Дошкольное воспитание – первая ступень непрерывного обучения детей в системе всеобщего образования. На этом этапе закладываются и формируются самые основные знания, умения и навыки, которые остаются с ребенком на протяжении всей дальнейшей жизни.
Одним из самых важных, но трудных в развитии, навыков является письмо. По мнению ряда авторов, М.М. Безруких, Т.И. Гризик, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Н.Ю. Шуваевой и др., его формирование проходит в тесной взаимосвязи со становлением ручной умелости. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, становление которого во многом зависит от согласованной работы всех уровней организации движений, достигающих необходимого развития к началу обучения детей в образовательной организации. Большое внимание необходимо уделять развитию моторики руки, формированию графомоторных навыков и координации движений руки ребенка под контролем зрения, так как «чем лучше развита моторика руки и сенсомоторная координация, тем лучше кровоснабжение головного мозга, что повышает интеллектуальные способности ребенка и мыслительную лабильность» [5, с. 6].
Педагоги начинают вести более активную подготовку руки дошкольника к письму в старших группах детского сада, когда ребенок в силу своих возрастных и психофизических возможностей готов к овладению и усвоению нового, более сложного двигательного навыка – графического. «Особенность графического навыка заключается в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, то есть такое действие, которое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка)» [2, с. 4]. А это указывает на то, что письмо является сознательной деятельностью, которой детям только предстоит овладеть.
В наилучшей степени этому способствует художественная деятельность дошкольников. Она присутствует в жизни ребенка с самого раннего этапа его развития и сопровождает в том или ином виде в течение всей жизни. М.М. Захарова говорит о том, что именно в процессе художественно-изобразительной деятельности ребенок осваивает «…рисовальные движения, генетически предваряющие графику письма, дающие основу их общему развитию. Они формируют связи зрительного и двигательного анализатора, в целом подготавливают руку ребенка к дальнейшему овладению графическими движениями» [3, с. 10].
О том, что изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение в подготовке руки к письму, отмечено и в работе Н.Ю. Шуваевой: «...ребенок осваивает такие техники рисования, как форморисование (рисование на основе геометрических форм) и линейную графику, овладев которыми он органично переходит к осмысленному использованию знаковой системы – письменности. При этом ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним задачи, художественно-изобразительная деятельность для него близка, доступна и понятна, она помогает в графическом образе передать свое видение мира» [6, с.15-16].
Одним из возможных способов включения ребенка в процесс подготовки руки дошкольника к письму, на наш взгляд, является педагогическая технология «арт-тренажер». По определению С.В. Погодиной «"Арт-тренажёр" – это система образовательных средств и мероприятий (работа с творческими заданиями, рабочими листами, динамическими таблицами, схемами, шаблонами; упражнения и пр.), которая позволяет либо закрепить имеющийся у детей изобразительный опыт, либо познакомить дошкольников с новыми способами обработки материалов, решения творческих задач» [4, с. 13]. В данной технологии предполагается тесная связь процесса рисования с тренировкой разных двигательных навыков, необходимых для письма. Выполнение заданий носит, с одной стороны, изобразительный («арт») и даже творческий характер. С другой стороны, по своему содержанию «тренажеры» близки к игровой деятельности ребенка. Поэтому такая форма подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму более интересна и доступна.
Эффективность технологии «арт-тренажер» была проверена в процессе экспериментальной работы с детьми в подготовительной к школе группе на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Многопрофильная школа № 1220» (образовательная площадка Ритмы детства).
Организация процесса использования «арт-тренажеров» в изобразительной деятельности старших дошкольников включала несколько этапов:
- Предварительный (поисковый): в процессе которого осуществлялся подбор игровых развивающих заданий, графических упражнений в специальных сборниках, детских журналах и даже раскрасках; самостоятельное создание изображений, силуэтов, трафаретов, интересных детям. В процессе изучения методической литературы мы определили основные виды арт-тренажеров, чаще всего используемых в самых разных источниках. Нами были выделены следующие, на наш взгляд, важные упражнения: обведение пунктирной линии, соединение по точкам, штриховку, лабиринт, конструирование по клеткам, графический диктант. При отборе заданий мы руководствовались тем, чтобы тренажер имел привлекательную для ребенка образную основу: в соответствии со сказочным или игровым сюжетом, к выполнению на занятии предлагалось заранее созданное частичное изображение того или иного конкретного предмета или сказочного персонажа, в контексте повествования, которое нужно было дополнить разными графическими способами. Такой подход неизменно вызывал у дошкольников любопытство и желание экспериментировать, играть и рисовать, а не просто механически копировать и повторять однообразные графические элементы.
- Ориентировочный (этап осмысления и сортировки заданий и упражнений), в процессе которого игровые графические упражнения, художественно-творческие задания, тренажеры для рисования подбирались к конкретным графическим умениям, определялось их назначение для развития или закрепления того или иного графического умения. В данном случае полученную классификацию видов арт-тренажеров мы структурировали по формируемыми ими графо-моторными движениями. Так, например, арт-тренажер, заключающийся в «обведении пунктирной линии», способствует развитию или закреплению умения совершать слитное, неотрывное, безостановочное движение руки при проведении линий. А арт-тренажеры (силуэты, трафаретные формы) под общим названием «штриховка» – способствуют закреплению умения совершать повторные ритмичные однородные движения (с одинаковым размахом руки и амплитудой движения). Умение вовремя остановить движение руки в нужной точке, эффективно развивается в процессе выполнения арт-тренажера «соединение по точкам». «Лабиринт» тренирует и закрепляет графическое умение произвольно изменять направление движения руки в зависимости от его образного воплощения. Арт-тренажер «конструирование по клеткам» способствует формированию способности детей ориентироваться на листе бумаги. Упражнение «графический диктант» включает в себя несколько умений: произвольно изменять направление движения руки, переводить речевое высказывание в графические действия, ориентироваться на листе бумаги.
- Этап компоновки заданий для каждого конкретного занятия осуществлялся с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей, на основе освоенных ими графических навыков («умелости руки»), уровня заинтересованности деятельностью, игровой и учебной мотивации, тематического единства при разнообразии самих заданий. Комбинация нескольких арт-тренажеров на каждом проводимом занятии предоставляла необходимую новизну и привлекала внимание детей как к образу, так и к способу его создания, в то же самое время, не позволяя ребенку заскучать при выполнении однообразных графических заданий и заполнении однотипных шаблонов.
- Этап реализации, применения арт-тренажеров. Мы апробировали включение арт-тренажеров в контекст игрового сказочного квеста – приключенческой игры-путешествия. Сказочный сюжет и использование героев литературных произведений создавали эмоциональный фон, заинтересованность и становились необходимой мотивационной основой деятельности дошкольников. Персонажи либо «сопровождали» детей на протяжении нескольких занятий и помогали преодолеть препятствия в виде графических диктантов и лабиринтов, либо сами «просили» о помощи, результатом которой становилось то или иное изображение (дорисованное, дополненное на основе опорных графических элементов). Выбор сказки основывается на актуальных предпочтениях и интересах детей, однако рекомендуем помнить о качестве и содержании предлагаемых детям материалов и избегать элементов агрессии, цинизма, демонстрации действий антигероев [1].
- Эмоционально-оценочный этап. Наблюдения показали, что качество выполнения графического задания, представленного в игровой и художественной форме, часто связано с тем, насколько интересен оказался сказочный персонаж, насколько эмоционально затронуло ребенка творческое задание. Дошкольники включались в контекст интерактивной истории, сопереживали главным героям, выполняли заложенные в «арт-тренажер» задания не механически. Результат выполнения задания практически в каждом арт-тренажере был очевиден самому ребенку, происходила самооценка: получился ли некий узнаваемый образ, если соединены все точки? Создано или нет завершенное изображение, если выполнены инструкции к графическому диктанту или «зеркальному» рисованию по клеточкам? Оценку решенных изобразительных и графических задач давал и педагог, но при соблюдении игровой ситуации, излагалась она чаще всего от имени персонажей сказки.
В нашей экспериментальной работе сюжет занятий основывался на приключениях героев сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли и Тотошки, которые, путешествуя из сказки в сказку, преодолевали препятствия – то есть выполняли разные задания того или иного арт-тренажера, чтобы найти своих друзей – Страшилу, Железного дровосека, Льва, а также помочь персонажам других сказок. Содержание занятий и все действия, которые встречали дети по мере прохождения квеста, были разработаны нами самостоятельно. А непосредственно графические задания мы подбирали в зависимости от содержания и задач занятия из различных источников, которые, на наш взгляд, подходили наилучшим образом для формирования или закрепления конкретного графического умения.
В практическую часть каждого занятия включалось несколько арт-тренажеров, как правило, три. Это было обусловлено тем, что отдельные тренажеры – довольно просты и доступны старшим дошкольникам и их выполнение не занимало длительного времени, а повторение только что пройденного задания не улучшало качества повторно создаваемых изображений: дети были менее сосредоточены, механически совершали движения. Мы комбинировали арт-тренажеры так, чтобы у каждого ребенка совершенствовались разные графические умения. Кроме того, мы отметили, что смена арт-тренажера позволяет поддерживать более высокий темп занятия.
Методика проведения занятий с применением педагогической технологии «арт-тренажер» заключалась в использовании различных комбинаций методов и приемов обучения. Эффективнее всего нами признаны наглядные методы: демонстрация дошкольникам иллюстраций и изображения персонажей сказок – как некое погружение в сказочную ситуацию и создание эмоционального фона. В обязательном порядке рассматривали образцы арт-тренажеров и показывали правильность выполнения тех или иных игровых заданий, создания изображений. Также невозможно представить проведение изобразительной деятельности без объяснения. Мы убедились, что несмотря на простоту и видимую доступность каждого арт-тренажера, детям требовалось кратко, отчетливо и очень точно описать последовательность их действий.
После анализа экспериментальной работы мы смогли отметить положительную динамику в развитии графических умений у детей, участвовавших в педагогическом эксперименте. Движение руки у них стало более уверенным, четким и согласованным с поставленной задачей. Дети лучше ориентировались на пространстве листа, старались контролировать выполнение графических действий, реже отвлекались, научились внимательнее слушать инструкцию (объяснение), могли лучше сосредоточиться и сконцентрироваться на выполнении упражнений-тренажеров.
Кроме того, дети заинтересовались такой формой работы и даже просили давать им дополнительное задание в виде новых арт-тренажеров (а для детей – игровых приключений) на дом. Мы зафиксировали, что дошкольники активно делились своими впечатлениями друг с другом, сообщали о своих успехах родителям, демонстрировали им свои работы. Это также служит подтверждением эффективности проведенного педагогического эксперимента. А в целом, благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей во время выполнения игровых графических упражнений и проявлении стремления повторять такую деятельность.
Отмечая положительный опыт применения технологии «арт-тренажер» в практике работы со старшими дошкольниками, мы можем назвать следующие особенности в организации эффективной деятельности с целью развития графических умений у детей старшего дошкольного возраста:
- обязательное использование сказочного сюжета, как основы мотивации к деятельности;
- повторяемость арт-тренажеров в разных вариантах содержания, а также разнообразное обыгрывание их на каждом занятии;
- чередование арт-тренажеров на занятиях с детьми дошкольного возраста с учетом уровня их технической сложности;
- акцентирование внимания детей на тех видах заданий, которые вызывают наибольшие затруднения;
- использование наглядных материалов на каждом занятии (иллюстраций с изображением персонажей сказок, изображений элементов выполнения упражнений и др.).
Таким образом, на основе результатов экспериментального исследования, апробировав различные «арт-тренажеры», и уточнив их особенности, мы разработали методические рекомендации применения арт-тренажеров для развития графических умений и навыков у старших дошкольников, способствующих подготовке детей старшего дошкольного возраста к письму:
1) использовать наглядные материалы в совокупности с показом и четкой инструкцией – правилами игры с арт-тренажером;
2) акцентировать внимание детей на определенных особенностях выполняемого игрового задания (например, в «путешествиях по лабиринтам», обратить их внимание на изображение «дорожек» и «препятствий»);
3) включать в педагогический процесс последовательно нескольких видов арт-тренажеров, что обусловлено, с одной стороны, большой доступностью игровых упражнений, а с другой – стремлением ребенка к освоению все новых и новых заданий;
4) проводить последовательно и систематично работу с использованием повторяющихся видов арт-тренажеров в различных вариантах их содержания и обыгрывания, поскольку именно повторяемость заданий придает дошкольникам уверенность, тренирует и автоматизирует движения руки.
Однако, принимая в расчёт, сложность и длительность процесса подготовки руки детей старшего дошкольного возраста к письму, мы считаем необходимым дальнейшее изучение поставленной проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
Буянова, Т.А. Изобразительное искусство для детей: познание и развлечение! [Текст] / Т.А. Буянова // «Детский сад: теория и практика», 2016, № 7 («Приобщение детей к изобразительному искусству»). – С. 32-43.
Гуров, В.А. Комплексная методика формирования универсальных графических навыков у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников: методические рекомендации [Текст] / В.А. Гуров, А.И. Смирнов, Н.Г. Подоплелова. – Красноярск: Красноярский краевой ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2012. – 87 с.: ил., табл.
Захарова, М.М. Формирование зрительно-двигательного звена процесса письма на основе использования изобразительно-графического опыта первоклассников: Автореферат на соиск. ученой степ. кандидата пед. наук: 13.00.02 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань, 2002. – 20 с.
Погодина, С.В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов: Автореф… на соиск. ученой степ. доктора пед. наук: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование). – М., 2016. – 50 с.
Сорокина, Л.И. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет: конспекты практических занятий: СD-диск с демонстрационным и раздаточным материалом: 16+ [Текст] / Л. И. Сорокина. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 183 с.; 22 см + 1CD-ROM. – (Развивающее обучение).
Шуваева, Н.Ю. Рисование – линейная графика. Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие: в 2 ч. Ч. I [Текст] / Н.Ю. Шуваева. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. – 134 с. – С. 15-16.