Педагогическая модель социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования

Бережная Мария Сергеевна, Фузейникова Ирина Ниловна

Доктор педагогических наук,
кандидат психологических наук,
ведущий научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования», Москва

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования»,
 Москва

Аннотация: 
Педагогическая модель социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования

Реформирование российского общества вызвало изменение эталонов успешной адаптации личности, а также совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению, что обусловило, главным образом, необходимость дополнительного изучения проблемы социокультурной адаптации молодежи.
Необходимость разработки педагогической модели социокультурной адаптации личности в процессе гуманитарного образования обусловлена теми позитивными тенденциями, которые наметились в российской образовательной системе. Педагогами и психологами отмечается тот факт, что современная средняя и высшая школа вступила в сложный период реформирования в направлении гуманизации образования, который ведет к необходимости изменения форм и методов взаимодействия с учащимися, поиску новых способов и технологий работы, направленными на личностное развитие и социокультурную адаптацию.
Все большее значение в работе по профилактике здорового образа жизни и преодолению сложившейся социальной ситуации наряду с традиционными образовательными учреждениями приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения – центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также социокультурной адаптации, часто являющиеся частью образовательных и научных учреждений, курирующих эти центры. Создание нового типа образовательного
учреждения вызвано увеличением числа людей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества к человеку, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития и адаптации личности. Любой образовательный процесс предполагает наличие механизмов социокультурной адаптации личности к новым условиям ее существования. Выход на понимание педагогами сущности процессов адаптации и развития возлагает на них решение серьезной проблемы: интегрирование общеобразовательных, развивающих, адаптирующих задач в рамках своей профессиональной деятельности и, исходя из этого, программирование необходимого результата образовательной деятельности.
Обращение к гуманитарному знанию и художественному творчеству в педагогической модели социокультурной адаптации личности рассматривается как один из важных методологических источников обоснования целей педагогического процесса. Необходимость привлечения ресурсов художественного образования в целях социокультурной адаптации молодежи для профилактики и коррекции асоциального поведения является актуальным направлением российской образовательной политики. Особое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов, как использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психологии и психофизического оздоровления молодежи посредством внедрения современных методик арттерапии; разработка стратегии личностного художественно-творческого развития; развитие творческой личности молодежи в контексте различных культур как одно из условий развития свободы, ответственности и толерантности личности.
Художественное творчество выступает здесь прежде всего как отражение социокультурной ситуации в обществе. Так как адаптивное поведение вырабатывается в соответствии с культурными и социальными нормами, принятыми в обществе, то такое направление, как социокультурная адаптация личности средствами художественного творчества, представляется наиболее актуальным и направлено на:
- формирование адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции развивающейся личности за счет расширения ее художественной сферы существования;
- определение потенциальных возможностей личностного роста посредством творчества;
- снижение личностной тревоги средствами технологий арттерапии;
- развитие креативности и стремления к социальному творчеству;
- получение нового индивидуально-личностного опыта решения проблемных ситуаций и восприятия социокультурной среды.
Целями педагогической модели прежде всего, являются: определение психолого-педагогических и социокультурных оснований социокультурной адаптации детей и молодежи в процессе художественного творчества; установление взаимосвязи между составляющими педагогической модели социокультурной адаптации личности в процессе художественно-творческой деятельности.
К педагогическим условиям в данном контексте можно отнести те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса. В рамках представленного исследования были разработаны, уточнены и апробированы педагогические условия, способствующие эффективному функционированию модели и, в конечном итоге, повышению уровня социокультурной адаптации личности, к которым можно отнести: создание безопасной среды, создание положительной мотивации, разноуровневость конструируемых культуротворческих ситуаций, введение проблемных ситуаций в обучение, обеспечение присутствия в учебном процессе культуротворческих технологий (арттерапия, культуротерапия, культурно-досуговая реабилитация; творческие проекты и т. д.).
