Введение. Теоретическое осмысление проблемы развития художественной коммуникации у обучающихся связано с различными сферами гуманитарного знания: философии, психологии, культурологии, искусствознания, педагогики искусства и др.
Исследования ученых по проблеме художественной коммуникации можно представить как взаимосвязанную систему, которая объединяет художественные и культурные ценности, подводит к развитию художественных потребностей, интересов и выводит на уровень творческого развития личности.
Само понятие «коммуникации» определяется как «способ общения», «акт общения», «процесс сообщения информации» [9, с. 265].
Ключевым звеном художественной коммуникации является общение по поводу разных произведений искусства. Однако для развития художественной коммуникации необходимы специальные знания, позволяющие оперировать художественной информацией. А это, по мнению ученых, зависит от широты владения информацией эстетической с опорой на опыт художественно-творческой деятельности.
В кратком словаре по эстетике информация эстетическая рассматривается как часть социальной информации, которая обусловлена эстетической деятельностью [5, с. 54]. На толкование данного понятия повлиял сформировавшийся теоретико-информационный подход и разработка анализа продуктов эстетической деятельности. Потому определяя категорию «эстетическая информация» следует данное сочетание слов рассматривать как «художественная информация». В обозначенной форме (тексте) также содержится определенное содержание, которое передается посредством прочтения средств информации. Для нашего исследования это является важным аспектом понимания художественной информации в виде художественного (музыкального, изобразительного и др.) текста.
Распространение информации является его главным свойством. И в этом ключе важно необходимую информацию направлять к определенной возрастной категории обучающихся. В уточнении понятия «художественная информация» важное значение приобретает эстетический аспект семиотической теории художественных средств и работы Ю.М. Лотмана по семиотике и топологии культуры [8].
Таким образом, выстраивается алгоритм общения автора произведения искусства и обучающихся через основной канал художественной коммуникации - художественный текст и понимание его содержания. Потому ключевым звеном осуществления художественной коммуникации являются произведения разных видов искусства.
Методология исследования. Общение, направленное на обмен художественной информацией в условиях коммуникативного пространства опирается на теоретико-методологические труды представителей разных научных направлений. Коммуникативные возможности языка искусства раскрываются в трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Л.С. Выготского, Б.С. Мейлаха, С.Х. Раппопорта, Л.Н. Столовича, Б.П. Юсова и др. Возможности искусства через процесс коммуникации и культурное пространство ученые трактуют как образующуюся (в пространстве и времени) взаимосвязь: зрителя и автора произведения, зрителя и эпохи создания произведения, зрителя и других зрителей в контексте целостного общечеловеческого и общекультурного единения. В работах ученых также отмечается, что художественную коммуникацию следует понимать как механизм, необходимый для познания информации, которая в произведении искусства «закодирована», т.е. для её прочтения необходимо многое уметь и понимать.
В исследовании проблемы художественной коммуникации приобретает важное значение гуманитарно-диалогическая концепция М.М. Бахтина. В своем научном творчестве М.М. Бахтин не только обосновал фундаментальное отличие монологического и диалогического методов в гуманитарных науках, но и реализовал установки гуманитарного диалогизма. Философ отмечал, что жизнь (т.е. действительность) «находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной» [1, с. 29]. Потому искусство богато, оно не сухо, в нем художник (автор) выступает как специалист (как мастер), только по отношению к материалу.
В настоящее время межкультурная коммуникация как одно из направлений культурологического знания, - также опирается на идеи М.М. Бахтина. Методологические основания проблем взаимодействия разных культур ученый полемизирует с представлениями о том, что для лучшего понимания чужой культуры, рычагом понимания является «вненаходимость во времени, в пространстве, в культуре по отношению к тому, что он хочет творчески понять» (М.М. Бахтин) [2, с. 334].
При этом важно не отказываться от своего сознания, собственной национальной культурной картины мира, так как чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже. Диалог культур одинаково продуктивен для обеих сторон, когда культуры при взаимодействии познают не только друг друга, но и свои собственные смыслы, когда национальная самобытность становится ярче, определеннее и осмысленнее. При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются.
