«Педагогическая филармония» как активная форма приобщения учащихся к музыке

Смольская Юлия Викторовна

Аспирант ГОУ ВПО МГПУ, преподаватель по классу фортепиано
ДМШ им. Танеева

Аннотация: 
«Педагогическая филармония» как активная форма приобщения учащихся к музыке

Музыкальное просвещение в России существует не одно столетие. Просветителями были многие выдающиеся деятели русской культуры, среди которых В. Стасов, С. Мамонтов, Б. Яворский, Б. Асафьев. В русле этих демократических традиций создал свою революционную для детского музыкального воспитания программу Д. Б. Кабалевский. С одной стороны, музыкальным просвещением детей занимаются образовательные учреждения: общеобразовательные школы, детские сады, музыкальные школы и школы искусств, развивающие кружки и различные детские секции. С другой –просветительской деятельностью в области музыки также занимаются концертные агентства и организации, отдельные сольные музыканты-исполнители и авторы детских музыкальных пособий и книг. Невозможно не отметить уникальных концертных программ, созданных «Московской филармонией» для просвещения подрастающего поколения. Замечательные артисты и лекторы выступают в лучших концертных залах Москвы, посещают с концертами общеобразовательные и музыкальные школы.
Более 20 лет назад в Москве была организована «Педагогическая филармония». «Педагогическая филармония» представляет собой общегородскую концертно-просветительную организацию, созданную на добровольных началах педагогами и концертмейстерами ДМШ. В большинстве своем это педагоги молодого (в том числе студенты музыкальных вузов) и среднего поколений, которые желают заниматься музыкально-исполнительской деятельностью и приобщать к этому учащихся.
Если мы отталкиваемся от того, что задача педагога-музыканта сегодня прежде всего заключается в формировании интереса у учащегося к музыке, то, соответственно, роль педагога возрастает до роли педагога-просветителя. Расширяются рамки,касающиеся  «профессионального» мастерства учителя. Педагог должен не только «оснастить» ученика необходимыми знаниями и приѐмами для освоения игры на инструменте, но и быть способным сам исполнить или хотя бы показать на инструменте примеры из мировой музыкальной классики. Значит, мы нуждаемся в педагоге-исполнителе не только на уровне вузов и профессиональных музыкально-образовательных учреждениях, но и в детских музыкальных школах.
Сразу стоит отметить, что процесс формирования интереса к музыке происходит более эффективно в классах педагогов-исполнителей. Это связано с тем, что ученики имеют возможность посещать концерты своего педагога, т. е. чувствовать себя «сопричастными» к таинству исполнения и восприятия музыки. При этом детей очень «греет» мысль, что на сцене они видят своего учителя. Это может показаться наивным и смешным, но дети, видящие и слышащие своего педагога на эстраде, видя его успех, испытывают чувство гордости от того, что на сцене ИХ учитель, и хотя бы ради этого ощущения им хочется посещать его концерты снова и снова. Возможно, первый раз они приходят на концерт вместе со своими родителями из этических соображений, но потом уже сами становятся заядлыми слушателями.
Главной особенностью «Педагогической филармонии» является непосредственное участие детей во всех сферах еѐ деятельности. В настоящее время в музыкальные школы берут всех желающих учиться. Таким образом, среди обучающихся есть дети с ярко выраженными музыкальными способностями и есть те, кто обладает весьма скромными музыкальными данными. Известно, что людей без каких-либо способностей к чему-либо, не существует. «Педагогическая филармония» даѐт возможность проявить себя не только музыкально одарѐнным детям, но и детям, которые обладают способностями в далѐких от музыкального исполнительства областях.
В чѐм конкретно заключается деятельность детей?
Прежде всего дети являются слушателями, основной целевой аудиторией наших концертов. Обо всех запланированных на год концертах известно в начале учебного года, афиши висят в школах, педагоги ДМШ проводят подготовительную информационную работу и с учащимися, и с родителями.
