой, аппликацией. «Иногда на уроках так разойдусь, - пишет Лена, - что не могу остановиться, всё рисую, рисую...». Особенно когда объясняю детям содержание творческих заданий».
Творчество сопровождает Лену всегда: дома, на работе, в педагогическом коллективе. Она часто придумывает праздники для младших школьников, организует совместные игры между классами, творческие конкурсы родителей и т.д.
16. Возможность рисовать у Лены есть два дня в неделю. «Поэтому я, вспоминая школьные уроки, рисую с детьми настроения, впечатления от хорошего дня, от ароматного яблока, от красивой музыки...».
17. Лена имеет богатое ассоциативное цвето-музыкальное восприятие. Например, «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» представляется ей движением всего цветового спектра, а «Кармен-сюита» Р. Щедрина - сочетанием красных и чёрных цветов с белыми пятнами.
18. Изделия народных промыслов Лена связывает с русскими протяжными песнями.
19. «Альбомы по искусству мне необходимы - это для работы». Конечно, у неё они есть. Лена радуется тому, что родители её учеников, высоко оценивая творческое начало молодого педагога, щедро дарят ей книги, каталоги, репродукции по искусству.
20. В устройстве быта использует некоторые приёмы, усвоенные на занятиях по изобразительному искусству. «Я хорошо запомнила, что красный и зелёный цвета усиливают яркость друг друга, поэтому всегда при сервировке стола, около красных овощей и ягод кладу зелень. И ещё помню упражнения на ритм элемента, поэтому - ягодами украшаю горячие блюда и даже кашу».
В украшении дома Лена проявляет хороший вкус, используя растения, зеркала, белоснежные воздушные занавески, большое значение придаёт наличию в доме светильников.
21, 22. Художественные материалы дома имеются в большом количестве для занятий с дочкой. Желание заниматься художественно-творческой деятельностью реализуются в педагогической работе с детьми и с дочкой.
23. Творческая активность Лены обусловливает оптимистический взгляд на жизнь и ведущую роль в семье. «Мне часто приходится веселить мужа, тормошить его - включаю музыку, придумываю ему весёлые задания по дому. Чтобы он не огорчался, расписываю задания на неделю и каждый понедельник выдаю «путёвки на творческие дела по дому».
24, 25. При наличии свободного времени Лена читает дочке или рисует с ней. Готовя её к школе, Лена объясняет ей «тайны цветового круга»,«особенности контрастных и дополнительных цветов», «сочетание выразительных возможностей палочки и тонкой кисти…, а также сочетание различных техник и материалов».
26-28. В жизни Лены природа занимает важное место. Она вспоминает закат на Чёрном море, «море земляники в Рязани». Большое впечатление произвело посещение леса в день свадьбы.
29. Ассоциативный ряд к заданным образам у Лены следующий: «Звёздное небо» - «Грациозный конь». «Бледный рассвет» - «Прозрачная вода». «Капли росы на траве» - «Слёзы на щеке». «Синяя вьюга» - «Музыка Снежной Королевы. Её шаль». «Грустный день» - «Пронзительный взгляд. Сухой кусок хлеба». «Журчанье ручья» - «Локоны волос. Песня ребёнка». «Весёлый человек» - «Хорошая книга. Иногда состояние тревоги». «Угрюмый старик» - «Колыбельная. Туман у большой скалы».
Алексей Ш. (представитель «гиперактивного художественного типа») .
Закончил три курса Московского приборостроительного института. Заместитель директора коммерческой фирмы. Женат второй раз.
Неуемная художественная активность Лёши отражалась на всей его творческой жизни. Азарт и стремление к лидерству проявлялись при общении с одноклассниками, знакомыми, родителями, но особенно в творческих делах различных коллективов сверстников.
1. В дошкольном возрасте Лёша любил рисовать, но чаще он вспоминает занятия лепкой. «Мне нравилось мять пластилин, вытягивать его».
2. В школьные годы увлечение творческой деятельностью нашло своё максимальное выражение. Художественная натура мальчика проявлялась на каждом занятии и во внеурочное время в творческих делах, которые он всегда придумывал после уроков и в каникулы.
