Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема
социальной адаптации. Современные исследователи отмечают, что «социальная
адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям
социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой» [1], причем
активность процесса приспособления во многом определяется тем, насколько
усвоены навыки взаимодействия с социальной средой.
Поиск эффективных подходов к ее решению акцентирует внимание на
потенциале творческой деятельности. Как показывают результаты проведенного
автором статьи эксперимента, приобщение детей младшего школьного возраста к
музыкально-театральной деятельности содействует успешной социальной
адаптации подростков, в частности – младшего школьного возраста. Во многом
это связано с сущностью музыкально-театрального искусства, близкого к игровой
деятельности, которая наряду с ведущей учебной сохраняет важное значение в
начальный период обучения в школе и заключается в постижении смыслов
взаимоотношений людей и их раскрытии, в воссоздании этих взаимоотношений с
осознанием своего «Я» каждым человеком.
Обобщение проведенной эксперимента, основанного на теоретическом
анализе возможностей музыкально-театральной деятельности в процессе
социальной адаптации младших школьников, позволило разработать
педагогическую модель, направленную на развитие навыков социальной
адаптации у детей этой возрастной группы.
Обращение к моделированию в педагогике в настоящее время широко
распространено. В данном случае мы опираемся на следующие положения:
«Моделирование как универсальный метод познания является неотъемлемой
составляющей решения любой социально-педагогической задачи. Исходным
началом моделирования служит постановка цели, которая определяет тип
используемых моделей и их назначение. Эти цели важно соотносить с
современными проблемами образования, сложность которых обуславливает их
комплексный характер. Достижение таких целей предполагает использование в
единстве различных видов содержательных и формальных моделей, адекватных
реальной образовательной практике» [4].
Необходимость разработки данной модели была обусловлена
следующими противоречиями:
- между значимостью владения навыками социальной адаптации в жизни
человека и недостаточностью их развития у детей;
- между возможностью использования музыкально-театральной
деятельности детей младшего школьного возраста как средства развития навыков
социальной адаптации и недостаточной разработанностью данной проблемы в
области музыкального образования;
- между признанием значимости навыков социальной адаптации в
развитии личности ребенка и отсутствием теоретического и методического
обеспечения процесса развития навыков социальной адаптации у детей средствами
музыкально-театральной деятельности.
Современная педагогика оперирует моделями образования, которые
характеризуются как «сформированные посредством знаковых систем
мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие
образовательную практику в целом или ее отдельные фрагменты. Они
подразделяются на три вида: а) описательные, дающие представления о задачах,
структуре, основных элементах образовательной практики; б) функциональные,
отображающие образование в системе его связей с социальной средой; в)
прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего
состояния образовательной практики» [6].
Педагогическая модель развития навыков социальной адаптации у младших
школьникогв в процессе музыкально-театральной деятельности относится к
комплексному типу: в ней отражено и описание основных элементов, и связи
детской театрально-музыкальной деятельности с социальной средой, и
возможности и пути дальнейшего развития данного направления педагогической
деятельности.
Модель состоит из двух взаимосвязанных модулей.
В данном контексте, модуль трактуется, как функциональный узел
учебно-воспитательного процесса, завершенный блок дидактически
адаптированной информации.
Модули рассматриваемой конструкции, их взаимосвязь и их элементы
отражены в Схеме №1.
Рассмотрим подробнее модули и их элементы.
1. Модуль «Музыкально-театральная деятельность младших школьников».
Теоретические положения:
- Детский музыкальный театр представляет собой одно из направлений
музыкально-эстетического развития детей. В истории музыкального воспитания
детский музыкальный театр как художественное явление может быть
охарактеризован с одной стороны – как деятельность профессиональных актеров-
музыкантов, адресующих свое творчество детям, с другой стороны –как творчество
самих детей, реализующих артистические и музыкальные способности.
- Музыкальный театр, как объёмное, синтетическое явление культуры дает
ребенку возможность погрузиться в пространство всех видов искусства, которые
в объединенном, «сплавленном» виде живут в пространстве театра.
- В контексте проблемы развития навыков социальной адаптации важно
подчеркнуть, что детский музыкальный театр – это прежде всего коллектив детей,
объединённых желанием заниматься творческой деятельностью, основанный на
творческом партнёрстве. Кроме того, это одна из форм относительно
самостоятельного функционирования детского сообщества. Коллективное
творчество, на котором основано искусство театра, обязательно требует
согласованного, совместного действия, то есть, взаимодействия.
Цель музыкально-театральной деятельности – развитие навыков
социальной адаптации и всестороннее развитие студийца в процессе театрально-
творческой и музыкальной деятельности.
Задачи:
- развивающие (развитие мышления, речи, памяти, воображения, эмоций,
познавательных и творческих способностей, в том числе специальных
музыкальных и театральных; творческой активности);
- воспитательные (в том числе удовлетворение индивидуального интереса в
творческой деятельности);
- образовательные (всестороннее приобщение детей и подростков к
музыкально-театральному искусству, повышение интеллектуального уровня,
развитие навыков саморазвития и самообразования);
- оздоровительные (укрепление и поддержание здоровья детей через
оздоровительную функцию творчества);
- адаптационные.
Виды музыкально-театральной (музыкальной и театральной)
деятельности: этюды, импровизации, фантазирование, тренинг по актерскому
мастерству, комплекс упражнений по сценической речи, сольное, ансамблевое и
хоровое пение, музыкально-ритмические движения, танец, занятия по
музыкальной грамоте и теории и истории музыки и театра, участие в постановках
музыкально-литературных композиций, концертах и музыкальных спектаклях.
Основные принципы организации учебной деятельности в музыкальном
театре:
. Отношение к ребенку как к субъекту любого вида деятельности, признание за
ним права на существование собственного мнения и индивидуальной линии
развития.
. Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля
взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом на основе
диалогического способа выполнения учебных заданий.
. Организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и
создание ситуаций взаимообогащения, предполагающих равновесие в области
обмена ценностями.
. Включение учащихся в творческую деятельность и развитие на базе
учебного материала интеллектуальных и творческих способностей и
личностных качеств ребенка.
. Создание на занятиях положительного эмоционального фона обучения,
атмосферы эмоционального подъема и ощущения успеха.
2. Модуль «Педагогические условия развития навыков социальной
адаптации младших школьников в условиях музыкально-театральной
деятельности»
Теоретические положения:
- У детей младшего школьного возраста мотивы межличностного
взаимодействия становятся более осознанными, увеличивается их побудительная
сила. Развитие у детей мотивов взаимодействия со сверстниками на протяжении
старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеет важные последствия:
обращаясь к личностным качествам ровесника, ребёнок всё более дифференцирует
и осознаёт образ сверстника и самого себя. В связи с этим он может успешнее
взаимодействовать с окружающими людьми, стать полноценным членом
коллектива своих товарищей и таким образом развить опыт социальной
адаптации.
- Понятие «навык» определяется как «действие, сформированное путем
повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием
поэлементной сознательной регуляции и контроля» [7]. «Навык можно
расценивать как уровень совершенства действия, его качество. Поэтому
формирование навыков является одной из самых важных проблем педагогической
науки» [2].
Таким образом, навык социальной адаптации – это автоматизированное
умение человека приспосабливаться к условиям социальной среды (среде
жизнедеятельности), «благодаря которому создаются наиболее благоприятные
условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей,
ценностей, норм и стилей поведения, принятых и обществе» [5].
Цель - успешное развитие навыков социальной адаптации у детей младшего
школьного возраста, что обуславливается определенным комплексом условий.
В ходе исследования был создан такой комплекс:
- опору на авторскую программу дополнительного образования детей
«Музыкальный театр – дорога в жизнь»;
- музыкальные и театральные методы и методы организации учебной
деятельности, направленные на развитие навыков социальной адаптации;
- специальный сценический репертуар (музыкальные спектакли).
Таким образом, одним из важнейших условий реализации предлагаемой
модели является внедрение апробированной авторской программы
дополнительного образования детей «Музыкальный театр – дорога в жизнь».
Новизна и оригинальность программы заключается в том, что она преследует
двуединую цель, включающую в себя следующие компоненты:
- социально-педагогический (формирование навыков социальной
адаптации средствами музыкально-театральной деятельности);
- художественно-эстетический (развитие творческих способностей в
области музыкально-театрального искусства и др.).
Целесообразность программы заключается в том, что воспитание
средствами театра последовательно обеспечивает достижение цели через развитие
полноценного восприятия искусства, формированию личности, благодаря
целостному переживанию в искусстве явлений жизни.
Актуальность, логическая выстроенность, методическая обоснованность,
удобство применения позволяют считать данную программу практически
значимой.
Научную основу программы и связь ее с другими областями деятельности
составляют:
– положения теории Л.С. Выготского и Б.Т. Теплова, нашедшие отражение
в Концепции художественного образования (1992) о специфике художественно-
творческого развития ребенка и праве каждого ребенка, независимо от наличного
уровня развития его способностей, на полноценное художественное образование;
– идеи использования синтеза искусств в художественном образовании
подрастающего поколения (В.В.Ванслов, Б.М.Неменский, Б.П. Юсов и др.);
– теоретические и методические разработки в области начального
литературного образования, театральной и музыкальной педагогики (К.И.
Чуковского, В.И. Глоцер, В.А. Левин, О.С. Ушакова, Л.Е. Стрельцова, А.П.
Ершова, Е.К. Чухман, Н.А. Опарина, Н.И. Чистякова, Н.А. Ветлугина, О.П.
Радынова и др.)
– теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев,
Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, О.П.Радынова, В.Н. Шацкая,
Б.Л. Яворский и др.);
– общепедагогические принципы (последовательность, систематичность,
доступность, эффективность) обучения.
Образовательная программа разработана с учетом современных
образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (принцип природосообразности, единство
эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие
обучающихся, доступность, результативность);
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод
художественной импровизации, занятия, конкурсы, экскурсии);
- методах контроля и управления образовательным процессом
(тестирование, анализ результатов выступлений, конкурсов);
- средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, набор
детских шумовых инструментов, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная
фонотека, фортепиано).
Программа «Музыкальный театр – дорога в жизнь» имеет ряд отличий.
Среди них:
– акцент образовательного процесса на формировании навыков социальной
адаптации средствами музыкально-театрального искусства;
– оригинальность форм учебного процесса и двух предложенных режимов
занятий;
– своеобразие подхода к распределению учебного материала по годам
обучения;
– введение в программу такого вида деятельности (раздела), как –
«Практика организации и проведения театрально-зрелищного мероприятия» для
расширенного курса (4-й год обучения).
Краткая характеристика учебного курса: Программа разработана в
соответствии с требованиями возрастной психологии детей, с учётом их
индивидуальных особенностей и способностей. Рассчитана на детей младшего
школьного возраста (7-11 лет) и подростков (12-15 лет). Предполагает два уровня
обучения – основной курс и расширенный курс. Основной курс включает в себя 3
года обучения, расширенный – 1 год обучения (4-й год обучения).
Каждый год обучения из основного курса (первых 3-х лет обучения)
содержит следующие разделы: Театральное искусство (основы актерского
мастерства, основы сценической речи, основы сценического движения);
Музыкальное искусство (ансамблевое и сольное вокальное исполнительство,
хоровое пение, основы танца); Сценический практикум (постановка
музыкальных спектаклей, подготовка концертных программ, выступления,
просмотр спектаклей и концертов и т.д.); Теория и основы театрально-
декорационного искусства (теория и история музыкального и драматического
театров; декорации, реквизит, костюмы, грим).
Расширенный курс (4-й год обучения) содержит разделы из основного
курса, такие как Театральное искусство, Музыкальное искусство, Сценический
практикум (с изменениями в пропорциях нагрузки по разделам), и предполагает
введение новых разделов – «Теория и история музыки и театра» и «Практика
организации и проведения театрально-зрелищного мероприятия».
Двуединая цель программы – содействие формированию навыков
социальной адаптации средствами музыкально-театральной деятельности и
формированию специальных умений и навыков в области музыкально-
театрального искусства, что способствует воспитанию личности с развитым
эстетическим вкусом и богатой духовной культурой.
Реализация поставленной цели возможна через решение образовательных
задач (организовать музыкально-театральную деятельность, включающую в себя
- актерское мастерство, сценическую речь, вокально-хоровую работу, занятия
танцем; сформировать умения и навыки в области актерского мастерства,
сценической речи, вокально-хорового исполнительства и танца;работать над
повышением уровня исполнительского мастерства: уметь на практике применять
полученные знания; сформировать умения и навыки в области музыкальной
грамоты и знания в области истории музыки и театра (музыкального);
сформировать умения и навыки в области организации и проведения театрально-
зрелищного мероприятия); развивающих задач (выявлять и развивать
индивидуальные творческие способности; развивать память, произвольное
внимание, творческое мышление и воображение;развивать сознательное
эмоциональное восприятие произведения искусства;формировать способность
самостоятельного освоения художественных ценностей;расширять музыкально-
исторический кругозор;развивать навыки управления музыкально-театральном
коллективом);воспитательных задач (воспитывать художественно-эстетический
вкус, интерес к искусству; воспитывать способности активного восприятия
искусства; формировать потребности активного участия в художественном
процессе; способствовать овладению вербальными и невербальными средствами
общения; воспитывать у учащихся такие качества личности как - эмпатия,
открытость, адекватность ролевой позиции, ответственность, организованность,
скоординированность действий, коллективизм, конструктивность поведения;
формировать умения и навыки социальной адаптации; выявлять и воспитывать
лидерские и организаторские качества личности);оздоровительных задач
(укреплять и поддерживать здоровье детей через оздоровительную функцию
творчества).
Методы работы и методы организации учебной деятельности в детском
музыкально-театральном коллективе должны быть также ориентированы на
развитие навыков социальной адаптации. Рассмотрим ряд авторских методов:
- «Учебный показ спектакля». Обычно руководители детских театральных
коллективов, и драматических, и музыкальных, стараются довести спектакль до
максимально высокого исполнительского уровня к его премьере. Между тем, как
доказывает педагогический опыт, участники спектакля могут сильнее развить
свои способности при условии показа спектакля зрителям даже в «недоделанном»
виде, как по костюмно-декорационному оформлению спектакля, так и по выучке
и разработанности всех тонкостей ролей и слаженности игры.
- «Метод неподготовленной смены роли». В данном методе речь идет о
таком спектакле, который неоднократно уже был показан зрителям: родителям и
ровесникам, представлен на суд жюри фестивалей и конкурсов и т.п. Яркость и
образность речевых фраз и вокальных партий в детских спектаклях
обуславливают непроизвольное запоминание многих ролей детьми в
репетиционном процессе и в процессе показов спектаклей. Таким образом,
ребенок-артист, даже играя свою определенную роль, может знать партии других
ролей. Руководитель коллектива должен внимательно отнестись к выбору
артистов, чтобы качество спектакля в итоге не пострадало. Такие смены ролей
могут быть осуществлены как по необходимости, так и в результате специально
созданной ситуации для достижения определенных педагогических целей.
- «Метод развития навыков социальной адаптации средствами сценической
жизни»:
1) «На сцену!» (Цель: открытие для учащихся театрального и концертного
мира сцены (приобретение первичного опыта сценических выступлений), что
позволяет учащимся научиться принимать и передавать эмоциональную и
рациональную информацию);
2) «Не сходя со сцены» или «Выступать, выступать, выступать!» (Цель:
создание таких условий, чтобы сцена стала местом для свободной реализации
проявления творческой активности, обогащение сценического опыта учащихся,
что позволяет им обрести опыт принятия и передачи эмоциональной и
рациональной информации, обрести умения понимать эмоциональное состояние
партнёра по взаимодействию и научиться сопереживать);
3) «Со сцены в зал» или «Зритель – собеседник» (Цель: формирование
опыта общения со зрительским залом и умений входить в контакт с незнакомыми
людьми (детьми), что позволяет научиться строить диалог и согласовывать свои
действия с действиями партнёра);
4) «Расскажи, поделись!» (Цель: создание опыта организации театрально-
зрелищных и концертных мероприятий, формирование умений выстраивания
отношений как со сверстниками, так и с детьми более младшего возраста).
Первые три варианта метода эффективны для детей младшего школьного
возраста, четвертый – для подросткового возраста.
