Создание детских инновационных фразеологических словарей в бумажном формате – вызов времени, обусловленный принципалами антропоцентрической лексикографии и особенностями фенотипа современного ребенка. Именно учёт фактора адресата словаря (валеологическое требование ограничения времени пребывания младшего школьника за компьютером, развитие у ребенка интереса к чтению как к познавательному досугу, не менее занимательному, чем компьютерные игры) потребовал от сотрудников Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии разработки фразеографической технологии, продуктом которой стала серия интерактивных словарей в бумажном формате [6], [7], [8], [9], [10].
Наша авторская концепция [3] разработана в рамках дискурсивного подхода в учебной лексикографии, позволяющего реализовать принцип интерактивности при конструировании словарного гипертекста, в полной мере учесть фактор адресата и тем самым оптимизировать восприятие словарного текста.
Способом моделирования фраземообразовательного процесса в условиях учебной коммуникации является словарная этимологическая парафраза, интерактивность которой создается посредством системы текстоорганизующих приемов [4].
Одним из таких приемов является креолизация этимологического гипертекста. В современной лингвистике под креолизованным текстом понимается «особый вид паралингвистически активного текста» [11, 97]. Е.Е. Анисимова определяет данные тексты как особый лингвовизуальный феномен, текст, в котором вербальный и невербальный компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функционирующее целое, обеспечивающее комплексное прагматическое воздействие на адресата [1, 71].
В креолизованных текстах между вербальным и иконическим компонентами устанавливаются подчиненные отношения, при которых вербальный текст полностью зависит от изобразительного ряда и само изображение выступает в качестве необходимого элемента текста [2]. Это свойство креолизованного текста в полной мере используется при словарной этимологизации фразеологизмов в рамках нашей концепции [5]. Иконические компоненты текста являются здесь репрезентантами ключевых элементов фразеологического образа, что обеспечивает адекватное осмысление внутренней формы фразеологизма, снимает возможность неполноценного восприятия вербально передаваемой информации или ее некорректной интерпретации читателем-ребенком, не имеющим достаточных фоновых знаний и запаса этнокультурно маркированной лексики, как, например, в случае с фразеологизмом ни кола ни двора [9, 57-58]. Благодаря креолизации этимологизирующего словарного текста читатель получает здесь наглядное представление о деталях и конструктивных особенностях крестьянских хозяйственных построек, осваивает культурный фон компонентов фразеологизма кол, двор, опираясь на визуализацию соответствующих реалий, и успешно осознает мотивировку фразеологического оборота. Отметим также, что за счет диалога авторов с читателем при воображаемом «обустройстве двора» по ходу этимологической истории «в книжном формате» реализуется интерактивность, так привлекающая ребенка в компьютерных играх.
В других случаях креолизованный текст дает возможность поставить юного читателя в еще более активную позицию исследователя. Так, в словарной статье «Погнаться за двумя зайцами» ребенку предлагается роль фразеолога-следопыта. Он наблюдает за следами на рисунке, размышляет над поставленными вопросами, делает выводы и раскрывает фразеологический образ. А иллюстрации в послетекстовой части словарной статьи помогают ему справиться с развивающими заданиями [9, 65-67].
Одним из приемов креолизации словарного текста является использование рисунков, построенных на эффекте оптических иллюзий – перевертышей, контрастных изображений с эффектом последствия, а также иллюзий движения. Такой прием креолизации вполне уместен при словарной репрезентации фольклорного фразеологизма как по щучьему веленью – ‘как по волшебству, как бы само собой’. «Волшебные» рисунки, которые в тексте и заданиях сопровождаются фразеологизмом как по щучьему велению, помогают ребенку усвоить значение фразеологизма: как по волшебству Емеля превращается в царевну Несмеяну, сами собой передвигаются ведра, щука оказывается в озере, а пирожок, посыпанный сахарной пудрой, – в печи. Здесь же «волшебство» на вербальном уровне – фразы-перевертыши (палиндромы), сопровождающие рисунки, – еще одна возможность проиллюстрировать значение фразеологизма, а кроме того – познакомить ребенка с интересным видом языковой игры. Приведем пример словарной разработки данного фразеологизма из комплексного интерактивного учебного фразеологического словаря в бумажном формате [9]:
КАК ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ
Как по волшебству, как бы само собой.
[компик3]
В этой словарной статье будет мало слов, но много волшебства, потому что тут нам особо рассказывать нечего, ты и так всё знаешь. Проверим?
