ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «АРТ-ТРЕНАЖЕР» КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Буянова Татьяна Анатольевна (1), Нестерова Анна Николаевна (2)

(1) кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

(2) студент ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»

Аннотация: 
В статье рассматриваются вопросы подготовки детей старшего дошкольного возраста к освоению письма посредством педагогической технологии «арт-тренажер». Представлены этапы процесса внедрения технологии «арт-тренажер» в изобразительную деятельность старших дошкольников, особенности отбора игровых и графических заданий, основные виды арт-тренажеров, способствующие развитию или закреплению графических умений. Рассматривается методика организации изобразительной деятельности старших дошкольников, включающая различные комбинации «арт-тренажеров» в контекст игрового сказочного квеста (приключенческой игры-путешествия). В статье даны методические рекомендации применения технологии «арт-тренажер».

Дошкольное воспитание – первая ступень непрерывного обучения детей в системе всеобщего образования. На этом этапе закладываются и формируются самые основные знания, умения и навыки, которые остаются с ребенком на протяжении всей дальнейшей жизни.

Одним из самых важных, но трудных в развитии, навыков является письмо. По мнению ряда авторов, М.М. Безруких, Т.И. Гризик, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Н.Ю. Шуваевой и др., его формирование проходит в тесной взаимосвязи со становлением ручной умелости. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, становление которого во многом зависит от согласованной работы всех уровней организации движений, достигающих необходимого развития к началу обучения детей в образовательной организации. Большое внимание необходимо уделять развитию моторики руки, формированию графомоторных навыков и координации движений руки ребенка под контролем зрения, так как «чем лучше развита моторика руки и сенсомоторная координация, тем лучше кровоснабжение головного мозга, что повышает интеллектуальные способности ребенка и мыслительную лабильность» [5, с. 6].

Педагоги начинают вести более активную подготовку руки дошкольника к письму в старших группах детского сада, когда ребенок в силу своих возрастных и психофизических возможностей готов к овладению и усвоению нового, более сложного двигательного навыка – графического. «Особенность графического навыка заключается в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, то есть такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка)» [2, с. 4]. А это указывает на то, что письмо является сознательной деятельностью, которой детям только предстоит овладеть.

В наилучшей степени этому способствует художественная деятельность дошкольников. Она присутствует в жизни ребенка с самого раннего этапа его развития и сопровождает в том или ином виде в течение всей жизни. М.М. Захарова говорит о том, что именно в процессе художественно-изобразительной деятельности ребенок осваивает «…рисовальные движения, генетически предваряющие графику письма, дающие основу их общему развитию. Они формируют связи зрительного и двигательного анализатора, в целом подготавливают руку ребенка к дальнейшему овладению графическими движениями» [3, с. 10].

О том, что изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение в подготовке руки к письму, отмечено и в работе Н.Ю. Шуваевой: «...ребенок осваивает такие техники рисования, как форморисование (рисование на основе геометрических форм) и линейную графику, овладев которыми он органично переходит к осмысленному использованию знаковой системы – письменности. При этом ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним задачи, художественно-изобразительная деятельность для него близка, доступна и понятна, она помогает в графическом образе передать свое видение мира» [6, с.15-16].

Одним из возможных способов включения ребенка в процесс подготовки руки дошкольника к письму, на наш взгляд, является педагогическая технология «арт-тренажер». По определению С.В. Погодиной «"Арт-тренажёр" – это система образовательных средств и мероприятий (работа с творческими заданиями, рабочими листами, динамическими таблицами, схемами, шаблонами; упражнения и пр.), которая позволяет либо закрепить имеющийся у детей изобразительный опыт, либо познакомить дошкольников с новыми способами обработки материалов, решения творческих задач» [4, с. 13]. В данной технологии предполагается тесная связь процесса рисования с тренировкой разных двигательных навыков, необходимых для письма. Выполнение заданий носит, с одной стороны, изобразительный («арт») и даже творческий характер. С другой стороны, по своему содержанию «тренажеры» близки к игровой деятельности ребенка. Поэтому такая форма подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму более интересна и доступна.

Эффективность технологии «арт-тренажер» была проверена в процессе экспериментальной работы с детьми в подготовительной к школе группе на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Многопрофильная школа № 1220» (образовательная площадка Ритмы детства).

Организация процесса использования «арт-тренажеров» в изобразительной деятельности старших дошкольников включала несколько этапов:

- Предварительный (поисковый): в процессе которого осуществлялся подбор игровых развивающих заданий, графических упражнений в специальных сборниках, детских журналах и даже раскрасках; самостоятельное создание изображений, силуэтов, трафаретов, интересных детям. В процессе изучения методической литературы мы определили основные виды арт-тренажеров, чаще всего используемых в самых разных источниках. Нами были выделены следующие, на наш взгляд, важные упражнения: обведение пунктирной линии, соединение по точкам, штриховку, лабиринт, конструирование по клеткам, графический диктант. При отборе заданий мы руководствовались тем, чтобы тренажер имел привлекательную для ребенка образную основу: в соответствии со сказочным или игровым сюжетом, к выполнению на занятии предлагалось заранее созданное частичное изображение того или иного конкретного предмета или сказочного персонажа, в контексте повествования, которое нужно было дополнить разными графическими способами. Такой подход неизменно вызывал у дошкольников любопытство и желание экспериментировать, играть и рисовать, а не просто механически копировать и повторять однообразные графические элементы.