В педагогической модели социокультурной адаптации личности авторы выделяют первичный и вторичный уровни адаптированности, которые охватывают весь жизненный цикл человека. Первичная адаптация, по мнению авторов, завершается в подростковом и юношеском возрасте. Вторичная адаптация происходит в течение всей дальнейшей жизни человека. В соответствии с каждым уровнем адаптации выделены условия, функции, формы и принципы педагогической работы, направленные на социокультурную адаптацию учащихся в гуманитарном образовании, а также разработаны вариативные педагогические модели для школьного, дополнительного и высшего образования.
Теоретический анализ возможностей театрального искусства и таких его терапевтических ответвлений, как психодрама, драматерапия и маскотерапия, позволили разработать театрально-педагогическую модель социокультурной адаптации подростков, которая может найти применение как в условиях школьного образования, так и в различных учреждениях дополнительного образования школьников.
Выбор театрального искусства для решения поставленной проблемы не случаен. Почувствовать, понять, попробовать жизнь и законы человеческого общения можно, только погрузившись в ситуацию игры. Через игру подросток моделирует жизненные ситуации, проигрывает и разбирает различные логики поведения персонажей, частично идентифицируя себя с ними, попадает в разные конфликтные ситуации и использует те или иные стратегии поведения для достижения целей героя. Выбор данного вида искусства также обусловлен возрастными возможностями старшего подростка.
Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования направлена на решение следующих основных задач:
– усвоение высоких образцов и ценностей общечеловеческой культуры через средства театрального искусства;
– освоение способов продуктивного взаимодействия в группе;
– развитие толерантного сознания подростков.
Целями реализации модели являются: творческая самореализация и гармонизация взаимодействия личности подростка с окружающим социумом, профилактика деструктивного развития.
Для реализации данной модели необходимы следующие условия:
1) организация творческой, развивающей среды в условиях общего и дополнительного театрального образования.
2) проведение своевременной диагностики школьников с учетом их возрастных особенностей.
3) культурная толерантность и корректность педагогического коллектива.
4) установка педагогов и подростков на освоение культурных и эстетических норм общества;
5) направленность педагогического процесса на углубление гуманизации и гуманитаризации образования.
Исследование возможностей социокультурного потенциала театрального искусства в образовательной практике позволило в педагогической модели выделить его основные функции и формы театральной деятельности в образовании.
Функции: педагогическая: образовательная, воспитательная; художественно-эстетическая; социально-психологическая, коррекционная
Формы театральной деятельности:
1. Школьный театр в рамках дополнительного и профильного образования.
2. Общеразвивающая, познавательная, культурологическая направленность в рамках специализированных занятий по театру, на уроках МХК, факультативах.
3. Профессиональный театр для детей и юношества (ТЮЗ, РМТ), просмотр и анализ спектаклей.
4. Тренинг личностного развития и социокультурной адаптации на основе театрально-педагогических технологий.
В рамках представленной модели были разработаны театрально-педагогические технологии, направленные на личностное развитие и социокультурную адаптацию старших подростков, представляющие собой комплекс специально разработанных методов работы с подростками. Театрально-педагогические технологии интегрируют в себе педагогические, психологические, социальные и культурологические аспекты и разработаны с учетом возрастных особенностей и задач развития данного периода.
Данные методы работы со старшими подростками включают в себя:
1. Общеразвивающее направления театральной педагогики: освоение актерских навыков, психофизический актерский тренинг, просмотр и анализ спектаклей школьного и профессионального театра, различные факультативы по театру и специализированные уроки театра.
2. Психодраматический подход в решении социальных и общеобразовательных проблем в своем триединстве: социометрия как диагностика, (социо-) психодрама, групповая терапия.
3. Арттерапию как одно из средств самопознания и раскрытия творческого потенциала личности подростка. В работе используются как традиционные виды арттерапии: рисунок, лепка, аппликация, коллаж, инсталляция, так и виды арттерапии, относящиеся к театральному искусству, – драматерапеия, маскатерапия.