3. Вспоминая уроки изобразительного искусства, Алексей говорит о том, насколько сильно он ждал их. «Мне казалось, что наконец-то я создаю то, что мне хочется. У меня захватывало дух, когда мы работали гуашью. Мне почему-то доставались большие листы бумаги, и я очень старался красиво смешивать цвета и рисовать крупными формами». Кроме того, Лёша вспоминает некоторые задания по графике: «Я тогда как помешанный ходил! Эти закорючки сводили меня с ума. Я их постоянно рисовал, изрисовывал ими тетради. Получалось неожиданно и здорово. Ловил себя на мысли, что вот на эту закорючку у меня не хватит воображения, но получались такие непредсказуемые образы, которые могут сложиться только в моменты высокого творческого озарения».
4. С одноклассниками встречается с радостью. «Мне кажется, - говорит Лёша, - что я их всех люблю!».
5. 6. «В том-то и дело, что творческие дела - это моя жизнь. А в институте такая скукота была. Все только и зубрили. Раскачать кого-нибудь на поход, организацию вечера, встречи... было невозможно», - вспоминает Алексей».
7. «Помню, что учил лекции под музыку. Даже пропевал арии на некоторые правила». Сегодня жизнь Алексея сопровождает творчество. Он мастерит из дерева, лепит из глины, часто думает о живописи и рисует. «Когда я вижу красивые лица, цветы, облака, - пишет Лёша, - я представляю как это можно передать на бумаге». Дома он рисует вместе со своей женой-одноклассницей Ирой Щ. Она профессиональный художник.
9. Опыт художественной деятельности, по его словам, воспитал «вкус и оригинальный взгляд на мир». Алексей рассказывал много историй, в которых его нестандартный взгляд помогал разрешать сложные ситуации и избегать потери. «Я помню, - говорит Лёша, - как на уроках ИЗО мы находили образы в формах фонарей, в стульях, в часах, в самоварах, каретах. А в природе
везде образы. Одно небо с облаками чего стоит! А сугробы, листопад, земля с растительностью, цветы, вода...».
10. Алексей часто находит утешение, посещая выставочные залы. «Когда наваливается тоска или тяжёлая ситуация, - пишет Лёша, - иду в Центральный Дом художника. Могу там провести целый день». И продолжает: «Смотрю на картину и задаю себе вопросы: «О чём она? Что мне в ней нравится, что нет».
11. Любимая цветовая гамма сине - голубая и цветовое, а сочетание синего и белого связано с его детской мечтой о море, мореходном училище, работе штурмана.
12-14. Тяжёлое впечатление вызывает оранжевый цвет, радует зелёный.
15. Состояние творческой активности Алексей, по его словам, испытывает часто. Творческий подход к выполнению повседневных скучных дел, к «заунывным телефонным голосам», к «приготовлению ужина» и «даже к мытью посуды».
16, 19. Если бы сейчас взялся за краски, то нарисовал бы «розовые горы». Алексей интересуется творчеством С. Дали. Дома имеет много альбомов и репродукций этого мастера.
17- У Алексея развито цвето-музыкальное восприятие. Ещё в школьные годы серия его композиций «Музыка и цвет» была одной из лучших. Об этой своей особенности он знает и старается её развивать. «Девятая симфония Л. Бетховена всегда вызывает у меня мрачные картины переходов бархатных красных в лиловые. И тут же стальные блестящие в борьбе с голубыми лучами. Затем какие-то трескающиеся жёлтые взрывы малиново-оранжевых цветов».
18. «Когда вижу картину В. Ван-Гога «После дождя», - пишет Алексей, - в голове возникает мелодия «Турецкого марша» Моцарта.
20. На вопрос об украшении своего дома он ответил: «Хороши любые средства, если они не пошлые, а красивые и имеют художественную ценность».
21, 22. Художественных материалов дома много. После посещения выставок, Алексей испытывает творческое вдохновение и садится за мольберт рисовать.
23-25. Оптимистом в семье считает себя. Детей в семье пока нет, но он любит заниматься графикой и живописью с младшей сестрой. «У ребёнка всегда много впечатлений, - считает Алексей, - и ему надо их как-то выплеснуть. Если под рукой оказываются художественные материалы, чувства ребёнка находят свой путь реализации. Это прекрасно !».
26-27. В природе Алексей видит источник здоровья и хорошего настроения, а также способ познания красоты жизни. При её восприятии, как и при восприятии музыки, в воображении Лёши возникает множество ассоциаций.