- Ориентировочный (этап осмысления и сортировки заданий и упражнений), в процессе которого игровые графические упражнения, художественно-творческие задания, тренажеры для рисования подбирались к конкретным графическим умениям, определялось их назначение для развития или закрепления того или иного графического умения. В данном случае полученную классификацию видов арт-тренажеров мы структурировали по формируемыми ими графо-моторными движениями. Так, например, арт-тренажер, заключающийся в «обведении пунктирной линии», способствует развитию или закреплению умения совершать слитное, неотрывное, безостановочное движение руки при проведении линий. А арт-тренажеры (силуэты, трафаретные формы) под общим названием «штриховка» – способствуют закреплению умения совершать повторные ритмичные однородные движения (с одинаковым размахом руки и амплитудой движения). Умение вовремя остановить движение руки в нужной точке, эффективно развивается в процессе выполнения арт-тренажера «соединение по точкам». «Лабиринт» тренирует и закрепляет графическое умение произвольно изменять направление движения руки в зависимости от его образного воплощения. Арт-тренажер «конструирование по клеткам» способствует формированию способности детей ориентироваться на листе бумаги. Упражнение «графический диктант» включает в себя несколько умений: произвольно изменять направление движения руки, переводить речевое высказывание в графические действия, ориентироваться на листе бумаги.

- Этап компоновки заданий для каждого конкретного занятия осуществлялся с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей, на основе освоенных ими графических навыков («умелости руки»), уровня заинтересованности деятельностью, игровой и учебной мотивации, тематического единства при разнообразии самих заданий. Комбинация нескольких арт-тренажеров на каждом проводимом занятии предоставляла необходимую новизну и привлекала внимание детей как к образу, так и к способу его создания, в то же самое время, не позволяя ребенку заскучать при выполнении однообразных графических заданий и заполнении однотипных шаблонов.

- Этап реализации, применения арт-тренажеров. Мы апробировали включение арт-тренажеров в контекст игрового сказочного квеста – приключенческой игры-путешествия. Сказочный сюжет и использование героев литературных произведений создавали эмоциональный фон, заинтересованность и становились необходимой мотивационной основой деятельности дошкольников. Персонажи либо «сопровождали» детей на протяжении нескольких занятий и помогали преодолеть препятствия в виде графических диктантов и лабиринтов, либо сами «просили» о помощи, результатом которой становилось то или иное изображение (дорисованное, дополненное на основе опорных графических элементов). Выбор сказки основывается на актуальных предпочтениях и интересах детей, однако рекомендуем помнить о качестве и содержании предлагаемых детям материалов и избегать элементов агрессии, цинизма, демонстрации действий антигероев [1].

- Эмоционально-оценочный этап. Наблюдения показали, что качество выполнения графического задания, представленного в игровой и художественной форме, часто связано с тем, насколько интересен оказался сказочный персонаж, насколько эмоционально затронуло ребенка творческое задание. Дошкольники включались в контекст интерактивной истории, сопереживали главным героям, выполняли заложенные в «арт-тренажер» задания не механически. Результат выполнения задания практически в каждом арт-тренажере был очевиден самому ребенку, происходила самооценка: получился ли некий узнаваемый образ, если соединены все точки? Создано или нет завершенное изображение, если выполнены инструкции к графическому диктанту или «зеркальному» рисованию по клеточкам? Оценку решенных изобразительных и графических задач давал и педагог, но при соблюдении игровой ситуации, излагалась она чаще всего от имени персонажей сказки.

В нашей экспериментальной работе сюжет занятий основывался на приключениях героев сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли и Тотошки, которые, путешествуя из сказки в сказку, преодолевали препятствия – то есть выполняли разные задания того или иного арт-тренажера, чтобы найти своих друзей – Страшилу, Железного дровосека, Льва, а также помочь персонажам других сказок. Содержание занятий и все действия, которые встречали дети по мере прохождения квеста, были разработаны нами самостоятельно. А непосредственно графические задания мы подбирали в зависимости от содержания и задач занятия из различных источников, которые, на наш взгляд, подходили наилучшим образом для формирования или закрепления конкретного графического умения.

В практическую часть каждого занятия включалось несколько арт-тренажеров, как правило, три. Это было обусловлено тем, что отдельные тренажеры – довольно просты и доступны старшим дошкольникам и их выполнение не занимало длительного времени, а повторение только что пройденного задания не улучшало качества повторно создаваемых изображений: дети были менее сосредоточены, механически совершали движения. Мы комбинировали арт-тренажеры так, чтобы у каждого ребенка совершенствовались разные графические умения. Кроме того, мы отметили, что смена арт-тренажера позволяет поддерживать более высокий темп занятия.