Сказку «По щучьему велению» помнишь? Ну, конечно. Мы уверены, что хоть одно из этих изданий тебе знакомо.
А теперь давай быстро пробежимся по сказке. А точнее прокатимся. На чём? Что за вопрос?
На печке, конечно.
[печка]
Емелю узнаешь?
[емеля]
Щуку помнишь? Волшебные слова знаешь? Да-да, «по щучьему веленью».
[щука]
Что в сказке случилось с вёдрами по щучьему веленью, повторять не надо?
[ведра]
А теперь пересаживайся на сани - и в лес. Ты, конечно, помнишь, что туда сани отправились тоже по щучьему веленью.
j
[СЛОВА НАОБОРОТ]
k
[ДЕРЕВЬЯ]
* ропот – недовольство, которое выражают негромкой речью.
** древо – дерево
l
[ДА ЗА НИМИ НАЗАД]
Да, ну и пробежка! Прямо зимние Олимпийские игры: Сочи-2014! Зато всё вспомнили.
Ну, когда же, когда же начнется волшебство!? Уже сил нет терпеть! Так что же ты сидишь? Приступай скорее к заданиям. Видишь, в них нет ключей-ответовÑ? Потому что всё будет выполняться как бы само собой, как по волшебству, как по щучьему веленью.
ÏВернись к началу статьи. Найди рисунок: печка и пирожок. Секунд 20 смотри на пирожок, затем переведи взгляд на печку. Подожди немного. Видишь испеченный пирожок в печке? Он белого цвета, потому что посыпан сахарной пудрой. Если нет, пробуй ещё. У нас получилось. Скажешь, не волшебство?
ÏПосмотри на Емелю. Теперь переверни Словарь и снова посмотри на Емелю. Только это уже не Емеля, а кто? Узнаёшь? Ну, конечно, царевна Несмеяна!
ÏПомоги щуке попасть в озеро: опять секунд 30 смотри на щуку, затем переведи взгляд на озеро. Подожди немного. Получилось? Щука в озере? Чудеса!
ÏВидишь, оба ведра стоят на мостике. Переверни словарь. А теперь? Одно ведро так и стоит на мостике, а другое – уже на траве. Опять волшебство.
ÏНа рисунках 1, 2 и 3 прочитай надписи. А теперь прочитай каждую из них наоборот – справа налево. Что получается? То же самое. И тоже как по волшебству.
(Эту и другие языковые шутки мы нашли в книге С. Федина «Лучшие игры со словами».)
! На рисунке 2 раскрась стволы деревьев, которые рубит топор. Вместо нескольких стволов у тебя получится один огромный стволище! И всё как бы само собой!
G Вот так мы с тобой наполнили новыми чудесами русскую народную сказку, к которой восходит фразеологизм как по щучьему веленью. Сказочная щука, отпущенная Емелей на свободу, готова была исполнить любое его желание, достаточно было произнести «По щучьему веленью, по моему хотенью…». Отсюда и значение фразеологизма – «как по волшебству, как бы само собой».
[книг и лупа строчки] Найди в разговоре двух одноклассников фразеологизм, которому посвящена эта словарная статья, и выдели его маркером !. Попробуй определить, с какими словами в тексте наш фразеологизм совпадает по значению, и подчеркни их, чтобы лучше запомнить! А проверить себя ты сможешь, вернувшись к началу статьи.
- Серёга, ты – шахматный гений! Так здорово отыграл областной блиц-турнир! Все партии подряд выиграл. Как по щучьему велению!
- Нет, само собой так ни за что не получилось бы. Просто я каждый день тренируюсь по шесть часов. Без выходных. А кажется – побеждаю, как по волшебству. Зато ты у нас настоящий волшебник: берёшь карандаш в руки, а через минуту на бумаге – целая история в картинках. Я всегда смотрю и думаю: «Как по щучьему велению!»
- Да нет. Это тоже не по волшебству. Я каждый день рисую эскизы, тренирую глаз и руку. Бывает, за день 100 листов истрачу.
- Так что выходит, наши успехи – не по щучьему велению, а благодаря нашему труду.
´ А сейчас ты сам – волшебник. Или волшебница. А если так, то нечего сидеть дома. Иди по свету и просто помогай всем, кто к тебе обращается за помощью, твори чудеса! А фразеологизм как по щучьему явлению всегда с тобой. Где нужно, вставляй его на своём пути вместо пропусков или заменяй им соответствующие выражения (но сначала их нужно найти и подчеркнуть в тексте). Итак, в добрый путь!