М.М. Бахтин и В.С. Библер приходят к идее существования культуры только в диалоге культур. В.С. Библер утверждал, что для характеристики современного мышления уже не существенна опора на процедуру гегелевского «снятия». Он отмечал, что «старое знание» входит в новое через «структуру диалогического сопряжения» как старых, так и новых идеализаций… По его мнению, XX век наполнен ценностными и духовными спектрами разных культур, его форм, которые стягиваются в единое культурное пространство (одно сознание). Что требуется от человека? Прежде всего, не однозначного выбора, а постоянных духовных сопряжений, глубинных споров [3].
Таким образом, следует учитывать, что существование культуры возможно только через осуществление диалога. А также важно понимать, что культура живет и развивается преимущественно на грани разных культур, в их одновременности, в их диалоге с иными целостными и замкнутыми культурами.
Материалы и методы исследования.
В своем исследовании мы опирались на модель художественной коммуникации, в которой представлены необходимые атрибутные компоненты: источник художественной информации; непосредственное сообщение автора; канал передачи определенной информации; принимающий информацию и выразительные формы передачи информации, то есть выразительные формы передачи художественного смысла произведения искусства [10, с. 26].
В развитии художественной коммуникации важное значение приобретает создание личностного пространства с использованием соответствующей информации, которая позволяет «вычерпывать» заключенное в информационном источнике духовное богатство [7, с. 13]. При этом личностное пространство рассматривается как готовность к активному использованию разных типов информации.
Исследование показало, что культурологический подход раскрывает типологические принципы культуры, в целом, что способствует формированию ценностного отношения к произведениям искусства и определению художественного содержания [6].
Создание коммуникативных условий общения с искусством привело нас к разработке педагогической модели развития художественной коммуникации обучающихся в условиях арт-гостиной.
Структура модели объединяет основные блоки: методологический, информационно-содержательный, художественно-образный, технологический и результативный.
Раскроем кратко информационно-содержательный блок модели, который основан на реализации музыкально-познавательных программ, что способствует расширению образовательного пространства учебных заведений в развитии художественной коммуникации обучающихся.
Реализация музыкально-познавательных программ требует создания определенных условий. С целью активизации коммуникативной активности обучающихся и развития художественных интересов, обучающиеся привлекались к участию в подготовке и проведении арт-гостиной.
В исследовании мы опирались на разработку и реализацию авторской программы «История арабской музыкальной культуры».
Следует отметить, что просветительская направленность программ арт-гостиной не сводится лишь к передаче определенных познаний. Их основная задача заключается в передаче информации в сочетании с художественным восприятием и анализом средств музыкальной выразительности.
Выбор освоения арабской музыкальной культуры с нашем исследовании неслучаен. В настоящее время европейская культура хорошо изучена и представлена в учебниках по истории музыкальной культуры. А в отношении неевропейских культур, по мнению В.Н. Холоповой, «недостаточно информации о том, что «ритмическая музыка» является искусством не только звука, но и искусством движения, что легко и естественно переводится в другое искусство – танец» [11, с. 40].
В процессе опытно-экспериментальной работы по формированию художественной коммуникации были использованы методы: создания ситуаций эмоциональных переживаний; прогнозирования учебных дискуссий; расширение познавательных интересов [5, с.168].
В программу внесены несколько тематических блоков:
1. Историческое влияние культуры Византии на формирование арабской музыки. Характерные черты арабской музыки.
2. Общая характеристика византийских музыкальных инструментов.
3. Возникновение византийского органа. Состав традиционного и современного арабского оркестра. Роль аккордеона в традиции арабской музыки.
4. Истоки танцевального искусства. Народные танцы Египта. Классический Межансе. Основные танцевальные направления стран Персидского залива. Общая характеристика танцев: Хагала, Халиджи, Бандари.
5. Основная культурно-религиозная характеристика стран Среднего Востока. Народные танцы Сирии, Ливана, Палестины, Иордани. Танцы стран Магриба (Тунис, Марокко, Алжир, Андалузия).