Методика проведения занятий с применением педагогической технологии «арт-тренажер» заключалась в использовании различных комбинаций методов и приемов обучения. Эффективнее всего нами признаны наглядные методы: демонстрация дошкольникам иллюстраций и изображения персонажей сказок – как некое погружение в сказочную ситуацию и создание эмоционального фона. В обязательном порядке рассматривали образцы арт-тренажеров и показывали правильность выполнения тех или иных игровых заданий, создания изображений. Также невозможно представить проведение изобразительной деятельности без объяснения. Мы убедились, что несмотря на простоту и видимую доступность каждого арт-тренажера, детям требовалось кратко, отчетливо и очень точно описать последовательность их действий.

После анализа экспериментальной работы мы смогли отметить положительную динамику в развитии графических умений у детей, участвовавших в педагогическом эксперименте. Движение руки у них стало более уверенным, четким и согласованным с поставленной задачей. Дети лучше ориентировались на пространстве листа, старались контролировать выполнение графических действий, реже отвлекались, научились внимательнее слушать инструкцию (объяснение), могли лучше сосредоточиться и сконцентрироваться на выполнении упражнений-тренажеров.

Кроме того, дети заинтересовались такой формой работы и даже просили давать им дополнительное задание в виде новых арт-тренажеров (а для детей – игровых приключений) на дом. Мы зафиксировали, что дошкольники активно делились своими впечатлениями друг с другом, сообщали о своих успехах родителям, демонстрировали им свои работы. Это также служит подтверждением эффективности проведенного педагогического эксперимента. А в целом, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей во время выполнения игровых графических упражнений и проявлении стремления повторять такую деятельность.

Отмечая положительный опыт применения технологии «арт-тренажер» в практике работы со старшими дошкольниками, мы можем назвать следующие особенности в организации эффективной деятельности с целью развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста:

-         обязательное использование сказочного сюжета, как основы мотивации к деятельности;

-         повторяемость арт-тренажеров в разных вариантах содержания, а также разнообразное обыгрывание их на каждом занятии;

-         чередование арт-тренажеров на занятиях с детьми дошкольного возраста с учетом уровня их технической сложности;

-         акцентирование внимания детей на тех видах заданий, которые вызывают наибольшие затруднения;

-         использование наглядных материалов на каждом занятии (иллюстраций с изображением персонажей сказок, изображений элементов выполнения упражнений и др.).

Таким образом, на основе результатов экспериментального исследования, апробировав различные «арт-тренажеры», и уточнив их особенности, мы разработали методические рекомендации применения арт-тренажеров для развития графических умений и навыков у старших дошкольников, способствующих подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму:

1) использовать наглядные материалы в совокупности с показом и четкой инструкцией – правилами игры с арт-тренажером;

2) акцентировать внимание детей на определенных особенностях выполняемого игрового задания (например, в «путешествиях по лабиринтам», обратить их внимание на изображение «дорожек» и «препятствий»);

3) включать в педагогический процесс последовательно нескольких видов арт-тренажеров, что обусловлено, с одной стороны, большой доступностью игровых упражнений, а с другой – стремлением ребенка к освоению все новых и новых заданий;

4) проводить последовательно и систематично работу с использованием повторяющихся видов арт-тренажеров в различных вариантах их содержания и обыгрывания, поскольку именно повторяемость заданий придает дошкольникам уверенность, тренирует и автоматизирует движения руки.

Однако, принимая в расчёт, сложность и длительность процесса подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму, мы считаем необходимым дальнейшее изучение поставленной проблемы.  

 

ЛИТЕРАТУРА

Буянова, Т.А. Изобразительное искусство для детей: познание и развлечение! [Текст] / Т.А. Буянова // «Детский сад: теория и практика», 2016, № 7 («Приобщение детей к изобразительному искусству»). – С. 32-43.

Гуров, В.А. Комплексная методика формирования универсальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников: методические рекомендации [Текст] / В.А. Гуров, А.И. Смирнов, Н.Г. Подоплелова. – Красноярск: Красноярский краевой ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2012. – 87 с.: ил., табл.

Захарова, М.М. Формирование зрительно-двигательного звена процесса письма на основе использования изобразительно-графического опыта первоклассников: Автореферат на соиск. ученой степ. кандидата пед. наук: 13.00.02 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2002. – 20 с.

Погодина, С.В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов: Автореф… на соиск. ученой степ. доктора пед. наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). – М., 2016. – 50 с.

Сорокина, Л.И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет: конспекты практических занятий: СD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом: 16+ [Текст] / Л. И. Сорокина. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 183 с.; 22 см + 1CD-ROM. – (Развивающее обучение).

Шуваева, Н.Ю. Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2 ч. Ч. I [Текст] / Н.Ю. Шуваева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. – 134 с. – С. 15-16.