¤ Первой на пути тебе повстречалась Золушка. Она держит в руках кусок ткани и горько плачет.
Волшебник: О чём ты плачешь, Золушка?
Золушка: Час назад мачеха и сёстры велели из этой ткани сшить бальные платья. А сейчас пришли и сказали, что не хотят рисунок с вогнутыми кругами, а хотят с выпуклыми. Уже ночь, все магазины закрыты, а другой ткани нет. Я пропала.
Волшебник: Не плачь, дорогая Золушка, я тебе помогу! Поверни ткань верхним краем вниз и посмотри, какой узор получился теперь.
Золушка: Ой! ……….. ! У меня ткань с выпуклыми кругами! Вот спасибо тебе!
¤ А вот и умелец Левша из словарной статьи «Подковать блоху». Он чем-то очень озабочен.
Волшебник: Левша, а Левша, могу я тебе чем-нибудь помочь?
Левша: Помоги, если сможешь. К завтрашнему дню мне нужно сделать ручные часики для блохи. Хочу удивить гостей из Англии. Механизм-то я сделал, да что-то он не заводится.
Волшебник: Уже заводится!
Левша: Да где там! Стоят часики, как и раньше.
Волшебник: А ты возьми лупуL, да посмотри!
[оптические иллюзии: шестеренки]
Левша: Точно! Пошли! Как бы само собой! ……………………………… ! Ну и волшебник!
¤ Вдруг где-то высоко в небе ты услышал птичий крик. Это гуси-лебеди. Но почему-то они словно застыли в небе. Как их ни рассматривай – не двигаются с места.
[ПТИЧКИ]
Волшебник: А вы чего, гуси-лебеди, клювы повесили?
Гуси-лебеди: Баба Яга наказала нас за то, что мы не смогли догнать Иванушку с сестрой. И теперь мы не можем летать. А скоро зима, и если мы не отправимся в теплые края, мы погибнем.
Волшебник: Не расстраивайтесь, я помогу вашему горю.
Гуси-лебеди: Да как же? Мы уже всех просили. И ветер на нас дул, и самолетами нас разгоняли, и мальчика Нильса звали из сказки Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с диким гусями». Никто не смог нам помочь, а ты-то как поможешь?
Волшебник: А вот так!
[ПТИЧКИ ЛЕТЯТ]
Гуси-лебеди: Полетели! Как ни смотри: хочешь вправо, хочешь влево, хочешь по «∞». ……………………………… ! Спасибо, добрый человек! Может, ты тогда и нашему другу Супермену поможешь? Он на твой справочный фразеологический сайт свою фотографию послал и о своей проблеме рассказал.
¤ А теперь скорее включай компьютер и открывай свой сайт – Супермен ждет помощи.
Оказывается, он не может взлететь – погода нелетная. А дел по спасению много. Ты, конечно, догадался, как помочь ему подняться в воздух. Ведь с такими чудесами ты уже встречался в начале нашей словарной статьи. Всего 20-30 секунд – и Супермен взлетит как по щучьему веленью.
[batman]
?Научи и твоих друзей делать такие чудеса. Ребята столпились у монитора и ждут руководство к действию. Составь его, используя слова и выражения из нашей бегущей строки________________________________________
Бегущая строка: Чтобы, помочь взлететь, как по щучьему велению, Супермен, затем перевести взгляд, тридцать секунд, нужно посмотреть на фотографию, белая бумага.
¤ А как помочь Светлячку – ты объяснишь ребятам и без подсказки. Но одно условие: обязательно используй фразеологизм как по щучьему веленью.
Светлячок отвечает за освещение в сказочном королевстве, а лампочка перегорела. Что нужно сделать, чтобы она загорелась как по щучьему веленью?
[lamp]
¤ А теперь объясни ребятам, как помочь королеве найти ее супруга – короля.
[КОРОЛЕВА]
?Тебе опять нужна бегущая строка? Хорошо. Но даем только основные слова и выражения: чтобы, как по щучьему веленью, перевернуть:
[мальчик и девочка спорт] Ты читаешь словарь, но немного волнуешься, что ещё не повторил таблицу умножения на 9? Будь спокоен! Сегодня в «Минутке здоровья» пальчиковая гимнастика «Таблица умножения по щучьему веленью» и арифметическая тренировка.
1. Положи обе руки на стол ладонями вверх и вытяни пальцы.