После каждого концерта мы с детьми обсуждаем происходившее на сцене. Мы считаем данный метод активизации детей-слушателей одним из основных. Дети с удовольствием участвуют в таких обсуждениях: пишут свои пожелания, оставляют отзывы об исполненных произведениях и увиденных номерах. Иногда мы используем балльную систему: дети оценивают номера концертов, ставя привычные для себя оценки: что понравилось, что нет. Таким образом, дети наравне с педагогами составляют программы следующих концертов: обсуждают, что именно показалось им наиболее интересным в предыдущих программах, что не понравилось, что бы им хотелось изменить, что нового узнал ребѐнок из вступительного слова, что запомнилось больше. При этом следует идти от свободной и доверительной беседы и приходить к тому, чтобы школьники 3–4 классов могли писать посильные отзывы на концерт, даже рецензии.
Чтобы вывести ребят за привычные общие фразы, педагогам следует подготовить конкретные и провоцирующие вопросы.
Например: «Как ты думаешь, кому именно может быть интересна музыка этого композитора? Расскажи, где и по какому поводу ты бы захотел, чтобы звучала именно эта музыка».
Желательно, чтобы ребята старшей возрастной группы попытались написать рецензию на концерт и свои пожелания на следующий концерт, а ребята младшей возрастной группы дали бы оценку концерту устно и тоже высказали бы пожелания.
Обсуждение концерта всегда следует заканчивать выяснением, что из репертуара большинству ребят хотелось бы услышать еще раз. Последний в сезоне концерт «Педагогической филармонии» должен учесть эти пожелания и по возможности повторить желаемое.
Дети являются непосредственными участниками концертов «Педагогической филармонии» как исполнители. Они выступают в ансамблях с педагогами и соло. В программах наших концертов есть также определѐнные особенности.
Отметим некоторые из них.
Произведения, исполняемые педагогами и учащимися, должны быть:
во-первых, скромного масштаба, т. к. неподготовленному слушателю трудно воспринимать развернутые сочинения;
во-вторых, увлекательными – яркими, эффектными;
в-третьих, контрастными, чтобы была смена впечатлений и одно произведение «оттеняло» другое;
Как показал наш опыт, для этого необходимо иногда выходить за рамки традиционных академических программ и привлекать сочинения разных жанров и стилей, включая джаз и современные обработки фольклора. Вместе с тем, также возможно использование произведений из «школьной» программы учащихся, т. к. любая зачѐтная программа в ДМШ подразумевает исполнение пьесы и (или) крупной формы, которые вполне могут соответствовать тематике концерта «Педагогической филармонии».
Помимо выступлений учеников в ансамбле с педагогами других специальностей, приветствуются сольные выступления учеников и педагогов. В таком случае произведения, исполняемые педагогом и его учеником, должны быть связаны – либо тематикой, либо жанром, либо именем композитора – и определяться этой смысловой связью.
По традиции каждое выступление в концерте «Педагогической филармонии» предваряется кратким вступительным словом. И в данной сфере деятельности нашей организации мы привлекаем к сотрудничеству детей. Дети помогают лекторам вести концерт, сами выступают с кратким вступительным словом, которое кажется им наиболее интересным для слушателей. При этом совершенно необязательно, что вступительное слово будет посвящено каким-либо историческим сведениям, биографии и особенностям творчества исполняемого композитора. Это может быть яркий, впечатляющий аудиторию случай, исторический анекдот, либо дающий яркий штрих к портрету композитора, либо связанный с самим произведением и его судьбой. Это слово должно оставить у слушателя эмоциональный след, связаться с произведением в общее представление и, таким образом, помочь его запомнить.
Каждому филармоническому концерту предшествует серьѐзная организационная подготовка. Тематика концерта и облик его программы продумывается заранее на год вперѐд и объявляется на специальных собраниях актива «Педагогической филармонии». Это может быть посвящение конкретному композитору-юбиляру, событию из мира искусства или науки и пр. Педагоги всегда заранее сориентированы по поводу предстоящих концертов и уже с начала учебного года могут готовить с учениками соответствующие концертам тематические программы. Помимо этого, проводится дополнительная организационная подготовка в классе каждого педагога: печатаются афиши, программки классных концертов и т. д. И здесь дети с удовольствием помогают педагогам: готовят эскизы будущих программок, продумывают костюмы для собственных номеров, рисуют картины, тематически связанные с программой предстоящего концерта, и лучшие из которых будут вывешены на стенде ДМШ и в фойе концертных залов. Таким образом, дети становятся активными организаторами будущих концертов.
Несколько слов о перспективах наших концертов. Нам бы очень хотелось создать «абонементные» концерты, посвящѐнные тому, на чѐм учатся и что исполняют сами ребята. Например, детям было бы очень интересно в одном концерте прослушать весь «Детский альбом» Чайковского – возможно, в переложении для разных инструментов. В следующем концерте можно проделать то же с «Альбомом для юношества» Шумана или с «Лирическими пьесами» Грига. Таким образом, дети услышат именно ту музыку, которую играют сами. При этом можно похожим образом использовать репертуар разных инструментов, на которых учатся сами дети, а также вокальные мелодии.
Следует разделить программы-абонементы для детей разных возрастов. Далеко не всегда то, что интересно малышу, интересно ученику 12–13 лет. В то же время если систематизировать концертные программы, то дети постепенно будут «расти» вместе с программами! Иногда целесообразно разграничить участие в концертах младших и старших детей, иногда лучше детей объединить – младшие будут стремиться к успехам старших. Возможно также активное сотрудничество с педагогами-теоретиками, при котором концертные программы будут каким-либо образом соприкасаться с учебными программами ДМШ по музыкальной литературе. Ведь далеко не всегда педагогам на уроках удаѐтся ознакомить детей с произведением целиком, чаще дети слушают фрагменты, из которых крайне сложно составить цельное представление об исполняемой музыке. А главное, дети обычно не сознают, что маленькие пьесы тоже дают представление о музыке великого композитора.
Особое внимание хотелось бы уделить знакомству детей с инструментами симфонического оркестра. Практика показывает, что мало детей в состоянии различать по звучанию не только инструменты одной группы, но иногда даже духовые и струнные. Здесь необходимы концерты-беседы, посвящѐнные одной группе инструментов или представителям разных групп. При этом совсем не обязательно, чтобы на таких концертах присутствовали одни малыши. К сожалению, даже в старших классах ДМШ многие учащиеся остаются «инструментально» неграмотными.
Особняком стоит проблема «танцевальных» жанров классической музыки. Все дети, обучающиеся в ДМШ, играют пьесы танцевальных жанров. Но далеко не все педагоги знают, как, собственно, танцуют тот или иной танец, для какой ситуации и с какими целями этот танец был написан композитором. В серии концертов, посвящѐнных танцам, могут принимать участие детские танцевальные коллективы, сольные исполнители-учащиеся, педагоги. Такие концерты всегда будут пользоваться успехом у публики в силу своей яркости, красочности и лѐгкости восприятия.
Остановимся на вопросе отбора детей для участия в концертах «Педагогической филармонии». Ученики допускаются к участию в концерте на конкурсной основе. Формально можно разделить конкурсные прослушивания на несколько этапов:
Первый этап – классный концерт преподавателя, где отбирается лучший исполнитель (или несколько исполнителей), который проходит на общешкольный концерт. Классный концерт в данном случае становится определѐнным показателем, к какой конкретно деятельности «Педагогической филармонии» склонен каждый ребѐнок: кому-то больше по душе выступать сольно, кто-то лучше себя чувствует в роли конферансье. Главное, чтобы сами дети не воспринимали классный концерт как первый тур какого-либо конкурса. Практика показывает, что если эту праздничную атмосферу классного концерта заменить конкурсным ажиотажем, нередко сопровождающимся неадекватными амбициями больше даже у родителей, чем у детей-участников, то у большинства присутствующих сложится негативное впечатление от происходящего и впоследствии сильно сократится количество желающих принять снова участие в подобном мероприятии. Хорошо, если на классном концерте царит атмосфера праздника, доброжелательности и даже самые строгие родители становятся благодарными слушателями. Часто классный концерт завершается чаепитием со сладостями и, главное, доверительной беседой.
