В этом году исполняется 175 лет со дня открытия первого детского сада Ф. Фрёбелем (г. Бад-Бланкенбург, Тюрингия, Германия). Попытки организовать систему воспитания и обучения детей дошкольного возраста предпринимались в разных странах и до Фрёбеля, но именно он соединил теорию и практику, создал педагогическую систему, цель которой – создание среды, обеспечивающей условия, способствующие раскрытию творческого потенциала ребенка, развитию у него нетрадиционного креативного мышления, фантазии, формированию неординарного подхода к решению задач. Такая среда должна быть наполнена различными предметами, позволяющими познавать в игровой форме окружающий мир. Предметы, которые не только стимулируют игру, но также знакомят ребенка с внешним миром и развивают его внутренний мир, Фрёбель назвал «дарами» [7]. Помимо «даров», в системе дошкольного образования были выделены занятия, «occupation» (виды деятельности), которые «встраивались» в систему «детских садов»: – прокалывание (perforating); – шитье (sewing); – рисование как занятие в целом (drawing); – рисование линий (linear drawing); – рисование по трафарету, обведение фигурок и форм (outline drawing); – рисование окружностей, разнообразная деятельность с кружками (cirquilar drawing); – «свободное рисование», без применения вспомогательных средств (freehand and nature drawing); – игры с веревочками (thread game); – переплетение бумажных полосок (paper interlacing); – переплетение тонких дощечек (slat interlacing); – плетение, ткачество (weaving); – вырезание из бумаги (paper cutting); – оригами (paper folding); – мозаика, мозаика (бусины) с песком (peas work); – лепка (clay modeling); – игра в песок (sand work); – разнообразные занятия, которые состоят из более простых, перечисленных выше): изготовление цепочек, нанизывание, шнуровка, моделирование из бумажных цилиндров разных цветов и размеров, из картона. Анализ применения педагогической системы Фрёбеля в различных странах мира показал, что она развивает творческие способности, интеллект, формирует абстрактное восприятие мира, умение принимать нешаблонные решения. Поэтому воспитанники детских садов Фрёбеля (Фрэнк Лойд Райт, Ле Корбюзье, Василий Кандинский, Пит Мондриан, Йоханнес Иттен и др.) впоследствии стали известными художниками и архитекторами. Так, американский архитектор-новатор Фрэнк Ллойд Райт, который известен благодаря «органической архитектуре» и «открытому плану» строений, считал, что сильное воздействие на его творчество оказала педагогика Ф. Фрёбеля. Райт с детства научился воспринимать основные формы, которые бывают часто скрыты за внешними проявлениями предметов. Кроме того, это помогло ему научиться конструировать новые связи между предметами, работать с цветом и ощущать его потенциал, понимать ритм и композицию архитектуры [2]. Казалось бы, все, что известно о педагогических подходах Ф.Фрёбеля, уже нашло свое применение в дошкольной педагогике или было подвергнуто критике и отвергнуто (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозов, А.С. Симонович, Н.К. Крупская, Е.А. Флёрин, А.П. Усов и др.) [8]. Однако в современном обществе, а постоянно обновляющийся поток информации не позволяет жить только в «знаниевой парадигме» [1]. Все, что мы знаем сегодня, может стать неактуальным завтра, поэтому изменилась парадигма образования: необходимо научить детей ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, решать неожиданные вопросами и проблемы, принимать нестандартные творческие решения и воплощать их в жизнь. Тогда они смогут адаптироваться к новым условиям и быть успешными в жизни. Переход от «знаниевой парадигмы» обучения к компетентностной позволил взглянуть по-новому на педагогическую систему Фрёбеля. Последователи ученого продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в XIX веке появились в Швейцарии, Англии, России и других европейских странах, а также в США. На протяжении всего ХХ века идеи Ф. Фрёбеля адаптировались и наполнялись новым смыслом, который становится актуальным в новых реальностях. Как пишут современные исследователи, в частности М. Ресник (Mitchel Resnick): «Именно в “детском саду” Ф. Фрёбеля, заложен такой подход к обучению, который идеально подходит для нужд XXI века» [10]. Это относится, например, к процессу организации детской деятельности в детском саду, когда, например, в одном углу игровой комнаты, группа детей строит башню из деревянных кубиков, а в другом – еще одна группа создает большую картину, рисуя ее пальцами. В процессе этой деятельности дети решают важные задачи (Что будет с башней: упадет или поднимется? Какие цвета еще добавить и как их смешать?). Идея Фрёбеля о ребенке созидающем получила продолжение в современных исследованиях: «Если мы хотим, чтобы дети развивались как творческие личности, мы должны предоставить им как можно больше возможностей для создания чего-либо» [10]. Ф.Фрёбель создал такие объекты, которые позволили детям в детском саду придумывать и создавать свои собственные постройки и проводить эксперименты с ними. Работы Фрёбеля повлияли на подход Сеймура Паперта к образованию, который называют «конструктивистский». Идеи С. Пейперта о конструктивизме во многом созвучны советской психологической теории деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.) [6]. Паперт утверждал, что «деятельность, в процессе которой создаются какие-либо объекты, дает богатый контекст для обучения. При этом не имеет значения, что вы делаете: можно строить замок из песка, сочинять стихотворение, готовить по новому рецепту или программировать интерактивного робота. Важно только то, что вы делаете и только это и имеет смысл для Вас и окружающих Вас людей» [4]. Значение продуктивной деятельности признается всеми авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования [9]. Так, например, в программе «Миры Детства», выделяется развивающее значение продуктивных видов деятельности, которое «заключается в том, что они открывают перед ребенком широкие возможности проявить свою творческую активность и утвердить себя как созидатель» [5]. Почему же продуктивная творческая деятельность так важна в процессе обучения? Потому что, когда дети создают башни из кубиков или рисуют картины, они получают идеи для новых башен и новых картин и со временем начинают интуитивно понимать суть самого процесса творчества [3]. Таким образом, заложенные Ф. Фрёбелем подходы, не потеряли своей актуальности и в наше время. В свете тенденций информатизации всего образования, в том числе и дошкольного, эти подходы становятся все более востребованными педагогами и родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14. 2. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Пер с англ. – М.: Манн, Иванов и Файбер, 2012 – 256 с. 3. Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2 2013/lykova_2_2013.pdf 4. Паперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1989. 5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» / Под ред. Дороновой Т.Н. – М.: ФГАУ ФИРО, 2014. 6. Рубцов В. В. , Смирнов С. Г. Дети в век информации // Вопросы психологии. – 1987. – №7. 7. Фрёбель Ф. Педагогические сочинения. Том 2. Детский сад: Пер. с нем. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. 8. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2013/shkolyar_savenkova.pdf 9. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.firo.ru/?page_id=11684 10.[Электронный ресурс]. – URL: http://www. theideaconference. com/#/knowledge-hub/articles/1