Современный этап развития общества в России определяет новые подходы к обучению и образованию детей, обусловливает новые приоритеты воспитания личности. Среди последних – творческое развитие личности, которое необходимо для всех видов человеческой деятельности.
Развитие творческой активности ребенка происходит в процессе его обучения. В педагогической литературе представлены результаты исследований, посвященных различным аспектам развития детского творчества в системе основного и дополнительного образования, определена сущность педагогического творчества, отражены особенности процесса творческого развития, раскрыты возможности развития творческого потенциала ребенка, обозначены основные компоненты творческой активности детей (Ш. А. Амонашвили, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. А. Горский, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, Н. А. Коваль, Г.М.Цыпин, С. А. Шмаков, А. И. Щетинская и др.).
Дополнительное образование детей в России, удовлетворяющее актуальные потребности и интересы детей и содействующее развитию личности, осуществляется в разных видах учреждений. Музыкально-художественное воспитание в данных видах учреждений является наиболее востребованным детьми и их родителями и предоставляет максимальные условия для доступности обучения детей и свободного выбора ребенком сферы творческой деятельности, которая осуществляется в разных ее видах: в хоровом и сольном пении, в исполнении на фортепиано музыкальных произведений и др.
В педагогике основного и допрофессионального музыкального образования широко освещается проблема развития творческой деятельности детей, обозначаются психолого-педагогические условия творческого развития, выявляются методы развития творческой активности в условиях музыкальной деятельности, обосновывается необходимость введения в учебно-воспитательный процесс творческих заданий и упражнений, раскрывается важность развития творческой инициативы детей, отражается специфика развития творческой активности на отдельных музыкальных занятиях (Б. В. Асафьев, Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, В. И. Петрушин, К. В. Тарасова, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.).
Свое отражение в работах исследователей и педагогов-практиков дополнительного образования нашла проблема развития творческой активности детей на музыкальных занятиях. В их исследованиях обосновывается значимость творческой активности детей для развития их музыкальности и музыкальной культуры, выявляются психологические особенности развития музыкального творчества в процессе активной деятельности, раскрывается роль творческой активности в культурном развитии детей, определяется влияние индивидуальных и творческих способностей на общее развитие ребенка и активное проявление творчества в музыкальной деятельности (Е. Вержуцкая, И. В. Епанешникова, Т. А. Жданова, Г. Г. Коломиец, Е. В. Леонова, И. Е. Байтингер, А. И. Карманчиков и др.).
Изучение теоретических и практических аспектов проблемы позволило сформулировать ряд противоречий: между потребностью современного общества в личности, обладающей творческой активностью, и слабой разработанностью данной проблемы в педагогике, освещающей воспитательный процесс в условиях дополнительного образования; между необходимостью творческого развития личности ребенка в процессе музыкальных занятий и отсутствием единого педагогического подхода, значимого как для основного, так и для дополнительного образования; между необходимостью развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования и неразработанностью педагогической модели данного развития в практике дополнительного образования.
В данной статье предлагается одно из возможных решений вышеизложенных педагогических противоречий.
В своей педагогической деятельности развитие творческой активности младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования мы реализуем на основе разработанной нами педагогической модели, основанной на едином подходе к организации и содержанию процесса развития творческой активности детей в разных видах музыкальной деятельности как в основном, так и в дополнительном образовании. Единый подход в своей работе мы рассматриваем как общую идею развития творческой активности ребенка в музыкальной деятельности, которая опирается на жизненный опыт, определенные умения и знания детей в этой деятельности, а также базируется на принципе гуманизации и идее свободного самовыражения ребенка в разных видах музыкально-творческой деятельности. Педагогическая модель развития творческой активности детей строится по блочному принципу и включает в себя три соподчиненных и взаимосвязанных блока: целевой, содержательно-деятельностный и организационно-деятельностный. В первый блок входят основная цель и комплекс развивающих и формирующих задач. Во второй – педагогические принципы (общедоступности, интереса, педагогической поддержки и природосообразности), содержание, методы (обобщение и размышление о музыке, сопоставление собственных жизненных эмоций с художественными, пластическое интонирование, моделирование художественно-творческого процесса). В третий блок включены педагогические условия (добровольный или предлагаемый выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха), формы организации музыкальных занятий (уроки-игры, сказки, путешествия, творческие беседы, концерты, конкурсы, фестивали).
