ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Никулин Алексей Александрович (1), Савенкова Любовь Григорьевна (2)

(1) аспирант ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

(2) главный научный сотрудник, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор,  ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
В статье раскрыта проблема формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров среднего профессионального образования на примере колледжа Гжельского государственного университета. Представлен анализ авторской педагогической модели формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности. Авторами рассмотрены методы исследования по внедрению педагогической модели в обучении студентов-дизайнеров, представлены результаты педагогического исследования по внедрению педагогической модели формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов-дизайнеров. Базовые педагогические условия внедрения в процесс интегрированного обучения рассматриваются как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов обучения, направленных на повышение качества обучения.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания 2019 года

омер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

 

Введение. Современная экономическая политика и общество нуждаются в коммуникабельных и мобильных специалистах высокого уровня, совершенствующих личностные и профессиональные качества, а также внедрения в производство продуктивных технологий. Это требует от педагогов находить оригинальные формы обучения будущих дизайнеров, способствующих формированию у них потребности к самообразованию и самостоятельному творчеству в создании оригинальных изделий.

Опираясь на исследования сотрудников Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, следует выделить педагогические условия включения в образовательный процесс основ интегрированного обучения: «взаимодействие и сотворчество педагогов и обучающихся, выход за рамки одного предмета, внедрение в процесс обучения комплексных образовательных блоков, перенос обучения с теории на самостоятельную творческую деятельность, в том числе проблемного проектного характера» [10, с. 57-73]. Это позволяет внедрять в практику образовательной организации системно-структурный подход, благодаря которому выстраивается содержание модели формирования готовности будущих специалистов к самостоятельной творческой деятельности с опорой на «взаимообусловленность и системообразующие связи» [2, с.  99-120].

Сказанное выше связано с проблемой несоответствия сегодняшнего уровня подготовки выпускников среднего профессионального образования требованиям работодателей. Уровень подготовки специалистов носит «догоняющий» характер по причине быстрых преобразований в экономике и стремительных изменений технологий в большинстве видов деятельности, что подталкивают к поиску более эффективных путей повышения качества образования. В связи со сложившейся ситуацией, одной из задач формирования будущего специалиста является необходимость совершенствования процесса профессиональной подготовки, стержнем которой является самообразование, формирование потребности к самообразованию, как условие осуществления индивидуальных возможностей профессиональной самореализации.

Методологическая основа профессионального самоопределения студентов рассматривается в исследовании как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов обучения (методы, технологии, планирование, организация контроля и анализа корректирования учебного процесса) направленных на повышение качества профессионального образования студентов-дизайнеров [5].

Методы исследования. Построение модели формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов первого этапа обучения основывается на системном и структурном подходе, которые позволяют провести анализ составляющих элементов во взаимодействии всех структурных компонентов модели. В авторскую образовательную модель были включены следующие параметры: цель, задачи, подходы, принципы, направления деятельности, структура и программа формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности, методы, формы, педагогические условия, средства, критерии, результат.

Системно-структурный подход, благодаря которому структурировано содержание модели, позволил показать единую интеграцию взаимозависимых частей с их функциями, где имеются системообразующие связи, способствующие определению их взаимообусловленности [2, с. 99-120]. Благодаря этому педагогическая модель формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности в системе подготовки будущих дизайнеров в исследовании была разработана с опорой на 3-х взаимосвязанных блока: 1) Смысловой блок  (субъекты деятельности, объект деятельности, целеполагание; задачи); 2) Содержательно-организационный блок (направления деятельности, алгоритм деятельности, психологические условия продуктивной подготовки компетентного профессионала, организационно-педагогические условия); 3) Оценочно-результативный блок (критерии сформированности готовности в области проектно-художественной и творческой деятельности: компонент диагностики; уровни диагностики; критерии сформированности готовности; результат) [7].

Модель формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов представлена в исследовании как универсальная и допустима в применении к различным видам деятельности, методам и технологиям формирования новых знаний, навыков и качеств студента. Основные позиции, свойства, взаимоотношения и координация в структуре модели имеют вертикальное и горизонтальное направления, где вертикальное является формирующим, а горизонтальное согласующим и регулирующим.