Подбор репертуара может и должен проходить с учетом следующих
критериев:
- соответствие содержания драматургического материала возрасту
участников спектакля;
- продолжительность спектакля;
- количество действующих лиц;
- продолжительность составных частей спектакля (форм): монологов,
диалогов, сольных, ансамблевых и хоровых номеров, танцев;
- дикционная и артикуляционная сложность речевого текста;
- диапазонная и тесситурная сложность вокальных номеров,
продолжительность вокальных фраз;
- сложность заложенных в спектакль танцевальных и трюковых элементов;
- сложность создания и воплощения образа, степень изменения
психологических и поведенческих характеристик персонажа внутри театрального
действия;
- персонификация персонажей спектакля (из какого «мира» задуманные
персонажи спектакля: звери, люди, предметы, фантастические персонажи и т.д.).
Практика показала, что наиболее адекватным решением проблемы
специального репертуара для музыкально-театральных занятий с детьми является
создание автором – композитором-педагогом музыкальных пьес с учетом
конкретных групп исполнителей, их индивидуальных способностей,
возможностей и интересов. Это сложная задача, но ее удалось решить в условиях
работы детской театральной студии «Галёрка», в которой поставлен ряд
музыкальных пьес, рассчитанных на участие в постановках конкретных групп
студийцев. Это такие спектакли, как «Зайка и нотки» (сценарий, стихи и музыка
А. Кузнецова); «Дом, который построил Джек» (стихи С. Маршака, Е. Романовой,
музыка А. Кузнецова);музыкальная сказка «Новогодние приключения Васены»
(сценарий, стихи и музыка А. Кузнецова); музыкальная сказка детская опера
«Тараканище» (по сказке К. Чуковского, либретто Дудкиной С.А., музыка А.
Кузнецова); большая детская драматическая опера «Кошкин дом» (по сказке С.
Маршака, либретто и музыка А. Кузнецова); музыкально-драматический
спектакль «Смешная трагедия» (сценарий, стихи музыка А. Кузнецова) и др.
В целом, можно заключить, что особенно важную роль в развитии навыков
социальной адаптации учащихся в процессе музыкально-сценической
деятельности играет предоставляемая им возможность проживания социальных
ролей. Это способствует наиболее естественному протеканию необходимой для
формирующейся личности социальной адаптации. Работа над постановкой и показ
музыкального спектакля, предполагающие создание особой педагогической среды
и использование методов музыкальной и театральной педагогики, также является
условием успешного развития у детей навыков социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика [Текст] /М. А. Галагузова. – М.: Владос, 2006. – С. 74. – 416 с.
2. Гончарова, Н. Л. Функционирование триады «Знания-Умения-Навыки» в современной дидактике [Текст] /Н.
Л. Гончарова. – Режим доступа: http://avkrasn.ru.
3. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст] /Л. П. Крысин.–М.: Эксмо, 2008. – 944 с.
4. Моделирование социально-педагогических систем. Материалы региональной научно-практической
конференции [Текст]. – Пермь, 2004. – Режим доступа: http://www.pspu.ru/sci_model_materials.shtml.
5. Мудрик, А. В. Лекция №1 [Текст] /А. В. Мудрик. – Режим доступа: www.solidpsyholog.ru/sops-868-2.html.
6. Онушкин, В. Г., Огарев, Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии [Текст]
/В. Г. Онушкин, Е. И. Огарев. – Санкт-Петербург, Воронеж, 1995. – С. 88.
7. Психофизиология. Словарь [Текст]. – Режим доступа: wiki.myword.ru.
8. Словарь иностранных слов [Текст] /под ред. Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. – М.: Русск. яз., 1984. – С. 318.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация:
В статье представлена и описана авторская педагогическая модель, направленная на развитие у
младших школьников навыков социальной адаптации средствами музыкально-театральной деятельности. Даны
пояснения основополагающих понятий исследования. Показана взаимосвязь модулей и элементов данной
педагогической модели. Описаны ориентированные на развитие навыков социальной адаптации: авторская
программа дополнительного образования детей, методы музыкально-театральной педагогики, репертуар для
детских музыкально-театральных коллективов и принципы его создания и/или подбора.