Принципы педагогической работы:
1. Действенной выраженности. В процессе театрального или психодраматического действия подросток развивает, расширяет свою вооруженность через проигрывание различных состояний человека, различных жизненных ситуаций, неразрешенных конфликтов. Через игру, в основе которой лежит действие, подросток учится управлять событиями, осваивает нормы группового и социального поведения, учится выражать свои мысли и чувства.
2. Перенос опыта из области театрального действия в реальную жизнь. Театральное искусство дает возможность подростку попробовать множество ролей, познакомиться и присвоить культурно-исторические образцы поведения, участники процесса учатся различать морально-нравственные ценности человека и укрепляют свои жизненные позиции.
3. Расширение сферы ролевых функций подростка. Человеческое «Я» определяется совокупностью ролей. Каждый из нас – прежде всего человеческое существо, которое принимает на себя какие-то роли, проигрывает их и в целом представляет собой некую ролевую матрицу. Чем шире спектр ролей, чем лабильнее каждая роль, чем легче мы меняем роли в зависимости от того или иного контекста, тем выше наша социальная адаптированность и психологическая устойчивость.
4. Интеграция сформированных ролей с базовыми потребностями. Полученный опыт как участника, зрителя, режиссера, драматурга, критика подросток должен соотнести со своими базовыми потребностями.
Информативность произведения искусства для субъекта существенно зависит от его способности извлекать информацию, поэтому одна из важных педагогических задач – помочь молодой личности научиться извлекать эту информацию, обрабатывать, присваивать и соотносить с базовыми потребностями.
Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков включает в себя специально разработанную тренинговую программу «Социокультурная адаптация старших подростков в условиях дополнительного театрального образования». Для целостности восприятия данной модели этапы тренинга и техники работы с подростками представлены в таблице 1.
Таблица 1. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования
Цель: творческая самореализация и гармонизация взаимодействия личности подростка с окружающим социумом, профилактика деструктивного развития
Задачи: усвоение высоких образцов и ценностей общечеловеческой культуры через средства театрального искусства; освоение способов продуктивного взаимодействия в коллективе (группе); развитие толерантного сознания подростков
Условия: организация творческой, развивающей среды в условиях театрального дополнительного образования; проведение своевременной диагностики школьников с учетом их возрастных особенностей; культурная толерантность и корректность педагогического коллектива; установка педагогов и подростков на освоение культурных и эстетических норм общества; направленность педагогического процесса на углубление гуманизации и гуманитаризации образования
Социокультурный потенциал театрального искусства в образовательной практике
Функции театрального искусства в образовании
Педагогическая: образовательная, воспитательная
Художественно-эстетическая
Социально-психологическая; коррекционная
Формы театральной деятельности
– школьный театр в рамках дополнительного и профильного образования;
– общеразвивающая, познавательная, культурологическая направленность в рамках специализированных занятий по театру, на уроках МХК, факультативах;
– профессиональный театр для детей и юношества (ТЮЗ, РМТ), просмотр и анализ спектаклей;
– тренинг личностного развития и социокультурной адаптации на основе театрально-педагогических технологий
Принципы педагогической работы
Действенной выраженности
Переноса опыта из области театрального действия в реальную жизнь
Расширения сферы ролевых функций
подростка
Интеграции сформированных ролей с базовыми потребностями
Тренинговая программа «Социокультурная адаптация старших подростков в условиях дополнительного театрального образования»
Средства: актерские навыки сценического действия; психодраматические техники; арттерапевтические техники
Этапы тренинга:
1. Освоение навыков межличностного общения в процессе группового взаимодействия.
2. Актуализация, осознавание, расширение ролевых позиций.
3. Самопознание через идентификацию с создаваемыми образами.
4. Активизация толерантности.
5. Создание совместного творческого продукта.
Результат: гармоничное взаимодействие подростка с окружающими его людьми, уважение к культуре и личности другого человека, интерес к искусству, творческая активность и продуктивность, мотивация к саморазвитию
Данная педагогическая модель может быть применена в различных учреждениях дополнительного образования школьников.