В данном случае, педагогическая модель представляет собой взаимодействие структурных элементов процесса формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности, к которым относятся:

– анализ конкретной педагогической ситуации;

– поиск информации;

– постановка новых целей обучения;

– мотивация к саморазвитию;

– планирование учебной деятельности и самостоятельной работы;

– построение индивидуальной образовательной траектории;

– организация выполнения заданий;

– отработка и повторение упражнений до «автоматизма»;

– контроль учебной деятельности;

– самоанализ педагогической деятельности;

– владение художественными графическими материалами;

– восприятие и цветопередача;

– выступление перед аудиторией;

– коммуникация;

– командная работа.

В представленной модели раскрыты объектный и субъектный блоки, целеполагание, направления деятельности, алгоритм формирования самосовершенствования, педагогические условия, содействующие результативному развитию готовности к самостоятельной творческой деятельности. Субъектами деятельности выступают студенты-дизайнеры первого этапа обучения колледжа, преподаватели и работодатели.

В качестве примера можно рассмотреть один из блоков модели – целеполагание, который эффективно реализует организационно-педагогические, профессиональные, коммуникационные и диагностические задачи в процессе профессиональной готовности обучающегося к самостоятельной творческой деятельности дизайнера. Вышеперечисленные задачи опираются на основы среднего профессионального образования (далее – СПО), требования федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) СПО, социальным заказом и работодателями. Структурный элемент, представляющий задачи, рассматривается, как формирование различных компонентов образовательной среды: организационно-методический, информационно-содержательный, деятельностный, коммуникационный, диагностический.

Опираясь на исследования И.Е. Сидневой [11, с. 129-140] можно подтверждать, что сформированность выше перечисленных компонентов обуславливается основными принципами, на которых базируется готовность студента к самостоятельной творческой деятельности: социальная предопределенность целей и содержания СПО, компетентностная направленность программы обучения, субъектность, интегрированное взаимодействие [9, с. 38-42].

Принцип социальной обусловленности целей и содержания СПО отражает влияние механизмов взаимодействия с коллегами и профессионализмом студента. Принцип компетентностной направленности содержания образования отображает связь действий социализации профессиональной деятельности, определяющие эффективные основы составления рабочей программы по преподаваемой дисциплине. Принцип взаимодействия модели «студент-педагог» дает возможность обучающемуся выступать в роли созидателя творческой работы. Этот принцип выражается сознательностью, ответственностью, готовностью ставить задачи для достижения цели, мотивацией к самореализации в учебе, дизайнерской и педагогической деятельности. Принципы коллективности и педагогического взаимодействия предполагают применение существующих их комбинаций с целью организации условий деятельности студентов по пониманию и овладению содержанием профессионального образования в колледже.

В рамках рассмотрения выделенных выше принципов следует подчеркнуть, что достижение поставленных педагогических целей и профессиональных задач существенно упрощается, если их применять в комплексе. Так, формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов первого этапа обучения осуществляется постепенно, согласно выделенным задачам представленной модели. В ходе этапов осуществляются целенаправленная самоорганизация психологического, содержательного, практического, коммуникационного и диагностического компонентов деятельности, которые выглядят следующим образом.

 Первый этап ориентирован на развитие мотивированности студентов к творческой деятельности посредством установления заинтересованности и предрасположенности на основе интерактивных методов обучения. Составляющим которых следует считать: ориентированность на избранную профессию, развитие ценностно-мотивационной готовности к самостоятельной работе, к самостоятельной творческой деятельности; осознание мотивации к педагогической деятельности, самостоятельной реализации в социально-культурных и педагогических условиях деятельности дизайнера, положительном подходе к важным деталям дизайнерской и педагогической работы и профессиональному общению с коллегами [6].

На следующем этапе формирование готовности к творческой деятельности ориентировано на изучение концепций фундаментальных знаний, приёмов профессиональных взаимодействий и способов общения, итогом которого считается развитость содержательного компонента всесторонней подготовленности обучающегося к профессиональной деятельности. В данном случае следует выделить «принцип композита», который раскрывает в своем исследовании Е.А. Кольцова, как одно из условий организации квазипрофессиональной деятельности студентов-дизайнеров [3]. 

На третьем этапе решаются вопросы усовершенствования формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов, стремления к возможной вариации поиска решений педагогических задач в профессиональной деятельности. Результатом становится всесторонняя готовность обучающихся к самостоятельной реализации в преподавательской деятельности, разрешению учебных проблем и задач.