Второй этап - внутришкольный: в конкурсе принимают участие исполнители (а также ансамбли детей с педагогами), наиболее успешно прошедшие первый этап. Здесь также необходимо сделать акцент на «праздничном действе» и идее, что «проигравших нет».
Третий этап – «городской», на котором утверждаются участники городских концертов «Педагогической филармонии».
Каждый конкурс должен иметь итог – живое совместное обсуждение, и каждый конкурс должен быть поощрительным: дети, не прошедшие на следующий этап, получают грамоты участников и из «не прошедших» также выбирается лучший, получающий «приз зрительских симпатий».
Естественно, что чем серьѐзнее конкурс, тем больше зал, больше аудитория. Но и классный конкурс, где публика, кроме педагогов, в основном состоит из родителей, тоже очень важен для начинающих. Возможно, именно выступление на классном концерте станет для ребѐнка мощным стимулом подготовки к последующим выступлениям.
Среди главных задач «Педагогической филармонии» можно отметить несколько.
Во-первых, привлечение на концерты возможно более широкую детскую аудиторию. Для этого следует развернуть информационно-рекламную деятельность актива «Педагогической филармонии»: во всех школах повесить афиши с программами предстоящих концертов, напоминать о предстоящих концертах на собраниях преподавателей и директоров ДМШ в методическом кабинете. При этом следует привлекать на концерты в качестве слушателей учащихся не только музыкальных, но общеобразовательных школ, в которых они учатся, а также детей из детских садов.
Во-вторых, привлечение максимально возможного количества учащихся ДМШ к деятельности «Педагогической филармонии». Это очень важно для формирования у детей интереса к классической музыке. Этот интерес должен «подогреваться» постоянно, а не только раз или два раза в неделю во время выучивания зачѐтной программы на уроках в ДМШ. Участие в концертах «Педагогической филармонии» наравне с педагогами и подготовка к ним является для учащихся мощным стимулом для «погружения» в мир классической музыки.
В-третьих, отслеживать, как музыкально развивается ребенок, как формируются его музыкальные интересы. Для этого необходима разработка специальных тестов, викторин, конкурсов и олимпиад. И здесь следует использовать тот же самый «поощрительный» принцип.
Успешная деятельность «Педагогической филармонии» требует серьѐзной творческой, методической и организационной работы. Это далеко не просто. Однако необходимо искать и осуществлять эффективные формы приобщения детей и юношества к большому, исполненному этических ценностей искусству. На наш взгляд, сейчас мы должны сделать всѐ возможное, чтобы постепенно подготовить наших детей к восприятию «серьѐзной», классической, музыки. «Пресловутый» технический прогресс, помимо всех своих плюсов, приводит к тому, что люди всѐ дальше отходят от культурных ценностей, созданных человеческим гением. Концерты «Педагогической филармонии», в которых дети будут «сотрудничать» вместе со взрослыми, могут стать не только естественным продолжением учебного процесса, но и кульминацией обучения ребѐнка в музыкальной школе, даря ему возможность узнать много нового, расширить свой музыкальный кругозор, быть не только слушателем, но и самому стать полноправным исполнителем, организатором, лектором на одной сцене с учителем. Сергей Михалков сказал: «Сегодня – дети, завтра – народ». А это значит, что если мы сегодня не позаботимся о культурном развитии наших детей, то в будущем вряд ли сможем называться культурной нацией.
Литература
1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка, 1973.