На таблице № 3 представлена структурная схема педагогической модели вторичной социокультурной адаптации личности средствами художественного творчества в системе высшего образования.
Существует объективная сложность трансформации содержания педагогической модели в конкретные педагогические технологии и рациональные действия, итогом которых должен стать планируемый результат социокультурной адаптации.
Для реализации представленной педагогической модели выделены образовательные модули. Принцип модульности, как центральный и определяющий подход в обучении, предполагает отбор целей, содержания, форм и методов обучения, которое формируется в виде блоков-модулей и где особое внимание уделяется саморазвитию и самостоятельной творческой деятельности студентов. Важнейшая роль в моделировании принадлежит педагогическим, психологическим мониторингам и различным диагностическим методикам как средству получения адекватной информации об образовательной среде вуза.
Таблица № 2. Модули педагогической модели социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества Теоретико-методологический блок
Искусство-знание
Социаль-ная
Теория
Антропология
Культуро-логия
Общая теория систем
Философия образования
Модуль 1. Педагогические и социокультурные условия
Модуль 2. Педагогические цели и задачи
Модуль 3. Содержание педагогической системы Теоретико-прикладной блок
Психология искусства
Педагогическая антропология
Социальная психология
Психология художественного творчества
Социология культуры
Психология развития
Модуль 4. Критерии социокультурной адаптации
Модуль 5. Механизмы социокультурной адаптации
Модуль 6. Образовательные стратегии Технологический блок
Технологии арттерапии и культуротерапия
Коммуникативные игровые технологии
Культурно-досуговая адаптация
Технологии аудиовизуальной адаптации
Технологии творческих мастерских и мастер-классов
Технология творческой проектной деятельности
Технологии художественно-творческого самовыражения
Здоровьесберегающие технологии
Технологии современного концептуального искусства
Технологии развивающего и саморазвивающего обучения
Инновационные технологии в социокультурной сфере
Исследовательские технологии
Модуль 7. Диагностическое
Модуль 8. Образовательный
Модуль 9. Культурно-исследование и коррекция программ
процесс
досуговая деятельность
Модуль 10. Психолого-педагогическое сопровождение
Модуль 11. Ведение мониторинга социокультурных процессов
Модуль 12. Целевые программы социокультурной адаптации студентов
Педагогический мониторинг является системной диагностикой качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности.

Таблица № 3. Структурная схема педагогической модели социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности в вузе
Содержательный аспект
Цель: социокультурная адаптация молодежи в условиях высшей школы средствами художественного творчества
Задачи: содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию студентов, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации; создание условий для индивидуально-личностного подхода к учащимся
Средства: художественное творчество, произведения искусства, средства современного концептуального искусства, художественное и творческое самовыражение
Формы: лекции, семинарские занятия, практикумы, тренинги, консультации, творческие проекты, проекты досуговых программ, культурно-образовательные проекты
Педагогические условия: создание безопасной среды, создание положительной мотивации, разноуровневость конструируемых культуротворческих ситуаций, введение проблемных ситуаций
Принципы: диалог культур, целостное восприятие личности студента, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода творческого выбора, вариативность, светскость и культуросообразность образования
Культуротворческий
развитие креативности и стремления к социальному творчеству,
определение потенциальных возможностей личностного роста посредством художественного творчества
Антропоцентрический
повышение уровня самооценки и снижение личностной тревоги, изменение стереотипов сознания и поведения, формирование адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции за счет расширения ее художественной сферы существования
:
Социокультурный
ассимиляция личности в социокультультурном пространстве, получение нового личностного опыта решения проблемных ситуаций и восприятия социокультурной среды, развитие толерантного сознания, свободы и ответственности
Методы: изучение и моделирование поведения человека посредством художественного творчества и арттерапии, проблемный метод, аналитический, диагностический, формирующий, эвристический, направленный на поиск нестандартных решений, метод поисковой творческой деятельности, направленный на решение новых проблемных ситуаций
Образовательные модули: теоретико-методологический блок, теоретико-прикладной блок, технологический блок
Образовательные технологии: арттерапия и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии; культурно-досуговая реабилитация и адаптация;, технологии аудиовизуальной коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обучающие этнокультурные технологии; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные технологии
Результат: целостная личность: становление экзистенциальных ценностей личности, межкультурно-коммуникативная компетентность, толерантное сознание, творческая и личностная самореализация, активная жизненная позиция, адекватная жизненная перспектива, внутренняя свобода, ответственность
В данном случае целью педагогического мониторинга является оценка эффективности функционирования, развития и саморазвития педагогической модели социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества.