 Практические исследования за несколько прошедших лет показали возможность применения основ формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности в преподавании художественной дисциплины «Цветоведение». Осуществление ее на практике нуждается в подробном комплексном разделении по видам и формам, позволяющим самостоятельно осваивать знания, умения и навыки. На сегодняшний день практико-ориентированная направленность дизайн-образования выдвигает самостоятельную творческую деятельность дисциплины «Цветоведение» на роль ведущей в формировании профессиональных навыков и компетенций. Рабочая программа обеспечивает педагогу возможность формировать фундаментальные знания и навыки в области цветоведения (влияния и восприятия человеком окружающих его оттенков и контрастов цвета) с основами дисциплины «Самостоятельная работа студентов». Данная программа является составляющей модели формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности, соответствует требования ФГОС СПО и состоит из 3 этапов: 1) приобретение знаний об особенностях, содержании и способах выполнения самостоятельной творческой деятельности; 2) формирование навыков, нужных для самостоятельной творческой деятельности; 3) совершенствование навыков самостоятельной творческой деятельности, самоанализ.

Формирование готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности соответствует выполнению следующих педагогических условий [8]:

1. развитие позитивной мотивированности обучающихся к творческой деятельности;

2. формирование концепции знаний о развитии самостоятельной творческой деятельности;

3. овладение практическими умениями и навыками в профессиональной подготовке;

4. вовлечение обучающихся в оценочную и рефлексивную деятельности.

Так, к мотивационно-личностной направленности обучения относится присутствие адекватной мотивации и интереса к формированию самостоятельной творческой деятельности в рамках будущей профессии дизайнера. К когнитивной направленности – объём теоретических знаний об основах самостоятельной деятельности. Деятельностная направленность состоит из уровней сформированности практических умений и навыков, умений адекватно применять способы воздействия в различных ситуациях, способности применения рефлексивных навыков. К оценочно-рефлексивной относятся критерии оценок и самоанализ готовности к творчеству. Проблему формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности у студентов-дизайнеров на сегодняшний день можно отнести к одной из важных задач СПО, реализуемого на отделении «Дизайн». Колебания социально-общественных и политических условий определяют первоочередным преимуществом самостоятельного и отзывчивого гражданина своей страны, ответственного за свою работу и свои поступки.

Внедрение результатов исследования. Педагогический эксперимент осуществлялся в учреждении среднего профессионального образования Колледже ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет». В эксперименте приняли участие студенты специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) очной формы обучения на протяжении 2015 – 2018 гг. Было задействовано 154 студента из числа обучающихся отделения «Дизайн» и 8 преподавателей.

Исследование осуществлялось в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Педагогический эксперимент был внедрен в учебный план профильных дисциплин: «Цветоведение», «Живопись», «Рисунок», «Основы проектной деятельности», «Композиция и макетирование». Целью эксперимента была проверка эффективности педагогической модели формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров.

В процессе исследования решались следующие задачи: определение исходного уровня готовности к самостоятельной творческой деятельности первокурсников отделения «Дизайн»; выявление качественного соединения принципов, методов и форм подготовки студентов, результативно формирующих самостоятельную творческую деятельность будущих дизайнеров; апробация педагогической модели; внедрение и апробация модульных программ в педагогический процесс; анализ и обобщение результатов исследования.

В результате подтвердилось, что существовавший ранее невысокий уровень готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров Колледжа определен недостаточной проработанностью принципов интеграции теории и практики, интеграции действий педагогов в изучении учебных дисциплин, профессиональной деятельности первокурсников, контроля результативности профессиональной деятельности первокурсников.

Для диагностики сформированности готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров колледжа были использованы методики Н.Ц Бимбаевой: диагностика учебной мотивации студентов [1],  диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, «Диагностика структуры учебной мотивации» М.В. Матюхиной [4]. По данной диагностике структуры учебной мотивации и выявления дополнительных мотивов учения определено следующее: большинство студентов (более 60 %) в экспериментальной и контрольной группах были заинтересованы познавательной деятельностью и результатами самостоятельной деятельности, они нацелены на саморазвитие и стремятся к новым знаниям. Проведя анализ результатов теста по каждому обучающемуся, был выведен средний показатель уровня учебной мотивации студентов данных групп: экспериментальная группа (рис. 1) и контрольная группа (рис. 2).

Наблюдение за познавательной деятельностью первокурсников при решении профессиональных задач на занятиях (цветоведение, живопись, композиция, основы проектной деятельности, рисунок) и выполнении творческих проектов, заданий на стилизацию, создании объемно-пространственного представления окружающей среды на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования позволило зафиксировать: невысокий уровень подготовки студентов-дизайнеров к художественному творчеству; недостаток формирования художественно-образного и проектного мышления у большей части обучающихся (таблица 1). Анализ результатов педагогического наблюдения показал, что это является следствием отсутствия предмета «Черчение» в программах обучения общеобразовательных учреждений, формирующего навыки пространственного видения объектов среды.

Таблица 1

Уровень познавательной деятельности студентов-дизайнеров при выполнении учебно-творческих заданий (в начале эксперимента (в %)

Задания

Уровень познавательной деятельности при выполнении заданий

низкий

средний

высокий

Творческие задания на выявление степени владения графическими техниками и приемами композиции

12

64

24

Творческие упражнения на развитие художественно-образного мышления

27

62

11

Задания на стилизацию: Цвет и фактура поверхности

36

49

15

Задания на выявление объемно-пространственного видения предметов средовых ансамблей: выполнение интерьерных этюдов с демонстрацией глубины пространства

38

50

12

         

Данный этап эксперимента показал исходный уровень готовности к самостоятельной творческой деятельности у дизайнеров первокурсников в зависимости от структурных компонентов профессиональной деятельности: художественный, проектный, технический и социальный. Также было определено четыре оценочных критерия по компонентам и определены оценочные уровни данных показателей: низкий, средний, высокий.

Результаты исследования сравнительного анализа уровней готовности к самостоятельной творческой деятельности студентов-дизайнеров всех трех этапов экспериментальной работы приведены ниже (рисунок 3).

Результаты экспериментальной работы показали, что уровень готовности к самостоятельной творческой деятельности значительно повысился у студентов в экспериментальных группах. Это позволяет нам утверждать об эффективности педагогической модели, включающей модульные программы профильных дисциплин, вариативное сочетание принципов, форм и методов в процессе обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бадмаева, Н.Ц.   Влияние      мотивационного    фактора     на     развитие    умственных способностей [Н.Ц. Бадмаева] / Монография. – Улан-Удэ, 2004. – С.151-154.
  2. Бордовская, Н.В. Методологический статус понятия «исследовательский потенциал студента» [Текст] / Н.В.  Бордовская // Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. – 2012. – № 2(26). – С. 99-120.
  3. Кольцова, Е.А., Кононова, Е.А. Дизайн-проектирование как средство самообразования студентов [Электронный ресурс] / Е.А. Кольцова, Е.А. Кононова // Педагогика искусства. – 2018. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kolcova_kononova_85-90.pdf (дата обращения: 24.11.2019).
  4. Матюхина, М.В.  Мотивация     учения    младших    школьников [Текст] / М.В. Матюхина // Монография. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
  5. Никулин, А.А. Актуальные проблемы реализации самостоятельной работы студентов: теоретико-методологические основы [Электронный ресурс] / А.А.  Никулин // Современное образование. – 2018. – № 2. – С.95-103. – URL: http://e-notabene.ru/pp/ article_ 25957.html (дата обращения: 17.10.2019). DOI: 10.25136/2409-8736.2018.2.25957.
  6. Никулин, А.А. Интерактивные методы обучения при подготовке художников-дизайнеров в колледже: проблемы реализации [Электронный ресурс] / А.А. Никулин // Вестник ГГУ. – 2018. – № 2. – C. 66-72. – URL: http://vestnik-ggu.ru/doc/8/nikulin.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
  7. Никулин, А.А. Модель подготовки студентов колледжа, обучающихся по специальности дизайн [Текст] / А.А. Никулин // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве»: Сборник научных статей. Гжельский государственный университет. – 2016. – С. 384-386.
  8. Никулин, А.А. Организация самостоятельной работы студентов, обучающихся на отделении «Дизайна» колледжа [Электронный ресурс] / А.А. Никулин // Вестник ГГУ.  – 2018. –  № 1. – С. 69-74. – URL: http://vestnik-ggu.ru/doc/7/nikulin.pdf (дата обращения: 17.10.2019).
  9. Новоселов, С.А., Зверева, Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе [Текст] / С.А. Новоселов, Т.В. Зверева // Педагогическое образование. – 2009. – № 3. – С. 38-42.
  10. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства: монография [Текст] / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ – РАНХиГС, 2014. – 156 с.
  11. Сиднева, И.Е. Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности [Электронный ресурс] / И.Е. Сиднева // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). – Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3362/ (дата обращения: 17.10.2019).