29. Ассоциативный ряд к заданным образам у Алексея следующий: «Звёздное небо» - «Переживание счастья».«Бледный рассвет» - «Начало жизни». «Капли росы на траве» - «Прилив такой энергии, что кажется -взлечу».«Синяя вьюга» - «Это грусть, воспоминания о прошлом, сидя в тёплом доме у печки с кипящим чайником». «Грустный день» - «Старик, присевший отдохнуть. Грусть - это мудрость, добро и тайна вместе». «Журчанье ручья» - «Радость и счастье. Это небо. Здоровье». «Весёлый человек» - «Новый год».«Угрюмый старик» - «Вечность, путь, тайна».
Ирина Щ. (представитель «повышенного типа художественной активности»).
Закончила художественное училище. Работает на Химкинском художественном комбинате. Замужем второй раз. В течение трёх лет вела ИЗО-кружок в школе № 142 г.Москвы.
Весёлая школьница с гибким мышлением, чувством юмора, стремлением к организации творческих дел в классе. Фантазия и активность девочки находились в необычном сочетании с умением внимательно и с интересом относиться к окружающим.
1. В детстве Ира любила рисовать, её поражало разнообразие сочных цветов и всегда «хотелось попробовать краски на вкус».
2. В школьные годы любовь к рисованию укрепилась и сохранилась «на всю жизнь».
3. Ире приходилось не раз испытывать высокую творческую активность на уроках изобразительного искусства. «На этих уроках возникала полная раскрепощённость, - пишет Ира, - возникало чувство радости, возможность творить и думать, спорить и воспринимать всё, не боясь чужих мнений, какое-то светлое восприятие действительности. И в то же время необычность!»
4. «Встречи с одноклассниками жду с радостью, - пишет Ира, - но в последнее время не с каждым интересно бывает».
5. 6. Студенческие годы прошли в интересных творческих делах: это пленэр, просмотры, конкурсы, персональные выставки, посещение музеев, встречи с художниками. В это время Ира определилась в профессиональном творчестве. во взглядах на жизнь: «Искусство необходимо - оно спасает от хандры, серости, многих житейских проблем».
7. «Теоретический курс по рисунку и живописи, - пишет Ира, - я рассматривала через практику своей творческой деятельности». «Никогда ничего не зазубривала, - признаётся Ира, - всегда всё воспринимала через глаза и чувства».
8. По мнению Иры, опыт художественной деятельности обогатил её жизнь в целом: её досуг, мысли, создание домашней атмосферы.
9. Ира пишет о том, что уже тогда, в школьные годы все чувства свои она воспринимала через форму, цвет, музыку, запахи. Она вспоминает отдельные уроки в связи со своей работой в школе, рассказывая о том, что первые мысли перед встречей с детьми, были связаны с желанием вызвать у них радость от общения с художественными материалами, от общения друг с другом, от результатов своих рисунков.
В эти минуты Ира вспоминала уроки, на которых сама испытывала подобные чувства. В её памяти всплывала целая серия уроков: «Помню, как мы рассматривали в увеличительное стекло растения и землю и ещё одно задание «Ночное любование». Мы с ребятами на даче целую неделю путешествовали с фонариками. Это впечатление на всю жизнь!».
10. Справиться с трудностями жизни Ире «...помогает только искусство. Оно для меня медитация и релаксация. Это терапия».
11-14. У Иры много любимых цветовых сочетаний: «Люблю чёрно-белую гамму. Тяжёлое впечатление производят грязные жёлтые и фиолетовые цвета; радуют глаз - золотистые, пшеничные, а также цвета моря».
15. Состояние высокой творческой активности Ира испытывала не от художественной деятельности, а от состояния влюблённости. В эти моменты вся жизнь Иры превращалась в «состояние творчества». Это время также и многочисленных подарков: «Больше всего люблю дарить маленькие вещицы, - пишет Ира, - ещё люблю дарить цветы и просто с ними ходить. Самый ужасный подарок во все, даже тяжёлые времена - деньги ».
17-18. У Иры богатое цвето-музыкальное мышление. Даже сочетание двух нот может вызвать у неё цветовое ощущение. «Низкие сильные ноты - это сложные цвета, - пишет Ира, - высокие, тонкие - это малонасыщенная светлая гамма». Творчество С. Дали она соотносит с музыкой А. Шнитке, живопись Г. Климта - с музыкальными образами В. Моцарта.
26-27. Большой эмоциональный заряд Ира испытывает не только от музыки, но и от общения с природой. Связь с природой и особая гамма чувств, вызываемая ею, приближает Иру к язычеству: « Я знаю, - пишет она,- что у меня есть Ангел-хранитель, который плачет, когда я грешу. Я вижу знаки, которые посылает мне мой Бог - это первая бабочка в самом начале весны, тревожно кричащая птица, внезапный ливень. К сожалению, невозможно объяснить всё, что чувствуешь словами, к счастью можно выразить своё состояние на холсте, бумаге...».
29. Ассоциативный ряд к заданным образам у Иры следующий: «Звёздное небо» - «Бесконечность. Волнение. Белые бабочки в тёмном лесу». «Бледный рассвет» - «Грусть, печаль, надежда. Молочная река и на ней маленькие лодочки, волны ночи их не успели унести». «Капли росы на траве» - «Хрусталики счастья. Зелёные райские птицы уронили свои слёзы». «Синяя вьюга» - «Торжество венчания. Белые силы плетут кружевную фату ». «Грустный день» - «Раздумье, одиночество, тишина». «Журчанье ручья» - «Лёгкость, беззаботность, непостоянство». «Весёлый человек» - «Цветок распустился. Белый холст и на нём клякса. Звон капель с крыш». «Угрюмый старик» - «Отчаяние и страх. Глубина и бесконечность. Сломанное высохшее дерево. Переросший гриб. Брошенный ботинок».
Примером целостного проявления психических качеств, трансформированных художественной деятельностью в способности, является отрывок размышлений Иры на тему «Что я люблю». Приведём отрывок из её сочинения.
«Я люблю сумерки и новорожденный серебряный месяц среди туч. Я очень люблю любую осень - ясную, тихую, прозрачную и печальную; люблю сильный ветер в лицо; запах осенней листвы; осенние самые последние, скромные цветы и пышные хризантемы, как будто бумажные, но так быстро увядающие. Люблю в сильный дождь смотреть на размытое изображение горбатых крыш напротив моего окна и на кота, спрятавшегося на чердаке. Хмурое небо, облака и едва заметный самолётик, улетающий неведомо куда.
Люблю натолкнуться в лесу на опустевший птичий домик и обнаружить в нём перышко, оставленное его обитателями; одинокое старое дерево, почему-то выросшее посередине поля.
Люблю снег и следы на нём чёрных птиц, клюющих последние рыжие ягоды рябины. Люблю бродячих собак - больших и маленьких, сбившихся в стаю и в холодное время года спящих на земле, свернувшись клубками. Они иногда поднимают головы и смотрят грустными, умными глазами.
Люблю ранним утром увидеть зазевавшуюся сороку - иссиня-чёрную с белыми пятнами и белым веером крыльев, как будто испачканных краской.
Люблю едва уловимый запах свежих утренних газет; аромат чая с мятой, а вечером - сильный навязчивый запах цветущего табака в саду. Люблю печальных кукольных пони в зоопарке - таких маленьких и кротких...
Люблю старушек, одетых старомодно и трогательно, а некогда так изысканно: их кружевные воротнички и стеклянные бусы, нелепые шляпки и белоснежные кудельки под ними - они тихо бродят по парку в одиночку или парами, всегда заботясь, друг о друге.
Люблю дорогу: прокуренный тамбур поезда; тесное купе; случайных попутчиков; чай в стаканах со странными подстаканниками. Одинокую станцию, которую никогда больше не увижу; маленькую заснеженную сторожку, в которой хочется навсегда остаться; ночные стоянки в незнакомых городах; лица людей, которые стремлюсь зачем-то запомнить.
Люблю разноцветные импровизированные базары на перронах: картошку, от которой ещё идёт пар; соленья; громадную сушеную рыбу у маленькой старушки в руках, что несёт её как знамя; вечные кульки с семечками, сделанными из кусков местных газет типа «Урюпинский рассвет», и нежные абрикосы в вёдрах; корзины с черешней и стаканчики с земляникой; гиганты помидоры только что срезанные с куста; смешные календарики и открытки в руках здоровенного, печального мужика-продавца.
Я люблю, когда поезд подъезжает к станции, и стоянка длится всего-то пять-семь минут. В это время картинка оживает: перрончик заполняется людьми - смех, шум, возня и крики торговок. А потом всё исчезает так же быстро, как и появилось.
Люблю, когда кучка маленьких, улыбающихся детей, при которых обязательно собачка или козочка, долго машут руками каждому окну поезда, промелькнувшему мимо. Но очень мало людей, которые помашут им в ответ…
Люблю старые игрушки, они пахнут детством, но лежащие много лет без дела, они приобретают унылый вид. А расстаться с ними, бросить или даже отдать в «хорошие руки» нет сил. Люблю старое ржавое детское ведёрко, валяющееся на даче, и мне кажется, что песок, который сейчас хранит моё ведёрко, остался с тех самых далёких времён».
А теперь проанализируем графические композиции, выполненные школьниками, о которых шла речь выше. Сравним рисунки Ани И., Лены Я., Алексея Ш., Иры Щ.– второклассников с рисунками, на ту же тему, но созданные ими через 20 лет.
На встрече, как мы уже говорили, была смоделирована ситуация, подобная уроку во втором классе: бывшим учащимся предоставлялись те же материалы, тот же размер бумаги, одно и то же задание: средствами графики создать образы: «Одиноко», «Ласково», «Страшно», «Шумно», «Тревожно», «Приветливо». Времени на выполнение задания отводилось также – 30 минут.
Обратимся к анализу графических композиций школьников второго класса.
Аня И. Выполняя композицию «Страшно», девочка пыталась создать образ линиями разной толщины, хаотично, змееобразно и неравномерно заполняя ими плоскость. Недостаточная крепость руки и робость школьницы не позволяли ей выполнить более сильный нажим на перо. И всё-таки, желая придать линиям наибольшую выразительность в достижении заданного образа, Аня несколько раз обводит их, добиваясь рваного и жёсткого характера линии. В изображении наблюдается контраст петлеобразных и остроконечных линий (Рис. 1).
Наибольшая решительность в использовании графических средств, наблюдается в создании композиции «Шумно» (Рис.3), в которой прослеживается тенденция обращения автора к возносящимся вверх остроконечным зигзагообразным линиям - росчеркам.
Композиция « Страшно», выполненная Анной И. в 26 лет, имеет змееобразно лежащую линию, которая органично сочетается с контрастными остроконечными и замкнутыми линиями (Рис. 2).
Ассоциация «Шумно», созданная а 26 лет, состоит из зигзагообразных линий, похожих на росчерки, в сочетании с линиями, устремлёнными вверх (Рис.4).
Сравнивая изображения «Страшно» и «Шумно», созданные в 8 и 26 лет, можно заметить тенденцию обращения автора к пластике змееобразных линий, контрастирующих с остроконечными в изображении «Страшно» (Рис. 1 и 2 ), и тенденцию обращения к линиям-росчеркам при создании композиций «Шумно» (Рис. 3 и 4).
Лена Я. При рассматривании композиции «Шумно», можно заметить использование второклассницей мелких кружочков, звёздочек и робко выполненных параллельных линий, сгруппированных на отдельных участках плоскости (Рис. 5).
Композиция на эту же тему, выполненная Леной в 26 лет, включает такие же кружочки и параллельные линии, также сгруппированные в отдельных частях композиции (Рис. 6).
Импровизация на тему «Одиноко», выполненная Леной в 8 лет, в общем своём очертании тяготеет к кругообразной форме, причём кругообразное движение усиливается мелкими точками, придающими лёгкость и нежность образу (Рис. 7).
Композиционная фантазия на тему «Одиноко», которую Лена создала в 26 лет также заключена в форму круга, и что самое удивительное, круг сопровождается тоновыми пятнами, созданными точками (Рис. 8).
Можно предположить, что тенденции, наблюдаемые в графических работах Лены, свидетельствуют о наличии художественного почерка, начало которому было положено в период нашей опытно-экспериментальной работы.
Алексей Ш. В восемь лет, при работе в графической технике, Лёша использовал резкие петлеобразные линии и много тёмных пятен. Именно такими петлеобразными нагромождениями он создаёт композицию «Шумно» (Рис. 9). Однако, в данном случае, тёмные пятна в работу автор включает весьма деликатно, но всё равно, впечатление шума от движущихся и сгущающихся в отдельный участках композиции линий, присутствует.
Сравнивая эту работу с подобной, но выполненной в 26 лет, можно вновь заметить движение линий, но которым предан ритмичный, организованный характер (Рис. 10). Тёмные пятна угадываются здесь лишь в местах линейного сгущения. Можно сказать, что тенденция в художественном почерке Алексея выражается в увлечении линией.
Композиция «Страшно», созданная школьником в восьмилетнем возрасте (Рис. 11), построена на экспрессивном движении толстой линии-пятна с введением линии более тонкой, вторящей основной толстой. И, несмотря на их нагромождение и переплетение, вся композиция выглядит достаточно элегантно.
Композиция «Страшно», созданная в 26 летнем возрасте, демонстрирует тяготение автора к ритму линий, однако сейчас Алексей строит из линий пересекающиеся плоскости (Рис. 12).
Тенденцию в художественном почерке Алексея мы видим в предпочтении автором пластики линии, как главного средства для создания образа.
Ира Щ. При восприятии ассоциативного образа «Приветливо» (Рис. 13), который Ира изобразила в 8 лет, улавливается настроение лёгкости и прозрачности. Эту лёгкость автор передаёт движением тонких округлых линий в сочетании с ритмом округлых формам, звёздами и точками разного размера, создающими впечатление пространства и мерцания.
В композиции «Приветливо», выполненной Ириной в 26 лет, мы видим практически те же элементы: круги, точки, звёзды, тонкие линии (Рис.14). Отличие наблюдается лишь в разном направлении линий: но сейчас линия изображается строго вертикально, а не по кругу.
Образ обеих композиций, их настроение такие же лёгкие и прозрачные. Мерцание и движение на плоскости всего изображения, созданного тонкими элементами, Ира умело передала и в 8 лет и в 26.
Импровизацию «Шумно» во втором классе (Рис. 15) Ира создавала активным заполнением плоскости разнообразными элементами: линиями-росчерками, кругами, овалами, цветами, точками, круговыми тонкими линиями и линиями более толстыми. Нагромождение подобных элементов, действительно создали впечатление шума.
Композиция «Шумно», выполненная Ириной в 26 лет (Рис. 16), демонстрирует профессиональное использование автором языка художественной выразительности графики. Впечатление шума создают разрывающиеся комочки и исходящие из центра композиции короткие линии, переданные где-то сплошным прикосновением пера к поверхности листа, где-то прерывающимся. Если выявлять тенденции художественного почерка, при создании Ирой композиции «Шумно» в разные возрастные периоды, то ими может стать использование похожих графических структур и элементов, направленных на успешную передачу заданного впечатления.
Обобщая материал, приведённый выше, можно сделать следующие выводы:
1. Отсроченные результаты опытной работы по развитию способностей школьников к художественно-творческой деятельности, показали, что бывшие ученики экспериментальных классов обладают общими и индивидуальными особенностями психических свойств, позволяющих судить о сохранении способностей к творчеству.
Общими художественными особенностями являются:
-эмоционально-образное единение с окружающим миром, подтверждаемое яркостью художественного восприятия действительности;
- сформированное эмоционально-ценностное отношение к опыту художественно - творческой деятельности детских лет, что подтверждается воспроизведением бывшими учениками содержания заданий, выполняемых в школьные годы;
- чувство симпатии и привязанности к членам классного коллектива, в котором развивались их способности к творчеству;
- наличие дома книг и альбомов по изобразительному искусству.
Индивидуальными художественными особенностями можно считать:
- сохранение бывшими учащимися (спустя 19 - 20 лет после начала эксперимента) разного количества своих рисунков; - сохранение в памяти своеобразия чувств, испытанных в школьные годы в процессе художественной деятельности; - использование по мере возможности и жизненной необходимости опыта художественно-творческой деятельности прошлых лет; - индивидуальное ощущение творчества как состояния, испытанного в период обучения в школе и в высших учебных заведениях; - проявлением творческой активности в студенческой и семейной жизни; - оптимистический взгляд на мир, позволяющий справляться с трудностями жизни; - имеющийся навык владения выразительными возможностями графики и отчасти сохранившийся во взрослой жизни художественный почерк.
Отсроченные результаты эксперимента по системе развития способностей к художественно-творческой деятельности бывших учащихся экспериментальных классов
Аннотация:
В статье приведены результаты эксперимента в рамках проверки эффективности системы развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности, начатого в 1985-1986 гг. В 2005 г., спустя 20 лет, была смоделирована ситуация, подобная уроку изобразительного искусства, с бывшими учащимися одного из экспериментальных классов: предлагалось выполнить те же графические задания, для работы отводилось то же время и предоставлялись те же материалы. Результаты обобщения данных показали, в какой степени у бывших учеников развито художественное восприятие, художественное мышление, художественное воображение, художественно – изобразительные функции руки; ощущают ли они в себе состояние творчества, которое мы развивали и поддерживали на протяжении экспериментальной работы; что помнят «учащиеся» из курса обучения, и как качества личности, названные нами «способностями», помогают им в жизни.