Технология реализации педагогической модели социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества в общем виде может быть представлена следующими блоками и входящими в них модулями.
Теоретико-методологический блок отражает представления о региональных, социально-экономических, культурно-национальных, социокультурных и других особенностях окружающей среды, содержит знания и понимание механизмов развития и саморазвития личности, закономерностей процессов ее социализации и адаптации, включает определение цели творческого освоения студентом идеалов, принципов, норм и ценностей посредством искусства. В данном блоке рассматриваются методологические основания представляемой педагогической системы в теоретических областях: искусствознании, культурологи, общей антропологии, психологии, философии образования. Теоретико-методологический блок включает в себя следующие модули: 1 – педагогические и социокультурные условия, которые необходимо учитывать при создании педагогической системы; 2 – педагогические цели и задачи, 3 – содержание педагогической системы.
Содержание педагогической модели включает в себя три раздела. Первый раздел, антропоцентрический, направлен на исследование проблем, связанных с повышением уровня самооценки и снижением личностной тревоги учащихся, изменением стереотипов сознания и поведения, формированием адекватной жизненной перспективы и активной жизненной позиции за счет расширения ее художественной сферы существования. Второй, социокультурный раздел включает в себя методологическое обоснование направлений, направленных на решение следующих проблем: ассимиляция личности в социокультультурном пространстве, получение нового личностного опыта решения проблемных ситуаций и восприятия социокультурной среды, развитие толерантного сознания, свободы и ответственности. Третий, культуротворческий раздел исследует проблемы развития креативности и стремления к социальному творчеству, определения потенциальных возможностей личностного роста посредством художественного творчества.
Теоретико-прикладной блок состоит из знаний по прикладным направлениям, таким как психология искусства и художественного творчества, педагогическая антропология, социальная психология, социология культуры и другие. В свою очередь теоретико-прикладной блок разделяется на следующие модули: 4 – критерии социокультурной адаптации, 5 – механизмы социокультурной адаптации, 6 – образовательные стратегии.
Технологический блок включает в себя описание и пути реализации образовательных технологий, направленных на социокультурную адаптацию, таких как: арттерапия и культуротерапия, коммуникативные игровые технологии, технологии культурно-досуговой и аудиовизуальной адаптации, технологии творческих мастерских и мастер-классов, технологии творческой проектной деятельности, технологий художественно-творческого самовыражения, здоровьесберегающих технологий, технологий современного концептуального искусства, технологий развивающего и саморазвивающего обучения, инновационных технологий в социокультурной среде, исследовательских технологий. Технологический блок разделяется на модули: 7 – диагностическое исследование и коррекция образовательных программ, 8 – образовательный процесс, 9 – культурно-досуговая деятельность, 10 – психолого-педагогическое сопровождение, 11 – ведение мониторинга социокультурных процессов, 12 – целевые программы социокультурной адаптации студентов.
Рассматривая произведения искусства в учебной и внеучебной деятельности вуза в контексте времени, социума и культуры, в данной модели обращалось внимание на то: какие выбраны учащимися темы и сюжеты, кто герой этого сюжета, с какими философскими, этическими направлениями и феноменами культуры эпохи связано произведение, каковы особенности восприятия сюжета автором произведения и людьми, воспринимающими его и т. д. В образовательных целях данный подход применим в процессе проведения лекций, практических, семинарских, факультативных занятий, в самостоятельной работе студентов, во внеучебной, культурно-досуговой деятельности, а также художественной самодеятельности. Модульная система построения занятий позволяет преподавателям разных специальностей встраивать элементы данной системы в свои авторские курсы, социокультурные, творческие проекты и досуговые мероприятия.