Организация музыкальных занятий младших школьников, направленных на развитие творческой активности, происходит на основе педагогических принципов основного и дополнительного образования. Осуществление развития детей в соответствии с их возрастными особенностям основано на реализации педагогического принципа природосообразности, который наряду с другими принципами (общедоступность, интерес, педагогическая поддержка) позволяет обеспечивать доступность и соответствие всех компонентов педагогической модели определенному возрастному развитию детей. Так, творческое развитие детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования должно проходить с учетом их психологических особенностей и включением в учебный процесс музыкальных игр, сменой разнообразных видов деятельности, использованием творческих заданий, основанных на образном восприятии ребенком мира. На занятиях создавались субъект-субъектные отношения, которые позволяли осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, раскрывать и развивать его творческие возможности; давали возможность применения педагогического воздействия, основанного на развитии индивидуального и коллективного творчества; способствовали решению творческих заданий в сочетании групповых и индивидуальных форм организации. Взаимодействие в учебном процессе было основано на взаимопонимании, доверии и интересе к совместной творческой деятельности, в результате которой возникало сотворчество как главный компонент взаимодействия, основанный на субъектно-субъектных отношениях.
Содержание процесса развития творческой активности детей экспонировано как комплекс специальных заданий. Мы разработали три серии таких заданий: «Творческая головоломка», «Лаборатория творческих идей» и «Коллаж эмоций, чувств и настроений».
Задания из серии «Творческая головоломка» были направлены на развитие мотивационной сферы личности, формирование интереса к творческой деятельности на музыкальных занятиях, умения детей заинтересовать и увлечь творческой деятельностью своих друзей, создание творческих ситуаций в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. В эту серию вошли задания на познавательную и интеллектуальную активность детей, расширение их кругозора и знаний в музыкально-художественной сфере деятельности.
Вторая серия заданий – «Лаборатория творческих идей» – была ориентирована на развитие музыкально-образного воображения и мышления, формирование логики построения музыкальных произведений и отдельных эпизодов, воплощение творческих замыслов детей посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения средствами пластики, театрализации и изобразительного искусства. В нее вошли задания на моделирование музыкальных жанров, образов и музыкальных портретов, фантазирование на нотном стане, составление мелодий из предлагаемых карточек с обозначенными на них интервалами и длительностями, на мелодическую и ритмическую импровизацию, создание музыкальных сказок и сочинение музыки.
Третья серия – «Коллаж эмоций, чувств и настроений» – была направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, на умение сопоставлять свои эмоциональные переживания с музыкально-художественными, передать эмоциональное состояние через мелодическое интонирование, ритмическое фантазирование и пластическое моделирование, определять и сравнивать эмоциональные состояния в разных произведениях искусств. В эту серию вошли задания на образное восприятие музыки и умение классифицировать музыкальные эмоции, воплощение музыкальных образов в пластике, движении, мимике и театральных сценках, сопоставление эмоционально-образного содержания произведений разных видов искусств, посвященных одной теме или написанных на один сюжет.
Все серии содержали многочисленные варианты разных по типу заданий: задание-сравнение, задание-размышление, задание-досочинение, задание-фантазирование, задание-обобщение. Эти задания актуализировали жизненный опыт ребенка, его музыкально-теоретические знания, опыт исполнительской деятельности. Задания использовались параллельно на всех музыкальных занятиях (по хоровому и сольному пению, элементарному сольфеджио, общему фортепиано). На хоровых занятиях это были преимущественно задания на развитие коллективной творческой деятельности, на занятиях по фортепиано и сольному пению – задания, направленные на индивидуальное творческое развитие ребенка, на занятиях по элементарному сольфеджио – задания, направленные как на индивидуальное, так и на коллективное творчество детей.