6. Воплощение восточной тематики в творчестве российских композиторов (М.И. Балакирев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский и др.)
Программа включает информацию не только о классической музыке, но также о фестивалях и конкурсах, проводимых в настоящее время. К основным функциям организации конкурсов и фестивалей исполнителей восточного танца следует отнести:
- социализирующую функцию, которая обуславливает межкультурную связь и положительно влияет на развитие личности;
- коммуникативную функцию, которая позволяет формировать культуру общения на основе диалога культур, в частности, русской культуры и арабского востока.
Результаты. Результативный блок модели раскрывает положительный итог реализации программ арт-гостиной, что позволяет вывести на новый уровень развитие обучающихся в специально организованной музыкальной среде как субъекта когнитивной, художественной и коммуникативной деятельности. Исследование показало, что:
- организация условий арт-гостиной позволяет реализовать культурно-познавательные программы обучения, включающие новую информацию на основе диалога культур, что значительно расширяет интерес к искусству и общению обучающихся по поводу осмысления содержания и художественных смыслов музыкальных произведений;
- опора на коммуникативную функцию искусства наиболее способствует развитию художественной коммуникации обучающихся при освоении арабской музыкальной культуры в сопоставлении с произведениями русских композиторов, раскрывающих в своём творчестве восточную тематику;
- освоение арабской музыкальной культуры способствует адекватному восприятию разных точек зрения, готовности обучающихся к осмыслению и обобщению культурного опыта, что значительно влияет на уровень их общекультурного и художественного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин, М.М. Человек в мире слова [Текст] / М.М. Бахтин / Сост., авт. предисл., с.3-19 и примеч. О.Е. Осовский / Российский открытый ун-т. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1986.
3. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры. [Текст] / Библер, В.С – М., 1991.
4. Краткий словарь по эстетике: кн. Для учителя [Текст] / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983.
5. Командышко, Е.Ф., Жукова, Ю.С. Особенности коммуникативной функции искусства в организации воспитывающей культурно-просветительской среды [Текст] / Е.Ф. Командышко, Ю.С. Жукова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – №6 (149). – C.165-170.
6. Командышко, Е.Ф., Коняхина, М.С. Формирование художественного восприятия в профессиональной подготовке будущих музыкантов: культурологический подход [Текст] / Е.Ф. Командышко, М.С. Коняхина // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №3 (140). – C. 115-120.
7. Лопатина, Н.В., Чазова, С.А. Библиография и художественное развитие личности: идеи Ю.С. Зубова в XXI веке [Текст] / Художественное развитие в информационном обществе: сборник научных трудов. Науч.ред. Н.В. Лопатина, С.А. Чазова. – М.: МГУКИ, 2014. – С. 11-18.
8. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры [Текст] / Избранные статьи в трех томах. Том 1. – Таллин: Изд-во «Александра», 1992.
9. Новый краткий словарь иностранных слов [Текст] / Отв. ред. Н.М. Семенова. –М.: Русск.яз. – Медиа, 2005.
10. Хангельдиева И.Г. Художественные коммуникации: определение, статус, характеристики [Текст] / И.Г. Хангельдиева // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации: материалы III Международной научно-практической конференции. Ч.1. – Самара: СГИК, 2015. – С. 26-32.
11. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства [Текст] / В.Н. Холопова / учебное пособие. – СПб.: «Лань», 2000.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АРТ-ГОСТИНОЙ
Аннотация:
В статье рассматривается сущность понятия «художественные коммуникации» как многообразные информационные процессы, существующие по поводу общения с искусством. Авторы обращают внимание на процесс обмена художественной информацией в коммуникативном пространстве, раскрывают концептуальные идеи ученых о важном значении диалога культур и осуществлении межкультурной коммуникации. Отсюда возникает необходимость создания условий арт-гостиной для развития интереса к освоению арабской музыкальной культуры при сопоставлении произведений искусства и элементов музыкальной выразительности. Это, по мнению авторов, значительно расширяет культурологические знания и влияет на развитие художественной коммуникации обучающихся.