Художественно-творческая деятельность выступает как процесс межкультурной коммуникации и как интегрирующий элемент в педагогической системе социокультурной адаптации студенческой молодежи. Феномены этнокультурного и социального тесно связаны между собой, поскольку в каждом человеке они порождают единую картину мира, которая и влияет на его отношение к искусству. Искусство и образование выступают как оптимизирующие способы приобщения к иному человеческому опыту, а также как своеобразная форма коммуникации и межкультурного диалога. Основные составляющие художественно-творческой деятельности формируются на базе культурного центра, включающего в себя литературное объединение, библиотеку, художественные студии, музей, студенческий театр, кинотеатр и т. д.
Выбор форм художественно-творческой деятельности должен соответствовать задачам учебного модуля, в который данная форма вписана. Основными организационными формами здесь выступают: артпедагогика и культуротерапия; коммуникативные и игровые технологии на художественно-образной основе; культурно-досуговая реабилитация и адаптация; методы аудиовизуальной и медиа-коммуникации, межличностного и межгруппового общения; творческие, развивающие, обучающие этнокультурные методы; репродуктивные, проблемно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные, креативные методы.
Модуль психолого-педагогического сопровождения обеспечивает комфортность личности в ее устремлениях и действиях, личностно значимую мотивированность деятельности и отношений, сформированность благоприятного эмоционально-психологического климата в учебном заведении и его ближайшем окружении.
Среди основных компонентов психолого-педагогического сопровождения творческой личности можно выделить следующие:
– диагностика состояния творческого потенциала личности и объективных условий ее жизни и развития.
– мотивация личности на продуктивное творческое развитие.
– поддержка развития определенных качеств личности ребенка, необходимых для дальнейшего раскрытия потенциала личности на каждом из возростных и профессиональных этапов ее развития.
– работа с непосредственным окружением творческой личности (педагоги, родители, среда).
– создание благоприятной, безопасной среды для творческого развития личности.
Комплекс организационно-педагогических условий реализации педагогической модели социокультурной адаптации в процессе художественно-творческой деятельности в вузе включает в себя: 1) интеграцию общих, специальных и культуротворческих дисциплин с воспитательной и культурно-досуговой деятельностью; 2) последовательность дисциплин, обеспечивающих социокультурное пространство вуза; 3) свободу творческого выбора и вариативность образовательных услуг, направленных на творческое самовыражение и творческую самореализацию учащихся; 4) создание положительной мотивации у учащихся; 5) разноуровневость конструируемых культуротворческих ситуаций, введение проблемных ситуаций.
Результатом реализации педагогической модели является формирование целостности личности. Целостность личности включает в себя становление жизненных ценностей, межкультурно-коммуникативную компетентность, толерантность сознания, творческую и личностную самореализацию, активную жизненную позицию, адекватную жизненную перспективу, внутреннюю свободу и ответственность. Целостность личности в рамках модели может быть достигнута только посредством целенаправленного воспитания и образования человека.
Литература
1. Бережная М. С. Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности //Педагогика искусства. 2008. № 2. 0,7 п.л. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-1-2011.htm
2. Бережная М. С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи средствами художественного творчества. М.: ИХО РАО, 2007. 16,5 п.л.
3. Фузейникова И. Н. Социокультурная адаптация старших подростков в условиях общего и дополнительного театрального образования// Международный интерактивный сетевой семинар «Социокультурная доминанта современного образования» (май 2010 г.), ИХО РАО.
4. Фузейникова И. Н. Театрально-педагогическая модель социокультурной адаптации подростков в условиях общего и дополнительного образования// Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества. Сб. науч. статей / Ред.-сост. О. И. Радомская /Под общей ред. Л. Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2009. 0,5 п.л.