[ручки]
2. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4 и так далее до десятого.
[ручки и цифры]
3. Теперь умножаем 1 на 9. Для этого приподними (или согни), не сдвигая рук со стола, палец №1 и как по щучьему веленью получишь ответ. Для этого посмотри, сколько пальцев осталось справа. – 9. Верно. 1 х 9 = 9
[ручки загнут пальчик]
4. Давай попробуем посложнее. Умножим 8 на 9. Загибаем палец № 8. Теперь остальные пальцы, лежащие слева от поднятого, дадут в сумме число десятков, а лежащие справа - число единиц. Считаем пальцы слева от восьмого: получаем 7 (7 десятков), а справа – 2 (2 единицы). Значит, 8 х 9 = 72. Ну что, получается?
[ручки ДЕСЯТКИ И ЕДИНИЦЫ]
8 х 9 = 72
5. Еще пример: чему равно 4 х 9? Три пальца слева от четвертого и шесть справа. Значит, 4 х 9 = 36. Как по волшебству?
[ручки ДЕСЯТКИ И ЕДИНИЦЫ2]
4 х 9 = 36
А теперь пройди всю таблицу умножения на 9. Как по щучьему велению!
ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЕНЫ: ?__________________________ .
[10,52-61].
Таким образом, креолизация словарного текста позволяет показать фразеологизм читателю во всей совокупности его семантических нюансов и функционально-грамматических особенностей, а историю его происхождения наглядно представить как факт взаимодействия языка и культуры.
В результате креолизации каждой зоны словарной статьи создается интерактивный гипертекст, приближающий словарь книжного формата к познавательной компьютерной игре, уровнями которой являются рубрики словарной статьи.
Это соответствует пользовательскому запросу современного младшего школьника, а также активно реализуемым в настоящее время принципам здоровьесберегающей педагогики – позволяет снять у обучающегося ребенка эмоциональное напряжение, облегчает процесс чтения. Результатом работы с креолизованным словарным текстом становится и повышение творческой активности ребенка, который готов самостоятельно или в «сотворчестве» с одноклассниками и учителем создавать собственные креолизованные тексты.
ЛИТЕРАТУРА
Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст] / Е.Е. Анисимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Валгина, Н.С. Понятие креолизованного текста [Электронный ресурс] / Н.С. Валгина // Теория текста: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – URL.: http://evartist.narod.ru/text14/25.htm. (дата обращения 17.06.2019 г.).
Рогалёва, Е.И. Современная учебная фразеография: теория и практика [Текст] / Е.И. Рогалёва. – Псков: ООО ЛОГОС Плюс, 2014.
Рогалёва, Е.И. Технологические приёмы индуцирования интерактивности в учебном фразеологическом словаре (на лингвокраеведческом материале) [Текст] / Е.И. Рогалёва // Образовательный потенциал: международная научно-практическая конференция, посвященная распространению актуального опыта в науке и образовании, заслуживающего самого пристального внимания педагогического сообщества. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2017. – С. 151-155.
Рогалёва, Е.И. Художественная иллюстрация как средство лексикографической интерпретации фразеологического образа в учебном словаре для детей [Электронный журнал] / Е.И. Рогалёва // Педагогика искусства. – 2016. – №2. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/102-108_rogalyova.pdf (дата обращения 17.06.2019 г.).
Рогалёва, Е.И., Никитина, Т.Г. Сами с усами: Весёлый фразеологический словарь [Текст] / Е.И. Рогалёва, Т.Г. Никитина. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2018.
Рогалёва, Е.И., Никитина, Т.Г. Ума палата: Фразеологический словарь для детей [Текст] / Е.И. Рогалёва, Т.Г. Никитина. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2017.
Рогалёва, Е.И., Никитина, Т.Г. Фразеологический практикум (словарь) [Текст] / Е.И. Рогалёва, Т.Г. Никитина. – М.: ВАКО, 2012.
Рогалёва, Е.И., Никитина, Т.Г. Фразеологический словарь. Занимательные этимологические истории для детей [Текст] / Е.И. Рогалёва, Т.Г. Никитина. – М.: ВАКО, 2019.
Рогалёва, Е.И. Новый фразеологический словарь для детей [Текст] / Е.И. Рогалёва. – Псков: АНО «ЛОГОС», 2007.
Удод, Д.А. Креолизованный текст как особый вид паралингвистически активного текста [Текст] / Д.А. Удод // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 97 – 99.