В процессе развития творческой активности детей на музыкальных занятиях мы применяли ряд методов, способствующих формированию мотивации творческой деятельности, стимулирующих как индивидуальное, так и коллективное творческое развитие, содействующих заинтересованному и увлеченному обучению. Метод музыкального обобщения и размышления о музыке [3] использовался в заданиях, предполагающих сопоставление рассказов о музыкальном и образном содержании произведений, на выражение своего мнения о прослушанных музыкальных произведениях, характеристику музыкальных образов. Метод сопоставления собственных жизненных эмоций с художественными [5] применялся в заданиях на сравнение своего эмоционального состояния с эмоциями, вызванными художественным произведением. При реализации метода пластического интонирования [2] детям предлагался огромный выбор творческого пространства, в котором они могли свободно осуществлять свои идеи и замыслы в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, воплощать свои фантазии, эмоциональное впечатление от произведений искусств посредством интонационного, ритмического, пластического моделирования. В результате использования метода моделирования художественно-творческого процесса [4] дети создавали музыкальные портреты сказочных героев на элементарных детских музыкальных инструментах, сочиняли музыкальные сказки и фрагменты музыкальных произведений на определенную тематику.
Реализация педагогических условий (добровольный выбор ребенком вида деятельности, создание на занятиях ситуации успеха) осуществлялась нами непосредственно в ходе музыкальных занятий. Ребенок сам выбирал музыкальную деятельность для воплощения своих творческих замыслов, виды творческих заданий и средства музыкальной выразительности, с помощью которых он воплощал свои творческие идеи. В условиях музыкальных занятий нами создавались ситуации успеха с помощью таких методических приемов, как «сбывшаяся радость», «неожиданная радость», «общая радость» [1]. Мы одобряли любое проявление детского творчества и поощряли результаты любого уровня. Для осуществления этих условий наибольшее значение имеет процесс сотворчества педагога и ребенка, которое в условиях дополнительного образования выступает как взаимодействие на уровне субъектно-субъектных отношений.
Развитие творческой активности детей происходило в разнообразных формах музыкальных занятий. Во время уроков и творческих бесед дети были включены в процесс познания нового материала, освоения умений и навыков музыкально-творческой деятельности, воплощения своих творческих задумок и идей в ходе выполнения творческих заданий. Концерты, фестивали, конкурсы помогали детям реализовывать свой творческий потенциал и демонстрировать художественные продукты своего творчества.
Развивая творческую активность детей, мы рассматриваем ее как интегральное качество личности, представленное в творческой деятельности, стимулирующее потребность и инициативу ребенка в создании художественного продукта и включающее мотивацию, навыки творческой деятельности и эмоциональную отзывчивость. При этом основными показателями творческой личности младшего школьника становятся доминирование эмоций радости, интерес и увлеченность к фантазированию, способность быть самим собой, умение слушать свое «Я», преобладание образного восприятия мира, способность воплощать свои замыслы непосредственно в творчестве.
Предлагаемая педагогическая модель внедрена в образовательный процесс учреждений дополнительного образования города Кургана и Екатеринбурга, а также в учреждения дополнительного образования Курганской и Свердловской области.
Качественный анализ, проведенный по результатам введения данной педагогической модели в образовательный процесс, выявил, что дети проявляли выраженное желание заниматься музыкально-творческой деятельностью, у них наблюдалась заинтересованность в процессе индивидуального и коллективного творчества. Для детей характерно проявление мотивации к музыкальному искусству, к познавательной деятельности и расширению их художественного кругозора. Они с увлечением изучали произведения искусств разных видов, направлений, стилей и эпох, могли свободно воплощать творческие идеи и замыслы в музыкальной деятельности. В процессе выполнения творческих заданий у детей преобладали нестандартные решения, позволявшие им оригинально и своеобразно реализовать свои творческие фантазии. Они свободно инсценировали разнообразные ситуации, передавали всевозможные эмоциональные состояния, воплощали образы сказочных персонажей. Дети точно выражали и формулировали эмоциональное состояние музыкальных и других видов искусств посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами изобразительного искусства. Таким образом, вышеизложенный материал позволяет говорить об эффективности предлагаемой педагогической модели развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
Литература
1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. М.: Академия, 2009. 192 с.
2. Вендрова Т. Е. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн / Т. Е. Вендрова // Искусство в школе. 1993. № 1 С. 61–64.
3. Кабалевский Д. Б. О музыке и музыкальном воспитании : книга для учителя / сост. И. В. Пигарева ; отв. ред. Г. П. Сергеева / Центр музыкального образования имени Дмитрия Кабалевского. М. , 2004. 192 с.
4. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие / под ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 232 с.(11 экз.)
5. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка : монография / Н. Г. Тагильцева ;. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 151 с.
Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
Аннотация:
Педагогическая модель развития творческой активности детей на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования