Художественное образование в государствах – участниках Содружества
Независимых Государств (СНГ) – это уникальное явление, органично сочетающее
традиции и инновации, общечеловеческие и национальные ценности, все виды и жанры
искусств и культурной деятельности, а главное – задачи личностного и социального
развития.
Несмотря на имеющиеся достижения в развитии национальных систем
художественного образования, в этих странах сегодня под угрозой исчезновения и
разрушения оказались многие традиционные художественные практики, неповторимые
образцы народного творчества, формы передачи опыта художественной деятельности
между поколениями, обеспечивающие сохранение национальных культур. Эксперты
отмечают снижение числа участников формальных и неформальных программ
художественного образования, сокращение их финансовой поддержки, недостаточную
интеграцию национальных систем художественного образования стран СНГ [2].
При этом признается объективно невозможным возвращение к советской модели
художественного образования, что требует создания принципиально новой концепции
развития художественного образования на постсоветском пространстве. Новые
стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ сегодня
определяются на основе подходов ЮНЕСКО, ориентиров образовательной и культурной
политики, консолидированного мнения экспертного сообщества этих стран.
Содружество независимых Государств (СНГ) – это региональная
межгосударственная организация, обеспечивающая взаимодействие в решении ключевых
вопросов развития входящих в него государств, включая экономику, безопасность,
политическое и гуманитарное сотрудничество, миграцию и развитие контактов между
гражданами государств – участников Содружества. Активное участие в развитии
культуры и межкультурного взаимодействия позволяет странам Содружества
обеспечивать построение нового облика мира начала нового тысячелетия.
Большое значение в достижении этой цели имеют развитие общедоступного
художественного образования и эстетического воспитания, поддержка одаренных детей и
молодежи, развитие конкурентоспособных творческих индустрий и меценатства, а также
– совершенствование национального законодательства (с учетом широкого понимания
культуры, зафиксированного в документах ЮНЕСКО).
Историко-культурная специфика систем художественного образования на
постсоветском пространстве определяется единством организационно-педагогических
подходов, сформировавшихся в советский период на территории нынешних государств,
имеет сходную инфраструктуру художественного образования и единую систему её
ступеней и уровней, а также в значительной степени единую методологическую и
методическую основу реализации программ художественного образования.
Считается, что страны СНГ, появившиеся на постсоветском пространстве в 1991
году, с этого момента формируют национальные системы образования, в которых
развивается в том числе и сегмент художественного образования. Между тем становление
и развитие художественного образования в этих странах имеют более продолжительную
историю, которая связана с формированием национальных систем художественной
культуры, функционирование которых невозможно без воспроизводства новых поколений
творцов и деятелей культуры.
Так, экскурсы в многовековую историю культуры стран СНГ, приведенные в
национальных докладах, разворачивают яркую палитру художественных традиций стран и
народов [1]. При этом подчеркивается особенность национальных подходов к воспитанию
музыкантов, художников, носителей фольклорных традиций. В этот период во всех
странах художественное образование не выделялось как особая, сложноорганизованная и
функционально обособленная образовательная система.
Безусловно, подход к художественному образованию как к самостоятельному
явлению, нуждающемуся в особой институциализации и ресурсном обеспечении,
сложился гораздо позднее, в середине XIX века (создание учебных заведений
художественной направленности) и получил окончательное оформление в советский
период. Именно советский период для всех стран СНГ оказался не только общим
отрезком исторического времени, но и общим опытом социального и культурного
развития народов, вошедших в состав СССР. Просвещение в области культуры и
искусства выстраивалось на основе принципов идеологической индоктринации.
В советский период система образования во всех республиках СССР была
организована по образцу российской и попытки национального, этнокультурного
образования и воспитания во многом корректировались общесоюзными программами
дошкольного, общего и профессионального художественного образования
(Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская и др.).
Сегодня в странах СНГ художественное образование, базирующееся на
национальной культуре и традициях, рассматривается как один из наиболее действенных
механизмов культурной идентификации. Оно служит также эффективным средством
формирования межкультурного диалога и воспитания личности в духе толерантности.
