Педагогическая практика как обмен опытом

Никольская Екатерина Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры истории искусства художественно-графического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова, руководитель педагогической практики на художественно-графическом факультете МГГУ им. М . А . Шолохова, Москва

Аннотация: 
Нашу статью можно назвать криком души, призывающим творческих учителей изобразительного искусства к сотрудничеству со студентами-практикантами, базирующемуся не на конкурентной основе, а на коллегиальном подходе! Мы видим большие возможности в подобном сотрудничестве и обращаем особое внимание на то, что по программе практики студентов художественно-графических факультетов, рассчитанной на 8-10 недель в зависимости от курса и учебного плана, подразумевается не только педагогическая деятельность студентов, подготовка и проведение уроков, но и работа в области коррекционно-развивающей, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-воспитательной работы с детьми.

Нужно сделать юнейшие поколения настоящими наследниками их предшественников, т.е. подготовлять молодежь к самому широкому пользованию благами культуры. Такой цели и служит образование, учение, наставление, - словом, образовательный процесс. Каптерев П.Ф. «Избранные педагогические сочинения».
Новые тенденции в развитии российской художественной культуры, инновационные подходы к обучению на всех ступенях получения среднего образования, влияние мирового педагогического опыта – все это способствует появлению новых требований, предъявляемых к личности современного учителя. Ежегодно проводится анализ кадрового состава по профессиональному уровню учителей художественно-эстетического цикла, который говорит о существующем дефиците качественно подготовленных специалистов. Современный учитель, кроме того, что должен тщательно готовиться к учебным занятиям, уметь осуществлять дифференцированный подход к учащимся, руководить учебным процессом, обладать высокой эстетической культурой, быть компетентным не только в своей области знаний, но и в других научных областях, активно участвовать в организационно-воспитательной работе со школьниками, должен еще и владеть техническими средствами обучения, уметь разработать и выполнить мультимедийные пособия к урокам, активно внедрять компьютер, как средство обучения на уроках изобразительного искусства, а также при проверке и оценке знаний и умений учащихся. И здесь, мы сталкиваемся с серьезной проблемой: с одной стороны, учителю с огромным опытом работы, получившему классическое педагогическое советское образование сложно перестроиться на новый уровень подачи материала на уроках изобразительного искусства, не смотря на прохождение курсов повышения квалификации, участие в семинарах и научно-практических конференциях, молодой же специалист, напротив, обучаясь в ВУЗе, получает широкую теоретическую подготовку в области информационных и коммуникационных технологий в образовании, изучает различные многовариативные технические средства и приемы обучения, участвует в образовательных проектах, но не имеет многолетнего практического опыта работы.
Выход из сложившейся ситуации, мы видим, в активном обмене опытом, преемственности поколений, между студентами старших курсов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» или по направлению «Художественное образование», подразумевающее собой общую подготовку кадров для работы в сфере художественного образования и узкую специализацию по профилям «компьютерная графика», «музейная педагогика», «искусствоведение» и пр., и учителем с богатым опытом и стажем работы с детьми. Эту возможность можно реализовать, на наш взгляд, в процессе прохождения студентами педагогической практики.
Изучая статистику распределения молодых специалистов по общеобразовательным средним школам, перед нами предстает нерадушная картина, только 50% выпускников работает по полученной специальности, остальные же находят себя вне образовательной деятельности. Приняв во внимание эту проблему, мы провели анкетирование и опрос выпускников. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что, несмотря на постоянное повышение заработной платы бюджетникам, наличие льгот, надбавок к зарплате молодым специалистам, большого летнего отдыха, неполного графика работы в каникулярное время и других плюсов работы в области образования, студенты не видят себя в профессии, именно из-за того, что при прохождении производственной практики в школе, и получении первого опыта профессиональной деятельности не возымели помощи, поддержки и взаимопонимания со стороны учителя. Учителя, имеющие многолетий стаж в школе, так, или иначе, сталкиваются в своей работе со студентами практикантами, но, к сожалению, не всегда серьезно относятся к этому виду деятельности, не принимая во внимание, то, что от их подхода во многом зависит дальнейшая трудовая деятельность студента. « Самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей…», говорил К.Д. Ушинский в своих педагогических сочинениях более, чем полтора века назад, оценивая сегодняшнюю ситуацию в образовательном процессе, оказывается, что особенных изменений она не претерпела.
Нашу статью можно назвать криком души, взывающим к творческим учителям изобразительного искусства к сотрудничеству со студентами-практикантами, базирующемуся не на конкурентной основе, а на коллегиальном подходе! Мы видим большие возможности в подобном сотрудничестве и раскрывая их хотелось бы, обратить внимание на то, что по программе практики студентов художественно-графических факультетов, ведущих подготовку учителей изобразительного искусства, рассчитанной на 8-10 недель в зависимости от курса и учебного плана, подразумевается не только педагогическая деятельность студентов, но и подготовка и проведение уроков, но и работа в области коррекционно-развивающей, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-воспитательной работы с детьми.
Студент в рамках коррекционно-развивающей работы может помочь учителю в овладении методиками арт-терапии с учащимися, это достаточно новое направление работы, имеющее место быть не только во врачебной практике, но и в практике учителя изобразительного искусства в работе с детьми, изучаемое студентами на занятиях по психологии. Эти методики включают в себя: «рисунок состояние», «коллажирование», работу с глиной, приемы бумагопластики и монотипии, акварель по - сырому, и другие арт-терапевтические инструменты, которые используются в системе работы с группой детей во время внеурочных занятий, направленных на коррекцию эмоционального состояния, снятие психического напряжения, усталости ребят после уроков, а так же на умение детей взаимодействовать в группе и повышение творческой активности учащихся.
Выполняя совместную научно-исследовательскую работу, учитель может помочь студенту своим опытом в накоплении материала для выполнения дипломного проекта, в написании авторской программы по изобразительному искусству для проведения кружковой работы, студент же в свою очередь окажет учителю помощь в сборе и разработке наглядного материала к урокам по различным темам. Владея компьютерными технологиями, студент без труда выполнит слайд-шоу, виртуальную экскурсию, видеоклип, виртуальный фотоальбом и т.д.
Не для кого не секрет, что вся оформительская работа в школе ложится на плечи учителя изобразительного искусства, поэтому и в процессе обучения в ВУЗе изучается такая дисциплина, как художественное оформление школы. Современные взгляды общества на оформительское искусство, цвет и свет в оформлении интерьера учебного заведения, основы плакатного искусства, виды плаката и его композицию, шрифт в оформительском искусстве в сочетании с изобразительными и другими средствами для создания эмоционально воспринимаемого образа и на многое другое, что касается оформления школы, теоретически изучаются студентами, оставляя лишь возможность применения знаний на практике.
Организация тематических выставок творческих работ учащихся, выставок - ярмарок, оформление праздников, выполнение наглядной агитации – далеко не весь перечень работ, систематически выполняемых учителем изобразительного искусства, и в этом случае реальную помощь могут оказать студенты практиканты. Владея пакетом 3 D программ , таких как ArhiCAD, 3 D Studio Max гораздо проще выполнить чертеж помещения, в котором будет проходить, например, экспозиция школьной выставки с уточнением всех деталей и элементов, в котором образно будет раскрыта тематика выставки при сочетании цветовой, световой, пластической и драматургической композиции с удовлетворением всем техническим, экономическим и эргономическим требованиям. Возможно выполнение нескольких вариантов с различной расстановкой экспозиционного оборудования для выбора наиболее оптимального, с наименьшей затратой времени и сил учителя. Владение Adobe PageMaker, Adobe InDesign, а так же опыт неоднократно выполняемых подобных заданий на занятиях в союзе с присущим студенту художественным вкусом, поможет выполнить информационные буклеты к выставке, афиши, приглашения.
Рассматривая коллегиальную работу студента и учителя, в области культурного просвещения детей, мы уверены в успехе совместно проведенных экскурсий в музеи, выставочные залы, в уникальных разработках экскурсионных маршрутов по улицам вашего города, а так же в захватывающих интерактивных, театрализованных лекциях по творчеству художников, жанрам изобразительного искусства, народному и декоративно-прикладному творчеству, интересных виртуальных экскурсиях, проведенных на месте и много другое. Свежие идеи, новаторский подход к разработке сценариев со стороны студентов и богатый опыт с вашей стороны сделают эту работу плодотворной для вас и познавательной для ваших учеников.
Все выше перечисленные виды деятельности, выполняемые студентами на практике, направлены на оказание помощи в большей мере студентом учителю, что касается же конкретно педагогической деятельности, то здесь, огромная роль отводится педагогу-наставнику. В памяти каждого учителя навсегда остается чувство волнения и тревоги, охватываемое перед первым выходом к классу. Подготовка к этому событию: написание план - конспекта, подбор визуального и музыкального ряда, неоднократное повторение перед зеркалом учебного материала и то, как пройдет тот первый в жизни проведенный урок, как воспримут материал и самого практиканта, как личность, учащиеся, не станет ли этот урок для него последним,- во многом зависит от курирующего учителя и оказанной помощи в подготовке и проведении занятия. Помогите студенту грамотно организовать ход урока, подготовить наглядные пособия, полностью раскрывающие тему урока, ведь от этого зависит то, насколько ясно и конкретно воспримут и смогут практически применить полученные от студента знания учащиеся. Помогите студенту правильно рассчитать время урока, заинтересовать учащихся и как итог увидеть, выполненные на высоком уровне творческие работы учеников, и вы получите огромное самоудовлетворение от работы, даже большее, чем провели бы этот урок сами.
Студент отплатит вам тем же, т.к. во время обучения в ВУЗе овладевает почти в совершенстве какой-либо техникой или технологией, будь то живопись, графика, роспись по дереву или по ткани и многое другое, и может без труда с большим интересом организовать мастер-класс не только для учащихся школы, но и для сотрудников, поделиться своим опытом, оставив неизгладимые впечатления от увиденного, ведь специфика урока изобразительного искусства подразумевает собой личный показ учителя у доски, стимулирующий учащихся к творческой работе. Креативный, творческий подход в решении традиционных задач, интенсивный обмен опытом поколений, а главное любовь к искусству и желание дарить ее детям, способствуют развитию интереса к изучению предметов художественно-эстетического цикла у учащихся и повышению уровня образовательного процесса в целом.