Анализ экспертных оценок проблем в области развития художественного
образования в странах СНГ показывает, что на его развитие негативное воздействие
оказывают следующие группы факторов:
- во-первых, недостаточное решение финансовых проблем учреждений и
организаций, обеспечивающих реализацию программ художественного образования;
- во-вторых, слабая координация усилий по взаимодействию разнообразных
институций, обеспечивающих художественное образование;
- в-третьих, недостаточная интеграция дисциплин художественно-эстетического
цикла и слабая преемственность программ на разных уровнях художественного
образования;
- в-четвертых, низкий уровень профессиональной подготовки и
информированности участников процесса: учителей, профессиональных работников
культуры, творческих работников;
- в-пятых, недостаточно высокий уровень индивидуализации художественного
образования и его рассогласованность с задачами становления личности как субъекта
культурного процесса.
Преодолению этих тенденций должно способствовать партнерское взаимодействие
в сфере художественного образования и образования посредством искусства: от
национальных инициатив нужно стремиться к выработке стратегии совместных действий.
Главным приоритетом должна стать интеграция национальных систем
художественного образования в мировое образовательное пространство при условии
сохранения национальных культурных приоритетов, ценностей и традиций национальной
культуры, а также разработка новых педагогических подходов, технологий и методик,
способствующих приобщению подрастающего поколения к высоким идеалам,
свойственным художественному образованию, в условиях экспансии массовой культуры
Современное понимание роли и места культуры, художественного образования в
развитии стран СНГ определяет важнейшие цели культурной политики, а именно:
обеспечение права граждан на участие в культурной жизни и свободу творческого
самовыражения, создание оптимальных условий для расширения доступности культурных
ценностей и повышения качества культурных услуг.
К настоящему времени в странах СНГ сформирована нормативно-правовая база,
которая обеспечивает защиту прав человека на образование и включают нормы его
функционирования по основным направлениям, в том числе в сфере художественного
образования.
Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде стран СНГ, кроме основных Законов
о культуре и образовании, приняты и действуют национальные программы, четко
нацеленные на развитие художественного образования (Армения, Россия).
В других странах в настоящее время четко осознана настоятельная необходимость
разработки стратегии долгосрочного развития национальных систем художественного
образования и создания институтов, способных внедрять в жизнь проекты, направленные
на улучшение положения в данной области (Казахстан, Молдова).
Проведение структурных и содержательных преобразований в системе
художественного образования в странах СНГ как формально, так и неформально, требует,
прежде всего, разработки в этих странах соответствующих политических документов –
законодательно-правовой базы, обеспечивающей деятельность государственных органов
управления образованием и культурой, всех субъектов, осуществляющих практическую
работу в сфере художественного образования.
Таким образом, высокая социальная значимость художественного образования
создает особую социально-культурную ситуацию, в которой формируются предпосылки
для обогащения законодательной и правовой основы художественного образования, его
организационных и структурно-функциональных форм, содержания и педагогических
технологий. И главное – для формирования в общественном сознании потребности в
создании благоприятных условий для приобщения новых поколений к ценностям
культуры в процессе широкого художественного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегические ориентиры развития художественного образования в странах СНГ / Авт. колл. Н.Н. Ярошенко
(руководитель), Ю.А. Акунина, О.Ю. Мацукевич, Е.Ю. Стрельцова, Н.В. Шарковская и др.; Московский
государственный университет культуры и искусств. – М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2013. – 168 с.
2. Arts Education in the CIS Countries: Policy Brief / NikolayYaroshenko, Professor, Ph.D. in Pedagogy (coordinator); Yulia
Akunina, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor; AlenaGouliaeva, Ph.D. in Pedagogy; Olga Matsukevich, Professor, Ph.D. in
Pedagogy; Elena Olesina, Ph.D. in Pedagogy; Alexander Soloviev, Professor, Ph.D. in Philosophy; Elena Streltsova, Professor,
Ph.D. in Pedagogy; Natalia Sharkovskaya, Professor, Ph.D. in Pedagogy / Moscow State University of Culture and Arts. –
Moscow, 2013. 42 pages.
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ К СТРАТЕГИИ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация:
В статье приводятся некоторые результаты компаративного (сравнительного) исследования теории и
практики художественного образования в странах СНГ, проведенного в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и
Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) «Художественное
образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009–2014).